Тема: Местоимения 3-го лица единственного числа.
Цель урока: знакомство с грамматическими признаками местоимений 3-его лица ед. числа
Задачи урока:
1. Повторить и закрепить понятие местоимение, личные местоимения; научиться определять местоимения 3-его лица ед. числа через выполнение упражнений по теме урока.
2. Работать над развитием и коррекцией внимания через выполнение коррекционного упражнения.
3. Воспитывать интерес к изучению предмета; воспитывать аккуратность, прилежание.
Оборудование: ноутбук, презентация, раздаточный дидактический материал, учебник.
Тип урока: изучение нового материала.
ХОД УРОКА:
I. ОРГ. МОМЕНТ.
Учитель: Здравствуйте, уважаемые взрослые, дети!
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте, дети, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Чтобы очень много знать, надо не лениться!
Чтоб пятёрки получать, надо потрудиться!
Учитель: Ребята, Вы готовы к получению новых знаний?
Тогда возьмёмся за работу! Желаю Вам успехов!
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
- Беседа с опорой на таблицу.
Учитель: Какую часть речи мы начали изучать?
Учитель: Дайте определение местоимению.
Ученик: Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Отвечает на вопросы: кто? Что?
— Что вы ещё знаете о местоимениях. (Ответы детей)
Бывает 1, 2, 3 лица, ед.и мн.ч. Изменяется по падежам (склоняется)
-Какую часть речи заменяют местоимения?(имена существительные)
Учитель: Приведите примеры.
• Коррекционное задание
Учитель: Найдите среди набора букв 8 местоимений.
(Для слабых учеников дать карточку)
КВНЯПРШМЫДВОТАВТТЫТФЖОТВЫЖГШРОНПГОНАЩКРОНОГИПЛШОНИГ
III. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА
Учитель: Ребята, вы уже можете назвать личные местоимения, но сегодня конкретно мы будем работать с местоимениями 3-го лица ед.ч.
Учитель: Итак, тема урока « Местоимения 3-го лица единственного числа» Слайд №
(Ученики записывают в тетрадь число, день недели, тему урока)
V I. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.
Учитель: Послушайте стихотворение. Догадайтесь, о чём идёт речь.
Утром так заведено –
Разомкнёшь ресницы
И к тебе идет оно
Розовой жар-птицей. /Солнце/
А стемнеет – он придет
Тоненький, смущенный, -
Он на цыпочках войдет
Долькою лимонной. /Месяц/
Срок пройдет – плывет она
В пелене тумана.
Круглолица и грустна
Будто Несмеяна! /Луна/
– Кто же такие ОНО? ОН? ОНА?
Учитель: Запишите столбиком слова-отгадки, в скобках запишите местоимения.
– А теперь через чёрточку укажите лицо, число и род имён существительных вместе с местоимениями.
– Проверьте, правильно ли вы справились:
Солнце (оно) – 3 л., ед.ч., ср.р.
Месяц (он) – 3 л., ед.ч., м.р.
Луна (она) – 3 л., ед.ч., ж.р.
Учитель: Какое местоимение соответствует каждому из этих существительных?
– Почему нельзя сказать: солнце – она, луна – он, месяц – оно?
(Это зависит от рода имени существительного. В мужском роде – он, в женском – она, в среднем – оно.)
– Какой вывод можно сделать о местоимениях 3-го лица? (Изменяются по родам, как существительные.)
V. Работа с учебником.
1.Знакомство с правилом (стр. 112)
2.Упр.154, с.113. (Комментируем задание к упражнению.)
Физминутка.
Потрудились – отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили.
VI. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Учитель: Продолжаем работу.
1. Работа у доски.
Задание: Запишите слова в каждый столбик, которые соответствуют данным местоимениям:
Он Она Оно
(Зима, снег, снежинка, мороз, окно, небо, декабрь, праздник, Дед Мороз, Снегурочка, холод, сугроб, вьюга, ель, озеро)
Учитель: Сейчас я раздам вам карточки, а вам нужно выполнить задания на них.
2. Самостоятельная работа. (Работа по карточкам)
Учитель: В парных предложениях заменить повторяющиеся существительные местоимениями 3-го лица единственного числа.
1. Зима - волшебное время года. Зима дарить детям разные забавы: катание на санках, лыжах, игры в снежки и лепка снеговиков.
2.Окно раскрашено морозным рисунком. Окно красиво сияет и блестит.
3. Снег падает хлопьями. Снег покрывает крыши домов, машины, деревья, улицы.
Учитель: Ну что, друзья мои, вы справились? Проверим, так ли у вас получилось.
3. Коллективная работа. Слайд №
Задание: Прочитайте отрывки. Назовите автора и название произведения. Впиши пропущенные местоимения. Укажи в скобках лицо и число местоимений.
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит —
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью …(он) блестит. Федор Тютчев «Чародейкою Зимою»
Снег да снежные узоры,
В поле вьюга, разговоры,
В пять часов уж тьма.
День — коньки, снежки, салазки,
Вечер — бабушкины сказки, —
Вот …(она) — зима!.. Афанасий Фет « Снег да снежные узоры»
Ей в приданое дано
Было зеркальце одно:
Свойство зеркальце имело:
Говорить … (оно) умело. Александр Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:
Учитель: Выуч.правило стр.112,упр.155 (письм.)
VIII. РЕФЛЕКСИЯ.
– Что нового вы узнали на уроке ?
-Продолжите высказывание:
Местоимение – это часть речи, которая…
Местоимения 3-его лица в ед.числе изменяются..
- Что вспомнили, чему удивились?
Слайд № МОЛОДЦЫ!
. Эмоциональное завершение урока.
– Дорогие ребята! Учитесь владеть русским языком! Говорите правильно! И помните, что МЫ всегда сильнее, чем Я.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.