Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.
Оценка 4.6

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература +1
11 кл
18.04.2019
Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.
Метапредметный урок русского языка и литературы по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» в 12 кл. - один из нескольких уроков, составленных для анализа произведения и подготовки обучающихся к ГВЭ и ЕГЭ по русскому языку. Это очень удобная форма урока, так как в вечерней школе на уроки русского языка и литературы отводится всего три часа в неделю, дополнительные занятия невозможны, а метапредметные уроки дают возможность контроля знаний сразу по двум предметам.
Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл..doc
Метапредметный урок русского языка и литературы по повести  Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…» 12 класс. Цель: обеспечить усвоение  повести Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…»,   поговорить о подвигах главных героев, воспитывать патриотический дух, умение постоять за родину; подготовка к ГВЭ по русскому языку:  актуализация знаний и навыков обучающихся по написанию сжатого  изложения и  созданию сочинения­рассуждения. Задачи урока:  1. Проанализировать повесть Б.Л.Васильева «А зори здесь тихие…».                  2. Выявить проблемы, поднимаемые автором в тексте. 3. Написать изложение по прослушанному тексту. 4. Написать сочинение по тексту изложения. Ожидаемые результаты: Метапредметные:   развитие  коммуникативных способностей, связанных с умением  перерабатывать информацию: писать сжатое изложение, передавая  главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом,  применять навык отбора существенной информации, излагать текст  сжато, исключать подробности и обобщать однородные явления,  сохраняя при этом основные микротемы;  умение создавать письменные тексты с учетом речевой ситуации, формулировать проблему, поставленную автором текста, позицию  автора (рассказчика), уметь выражать свое отношение к заданному  тексту, формировать грамотность;                                                                  умение использовать полученные знания, навыки и умения в  практических заданиях, в формировании жизненного опыта, в  самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать  с получением практического результата.  Оборудование: текст изложения, раздаточный материал (карточка для  каждого обучающегося).  Карточка Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту произведения  Б.Л.Васильева. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов.  Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все  слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и  оценивается 0 баллов. 2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.  Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не  согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните  почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию  сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении  менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе  служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0  баллов. Если сочинение не опирается на прослушанный текст или  представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0  баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ход урока. Учитель.                                                                                                                      Добрый день. Сегодня наша задача – обобщить знания, полученные в  результате изучения повести Б.Васильева «А зори здесь тихие…», а затем  написать сжатое изложение по фрагменту повести и сочинение – рассуждение  по заданному тексту.     Сформулируйте, пожалуйста, тему повести.  (Изображение борьбы пяти  девушек во главе старшины Васкова с отрядом диверсантов­ гитлеровцев). Сформулируйте идею. (Стремление пожертвовать собой во имя спасения тех,  кто сражается бок о бок с ними, выражение любви к родной стране). Повесть «А зори здесь тихие» привлекает необычностью сюжета: на жестокой, бесчеловечной войне, где и мужчине трудно с эмоциями совладать и  физические лишения претерпеть, такими же солдатами войны становятся девушки, добровольно ушедшие на фронт. Им по 18­19­20 лет. Они  имеют разное образование: некоторые из них учились в вузах, некоторые  имеют лишь начальное образование. У них разный социальный статус:  кто­то из интеллигентской семьи, кто­то из глухой деревни. У них разный жизненный опыт: кто­то уже и замужем побывал и мужа на войне  потерял, а кто­то лишь жил мечтами о любви. Их командир,  наблюдающий за ними, старшина Васков, тактичный и чуткий, жалеет  своих бойцов, понимает, как тяжело им дается армейская наука. Ему  бесконечно жаль этих девчонок, выполнявших вместе с ним  невыполнимую боевую задачу и погибших при столкновении с  превосходящим по силе и мощи противником. Эти девчонки погибли на  заре своих лет, в самом расцвете красоты и молодости. Что же объединяет этих девушек­зенитчиц, таких разных? Обучающаяся: Рита Осянина. Жена кадрового офицера, вышедшая замуж по большой сознательной любви, настоящая офицерская жена. Она, в отличие от бывшей  жены старшины Васкова, посвятила всю свою жизнь мужу и на фронт пошла,  чтобы продолжать его дело защитника Отечества. Рита наверняка красивая  девушка, но для нее главное в жизни – долг, каким бы он ни был. Рита –  человек долга. Обучающаяся: Женя Комелькова. Девушка божественной красоты. Такие девушки созданы  для того, чтобы любоваться ими. Высокая, длинноногая, рыжеволосая,  белокожая. Женя тоже пережила личную трагедию – на ее глазах фашисты  расстреляли всю ее семью. Но Женя никому не показывает свою душевную  рану. Женя – девушка­украшение жизни, но она стала бойцом, мстителем. Обучающаяся: Соня Гурвич. Девушка из еврейской семьи, в которой ценилось образование.  