в последнее время в современном мире люди все чаще и чаще обращаются за помощью к психологу, однако не всегда могут озвучить свою проблему, выставить ее на суд психологу, особенно это касается детей младшего школьного возраста... и тогда на выручку приходят метафорические ассоциативные карты
МАК.docx
Психологическое консультирование посредством метафорических
ассоциативных карт
Листратенко Оксана Алексеевна,
Когда мы обсуждаем проблему здоровья школьника, то обычно
связываем ее с физическим здоровьем – охрана зрения и слуха,
формирование правильной осанки, профилактика вредных привычек.
Безусловно, все эти стороны здорового образа жизни очень важны. Однако
под понятием «здоровье» понимается «состояние полного физического,
душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и
физических дефектов» (Устав Всемирной Организации Здравохранения
ВОЗ)[1].
Мы часто забываем, что психологическое здоровье является частью
физического здоровья, а низкий уровень тревожности – один из
показателей психологического благополучия. Школьная тревожность – это
самое широкое понятие, включающее различные аспекты устойчивого
школьного эмоционального неблагополучия. Школьная тревожность
выражается в повышенном беспокойстве к различным учебным ситуациям,
негативной оценке со стороны
снижении уровня обучаемости,
одноклассников и учителя, а иногда и родителей. Ребенок постоянно
чувствует собственную неполноценность, неуверенность в себе и в своем
правильном поведении, в принятии правильного решения – все эти факторы
приводят к ухудшению психологического здоровья учащихся.
В последнее время данной проблеме уделяется большое внимание,
так как от степени проявления тревожности зависит успешность обучения,
особенности
эффективность адаптации к новым школьным условиям.
взаимоотношений с одноклассниками и педагогом, В психологической литературе, можно встретить разные определения
понятия тревожности. Так А.М. Прихожан указывает, что тревожность –
это “переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием
неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности” [2 с.5].
По определению Р.С. Немова: “Тревожность – постоянно или
ситуативно проявляемое свойство человека приходить в состоянии
повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических
социальных ситуациях” [3 с.3].
Актуальность проблемы несомненна, так как число тревожных детей
стремительно растет, и важно знать причины, способствующие
возникновению тревожности, чтобы своевременно предотвратить их.
Именно поэтому для профилактики тревожности необходимо помогать
учащимся, находить эффективные способы, с помощью которых они могли
бы научиться управлять своими эмоциями, волнением, неуверенностью. И
вот на этом этапе педагогпсихолог сталкивается с трудностями: во
первых, младшие школьники в редких случаях обращаются за помощью
сами, обычно с их проблемами обращаются родители; вовторых,
психологическая помощь должна быть оказана быстро, так как одна
проблема может породить другую; втретьих, педагогпсихолог не может
возложить на ребенка ответственность за решение существующих у него
проблем, поскольку мышление и самосознание в детском возрасте еще
недостаточно развиты, а кроме того, жизнь ребенка зависит от взрослых. В
связи с указанными выше особенностями с особой остротой встает
проблема снижения уровня тревожности,
а значит, сохранения
психического здоровья школьника.
Младший школьник не в состоянии разобраться в своих
переживаниях, рассказать о своих проблемах, а тревожные дети, как правило, отказываются рисовать, переживая, что они снова совершат
В ходе этого было принято решение опробировать
ошибку.
метафорические ассоциативные карты. Метафорические ассоциативные
карты– это набор картинок величиной с небольшую открытку,
изображающих людей, сказочных и мультяшных героев, их взаимодействия,
жизненные ситуации, пейзажи, животных, предметы быта, абстрактные
картины[4]. Первые картинки «Монстрики чувств» были использованы с
целью установления психологического контакта между педагогом
психологом и ребенком. Через систему индивидуальных коррекционных
занятий посредством метафорических карт учащиеся овладевают
приемами эмоциональной саморегуляции, в ходе коррекционных занятий,
учащиеся могут снизить свой уровень тревожности, повысить свою
эмоциональную устойчивость к стрессовым ситуациям, сохранить
психическое здоровье.
В своей работе я задействую всех субъектов образовательного
процесса: обучающиеся, педагоги и родители. На первом диагностическом
этапе выявляю детей, имеющих высокий уровень тревожности. Накануне
первого коррекционного занятия проводится консультация с родителями,
педагогами с целью получения полной информации о ребенке и его
выявленной проблеме.
Первое индивидуальное занятиедиагностика длится от 2545 минут,
все зависит от настроения ребенка, его коммуникабельности, желания
общения с педагогомпсихологом. К первому и последующим занятиям
ставятся цель и задачи. Последующие занятия строю так, чтобы они
опирались на предыдущее.
В начале индивидуальных занятий ребенку предлагается выбрать
картинку с нарисованным монстриком, которая соответствует его настроению в данный момент. Эта карта поможет выявить внутреннее
настроение ребенка, его чувства и эмоции. Затем предлагаю ребенку
выбрать карту, на которой изображен «самый ужасный монстрик». Эта
карта укажет на страхи и опасения ребенка, его внутренние переживания.
Данная методика направлена на то, чтобы избавить ребенка от тревожного
состояния.
Далее ребенок исследует свои скрытые желания, свои возможности и
способы достижения своих целей и пожеланий, при этом используется
карта «Счастливый монстрик». После выбора карты проводится беседа, в
которой мы находим ответы на вопросы: Какие чувства и эмоции у тебя
вызывает счастливый монстрик? Как ты думаешь, всем ли доволен
монстрик? Исполнилось ли его желание? В качестве рефлексии занятия
спрашиваю ребенка: В чем ты видишь смысл нашего занятия?
Из опыта можно сказать, что дети сами могут объяснить смысл игры
задания тем, что в проекции на монстрика ребенок увидел себя и свои
желания, что он тоже может измениться и стать таким, как монстрик,
используя такие же способы, какие предлагал для этого существа. Если
ребенок сам не делает такого анализа, тогда помогаю ему посредством
наводящих вопросов.
В своей работе я использую интересные и доступные для младшего
школьного возраста приемы саморегуляции и методики овладения своими
эмоциями.
На своих занятиях при помощи метафорических карт я
стараюсь создать обстановку, способствующую расположению ребенка к
себе, искреннее общение с ним, направленное на его самовыражение,
раскрытие и рефлексию. В ходе коррекционных занятий привлекаю родителей, педагогов с
целью наблюдения за происходящими изменениями состояния ребенка, его
способами самореализации в школе, дома.
Список литературы
1. Викепедия [Электронный ресурс]
2. Прихожан, А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая
природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан – Москва: Московский
психологосоциальный институт, 2009. – 304 с.
3. Немов, Р.С. Психология / Р.С. Немов – Москва: Юрайт, 2014. – 640 с.
4. Метафорические ассоциативные карты [Электронный ресурс]
Листратенко О.А.,2019
Метафорические ассоциативные карты
Метафорические ассоциативные карты
Метафорические ассоциативные карты
Метафорические ассоциативные карты
Метафорические ассоциативные карты
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.