Конспект урока по химии "Металлы" используется в 9 классе при изучении одноимённой темы. Он выполнен в форме двухчасовой лекции, что позволяет учащимся более полно изучить новый учебный материал. Подходит для использования как в классе с физико-математическим уклоном,так и для детей гуманитарного профиля.Конспект урока
Металлы.doc
Конспект по теме:
Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева
и строение их атомов
Химия 9 класс
(лекция, 2 ч.)
Автор: Бондарева Татьяна Сергеевна,
учитель химии и биологии
МАОУ многопрофильной гимназии №13 г.Пензы Тема лекции: Положение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева и строение их атомов
Цель лекции: Рассмотреть положение металлов в ПСХЭ, особенности строения их атомов, а также
оценить их свойства на основе знаний о строении их атомов. Повторить и обобщить сведения о
металлической химической связи и кристаллической металлической решетке.
Метод: объяснительноиллюстративный.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Этапы урока
Содержание урока
Методы,формы,кр
итерии
1.Организационны
й
момент:
Цель перед
учащимся:
Подготовка рабочего места.
Вводная беседа
Проверка наличия учебных принадлежностей и учебника.
Цель перед
учителем:
Приветствие!
Проверка отсутствующих на занятии с целью устранения пробелов
в знаниях учащихся.
Создание активной рабочей атмосферы в классе. 2.Актуализация
знаний учащихся
Что знаю?
Что хочу знать?
Что узнал?
Ход урока:
Положение
металлов в ПСХЭ
Строение атомов
металлов I –III
Металлическую
связь
Металлические
кристаллические
решётки
Объяснительно
иллюстративный
метод.
Объяснение.
Рассказ.
Фронтальная
беседа.
Таблица заполняется учащимися на интерактивной доске
3.Изучение нового
учебного
материала:
Цели перед
учащимся:
Продолжить изучение металлов и их свойств, исходя из строения
их атомов. Вспомнить понятия металлическая связь и
металлические кристаллические решётки.
Цели перед
учителем:
Продолжить формирование понятия металлы на основе изучения
строения атомов, повторить восстановительные свойства
металлов.
План лекции:
1) Положение металлов в Периодической системе
химических элементов Д.И.Менделеева
2) Строение атомов металлов
3) Свойства металлов, исходя из строения их атомов
4) Металлическая химическая связь и металлические
Запись в тетради кристаллические решётки
Положение металлов в Периодической системе химических
элементов Д.И.Менделеева
Как вам уже известно из курса химии 8 класса, большинство
химических элементов относят к металлом.
В Периодической системе Д.И.Менделеева каждый период,
кроме первого, начинается с активного химического элемента –
металла. Эти элементы образуют главную подгруппу первой
группы и называются ? (щелочными металлами) .
Благодаря чему они получили такое название? (От названия
соответствующих гидроксидов, хорошо растворимых в воде –
щелочей).
Следующие за щелочными металлами элементы, составляющие
главную подгруппу второй группы, тоже являются типичными
металлами. Из этих металлов кальций, стронций и барий
называют? (щелочноземельными металлами)
А получили они такое название потому, что их оксиды, которые
алхимики называли «землями», при растворении в воде образуют
щёлочи.
К металлам также относятся и химические элементы главной
подгруппы третьей группы, за исключением бора.
Но это ещё далеко не все элементыметаллы в таблице
Менделеева. Чтобы увидеть, где же расположены оставшиеся
элементы – металлы, нам необходимо в ПСХЭ Д.И.Менделеева
провести наклонную вертикальную линию от берилия до астата.
Тогда мы увидим, что в левой нижней части таблицы находятся
элементы металлы, а в верхней правой части – элементы
неметаллы. Строение атомов металлов
А по какому же признаку элементы – металлы относят к
той или иной группе? (по строению их атомов)
Атомы щелочных металлов содержат на внешнем
энергетическом уровне только один электрон.
Атомы щелочноземельных металлов имеют на внешнем
энергетическом уровне два электрона.
А атомы химических элементов третьей группы содержат три
электрона на внешнем энергетическом уровне.
Свойства металлов, исходя из строения их атомов
Составление электронных формул некоторых металлов, но,
чтобы этих элементов не было в закреплении и Д/з
Мы с вами видим, что атомы металлов содержат на
внешнем энергетическом уровне от 1 до 3 электронов.
Исходя из такого строения атомов элементов – металлов, давайте сделаем вывод об их свойствах.
Мы помним, что атомы металлов имеют сравнительно большие
радиусы, поэтому их внешние электроны значительно удалены от
ядра и слабо связаны с ним. Именно поэтому, при образовании
химической связи атомы металлов стремятся восстановить
полную 8электронную оболочку внешнего энергетического
уровня. Для этого атомы металлов легко отдают 13 электрона с
внешнего уровня, превращаясь в положительнозаряженные ионы.
При этом проявляют восстановительные свойства.
Металлическая химическая связь и металлические
кристаллические решётки
Металлическая связь химическая связь, обусловленная
наличием большого количества не связанных с ядрами
подвижных электронов. Атомы металлов отличаются от атомов
других элементов тем, что сравнительно слабо удерживают свои
внешние электроны. Поэтому в кристаллической решетке
металла эти электроны покидают свои атомы, превращая их в
положительно заряженные ионы:
Атомы металлов, если их сравнивать с атомами других
элементов, обладают наибольшейяяяя. Вследствие этого они
сближены так, что их внешние оболочки перекрывают друг друга.
