Райкова Лариса Сергеевна,
преподаватель музыкально-теоретических
дисциплин ГПОАУ АО
«Амурский педагогический колледж»
МЕСТО МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ПЕДАГОГИКЕ К. Д. УШИНСКОГО
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению роли музыкального искусства в педагогике К.Д. Ушинского. Поднимаются вопросы об эстетическом воспитании личности посредством фольклора, хорового пения. Также анализируется орган слуха, как основного органа человека, отвечающего за развитие музыкальности.
Ключевые слова и фразы. Воспитание, музыкальное искусство, хоровое пение.
Основой системы образования Константина Дмитриевича Ушинского является идея страны, в которой он вырос, и с раннего возраста он считал, что дети должны изучать элементы народной культуры, осваивать родной язык и привыкать к устным произведениям народного творчества. Ушинский подчёркивал, что именно такая система образования развивает и укрепляет самые ценные психологические и нравственные качества людей, такие как патриотизм, национальная гордость и любовь к людям. В своих основных трудах «Русское слово» и «Человек как предмет воспитания» великий педагог рассматривал воспитание искусством как важный фактор становления «человеческого в человеке».
Его известные слова: «Дать человеку деятельность, которая бы наполнила его душу и могла бы наполнять её вечно, - вот истинная цель воспитания, цель живая, потому что цель эта - сама жизнь» могут быть актуальными по отношению к использованию искусства в деле «наполнения души» молодого поколения. И хотя Константин Дмитриевич практически не писал прямо о значении искусства в жизни молодёжи, в его трудах мы периодически встречаем авторские высказывания о художественном образовании: воспитании музыкой, песней, хоровым пением.
По словам К.Д. Ушинского, основной источник эстетического воспитания занимается русской классической литературой и фольклором. Он обратил внимание на то, что опора на народные образы стимулирует процесс рационального усвоения знаний, придавая им замечательный национальный колорит. По его мнению, устный фольклор должен быть выражен во всем его многообразии: притчи, пословицы, поговорки, шутки, загадки, песни, сказки – всё это присутствует в дошкольном и школьном образовании детей. На более высоком этапе обучения – средних и высших учебных заведениях - фольклорные произведения заменяют классические шедевры. Таким образом, живопись и музыка, поэзия и скульптура вдохновляют его как важнейшее средство эстетического развития человека.
В первом томе своего капитального труда «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» Константин Дмитриевич разбирает и анализирует строение и назначение органов чувств, в частности органа слуха. Знакомясь с этим материалом, любой специалист, имеющий отношение к музыке, может заметить, что речь в этом разделе идёт не о физиологическом анализе слухового аппарата. Учёный видит в органе слуха прежде всего его человеческую, чувственную, эстетическую сущность. И хотя сам Ушинский весьма невысоко оценивает собственные музыкальные способности, его анализ человеческого слуха насыщен эстетическими, художественными и музыкальными ассоциациями, что подтверждает глубокое проникновение Ушинского в чувственную сущность музыкального слуха в целом.
В своих трудах педагог подчёркивал, что мы слышим не простые тоны, а смешанные, то есть звуки и шумы, и наш слух имеет способность разлагать звук на составляющие его созвучия и, слушая многие звуки разом, следить за каждым звуком отдельно. Ушинский отмечал, что психолог и физиолог Иоганнес Мюллер, уделявший много внимания музыкальному слуху, говорил, что «музыкант, слушая целый оркестр, может выбрать в нём какой-нибудь один инструмент и следить за игрой именно этого инструмента». Цитируя слова Мюллера, Ушинский хотел акцентировать внимание на таком важном факте музыкальной педагогики, к которому стремится каждый преподаватель музыкальных дисциплин – чтобы учащийся смог выделить в своём сознании основную музыкальную тему или достаточно интересное звучание какого-либо инструмента, то есть сознательным усилием воли «отключить» слышание других групп инструментов, и, наконец, в процессе постоянной музыкальной практики восприятия волевым усилием вновь услышать, словно дирижёр, видящий партитуру, тембровую гармонию звучания оркестра.
В своих работах Ушинский не раз задавался вопросом: «Отчего же зависит гармония звуков?». Отвечая на него, он пытается выстроить свою теорию благозвучия и диссонанса, которая является весьма актуальной и для современной музыкальной педагогики. Не удивительно, что Ушинский со знанием дела демонстрирует знания музыкальной грамоты, ибо любой или каждый интеллигентный человек того времени считал необходимым быть музыкально образованным человеком.
Таким образом, Ушинский с педагогических позиций анализирует деятельность органа слуха по отношению к музыкальному искусству, отмечая, что степень удовольствия, получаемая нами от сочетания звуков, зависит и от их разнообразия. И делает важнейший педагогический вывод: «Звуки, которые мы уже прослушали, не исчезают из нашей памяти, и следы слышанного вносятся нами в то, что мы ещё слушаем: этим открывается новое поле для работы художественного сознания, для сравнений и различений. […] Словом, наше сознание для своей беспрестанной успешной работы в мире звуков требует, чтобы звуки, его занимающие, были разнообразны и в то же время выходили как бы из одного мотива, чтобы мы ощущали разом и удобство повторения, и прелесть новизны, чтобы различающая и сравнивающая работа сознания совершалась обширно, разнообразно и везде успешно, чтобы ни один толчок диссонанса не мешал этой работе и чтобы, наконец, работа эта усложнялась вместе с развитием музыкальной пьесы и в то же время трудность самой работы не увеличивалась».
