Метапредметный урок по рассказу А.И.Куприна «Гамбринус» 11 класс.

  • Разработки уроков
  • doc
  • 22.04.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Метапредметный урок по рассказу А.И.Куприна "Гамбринус" даёт возможность обучающимся для актуализации знаний по произведению А.И. Куприна, а также подготовке к ГВЭ по русскому языку. Урок рассчитан на два часа, беседа по тексту произведения и изложение в классе, сочинение обучающиеся пишут дома.
Иконка файла материала Метапредметный урок по рассказу А.doc
Метапредметный урок русского языка и литературы по рассказу  А.И.Куприна «Гамбринус» 11 класс. Цель: обратить внимание обучающихся на особенности творчества и  мироощущения А.И. Куприна на примере произведения «Гамбринус»;  показать исключительность таланта главного героя; выявить основные  проблемы, поставленные автором в рассказе; подготовка к ГВЭ по русскому  языку: актуализация знаний и навыков обучающихся по написанию сжатого  изложения и  созданию сочинения­рассуждения. Задачи урока:  1. Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Гамбринус».                                 2. Выявить проблемы, поднимаемые автором в тексте. 3. Написать изложение по прослушанному тексту. 4. Написать сочинение по тексту изложения. Ожидаемые результаты: Метапредметные:   развитие  коммуникативных способностей, связанных с умением  перерабатывать информацию: писать сжатое изложение, передавая  главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом,  применять навык отбора существенной информации, излагать текст  сжато, исключать подробности и обобщать однородные явления,  сохраняя при этом основные микротемы;  умение создавать письменные тексты с учетом речевой ситуации, формулировать проблему, поставленную автором текста, позицию  автора (рассказчика), уметь выражать свое отношение к заданному  тексту, формировать грамотность;                                                                  умение использовать полученные знания, навыки и умения в  практических заданиях, в формировании жизненного опыта, в  самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать  с получением практического результата.  Оборудование: текст изложения, раздаточный материал (карточка для  каждого обучающегося).  Карточка Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту произведения  А.И.Куприна. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов.  Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все  слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и  оценивается 0 баллов. 2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.  Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не  согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните  почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а  также на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию  сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении  менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе  служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0  баллов. Если сочинение не опирается на прослушанный текст или  представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0  баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи. Ход урока. Учитель. Добрый день. Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.И.Куприна  «Гамбринус». Это будет не просто урок, а интегрированный, или  метапредметный урок,  для его проведения мы будем привлекать знания,  умения и результаты анализа изучаемого материала не одного предмета, а  двух: русского языка и литературы.  Итогом урока будут написанные вами сжатое изложение и сочинение по  прослушанному тексту (отрывок из рассказа А.И.Куприна «Гамбринус»). Таким  образом, мы сможем оценить ваши знания по итогам изучения рассказа  А.И.Куприна «Гамбринус», а также навыки по написанию сжатого изложения и   созданию сочинения­рассуждения. Учитель Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический  отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким  отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой. Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного  кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы  героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный  самородок Сашка­скрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу  того времени. Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и  торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и  безнравственности. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а  настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной  транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества.Вопросы для обсуждения рассказа:  Какова внешность Сашки? (Невзрачна, он ничем не отличается от  общей, пестрой массы посетителей «Гамбринуса»).  Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из  бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? (Каждый  слышит в его музыке родное, глубокое личное).  Разве Сашка  действительно не чувствует и не понимает музыки?  (Сашка создает музыку, которая существует в сознании каждого из  посетителей «Гамбринуса». И потому эта музыка должна жить, как  живет ею и сам Сашка).  Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и  неумело вставляет он в рот свою свистульку?  Похож ли Сашка на известных всем романтических литературных  героев? (Сашка – исключительный герой, неромантический. Его идеал –  победа над смертью и убожеством в его собственной душе, над которой, как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческие зло,  глупость и ханжество).  Кому принадлежит последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту  фразу? (Это выражение авторской позиции). Учитель А теперь прочитайте задание, написанное на карточках. Это точно такое же  задание, которое будет на ГВЭ по русскому языку.  Прослушайте текст и подготовьтесь к написанию сжатого изложения. Текст  читаю три раза. И вот однажды, спустя месяца три, тихим весенним вечером, в то  время когда музыканты играли вальс «Ожидание», чей­то тонкий голос  воскликнул испуганно: – Ребята, Сашка!Все обернулись и встали с бочонков. Да, это был он, дважды  воскресший Сашка, но теперь обросший бородой, исхудалый, бледный. К  нему кинулись, окружили, тискали его, мяли, совали ему кружки с пивом.  Но внезапно тот же голос крикнул: – Братцы, рука­то!.. Все вдруг замолкли. Левая рука у Сашки, скрюченная и точно смятая, была приворочена локтем к боку. Она, очевидно, не сгибалась и не  разгибалась, а пальцы торчали навсегда около подбородка. – Что это у тебя, товарищ? – спросил, наконец, волосатый боцман из «Русского общества». – Э, глупости… там какое­то сухожилие или что, – ответил Сашка  беспечно. – Та­а­ак… Опять все помолчали. – Значит, и «Чабану» теперь конец? – спросил боцман участливо. – «Чабану»? – переспросил Сашка, и глаза его заиграли. – Эй ты! –  приказал он с обычной уверенностью аккомпаниатору. – «Чабана»! Ейн,  цвей, дрей!.. Пианист заиграл веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но  Сашка здоровой рукой вынул из кармана какой­то небольшой, в ладонь  величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил  этот отросток в рот, и, весь изогнувшись налево, насколько ему это  позволяла изуродованная, неподвижная рука, вдруг засвистел на окарине  оглушительно веселого «Чабана». – Хо­хо­хо! – раскатились радостным смехом зрители. – Черт! – воскликнул боцман и совсем неожиданно для самого себя  сделал ловкую выходку и пустился выделывать дробные коленца.  Подхваченные его порывом, заплясали гости, женщины и мужчины. Даже лакеи, стараясь не терять достоинства, с улыбкой перебирали на месте  ногами. Даже мадам Иванова, забыв обязанности капитана на вахте,  качала головой в такт огненной пляске и слегка прищелкивала пальцами.  И, может быть, даже сам старый, ноздреватый, источенный временем  Гамбринус пошевеливал бровями, весело глядя на улицу, и казалось, что из  рук изувеченного, скрюченного Сашки жалкая, наивная свистулька пела на  языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для  самого Сашки:– Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит  и все победит. Учитель Приступаем к написанию изложения. Домашнее задание Написать сочинение­рассуждение по заданному тексту.