Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству
Оценка 4.6

Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству

Оценка 4.6
Руководства для учителя
docx
другое
Взрослым
14.01.2024
Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству
Если вы сстали учителем-наставником и вам нужно составить программу, то воспользуйтесь данной программой как образцом
методическая разработка по наставничесву.docx

Методическая разработка

«Практика наставничества в образовательной организации»

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Розовская средняя общеобразовательная школа имени М.А. Буделева»

 

 

 

 

 

 

Тема методической разработки «Наставник - молодой педагог»

 

 

 

 

 

 

 

                                                            Автор методической разработки:

                                                                     Елисеева Ирина Александровна

                                                                     Учитель физики и математики

 

 

 

 

 

Оглавление.

1.Пояснительная записка    

2.Перечень локальных нормативных правовых актов  

3.Требования к наставникам и наставляемым

4.Описание набора и способов использования профессионального инструментария

5.Критерии эффективности практики наставничества в образовательной организации

6.Возможность тиражирования практики

7.Список литературы

8.Список литературы

9.Приложения  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

С 2018 года тема наставничества является одной из центральных в Национальном проекте «Образование». В условиях модернизации системы образования в России система наставничества выступает как инструмент повышения качества образования и механизм адаптации молодых педагогов. Система наставничества представляет собой форму преемственности поколений, социальный институт, осуществляющий процесс передачи и ускорения социального и профессионального опыта. Это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, способствующая повышению профессиональной компетентности и закреплению педагогических кадров.

Наставничество – помощь молодым специалистам в ознакомлении с коллективными традициями, общими правилами, профессиональными особенностями работы.

Наставничество - разновидность индивидуальной воспитательной работы с молодыми специалистами, не имеющими трудового стажа педагогической деятельности в образовательных учреждениях или со специалистами, назначенными на должность, по которой они не имеют опыта работы.

Наставниками могут быть педагогические работники, обладающие высокими профессиональными качествами, имеющие стабильные показатели в работе, обладающие коммуникативными навыками и гибкостью  в общении; имеющие высшее или среднее специальное образование, стаж педагогической работы не менее 5 лет; первую или высшую квалификационные категории.

Целью наставничества является оказание помощи молодым специалистам в их профессиональном становлении, тесное вовлечение молодого специалиста в трудовой процесс и общественную жизнь, повышение профессиональной компетенции начинающего педагога. Сопровождение молодого специалиста более опытным работником  с целью оказания помощи в овладении молодым специалистом азами профессии.

В настоящее время в школу приходят молодые специалисты, обладающие достаточным багажом знаний, но у них недостаточно умений, профессионально значимых качеств, поэтому они нуждаются в методической помощи педагога - наставника. Педагог-наставник объясняет как действовать в различных ситуациях, указывает на ошибки, помогает выявлять их причины, пути  их устранения. Наставник помогает в работе с документацией (заполнение журналов, сдача различных форм отчётности), проводит индивидуальные консультации, посещает уроки молодого специалиста, разбирает их, показывает уроки, совместно с молодым специалистом конструирует различные фрагменты урока.

Молодому специалисту необходима помощь со стороны опытного педагога – наставника, способного оказать ему практическую помощь, повысить его теоретическую и профессиональную компетентность.

Для наставника работа с молодым специалистом - способ самореализации, повышение квалификации, выход на более высокий уровень профессиональной компетенции.

Наставничество - это лучший способ передачи опыта через личный контакт и творческое взаимодействие педагогов-единомышленников разных поколений.

Задачи наставничества:

Ø привить молодым специалистам интерес к педагогической деятельности;

Ø ускорить процесс профессионального становления педагога, развить его способности самостоятельно и качественно выполнять возложенные на него обязанности по занимаемой должности;

Ø способствовать успешной адаптации молодых педагогов к корпоративной культуре, правилам поведения в образовательной организации.

Ожидаемые результаты наставничества.

Ø Закрепление молодых специалистов  в коллективе образовательной организации;

Ø Формирование у молодых педагогов    потребности    в непрерывном образовании;

Ø Организация системы методической поддержки молодых учителей;

Ø Привлечение молодых специалистов к    инновационной деятельности образовательной организации;

Ø Формирование у молодых педагогов индивидуального стиля педагогической     деятельности.

Этапы программы.

