Урок русского языка 6а__________6б_________ Шедогубова Е.А.
Тема: Местоимение как часть речи. Общее грамматическое значение местоимения. Синтаксические функции.
Цели для ученика:
1. Углубить знания о местоимении как части речи; 2. совершенствовать навыки морфологического разбора; 3. уметь использовать в речи местоимения; 4. повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений; 5. совершенствовать устную и письменную речь; 6. воспитывать толерантность к чужому мнению и личную ответственность за выполнение коллективной работы.
|
Цели для учителя:
Образовательные: - обобщить и углубить знания о местоимении как части речи (уметь определять общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль; роль в речи); -формирование умения использовать в речи местоимения; - совершенствовать навыки морфологического разбора; - повторить орфограммы, связанные с правописанием местоимений; Развивающие: - способствовать развитию навыков самоконтроля, самооценки учебной деятельности учащихся; - способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать информацию и делать выводы; развитию речевых умений, необходимых для участия в диалоге; - содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка; - развивать устную и письменную речь; - развивать внимательность на занятиях, при выполнении заданий; - развивать внимательное отношение к тексту как необходимому условию выявления значения слова. Воспитательные: - формировать коммуникативные навыки у уч-ся; - воспитывать внимательность и уважение к чужому мнению и самостоятельность; - вырабатывать устойчивый интерес к изучению языка; - воспитывать любовь к родному языку.
|
Ход урока
Организационный этап |
|
Актуализация знаний
|
1.Минутка орфографии стр. 58 -Прежде, чем приступить к теме урока, давайте вспомним, как называется раздел лингвистики, в котором изучается слово как часть речи? А какие части речи вы уже изучили? Вспомните, на какие две группы делятся все части речи? Какие части речи относятся к самостоятельным, а какие – к служебным? |
Постановка учебной задачи
|
-Сегодня мы начинаем разговор о новой части речи. Прослушайте стихотворение Мы предмет не называем, Его признаки скрываем, Прямого не дадим ответа, Скажем: он, ты, мы, этот. Велико же будет удивленье, Если не узнали вы … (Местоимение)
Постановка проблемы: -упр. 425 (устно) -проанализируйте слова; - что они могут обозначать; - что вы знаете об этих словах? |
Решение учебной задачи
|
-А теперь я проиллюстрирую ваши высказывания отрывком из стихотворения Л. Кэрролла из его знаменитой «Алисы в стране чудес». Это стихотворение состоит почти из одних местоимений, потому-то мы и не можем ничего понять: Я говорил ему о ней, С ним вместе уходя. Я все-таки его умней, Хотя боюсь дождя. Он обо мне шепнул ему, Но все это – вранье. Они-то знают, почему вступились за нее.
- Давайте же теперь познакомимся поближе с этой частью речи
|
Динамическая пауза |
|
Работа над учебным материалом |
Слово учителя: Послушайте рассказ А.П Чехова «Моя «Она» Она, как авторитетно утверждают мои родители и начальники, родилась раньше меня. Правы они или нет, но я знаю только, что я не помню ни одного дня в моей жизни, когда бы я не принадлежал ей и не чувствовал над собой её власти. Она не покидает меня день и ночь; я тоже не выказываю поползновения удрать от неё,- связь, стало быть, крепкая, прочная… Но не завидуйте, юная читательница!.. Эта трогательная связь не приносит мне ничего, кроме несчастий. Во-первых, моя «она», не отступая от меня день и ночь, не даёт мне заниматься делом. Она мешает мне читать, писать, гулять, наслаждаться природой… Я пишу эти строки, а она толкает меня под локоть и ежесекундно, как древняя Клеопатра не менее древнего Антония, манит меня к ложу. Во-вторых, она разоряет меня, как французская кокотка. За её привязанность я пожертвовал ей всем: карьерой, славой, комфортом… По её милости я хожу раздет, живу в дешёвом номере, питаюсь ерундой, пишу бледными чернилами. Всё, всё пожирает она, ненасытная! Я ненавижу её, презираю… Давно бы пора развестись с ней, но не развёлся я до сих пор не потому, что московские адвокаты берут за развод четыре тысячи… Детей у нас пока нет… Хотите знать её имя? Извольте… Оно поэтично и напоминает Лилю, Лелю, Нелли… Итак, о ком или о чем говорит автор? (Моя «Она» - это лень.) Словарная работа Местоимение – вместо и имя, то есть вместо имени.
А вместо какого такого имени?
Для того чтобы ответить на этот вопрос, поработаем над предложениями. Запишем и сравним их. Петр подошел к незнакомому дому через два часа. Он подошел к какому-то дому через несколько часов. Таким образом, какие части речи может заменять местоимение? (имя существительное, имя прилагательное и имя числительное) На что указывают местоимения? (на предмет, признак, количество, но не называют их) Попробуйте дать определение местоимению. (Местоимение – часть речи, которая указывает на предметы, признаки и количества, но не называет их) -Давайте сравним наш вывод с материалом учебника Работа с теоретическим материалом ст. 58
Следующим заданием будет работа над синтаксической ролью местоимений. Запишем текст: Весна на пороге. Вскоре она вступить в свои права. А сейчас еще морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весеннее солнце и начнется настоящая весна. Назовем все местоимения и определим их синтаксическую роль. Работа над упражнением в учебнике - упр. 426 устно - Дополнительный дидактический материал (резерв) |
Рефлексия. Оценка |
Самооценка обучающихся. - Оцените свою работу на уроке. Если вы не смогли самостоятельно изучить материал и в течение урока работали при помощи учителя, возьмите местоимение МЫ; если вы продуктивно работали самостоятельно и в группе, то возьмите местоимение Я.
Урок сегодня был удачный! Не прошел для вас он зря. Вы все очень постарались! А вам понравилось, друзья? |
Домашнее задание |
§59, упр. 427 |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.