Метапредметный подход в обучении иностранному языку

  • pptx
  • 20.12.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала презентация измененная.pptx

Метапредметный подход в обучении иностранному языку

Что такое метапредмет?



Сегодня понятия “метапредмет” и “метапредметное обучение” приобретают особую популярность. Это вполне объяснимо, ведь метапредметный подход заложен в основу новых стандартов. В примерной программе по предмету цели и образовательные результаты представлены на нескольких уровнях
- личностном,
- метапредметном
- предметном.
При таком подходе у учащихся формируется подход к изучаемому предмету как к системе знаний о мире.

Актуальность метапредметного подхода

Поставленные задачи и проблемы


1. как обеспечить УСПЕШНОСТЬ каждого учащегося в обучении;
2. как сохранить и укрепить ЗДОРОВЬЕ ребенка при организации его учебной деятельности;
3. каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а прежде всего приобретение каждым учащимся в ходе учебных занятий СОЦИАЛЬНОГО ОПЫТА.

Один из механизмов достижения поставленных целей

Метапредметный подход предполагает, что ребенок не только овладевает системой знаний, но осваивает универсальные способы действий и с их помощью сможет сам добывать информацию о мире.

“Мета” - “за”, “через”, “над”, то есть выход за рамки собственно предмета. Метапредмет основан на интеграции, на универсальных знаниях.

Цели метапредметного урока:

обучение переносу теоретических знаний по предметам в практическую жизнедеятельность учащегося;
активное применение знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности;
подготовка учащихся к реальной жизни и формирование способности решать личностно-значимые проблемы ;

Реализация метапредметности на уроках английского языка.

Teachers open the door but you must enter by yourself.
A Chinese proverb

Признаки метапредметного урока

Самостоятельная учебная деятельность учащихся.

Использование образовательных технологий.

Передача учащимся не знаний, а способов работы со знаниями.

Усвоение любого материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации.

Взаимосвязь и взаимообусловленность теории и практики

Учащийся осмысливает во время урока использование содержания материала в жизни.

Формирование целостности картины мира;

Наличие основополагающих, проблемных и учебных вопросов

Исследовательская и поисковая работа учащихся, деятельностный подход в обучении, рефлексия,  связь теории с практикой.

Мир многогранен,
Сложен, гибок,
Но целостен и органичен.
И в дисциплинах нам привычных
Есть связь – лишь распознать сумей!
Вооружить сумей детей
Не знаний багажом,
А способом познанья.

Эти строки  - можно считать своеобразным мотивом деятельности педагога, реализующего принцип метапредметности в процессе обучения.  

Принцип метапредметности в процессе обучения

Используемые методики



Ментальные карты

Приемы сворачивания информации

Денотатные графы

Схемы «фишбоун»

Кластеры


Создание ментальных карт на уроках английского языка.

20.12.2019

13

Результат

Активизация познавательной деятельности, повышение качественной успеваемости школьников

Развитие навыков самообразования и самоконтроля у школьников

Развитие информационного мышления школьников, формирование информационно-коммуникационной компетентности

Повышение активности и инициативности школьников на уроке, комфортности обучения

20.12.2019

14

Образцы ментальных карт в зависимости от целей создания

15

Мини-карта фразового глагола «GET»

Стандартные способы записи

Текст

Таблица

Список

Графики и диаграммы

Карта-опора для построения монологической речи

Денотатный граф

Lost in the jungle

Rainwater

Plants you
know

Insects

Weather

Dangerous animals,
insects

Glass

Eat, drink

Protect yourself

Call for help

Built shelter

Stay away from
steep hillsides

Don’t touch brightly
colored insects

Find a stick

Прием «Дерево предсказаний»

«СТВОЛ дерева» – это ТЕМА
«ВЕТОЧКИ» – это ПРЕДПОЛОЖЕНИЯ, которые ведутся по двум основным направлениям - "возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено)
«ЛИСТОЧКИ» – это ОБОСНОВАНИЕ этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

дерево предсказаний

family

grandparents

parents


daughter

son

cousin

granddaughter


husband

niece

nephew

aunt

wife

great
grandmother

great
grandfather

mother

father

sister

grandmother

grandfather

brother-in-law

grandson

uncle

stepfather

stepmother

sister-in-law

brother

Приём «Кластер»

Country

Weather

The capital

Language

Food

Customs
and traditions

Sights

People

Geographical
situation

Transport

Street safety

Landscape

Leisure

Кластеры

Country

Political system

Traditions

Holidays

Main cities

Places of interest

Geographical
position

Population

Capital

Territory

Language

Схемы «фишбоун»

стимулировать критическое мышление;
визуализировать взаимосвязи между причинами и следствиями;
ранжировать факторы;
организовать работу участников мозгового штурма.

Прием «Fishbone» позволяет


Учащиеся, овладевающие стратегией «Fishbone», приобретают метапредметные компетенции
Критическое мышление;
Взаимодействие в группах;
Планирование и осуществление исследовательской деятельности;
Истолкование прочитанного и формулирование своей позиции, адекватное понимание текста;
Осознанное чтение текстов вслух и про себя с извлечением необходимой информации.

 Результаты интегрированного обучения и его значение: 1) способствует развитию научного стиля мышления учащихся; 2) даёт возможность широкого применения учащимися естественнонаучного метода познания; 3) формирует комплексный подход к учебным предметам, единый с точки зрения естественных наук взгляд на ту или иную проблему, отражающую объективные связи в окружающем мире; 4) повышает качество знаний учащихся; 5) формирует убеждение учащихся, что они могут изучать с пониманием более сложные вещи в сравнении с теми, которые предлагаются в учебнике; 6) расширяет кругозор учащихся, способствует развитию творческих возможностей учащихся, помогает более глубокому осознанию и усвоению программного материала основного курса физики, математики, информатики на уровне применения знаний, умений, навыков в новых условиях.

Пример интеграции из русского языка: степени сравнения прилагательных, прямая и косвенная речь, имя числительное, времена глаголов и так далее. И самое главное, что интеграция, зачастую, не совпадает с изучением этих тем с уровнем изучения их на уроках английского языка. Этим самым ставит нас в трудное положение!

Для формирования положительной мотивации учащихся и их активного включения в процесс речевого и культурного общения можно предложить такие задания как:
Написать письмо сказочному герою
Создать слайды памятникам любимых сказочных героев
Страноведческие викторины, кроссворды, выпуск постеров
Виртуальные путешествия по музеям англоязычных стран
Изготовление открыток
Выпуск журналов , буклетов по странам изучаемого языка

Примеры заданий на формирование умений планировать своё речевое и неречевое поведение
Составь план рассказа о себе, используя ключевые слова.
Составь план описания животного.
Составь план знакомства с новым учеником в твоем классе.
Расставь пункты плана в логической последовательности.
Составить опорный конспект рассказа
Составить опорную схему
Придумай вопросы по прослушанному

Правила нашей работы:


Детям должно быть интересно учиться, важно, чтобы они с большим желанием шли на занятия.
Родители должны видеть положительные результаты работы детей.
Преподаватель должен получать удовольствие от каждого
занятия с детьми.

В известной японской пословице сказано: «Налови мне рыбы – и я буду сыт сегодня; научи меня ловить рыбу – так я буду сыт до конца жизни».