Реализация программы наставничества в образовательных организациях включает семь основных этапов.

1. Подготовка условий для запуска программы наставничества.

2. Формирование базы наставляемых.

3. Формирование базы наставников.

4. Отбор и обучение наставников.

5. Формирование наставнических пар или групп.

6. Организация работы наставнических пар или групп.

7. Завершение наставничества.

Описание этапов

1.  Подготовка условий для запуска программы наставничества.

Задачи:

-   получить поддержку концепции наставничества внутри организации

- собрать предварительные запросы от потенциальных наставляемых и выбрать соответствующие этим запросам наставников.

На этом этапе необходимо сформировать команду и выбрать куратора программы, которые будут разделять ценности и понимать цели наставничества. Правильное информирование поможет выявить запросы от потенциальных наставляемых - педагогов  - и выбрать формы наставничества, чьи ролевые модели подходят для реализации задач.

Результатом этапа является дорожная карта внедрения целевой модели наставничества, в которой прописан поэтапный ход работ и необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т.д.).

2.  Формирование базы наставляемых

Задача этапа заключается в выявлении конкретных проблем молодых педагогов образовательной организации, которые можно решить с помощью наставничества.

Работа на данном этапе сфокусирована на взаимодействии с коллективом.

Значимая часть работы посвящена мониторингу, который на этом этапе заключается в сборе и систематизации запросов от потенциальных наставляемых. Результаты систематизации запросов послужат основой для мониторинга влияния программы наставничества на наставляемых, измерения динамики изменений.

Каналы получения данных: интервью с педагогами,  методики определения самооценки, уровня развития метанавыков и другие.

Результатом этапа является сформированная база наставляемых с перечнем запросов, необходимая для подбора кандидатов в наставники на следующем этапе.

3.  Формирование базы наставников.

Задача этапа - поиск потенциальных наставников из числа педагогов, заинтересованных в тиражировании личного педагогического опыта, в получении общественного признания и мотивированных желанием создать в образовательной организации плодотворную для развития отечественной педагогики среду.

Работа состоит из двух блоков: информирование и сбор данных.

Информирование включает:

Ø распространение информации о целях и задачах программы, ее принципах и планируемых результатах;

Ø взаимодействие с аудиториями на профильных мероприятиях или при личных встречах;

Ø мотивирование, рассказ о тех возможностях, которые открывает потенциальному наставнику участие в программе (личный рост, развитие собственных гибких навыков).

Сбор данных на этом этапе включает первичное анкетирование кандидатов, в ходе которого определяется возможность участия в программе наставничества и профиль наставника по критериям: профессиональные компетенции, ресурс времени  и др. Кандидатуры наставников могут быть обсуждены на заседании методического совета или педагогического совета.

Результатом этапа является формирование базы наставников.

4. Отбор и обучение наставников

Осуществляется куратором программы, если в этом есть необходимость. Учитывая должный уровень педагогической подготовки всех участников взаимодействия, не требуется обучение коммуникативным навыкам, активному слушанию, эмпатии  и т.д. В процессе обучения куратор проекта вместе с педагогом наставником формирует стратегию, определяет регламент будущих встреч и их примерный тематический план.

5. Формирование пар "наставник-наставляемый", групп "наставник- наставляемые".

Задача этапа - сформировать пары "наставник - наставляемый" либо группы из наставника и нескольких наставляемых.

Пара закрепляется после личной встречи и обсуждения обоюдных запросов/возможностей.

6. Организация хода реализации программы наставничества

Задача данного этапа - закрепление гармоничных и продуктивных отношений в наставнической паре или группе так, чтобы они были максимально комфортными, стабильными и результативными для обеих сторон.

Работа в каждой паре или группе включает:

встречу-знакомство;

- встречу-планирование, на которой формулируются конкретные цели развития с указанием отрезков времени: от краткосрочных (1 – 3 месяца), например, решение конкретной проблемы – организация урока, дисциплины, работа с детьми с ОВЗ,  до долгосрочных (1 – 3 года), например широкие профессиональные задачи: участие в конкурсах, переподготовка, повышение квалификационной категории;

- комплекс встреч с обязательным заполнением форм обратной связи, в ходе которых происходит постепенная корректировка конкретных профессиональных или личностных навыков наставляемого. Необходимо проводить оценку промежуточных итогов. Она может быть в формате рассмотрения результатов профессионального обучения – педагогический проект, методика, открытый урок, публикация.

