«Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта дошкольников
Оценка 4.9

«Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта дошкольников

Оценка 4.9
docx
13.05.2020
«Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта дошкольников
выступление МАК.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта дошкольников»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сызранцева Любовь Сергеевна

педагог-психолог

 

 

 

 

 

 

 

 

Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/t/TmCJvj1FLh6bsEBk7xyN8OUwKfZotArGDda24iQXM/slide-38.jpgВ настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребѐнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень важна и актуальна. Дети дошкольного возраста сами по себе обладают высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства. Но для того, чтобы научиться различать эмоции и быть эмоционально отзывчивыми им требуется помощь взрослого. В этом случае необходимо побуждать детей эмоционально раскрываться, учить понимать свои эмоции и эмоции других людей. С учетом актуальности развития эмоционального интеллекта как основы успешной жизни человека с ранних лет разработка и внедрение в практику различных инструментов развития эмоционального интеллекта представляется не просто желаемым, а необходимым шагом.                               Одним из инструментов эмоционального развития детей, которые я использую в своей работе, являются метафорические ассоциативные карты, которые в настоящее время достаточно популярны в среде практических психологов.

 Метафорические ассоциативные карты(сокращённо МАК) представляют собой набор картинок величиной с игральную карту или открытку, изображающих людей, их взаимодействия, жизненные ситуации, пейзажи, животных, монстриков, абстрактные картины. Не так важно, что на них изображено, важно какая история зашифрована в этой картинке и что ребенок может по ней рассказать. Каждый ребенок наполняет картинку своим смыслом.  Метафорические ассоциативные карты  являются удобным проективным дидактическим материалом. Диапазон применения метафорических карт огромен.

В своей работе я использую  набор МАК « Монстрики чувств» для развития эмоционального интеллекта. С помощью данного инструмента дети знакомятся с эмоциями (радость, грусть, гнев, страх, интерес, удивление), а также с ключевыми понятиями необходимыми для социализации и самоорганизации (ответственность, осознанность, вдохновение, доверие).

Колода «Монстрики чувств» состоит из 25 цветных карт с изображениями 25 разных чувств и настроений. Оптимальным возрастом для работы с дошкольниками с МАК является старший дошкольный возраст (5-7 лет), так как у детей уже можно говорить об определённом уровне абстрактного мышления, необходимого для «образного ответа ». Для гиперактивных и тревожных детей набор карт сокращаю вдвое.

Использую данный комплект  в следующих направлениях психологической работы с детьми :

-различных эмоциональных состояний ;

-проработка Я - образов и образов других людей,

-коррекционная работа со страхами ;

-развивающая работа с использованием карт в качестве стимульного материала, направленная на развитие речи, эмоционального интеллекта, креативности.

Варианты использования карт в моей  работе с детьми:

*индивидуальная консультативная работа с ребёнком;

*групповая работа с детьми.

Данные карты  использую на двух уровнях: с одной стороны, с их помощью я обращаюсь к чувствам ребенка, другой стороны, обучаю социальным навыкам. Выбирая монстрика, ребёнок проецирует себя, например, каким он видит себя сейчас или каким хочет стать в будущем.

Прежде чем использовать карты, я даю детям время подружиться с картами. Вначале занятия каждый ребенок выбирает карточку, которая выражает его чувство на данную минуту; он делает короткое пояснение и возвращает карточку в круг.

 Также провожу игру  «Ассоциации». Раскладываю карточки рисунком вниз: и предлагаю детям вытянуть карточку, не показывая группе, и описать монстрика, изображенного на ней, участники должны угадать, о каком чувстве идет речь. В конце  ребенок открывает карточку и показывает всем детям.

Еще один вариант игры. Дети делятся на две группы, которые стоят лицом друг к другу. Дети группы А тянут карточку и держат ее лицом вниз, видимой только для себя. Они представляют героя-монстрика в стиле пантомимы, дети другой группы ищут соответствующие карточки на плакате или в другой такой же колоде карт.

Отмечу, что дети очень любят работать с МАК, с удовольствием рассматривают и выбирают картинки. Но на занятиях работа с картами не составляет содержание всей встречи, а, в зависимости от темы и задач, обычно занимает  до 1/3 всего занятия.

Каждый специалист может найти собственное применение МАК картам. Учитывая необходимость в инновационных технологиях  в психологической работе с детьми,  рассматриваю МАК как один из эффективных инструментов.


 

Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта дошкольников»

Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта дошкольников»

Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта

Метафорические ассоциативные карты как инструмент развития эмоционального интеллекта

Для гиперактивных и тревожных детей набор карт сокращаю вдвое

Для гиперактивных и тревожных детей набор карт сокращаю вдвое
Скачать файл