Метапредметный урок по рассказу А.И.Куприна "Гамбринус" даёт возможность обучающимся для актуализации знаний по произведению А.И. Куприна, а также подготовке к ГВЭ по русскому языку. Урок рассчитан на два часа, беседа по тексту произведения и изложение в классе, сочинение обучающиеся пишут дома.
Метапредметный урок русского языка и литературы по рассказу
А.И.Куприна «Гамбринус» 11 класс.
Цель: обратить внимание обучающихся на особенности творчества и
мироощущения А.И. Куприна на примере произведения «Гамбринус»;
показать исключительность таланта главного героя; выявить основные
проблемы, поставленные автором в рассказе; подготовка к ГВЭ по русскому
языку: актуализация знаний и навыков обучающихся по написанию сжатого
изложения и созданию сочинениярассуждения.
Задачи урока:
1. Проанализировать рассказ А.И.Куприна «Гамбринус».
2. Выявить проблемы, поднимаемые автором в тексте.
3. Написать изложение по прослушанному тексту.
4. Написать сочинение по тексту изложения.
Ожидаемые результаты:
Метапредметные:
развитие коммуникативных способностей, связанных с умением
перерабатывать информацию: писать сжатое изложение, передавая
главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом,
применять навык отбора существенной информации, излагать текст
сжато, исключать подробности и обобщать однородные явления,
сохраняя при этом основные микротемы;
умение создавать письменные тексты с учетом речевой ситуации,
формулировать проблему, поставленную автором текста, позицию
автора (рассказчика), уметь выражать свое отношение к заданному
тексту, формировать грамотность;
умение использовать полученные знания, навыки и умения в
практических заданиях, в формировании жизненного опыта, в
самостоятельной деятельности, умении её планировать и реализовывать
с получением практического результата.
Оборудование: текст изложения, раздаточный материал (карточка для
каждого обучающегося).
Карточка
Прослушайте текст. Напишите сжатое изложение по фрагменту произведения
А.И.Куприна. Передайте главное содержание текста в объёме от 70 слов.
Если в сжатом изложении менее 50 слов (в подсчёт слов включаются все
слова, в том числе служебные), то такая работа считается невыполненной и
оценивается 0 баллов. 2. Напишите сочинение по прослушанному тексту.Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не
согласны Вы с точкой зрения автора прослушанного текста. Объясните
почему. Своё мнение аргументируйте, опираясь на читательский опыт, а
также на знания и жизненные наблюдения. Продумайте композицию
сочинения. Сочинение напишите в объёме от 200 слов. Если в сочинении
менее 150 слов (в подсчёт слов включаются все слова, в том числе
служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0
баллов. Если сочинение не опирается на прослушанный текст или
представляет собой пересказанный текст, то такая работа оценивается 0
баллов. Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.
Ход урока.
Учитель.
Добрый день. Сегодня у нас заключительный урок по рассказу А.И.Куприна
«Гамбринус». Это будет не просто урок, а интегрированный, или
метапредметный урок, для его проведения мы будем привлекать знания,
умения и результаты анализа изучаемого материала не одного предмета, а
двух: русского языка и литературы.
Итогом урока будут написанные вами сжатое изложение и сочинение по
прослушанному тексту (отрывок из рассказа А.И.Куприна «Гамбринус»). Таким
образом, мы сможем оценить ваши знания по итогам изучения рассказа
А.И.Куприна «Гамбринус», а также навыки по написанию сжатого изложения и
созданию сочинениярассуждения.
Учитель
Рассказ «Гамбринус», созданный Александром Куприным в исторический
отрезок времени между двумя российскими революциями, стал ярким
отражением неразрывной связи судьбы простого народа с его культурой.
Перед читателем разворачивается драма жизни посетителей пивного
кабачка Гамбринус на Дерибасовской в Одессе. Яркие и самобытные образы
героев, центральной фигурой которых является талантливый музыкальный
самородок Сашкаскрипач, наполняют неподражаемым шармом атмосферу
того времени.
