Метафорические ассоциативные карты
Оценка 5

Метафорические ассоциативные карты

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
психологическая работа +1
2 кл—3 кл
09.10.2019
Метафорические ассоциативные карты
в последнее время в современном мире люди все чаще и чаще обращаются за помощью к психологу, однако не всегда могут озвучить свою проблему, выставить ее на суд психологу, особенно это касается детей младшего школьного возраста... и тогда на выручку приходят метафорические ассоциативные карты
МАК.docx
Психологическое консультирование посредством метафорических ассоциативных карт Листратенко Оксана Алексеевна, Когда   мы   обсуждаем   проблему   здоровья   школьника,   то   обычно связываем   ее   с     физическим   здоровьем       –   охрана     зрения   и   слуха, формирование   правильной   осанки,   профилактика     вредных   привычек. Безусловно, все эти стороны здорового образа жизни очень важны. Однако под   понятием   «здоровье»   понимается   «состояние   полного   физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических   дефектов»     (Устав  Всемирной   Организации   Здравохранения ВОЗ)[1]. Мы часто забываем, что психологическое здоровье является частью физического   здоровья,   а   низкий   уровень   тревожности  –  один   из показателей психологического благополучия. Школьная тревожность – это самое   широкое   понятие,   включающее   различные   аспекты   устойчивого школьного   эмоционального   неблагополучия.   Школьная   тревожность выражается в  повышенном беспокойстве к различным учебным ситуациям,   негативной   оценке   со   стороны снижении   уровня   обучаемости,   одноклассников   и   учителя,   а   иногда   и   родителей.   Ребенок   постоянно чувствует собственную неполноценность, неуверенность в себе и в своем правильном поведении, в принятии правильного решения – все эти факторы приводят к ухудшению психологического здоровья учащихся.  В последнее время   данной проблеме уделяется большое внимание, так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения, особенности   эффективность адаптации к новым школьным условиям.    взаимоотношений   с   одноклассниками   и   педагогом, В психологической литературе, можно встретить разные определения понятия тревожности. Так А.М. Прихожан указывает, что тревожность – это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [2 с.5]. По   определению   Р.С.   Немова:   “Тревожность   –   постоянно   или ситуативно   проявляемое   свойство   человека   приходить   в   состоянии повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях” [3 с.3]. Актуальность проблемы несомненна, так как число тревожных детей стремительно   растет,   и   важно   знать   причины,   способствующие возникновению   тревожности,   чтобы   своевременно   предотвратить   их. Именно   поэтому   для   профилактики   тревожности   необходимо   помогать учащимся, находить эффективные способы, с помощью которых они могли бы научиться управлять своими эмоциями,  волнением, неуверенностью. И вот   на   этом   этапе   педагог­психолог   сталкивается   с   трудностями:   во­ первых, младшие школьники в редких   случаях обращаются за помощью сами,   обычно   с   их   проблемами   обращаются   родители;   во­вторых, психологическая   помощь   должна   быть   оказана   быстро,   так   как   одна проблема может породить другую; в­третьих, педагог­психолог не может возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него проблем,   поскольку   мышление   и   самосознание   в   детском   возрасте   еще недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка зависит от взрослых. В связи   с   указанными   выше   особенностями   с   особой   остротой   встает проблема   снижения   уровня   тревожности,     а   значит,   сохранения психического здоровья школьника.  Младший   школьник   не   в   состоянии   разобраться   в   своих переживаниях,   рассказать   о   своих   проблемах,   а     тревожные   дети,   как правило,     отказываются   рисовать,   переживая,   что   они   снова   совершат  В   ходе   этого   было   принято   решение   ­   опробировать ошибку. метафорические   ассоциативные   карты.  Метафорические   ассоциативные карты–   это   набор   картинок   величиной   с   небольшую   открытку, изображающих людей, сказочных и мультяшных героев, их взаимодействия, жизненные   ситуации,   пейзажи,   животных,   предметы   быта,   абстрактные картины[4].  Первые картинки «Монстрики чувств» были использованы с целью   установления   психологического   контакта   между   педагогом­ психологом   и   ребенком.  Через   систему   индивидуальных   коррекционных занятий   посредством   метафорических   карт   учащиеся   овладевают приемами эмоциональной саморегуляции, в ходе коррекционных занятий, учащиеся   могут   снизить   свой   уровень   тревожности,   повысить   свою эмоциональную   устойчивость   к   стрессовым   ситуациям,   сохранить психическое здоровье. В   своей   работе     я   задействую   всех   субъектов   образовательного процесса: обучающиеся, педагоги и родители. На первом диагностическом этапе выявляю детей, имеющих высокий уровень тревожности.  Накануне первого коррекционного занятия проводится консультация с родителями, педагогами   с   целью   получения   полной   информации   о   ребенке   и   его выявленной проблеме.  Первое индивидуальное занятие­диагностика длится  от 25­45 минут, все   зависит   от   настроения   ребенка,   его   коммуникабельности,   желания общения с педагогом­психологом. К первому и последующим   занятиям ставятся   цель   и   задачи.   Последующие   занятия   строю   так,   чтобы   они опирались на предыдущее.  В   начале   индивидуальных     занятий   ребенку   предлагается   выбрать картинку   с   нарисованным   монстриком,   которая   соответствует   его настроению   в   данный   момент.   Эта   карта   поможет   выявить   внутреннее настроение   ребенка,   его   чувства   и   эмоции.   Затем   предлагаю   ребенку выбрать   карту,   на   которой   изображен   «самый   ужасный   монстрик».   Эта карта укажет на страхи и опасения ребенка, его внутренние переживания. Данная методика направлена на то, чтобы избавить  ребенка от тревожного состояния. Далее ребенок исследует свои скрытые желания, свои возможности и способы   достижения   своих   целей   и   пожеланий,   при   этом   используется карта  «Счастливый монстрик».  После выбора карты проводится беседа, в которой мы находим ответы на вопросы:  Какие чувства и эмоции у тебя вызывает   счастливый   монстрик?   Как   ты   думаешь,   всем     ли   доволен монстрик? Исполнилось ли его желание?  В качестве рефлексии занятия спрашиваю ребенка: В чем ты видишь смысл нашего занятия?  Из опыта можно сказать, что дети сами могут объяснить смысл игры­ задания тем, что в проекции на монстрика ребенок увидел себя и свои желания,   что   он   тоже   может   измениться   и   стать   таким,   как   монстрик, используя такие же способы, какие предлагал для этого существа. Если ребенок  сам  не  делает  такого  анализа, тогда  помогаю ему  посредством наводящих вопросов. В своей работе я использую интересные и доступные для младшего школьного возраста приемы саморегуляции и методики овладения своими эмоциями.    На   своих   занятиях   при   помощи   метафорических   карт   я стараюсь создать обстановку, способствующую расположению ребенка к себе,   искреннее   общение   с   ним,   направленное   на   его   самовыражение, раскрытие и рефлексию. В  ходе   коррекционных   занятий   привлекаю   родителей,  педагогов   с целью наблюдения за происходящими изменениями состояния ребенка, его способами  самореализации в школе, дома. Список литературы 1. Викепедия [Электронный  ресурс]  2. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан – Москва: Московский психолого­социальный институт, 2009. – 304 с. 3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – Москва: Юрайт, 2014. – 640 с. 4. Метафорические  ассоциативные  карты  [Электронный  ресурс]   Листратенко О.А.,2019

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты

Метафорические ассоциативные карты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.10.2019