Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции.
Оценка 5

Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции.

Оценка 5
doc
05.04.2024
Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции.
местоимение 1.doc

Урок русского языка 6а__________6б_________ Шедогубова Е.А.

Тема: Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции.

Цели для ученика:

 

1.      Углубить знания о местоимении как части речи;

2.      совершенствовать навыки морфологического разбора;

3.      уметь использовать в речи местоимения;

4.      повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений;

5.      совершенствовать устную и письменную речь;

6.      воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.

 

 

Цели для учителя:

 

Образовательные:

- обобщить и углубить знания о местоимении как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи);

-формирование умения использовать в речи местоимения;

- совершенствовать навыки морфологического разбора;

- повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений;

Развивающие:

- способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся;

- способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка;

- развивать устную и письменную речь;

- развивать внимательность на занятиях, при выполнении заданий;

- развивать внимательное отношение к тексту как необходимому условию выявления значения слова.

Воспитательные:

 - формировать коммуникативные навыки у уч-ся;

- воспитывать внимательность и уважение к чужому мнению и самостоятельность;

- вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка;

- воспитывать любовь к родному языку.

 

Ход урока

 

Организационный этап

 

Актуализация знаний

 

1.Минутка орфографии стр. 58

режде, чем приступить к теме урока, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи?

А какие части речи вы уже изучили?

Вспомните, на какие две группы делятся все части речи?

Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным?

Постановка учебной задачи

 

 -Сегодня мы начинаем разговор о  новой части речи. Прослушайте стихотворение

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

 Скажем: он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

 

Постановка проблемы:

-упр. 425 (устно)

-проанализируйте слова;

- что они могут обозначать;

- что вы знаете об этих словах?

Решение учебной задачи

 

-А теперь я проиллюстрирую ваши высказывания отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять:

Я говорил ему о ней,

С ним вместе уходя.

Я все-таки его умней,

Хотя боюсь дождя.

Он обо мне шепнул ему,

Но все это – вранье.

Они-то знают, почему

вступились за нее.

 

- Давайте же теперь познакомимся поближе с этой частью речи

 

Динамическая  пауза

 

Работа над учебным материалом

Слово учителя: Послушайте рассказ А.П Чехова «Моя «Она»

Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли…

Итак, о ком или о чем говорит автор?

(Моя «Она» - это лень.)

Словарная работа

Местоимение – вместо и имя, то есть вместо имени.

 

А вместо какого такого имени?

 

Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработаем над предложениями. Запишем и сравним их.

Петр подошел к незнакомому дому через два часа.

Он подошел к какому-то дому через несколько часов.

Таким образом, какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное)

На что указывают местоимения? (на предмет, признак, количество, но не называют их)

Попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их)

-Давайте сравним наш вывод с материалом учебника

Работа с теоретическим материалом ст. 58

 

 Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений.

Запишем текст:

Весна на пороге. Вскоре она вступить в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна.

Назовем все местоимения и определим их синтаксическую роль.

Работа над упражнением  в учебнике

- упр. 426 устно

- Дополнительный дидактический материал (резерв)

Рефлексия. Оценка

Самооценка обучающихся.

- Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить

материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите

местоимение МЫ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе,

то возьмите местоимение Я.

 

Урок сегодня был удачный!

Не прошел для вас он зря.

Вы все очень постарались!

А вам понравилось, друзья?

Домашнее задание

§59, упр. 427

 


Скачано с www.znanio.ru

Урок русского языка 6а__________6б_________

Урок русского языка 6а__________6б_________

Постановка проблемы: -упр. 425 (устно) -проанализируйте слова; - что они могут обозначать; - что вы знаете об этих словах?

Постановка проблемы: -упр. 425 (устно) -проанализируйте слова; - что они могут обозначать; - что вы знаете об этих словах?

Петр подошел к незнакомому дому через два часа

Петр подошел к незнакомому дому через два часа
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
05.04.2024