- итоговую встречуна которой проводится оценка полученной степени компетентности наставляемого.

7. Завершение программы наставничества

Задачи этапа - подведение итогов работы каждой пары или группы и всей программы в целом в формате личной и групповой рефлексии, а также проведение открытого публичного мероприятия для популяризации практик наставничества и награждения лучших наставников.

Опыт реализации программы может быть представлен на сайте образовательной организации.

Основные термины и понятия.

Куратор — сотрудник образовательной организации либо учреждения из числа их социальных партнеров, который отвечает за организацию программы наставничества.

Метакомпетенции способность формировать у себя новые навыки и компетенции самостоятельно, а не только манипулировать полученными извне знаниями и навыками.

      Ментор руководитель, учитель, наставник, воспитатель, неотступный    надзиратель.

  Методология наставничества система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого.

Наставничество это универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.

Наставник участник программы наставничества, имеющий успешный опыт в достижении жизненного, личностного и профессионального результата, компетентный и готовый поделиться опытом и навыками, необходимыми для стимуляции и поддержки процессов самореализации и самосовершенствования.

Наставляемый — участник программы наставничества, который через взаимодействие с наставником и при его помощи и поддержке решает конкретные жизненные, личные и профессиональные задачи, приобретает новый опыт и развивает новые навыки и компетенции. В конкретных формах наставляемый может быть определен термином «обучающийся».

Программа наставничества — комплекс мероприятий и формирующих их действий, направленных на организацию взаимоотношений наставника и наставляемого в конкретных формах для получения ожидаемых результатов.

Форма наставничества способ реализации целевой модели через организацию работы наставнической пары/группы, участники которой находятся в заданной обстоятельствами ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.

Целевая модель наставничества — система условий, ресурсов и процессов, необходимых для реализации программ наставничества в образовательных организациях.

Школьное сообщество (сообщество образовательной организации) — сотрудники данной образовательной организации, обучающиеся, их родители, выпускники и любые другие субъекты, которые объединены стремлением внести свой вклад в развитие организации и совместно действуют для достижения этой цели

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Нормативно-правовой базой на федеральном уровне внедрения наставничества являются:

1.   Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.   Указ Президента Российской Федерации от 02.03.2018 94

«Об учреждении знака отличия «За наставничество».

3.   Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 204

«О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

4.   Распоряжение Минпросвещения России от 25.12.2019 № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.04.2013 № 291 «Об утверждении Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные образовательные программы СПО».

6.     Национальный проект «Образование»: «Молодые профессионалы», «Учитель будущего».

7.   Методические рекомендации по внедрению методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным и программам.

К документам, регламентирующим деятельность наставничества в образовательной организации, можно отнести следующие (примерный перечень).

1.   Локальные акты образовательной организации

    Приказ о внедрении целевой модели наставничества.

     Приказ о назначении куратора и наставников внедрения целевой модели наставничества.

   Приказ об утверждении Положения о наставничестве, реализации целевой модели наставничества и начале реализации проекта.

  Приказ о формировании наставнических пар.

2.       Информационно-методическое сопровождение работы педагога-наставника

   Диагностический инструментарий (анкеты).

   Индивидуальный план работы (приложение 10) наставника с молодым педагогом.

   Индивидуальные планы пар «ученик ученик».

   Индивидуальные планы пар «работодатель ученик».

     Заключение по итогам адаптации к педагогической деятельности молодого педагога.

   Заключение по итогам работы пар «ученик – ученик».

    Согласия на обработку персональных данных от участников наставнической программы или их законных представителей в случае, если участники несовершеннолетние.

3.   Информационно-методическое сопровождение

Для методического сопровождения наставников форме «ученик-ученик»)  

возможно ведение журнала наставника, который разрабатывается самостоятельно в образовательной организации. Структура журнала наставника закрепляется положением, принятым в образовательной организации. Рекомендуется отразить в журнале следующие позиции: формат и форму встречи; цель встречи, содержание, результат. Данный документ поможет наставнику организовать работу, а куратору проконтролировать ее.

4. Информационно-методическое сопровождение наставничества в образовательной организации заместителем директора по УВР включает в себя информационно-аналитическую справку о работе системы наставничества в образовательной организации.