Это облегчает отрыв валентных электронов и превращение в
узлах кристаллической решетки нейтральных атомов в
положительно заряженные ионы. Оторвавшиеся электроны
мчатся с непостижимой скоростью (20 000 км/сек), бомбят ионы,
превращая их на миг в атомы и снова ускользая. Единая система электронов в металлических веществах называется электронным
газом. Металл можно представить в виде остова из
положительных ионов, погруженного в электронный газ, который
компенсирует силы взаимного отталкивания положительных
ионов.
Видеоролик «Типы металлических кристаллических
решёток»
Физические свойства металлов
1) Агрегатное состояние. Все металлы – твердые вещества, за
исключением ртути – она жидкая.
2) Блеск, обычно серый цвет и непрозрачность. Это
свойство связано со взаимодействием свободных электронов с
падающими на металл квантами света.
3) Пластичность — это способность металлов изменять
форму при ударе, прокатываться в тонкие листы и
вытягиваться в проволоку. При этом происходит смещение
атомов и ионов кристаллической решетки, однако связи между
ними не разрываются, так как соответственно перемещаются и
электроны, образующие связь. Пластичность металлов
уменьшается в ряду Au, Ag, Cu, Sn, Pb, Zn. Fe. Золото,
например, можно прокатывать в листы толщиной до 0,003 мм,
которые используют для золочения.
4)Цвет.
5) Электропроводность. Объясняется направленным
движением свободных электронов от отрицательного полюса к
положительному под влиянием небольшой разности
потенциалов. С повышением температуры колебания ионов и
атомов металлов усиливаются, что затрудняет движение
электронов и тем самым приводит к уменьшению
электропроводности. При низких же температурах
колебательное движение ионов и атомов, наоборот, сильно
Демонстрация
видеоролика уменьшается, и электропроводность возрастает. Вблизи
абсолютного нуля электрическое сопротивление у металлов
практически отсутствует. Лучший проводник электричества
серебро, за ним идут медь, золото, алюминий, железо. По
сравнению с веществами, не имеющими свободных электронов,
проводимость металлов больше в 1025 раз.
6) Теплопроводность. Закономерность та же. Обусловлена
высокой подвижностью свободных электронов и
колебательным движением атомов, благодаря чему
происходит быстрое выравнивание температуры по массе
металла. Наибольшая теплопроводность у висмута и ртути. У
неметаллов, в которых тепло распространяется лишь
колебанием ионов и атомов кристаллической решетки,
теплопроводность в тысячу раз ниже.
7) Твердость. Самый твердый – хром (режет стекло); самые
мягкие – щелочные металлы – калий, натрий, рубидий и цезий
– режутся ножом.
8) Плотность. Она тем меньше, чем меньше атомная масса
металла и чем больше радиус его атома (самый легкий литий
(r=0,53 г/см3); самый тяжелый – осмий (r=22,6 г/см3). Металлы,
имеющие r < 5 г/см3 считаются "легкими металлами".
9) Температуры плавления и кипения. Температуры
плавления металлов различаются очень сильно: цезий и галлий
можно расплавить теплом ладоней, а температура плавления
вольфрама +3410° С. При обычных условиях единственный
жидкий металл ртуть. Металлы с t°пл. выше 1000°C
считаются тугоплавкими, ниже – легкоплавкими. Среди
металлов наиболее устойчивой, кубической структуры самые
выносливые те, у кого энергично работают электроны с d
подуровня . Чемпион по тугоплавкости вольфрам не
жаростоек. Уже при 700 °С вольфрам начинает "потеть",
покрывающая изделия прочная пленка его окисла
улетучивается. Поэтому он чемпион лишь в условиях вакуума или в атмосфере инертных газов, а во всех более трудных
условиях незаменимы платиноиды.
Прочность, температура плавления и твердость зависят от
прочности металлической связи. Она особенно велика у
тяжелых металлов. В парообразном состоянии все металлы
одноатомны, их кристаллическая решетка разрушается.
магнитными
Магнитные
10)
(ферромагнитьными) являются только три металла: железо,
никель, и кобальт, а также некоторые их сплавы. При
свойства. Явно
нагревании до определённых температур эти металлы также
теряют магнитные свойства. Некоторые сплавы железа и при
комнатной температуре не являются ферромагнитными. Все
прочие металлы разделяются на парамагнитные (притягивают
магнитами) и диамагнитные (отталкиваются магнитами).
Мы изучили положение металлов в ПСХЭ
Д.И.Менделееева, строение их атомов и свойства. Из всего
выше изложенного давайте дадим новое полное определение
металлов и подведём итоги.
Металлы – это элементы, содержащие на внешнем
энергетическом уровне 13 электрона, реже 46, легко отдающие
электроны с внешнего энергетического уровня, тем самым
проявляющие восстановительные свойства.
4.Закрепление
нового изученного
материала:
Цель перед
учащимся:
Закрепить умение составлять электронную формулу химического
элемента.
Закрепить навыки определения принадлежности элемента к той или иной группе по электронному строению его атома.
Цель перед
учителем:
Задание
Составьте электронные формулы кальция, фосфора, неона.
5.Задание на дом:
Составляется в зависимости от используемого учебного
пособия и уровня освоения материала учащимися
Запись в тетради
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Металлы(химия, 9 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.