Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 18.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метапредметный урок русского языка и литературы по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» в 12 кл. - один из нескольких уроков, составленных для анализа произведения и подготовки обучающихся к ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку. Это очень удобная форма урока, так как в вечерней школе на уроки русского языка и литературы отводится всего три часа в неделю, дополнительные занятия невозможны, а метапредметные уроки дают возможность контроля знаний сразу по двум предметам.
Иконка файла материала Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл..doc
Метапредметный урок русского языка и литературы по повести  Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» 12 класс. Цель: обеспечить усвоение  повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»,   поговорить о подвигах главных героев, воспитывать патриотический дух, умение постоять за родину; подготовка к ГВЭ по русскому языку:  актуализация знаний и навыков обучающихся по написанию сжатого  изложения и  созданию сочинения­рассуждения. Задачи урока:  1. Проанализировать повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…».                  2. Выявить проблемы, поднимаемые автором в тексте. 3. Написать изложение по прослушанному тексту. 4. Написать сочинение по тексту изложения. Ожидаемые результаты: Метапредметные:   развитие  коммуникативных способностей, связанных с умением  перерабатывать информацию: писать сжатое изложение, передавая  главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом,  применять навык отбора существенной информации, излагать текст  сжато, исключать подробности и обобщать однородные явления,  сохраняя при этом основные микротемы;  умение создавать письменные тексты с учетом речевой ситуации, формулировать проблему, поставленную автором текста, позицию  автора (рассказчика), уметь выражать свое отношение к заданному  тексту, формировать грамотность;                                                                  умение использовать полученные знания, навыки и умения в  практических заданиях, в формировании жизненного опыта, в  самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать  с получением практического результата.  Оборудование: текст изложения, раздаточный материал (карточка для  каждого обучающегося).  Карточка Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту произведения  Б.Л.Васильева. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов.  Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все  слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и  оценивается 0 баллов. 2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не  согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните  почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию  сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении  менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе  служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0  баллов. Если сочинение не опирается на прослушанный текст или  представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0  баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ход урока. Учитель.                                                                                                                      Добрый день. Сегодня наша задача – обобщить знания, полученные в  результате изучения повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», а затем  написать сжатое изложение по фрагменту повести и сочинение – рассуждение  по заданному тексту.     Сформулируйте, пожалуйста, тему повести.  (Изображение борьбы пяти  девушек во главе старшины Васкова с отрядом диверсантов­ гитлеровцев). Сформулируйте идею. (Стремление пожертвовать собой во имя спасения тех,  кто сражается бок о бок с ними, выражение любви к родной стране). Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и  физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18­19­20 лет. Они  имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые  имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус:  кто­то из интеллигентской семьи, кто­то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто­то уже и замужем побывал и мужа на войне  потерял, а кто­то лишь жил мечтами о любви. Их командир,  наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет  своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему  бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним  невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с  превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на  заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости. Что же объединяет этих девушек­зенитчиц, таких разных? Обучающаяся: Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большойсознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей  жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла,  чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая  девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита –  человек долга. Обучающаяся: Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы  для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая,  белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты  расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную  рану. Женя – девушка­украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем. Обучающаяся: Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование.  Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это  театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила  стать бойцом. Обучающаяся: Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в  лесу с отцом­егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне  цивилизации. Лиза – девушка земная, народная. Обучающаяся: Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким­то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка­воробышек. Учитель Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1­й год Великой  Отечественной войны. Противник еще силен и в чем­то превосходит Красную  Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя  погибших отцов и мужей.  В повести Б.Васильев показал противоестественность такого факта как  женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме  того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле.  А следовательно, убивает и жизнь на земле.  Учитель А теперь прочитайте задание, написанное на карточках. Это точно такое же  задание, которое будет на ГВЭ по русскому языку.Прослушайте текст и подготовьтесь к написанию сжатого изложения. Текст  читаю три раза. В кустах у поляны он замер и долго стоял не шевелясь, глазами обшаривая  сруб, старшина терпеливо ждал. И когда от угла избы чуть проплыло смутное  пятно, он не удивился. Он уже знал, что именно там стоит часовой. Он шел к нему долго, бесконечно долго, оказался за спиной неподвижного  часового. И еще медленнее, еще плавнее двинулся к этой широкой темной  спине.  И в шаге остановился. Он долго сдерживал дыхание и теперь ждал, пока  успокоится сердце. Он давно уже сунул в кобуру наган, держал в правой руке  нож сейчас и, чувствуя тяжелый запах чужого тела, медленно, по миллиметру, заносил финку для одного­единственного, решающего удара. И еще копил силы. Их было мало. Очень мало, а левая рука уже ничем не  могла помочь. Он все вложил в этот удар, все, до последней капли. Немец почти не  вскрикнул, только странно, тягуче вздохнул и сунулся на колени. Старшина  рванул скособоченную дверь, прыжком влетел в избу. А они спали. Отсыпались перед последним броском к железке. Только один  не спал, в угол метнулся, к оружию, но Васков уловил этот прыжок и почти в  упор всадил в немца пулю. Грохот ударил в низкий потолок, немца швырнуло  в стену, а старшина забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал: — Лягайт!.. Лягайт!.. Лягайт!.. И ругался черными словами. Самыми черными, какие знал… Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина.  Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много  верст один­одинешенек. Не вмещалось это понятие в фашистские их мозги, и  потому на пол легли. Мордами вниз, как велел. Все четверо легли: пятый,  прыткий самый, уж на том свете числился. И повязали друг друга ремнями, аккуратно повязали, а последнего Федот  Евграфыч лично связал и заплакал. Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал: — Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего  пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!..  Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть  судят меня! Пусть судят!.. А рука ныла, так ныла, что горело все в нем и мысли путались. И потому он  особо боялся сознание потерять и цеплялся за него, из последних силенок  цеплялся…Тот, последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди  немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об  одном только думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет. А оно на  последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от  боли той. Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец. И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули их и когда понял он, что навстречу идут свои. Русские… Учитель Приступаем к написанию изложения. Домашнее задание Написать сочинение­рассуждение по заданному тексту.