Что такое метапредмет?
Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях
- личностном,
- метапредметном
- предметном.
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.
Поставленные задачи и проблемы
1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;
2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;
3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.
Цели метапредметного урока:
обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;
Признаки метапредметного урока
Самостоятельная учебная деятельность учащихся.
Использование образовательных технологий.
Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.
Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.
Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики
Учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни.
Формирование целостности картины мира;
Наличие основополагающих, проблемных и учебных вопросов
Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия, связь теории с практикой.
Мир многогранен,
Сложен, гибок,
Но целостен и органичен.
И в дисциплинах нам привычных
Есть связь – лишь распознать сумей!
Вооружить сумей детей
Не знаний багажом,
А способом познанья.
Эти строки - можно считать своеобразным мотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.
Принцип метапредметности в процессе обучения
20.12.2019
13
Результат
Активизация познавательной деятельности, повышение качественной успеваемости школьников
Развитие навыков самообразования и самоконтроля у школьников
Развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетентности
Повышение активности и инициативности школьников на уроке, комфортности обучения
Прием «Дерево предсказаний»
«СТВОЛ дерева» – это ТЕМА
«ВЕТОЧКИ» – это ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено)
«ЛИСТОЧКИ» – это ОБОСНОВАНИЕ этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают метапредметные компетенции
Критическое мышление;
Взаимодействие в группах;
Планирование и осуществление исследовательской деятельности;
Истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
Осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.
Результаты интегрированного обучения и его значение: 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; 4) повышает качество знаний учащихся; 5) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике;6) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях.
Пример интеграции из русского языка: степени сравнения прилагательных, прямая и косвенная речь, имя числительное, времена глаголов и так далее. И самое главное, что интеграция, зачастую, не совпадает с изучением этих тем с уровнем изучения их на уроках английского языка. Этим самым ставит нас в трудное положение!
Для формирования положительной мотивации учащихся и их активного включения в процесс речевого и культурного общения можно предложить такие задания как:
Написать письмо сказочному герою
Создать слайды памятникам любимых сказочных героев
Страноведческие викторины, кроссворды, выпуск постеров
Виртуальные путешествия по музеям англоязычных стран
Изготовление открыток
Выпуск журналов , буклетов по странам изучаемого языка
Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение
Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.
Составь план описания животного.
Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.
Расставь пункты плана в логической последовательности.
Составить опорный конспект рассказа
Составить опорную схему
Придумай вопросы по прослушанному
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.