Идея сюжета произведения затрагивает вечную тему бессмертия и
торжества искусства над проявлением жестокости, подлости и
безнравственности. Слова героя о том, что человека можно изувечить, а
настоящее искусство все выдержит и победит, являются здесь своеобразной
транскрипцией и звучат как апофеоз стойкости и мужества.Вопросы для обсуждения рассказа:
Какова внешность Сашки? (Невзрачна, он ничем не отличается от
общей, пестрой массы посетителей «Гамбринуса»).
Почему вне зависимости от национальности и рода занятий каждый из
бродяг считает трактирного музыканта частью «Гамбринуса»? (Каждый
слышит в его музыке родное, глубокое личное).
Разве Сашка действительно не чувствует и не понимает музыки?
(Сашка создает музыку, которая существует в сознании каждого из
посетителей «Гамбринуса». И потому эта музыка должна жить, как
живет ею и сам Сашка).
Становится ли вам жалко Сашку, когда мы читаем о том, как неловко и
неумело вставляет он в рот свою свистульку?
Похож ли Сашка на известных всем романтических литературных
героев? (Сашка – исключительный герой, неромантический. Его идеал –
победа над смертью и убожеством в его собственной душе, над которой,
как и над самой музыкой, не властно ни время, ни человеческие зло,
глупость и ханжество).
Кому принадлежит последние слова в рассказе? Как вы понимаете эту
фразу? (Это выражение авторской позиции).
Учитель
А теперь прочитайте задание, написанное на карточках. Это точно такое же
задание, которое будет на ГВЭ по русскому языку.
Прослушайте текст и подготовьтесь к написанию сжатого изложения. Текст
читаю три раза.
И вот однажды, спустя месяца три, тихим весенним вечером, в то
время когда музыканты играли вальс «Ожидание», чейто тонкий голос
воскликнул испуганно:
– Ребята, Сашка!Все обернулись и встали с бочонков. Да, это был он, дважды
воскресший Сашка, но теперь обросший бородой, исхудалый, бледный. К
нему кинулись, окружили, тискали его, мяли, совали ему кружки с пивом.
Но внезапно тот же голос крикнул:
– Братцы, рукато!..
Все вдруг замолкли. Левая рука у Сашки, скрюченная и точно смятая,
была приворочена локтем к боку. Она, очевидно, не сгибалась и не
разгибалась, а пальцы торчали навсегда около подбородка.
– Что это у тебя, товарищ? – спросил, наконец, волосатый боцман из
«Русского общества».
– Э, глупости… там какоето сухожилие или что, – ответил Сашка
беспечно.
– Тааак…
Опять все помолчали.
– Значит, и «Чабану» теперь конец? – спросил боцман участливо.
– «Чабану»? – переспросил Сашка, и глаза его заиграли. – Эй ты! –
приказал он с обычной уверенностью аккомпаниатору. – «Чабана»! Ейн,
цвей, дрей!..
Пианист заиграл веселую пляску, недоверчиво оглядываясь назад. Но
Сашка здоровой рукой вынул из кармана какойто небольшой, в ладонь
величиной, продолговатый черный инструмент с отростком, вставил
этот отросток в рот, и, весь изогнувшись налево, насколько ему это
позволяла изуродованная, неподвижная рука, вдруг засвистел на окарине
оглушительно веселого «Чабана».
– Хохохо! – раскатились радостным смехом зрители.
– Черт! – воскликнул боцман и совсем неожиданно для самого себя
сделал ловкую выходку и пустился выделывать дробные коленца.
Подхваченные его порывом, заплясали гости, женщины и мужчины. Даже
лакеи, стараясь не терять достоинства, с улыбкой перебирали на месте
ногами. Даже мадам Иванова, забыв обязанности капитана на вахте,
качала головой в такт огненной пляске и слегка прищелкивала пальцами.
И, может быть, даже сам старый, ноздреватый, источенный временем
Гамбринус пошевеливал бровями, весело глядя на улицу, и казалось, что из
рук изувеченного, скрюченного Сашки жалкая, наивная свистулька пела на
языке, к сожалению, еще не понятном ни для друзей Гамбринуса, ни для
самого Сашки:– Ничего! Человека можно искалечить, но искусство все перетерпит
и все победит.
Учитель
Приступаем к написанию изложения.
Домашнее задание
Написать сочинениерассуждение по заданному тексту.