Не оставил без внимания Константин Дмитриевич и ведущую роль народного искусства, служащего прекрасным средством становления специалистов в сфере художественного образования. Ушинский разъяснял, что каждый народ вкладывает своё в понятие красоты, и понятие прекрасного и совершенного складывалось в тесной связи с развитием истории этого народа. Из народной массы «льётся чудная народная песнь, из которой черпают все своё вдохновение и поэт, и художник, и музыкант». В прекрасном народном языке много и глубоко философского вкуса», - говорил он.
Великий русский педагог большую роль в эстетическом развитии человека отводил непосредственно произведениям искусства и изучению их истории. Поэтому, он предлагал в учебный план народной (начальной) школы включать пение, музыку, рисование, рассматривая здесь эти предметы как необходимые средства воспитания человека. Он высоко ценил мелодичные русские и украинские народные песни, считая, что песня не только эстетически воздействует на человека, но и является прекрасным организующим началом. Также, большую эстетическую ценность имеют, по его мнению, «школьные и домашние праздники, соединяющие различные виды художественной деятельности детей». При этом, понимая важную роль педагога в эстетическом воспитании детей, К. Д. Ушинский ставит вопрос о необходимости художественного и музыкального образования будущих учителей и воспитателей. Поэтому, одним из эффективных способов воспитания культурной личности, он предлагает воспользоваться таким мощным организующим видом деятельности, как хоровое пение.
В его публикациях рассуждения о воспитательном значении хорового пения занимают значительное место. Ушинский говорил о нём как о могучем средстве, одухотворяющем и освежающем человека, располагающем дружных певцов к дружному хорошему делу. Он буквально воспевает воспитательную ценность пения в хоре: «Какое это могучее педагогическое средство - хоровое пение! Как оно оживляет утомлённые силы детей, как оно быстро организует класс!».
В хоре человеческий голос выступает в качестве инструмента и может использоваться всеми его участниками. И будучи популярным и доступным, хор становится очень эффективной формой воспитания детей. Ведь, часто другие виды музыкальной деятельности сопровождаются песнями: танцы, хороводы, игра на музыкальных инструментах. Именно поэтому песни всегда существуют в жизни человека, помогают заполнить досуг и организовать творческую деятельность.
Ушинский подчеркивает, что в работе учителя музыки такую форму работы, как хор, следует использовать регулярно. Предлагая детям петь в хоре между классами, они соревнуются друг с другом и начинают, в то же время, действовать как единый коллектив. Только песня способна объединять несколько отдельных эмоций в одну сильную эмоцию и несколько сердец в одно очень чувствительное сердце! Это очень важно для совместного преодоления трудностей.
По словам Ушинского, следующие положительные характеристики свойственны для хора как коллективной музыкальной деятельности и положительно влияют на музыкальное и общекультурное развитие личности:
- групповая форма работы позволяет человеку легче учиться, обучать и учить, так как он в процессе этой работы знакомится и с лидерами, и с отстающими сверстниками;
- участие в общем деле формирует способность людей общаться и объективно оценивать свое поведение и устранять существующие недостатки, как музыкальные (качество слуха и голоса, певческие способности), так и поведенческие;
- работая в хоре, человек учится формировать положительные качества и использовать свои сильные стороны, музыкальные способности и навыки на благо себя и хора;
- в процессе коллективного пения развиваются инициатива и другие амбициозные качества, чувство независимости и ощущение «локтя»;
- хор позволяет четко отслеживать свои успехи и недостатки и соответствующим образом отмечать их поощрением и комментариями.
Итак, К.Д. Ушинский рассматривал эстетическое воспитание как важную составную часть духовного развития человека, а музыкальное образование – его неотъемлемым средством. Музыка и хоровое пение в частности, обладают, по мнению Ушинского, большой силой эмоционального воздействия на человека, являются одним из мощных компонентов эстетического воспитания, наиболее популярной формой музыкального развития и, в конечном счете, воспитания в области человеческой культуры.
Педагогическое творчество Константина Дмитриевича Ушинского весьма актуально и в наши дни. Его суждения о значении и роли искусства в жизни человека настолько ёмки и значимы, что и сегодня в его творениях мы открываем для себя всё новые и новые горизонты, дидактические средства и методы.
На основании изложенного можно сделать вывод, что средства и методы воспитания в его трудах направлены на эстетическое развитие личности. Они включают в себя народную жизнь, труд и духовность русского народа, социальные, национальные и общечеловеческие традиции, образ жизни, идеи, разработанные за тысячи лет добра и справедливости, а также «нормы народной морали». В контексте рассмотрения традиционных ценностей педагогики, фольклорной основы образования и развития, необходимо продолжать систематическую работу по исследованиям Ушинского, реализации путей и возможности включения его идей в практике современной педагогики.
Список источников, литературы и электронных ресурсов:
1. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е изд. / Под ред. Е. М. Орловой. – Л.: Музыка, 1973. – 144 с.
2. Белинский В. Г. Педагогические сочинения. – СПб.: Школа и жизнь, 1912. – 259 с.
3. Кабалевский Д. Б. Педагогические размышления. Избранные статьи и доклады. – М.: Педагогика, 1986. – 192 с.
4. Локшин Д. Л. Хоровое пение в русской дореволюционной и советской школе. – М.: АПН РСФСР, 1957. – 296 с.
5. Место музыки в антропологии К.Д. Ушинского. https://studik.net/mesto-muzyki-v-antropologii-k-d-ushinskogo/
6. Рубинштейн М. М. Эстетическое воспитание детей. – М.: Практические знания, 1915. – 130 с.
7. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии: В 2-х т. Т. 1. – 2-е изд. – СПб.: Мысль, 1871. – 475 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.