Соня тоже мечтала получить университетское образование. Жизнь Сони – это  театр, библиотека, поэзия. Соня – девушка духовная, но и ее война заставила  стать бойцом. Обучающаяся: Лиза Бричкина. Девушка из глухой деревни может быть, самый полезный боец из всех пятерых, ведь не зря ей Васков дает самое трудное задание. Живя в  лесу с отцом­егерем, Лиза обучилась многим премудростям жизни вне  цивилизации. Лиза – девушка земная, народная. Обучающаяся: Галя Четвертак. Подруга Жени и Риты. Природа не наделила ее хоть каким­то намеком на женскую красоту, не дала она ей и удачливости. Галя – девушка, у которой судьба, или Бог, или природа отняли красоту, интеллект, духовность, силу – в общем, почти все. Галя – девушка­воробышек. Учитель Действие происходит в мае 1942 года. Можно сказать, идет 1­й год Великой  Отечественной войны. Противник еще силен и в чем­то превосходит Красную  Армию, в которой бойцами становятся даже юные девушки, заменяя  погибших отцов и мужей.  В повести Б.Васильев показал противоестественность такого факта как  женщина на войне. Природная задача женщины – рожать и растить детей. А на войне она должна убивать, идя против своей природной сущности. Кроме  того, само явление войны убивает женщин, продолжательниц жизни на земле.  А следовательно, убивает и жизнь на земле.  Учитель А теперь прочитайте задание, написанное на карточках. Это точно такое же  задание, которое будет на ГВЭ по русскому языку. Прослушайте текст и подготовьтесь к написанию сжатого изложения. Текст  читаю три раза. В кустах у поляны он замер и долго стоял не шевелясь, глазами обшаривая  сруб, старшина терпеливо ждал. И когда от угла избы чуть проплыло смутное  пятно, он не удивился. Он уже знал, что именно там стоит часовой. Он шел к нему долго, бесконечно долго, оказался за спиной неподвижного  часового. И еще медленнее, еще плавнее двинулся к этой широкой темной  спине.  И в шаге остановился. Он долго сдерживал дыхание и теперь ждал, пока  успокоится сердце. Он давно уже сунул в кобуру наган, держал в правой руке  нож сейчас и, чувствуя тяжелый запах чужого тела, медленно, по миллиметру, заносил финку для одного­единственного, решающего удара. И еще копил силы. Их было мало. Очень мало, а левая рука уже ничем не  могла помочь. Он все вложил в этот удар, все, до последней капли. Немец почти не  вскрикнул, только странно, тягуче вздохнул и сунулся на колени. Старшина  рванул скособоченную дверь, прыжком влетел в избу. А они спали. Отсыпались перед последним броском к железке. Только один  не спал, в угол метнулся, к оружию, но Васков уловил этот прыжок и почти в  упор всадил в немца пулю. Грохот ударил в низкий потолок, немца швырнуло  в стену, а старшина забыл вдруг все немецкие слова и только хрипло кричал: — Лягайт!.. Лягайт!.. Лягайт!.. И ругался черными словами. Самыми черными, какие знал… Нет, не крика они испугались, не гранаты, которой размахивал старшина.  Просто подумать не могли, в мыслях представить даже, что один он, на много  верст один­одинешенек. Не вмещалось это понятие в фашистские их мозги, и  потому на пол легли. Мордами вниз, как велел. Все четверо легли: пятый,  прыткий самый, уж на том свете числился. И повязали друг друга ремнями, аккуратно повязали, а последнего Федот  Евграфыч лично связал и заплакал. Слезы текли по грязному, небритому лицу, он трясся в ознобе, и смеялся сквозь эти слезы, и кричал: — Что, взяли?.. Взяли, да?.. Пять девчат, пять девочек было всего, всего  пятеро!.. А не прошли вы, никуда не прошли и сдохнете здесь, все сдохнете!..  Лично каждого убью, лично, даже если начальство помилует! А там пусть  судят меня! Пусть судят!.. А рука ныла, так ныла, что горело все в нем и мысли путались. И потому он  особо боялся сознание потерять и цеплялся за него, из последних силенок  цеплялся… Тот, последний путь он уже никогда не мог вспомнить. Колыхались впереди  немецкие спины, болтались из стороны в сторону, потому что шатало Васкова, будто в доску пьяного. И ничего он не видел, кроме этих четырех спин, и об  одном только думал: успеть выстрелить, если сознание потеряет. А оно на  последней паутинке висело, и боль такая во всем теле горела, что рычал он от  боли той. Рычал и плакал: обессилел, видно, вконец. И лишь тогда он сознанию своему оборваться разрешил, когда окликнули их и когда понял он, что навстречу идут свои. Русские… Учитель Приступаем к написанию изложения. Домашнее задание Написать сочинение­рассуждение по заданному тексту.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.

Метапредметный урок по повести Б.Васильева «А зори здесь тихие» 12 кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.04.2019