…Местоимения выделяются в особый класс слов – заменителей, которые, как «запасные игроки» на футбольном поле или «дублёры» в театре, выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова.
Реформатский
Александр Александрович –
российский языковед
(1900-1978гг.)
Местоимение как часть речи
План изучения местоимения
1. Общее грамматическое значение. Вопросы.
2. Морфологические признаки.
3. Синтаксическая функция.
4. Роль и употребление в речи.
МЕСТОИМЕНИЕ
Исследования учёных:
самостоятельная часть речи
называетих
указывает на
не
отвечает
на вопросы
предметы,
признаки,
количество
кто? что?
какой? чей?
сколько?
как? где?
Местоимение как часть речи
Местоимения | |||
Местоимения- существитель-ные | Местоимения-прилагатель-ные | Местоимения-числительные | Местоимения-наречия |
Я | мой |
| где |
Местоимения употребляются вместо существительных, прилагательных, числительных и наречий.
Разряды местоимений
Личные | я, ты |
Возвратные | себя |
Вопросительные | кто? чей? |
Относительные | кто, чей |
Неопределенные | некто, кое-кто |
Отрицательные | никто, ничей |
Притяжательные | мой, твой |
Указательные | тот, этот |
Определительные | весь, самый |
Личные местоимения
Единственное число | Множественное число | |
1-е лицо | Я | МЫ |
2-е лицо | | |
3-е лицо | ОН ОНА ОНО | ОНИ |
Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре.
Склонение местоимений
Им.п. | Я | Они |
Род.п. | Меня | Их, у них |
Дат. П. | Мне | Им, к ним |
Вин. П. | Меня | Их, за них |
Тв.п. | Мной | Ими, за ними |
Предл.п. | Обо мне | О них |
У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, а всё слово.
Распределите местоимения по строкам таблицы
Личные |
Притяжательные |
Возвратные |
Ваш, она, вы, моя, они, себя, твой, оно, наша, я, мы, он, свой, ты.
1. Укажите строчку, в которой записаны только личные местоимения.
Тест
3. Какую особенность имеет склонение местоимений 3-го лица?
5. Продолжите фразу.
Выпишите местоимения из текста.
У нас в доме стало твориться что-то непонятное.
Началось всё с того, что из кухни вдруг исчезла тряпка. Обыскали все комнаты, но так и не нашли.
Через несколько дней обнаружилась вторая пропажа. Проснулся я утром, хотел надеть носки, а их нет.
Потом у мамы чулок исчез. Один на полу возле постели лежит, а второго нет. Чудеса какие-то!
Какой же такой шутник у нас завёлся?
Этого шутника в конце концов я поймал. Вернее, он сам на месте преступления попался.
Как-то под утро, на рассвете, просыпаюсь и чувствую, что с меня простыня сползает. Хотел натянуть, а она ещё дальше сползает. Что такое? Привстал, гляжу – у постели Барсик. Ухватил зубами простыню за самый конец и тянет её. Я не стал мешать. Наблюдаю, что дальше будет. А Барсик поволок простыню в свой домик. Влез в него и простыню начал туда же затаскивать.
После этого случая мы открыли крышку в домике Барсика и все пропавшие вещи нашли.
Общее значение местоимений – указывать на предметы, признаки, количества, не называя их. По значению и грамматическим особенностям выделяется девять разрядов местоимений: личные, возвратные, вопросительные, относительные, неопределенные, отрицательные, притяжательные, указательные, определительные.
Личными называются местоимения, указывающие на лица, которые участвуют в разговоре. У личных местоимений при склонении изменяется не окончание, всё слово.
Возвратное местоимение СЕБЯ указывает, что совершаемое действие направлено на само действующее лицо.
Притяжательные местоимения по своему значению очень похожи на притяжательные, они указывают на принадлежность предмета кому-либо (человеку или животному) и отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи?
Выводы
Морфологические признаки местоимений.
2. Работа со словосочетаниями
Подарила ребятам, любимый край, пять дней, послышались вдалеке.
Замените выделенные слова подходящими по смыслу местоимениями.
Определите морфологические признаки местоимений.
Слова для справок: им, наш, несколько, там.
кого? |
Во втором предложении совершаемое действие направлено на само действующее лицо.
Возвратное местоимение СЕБЯ
Задачи.
1. Находить местоимения в тексте.
2. Определять роль местоимения как средства связи предложений в тексте.
3. правильно употреблять местоимения в устной и письменной речи.
Игра «Редактор»
Лицо у ней круглое.
Из ихнего окна раздавались звуки знакомой мелодии.
Мурзик, когда видел незнакомые лица, он лаял.
Повесть «Выстрел» интересна. В нем много захватывающих событий.
Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел снять с него шкуру.
Игра «Редактор»
Лицо у нее круглое.
Из их окна раздавались звуки знакомой мелодии.
Мурзик, когда видел незнакомые лица, __ лаял.
Повесть «Выстрел» интересна. В ней много захватывающих событий.
5. Троекуров велел снять шкуру с медведя, которого застрелил Дубровский.
проверь себя:
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.