С учетом приведенного примерного перечня образовательная организация разрабатывает и утверждает соответствующие локальные акты, регулирующие процесс наставничества с учетом специфики профиля и деятельности организации.

Критерии и показатели отбора наставников, наставляемых, кураторов  образовательной организации

Общими и обязательными критериями для отбора/выдвижения для всех категорий наставников и куратора ОО являются:

    наличие личного желания стать наставником, куратором (даже при условии его выдвижения администрацией или коллективом ОО);

    авторитетность в среде коллег и обучающихся;

    высокий уровень развития ключевых компетенций:

    способность развивать других,

    способность выстраивать отношения с окружающими,

    ответственность,

    нацеленность на результат,

    умение мотивировать и вдохновлять других,

    способность к собственному профессиональному и личностному развитию.

Наставляемым может быть:

Молодой специалист, имеющий малый опыт работы — от 0 до 3 лет, испытывающий трудности в организации учебного процесса, во взаимодействии с обучающимися, другими педагогами, администрацией или родителями. Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации. Педагог, находящийся в состоянии эмоционального выгорания, хронической усталости.

Для отбора/выдвижения куратора он должен соответствовать критериям по форме наставничества «Учитель-учитель» и обладать дополнительно опытом управления персоналом, проектами, быть способным ставить SMART- цели, организовывать и контролировать работу коллектива, выстраивать коммуникативные каналы с наставниками и наставляемыми, вести переговоры с потенциальными партнерами ОО.

Критерии эффективности практики наставничества

В разделе рассмотрены наиболее важные критерии оценки, как всех субъектов наставнической деятельности, так и самих аспектов, составляющих процесс наставничества.

В части оценки наставнической программы в образовательной организации подобными критериями могут быть:

      соответствие условий организации наставнической деятельности требованиям модели и программ, по которым она осуществляется;

   оценка соответствия организации наставнической деятельности принципам, заложенным в модели и программах;

     соответствие наставнической деятельности современным подходам и технологиям;

        наличие   соответствующего   психологического климата в образовательной организации, на базе которой организован процесс наставнической деятельности;


    логичность деятельности наставника, понимание им ситуации наставляемого и правильность выбора основного направления взаимодействия;

     положительная динамика в поступлении запросов участников на продолжение работы.

В части определения эффективности всех участников     наставнической деятельности в образовательной организации:

     степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности;

    уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в наставнической деятельности;

Относительно изменений в личности наставляемого- участника программы наставничества в образовательной организации критериями динамики развития наставляемых могут выступать:

     улучшение и позитивная динамика образовательных результатов, изменение   ценностных   ориентаций   участников в сторону социально-значимых;

   нормализация уровня тревожности;

    оптимизация процессов общения;

   повышение уровня самооценки наставляемого;

    активность и заинтересованность наставляемых в участии в мероприятиях, связанных с наставнической деятельностью;

          степень применения наставляемыми полученных от наставника знаний, умений и опыта в профессиональной деятельности.

Организация систематического мониторинга наставнической деятельности позволяет четко отследить, какие происходят изменения во взаимодействиях наставника с наставляемым, какова динамика формирования наставляемого и удовлетворенности наставника своей деятельностью.

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов:

1)   качество реализации программы наставничества;

2)      мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительная динамика образовательных результатов.

Мониторинг процесса реализации программы наставничества

На первом этапе мониторинга ведется изучение (оценка) качества реализуемой программы наставничества, сильных и слабых сторон, качества совместной работы в парах и группах наставник-наставляемый. Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Первый этап мониторинга направлен на изучение (оценку) качества реализуемой   программы   наставничества,   сильных и слабых сторон, качества совместной работы пар/групп «наставник – наставляемый».

Мониторинг помогает отследить важные показатели качественного изменения образовательной организации, реализующей программу наставничества, динамику показателей социального благополучия внутри образовательной организации, профессиональное развитие педагогического коллектива в практической и научной сферах.

Цели и задачи

Мониторинг процесса реализации программ наставничества направлен на две ключевые цели:

1.   Оценка качества реализуемой программы наставничества.

2.     Оценка эффективности и полезности программы как инструмента повышения социального и профессионального благополучия внутри учебного заведения и сотрудничающих с ним организаций/индивидов.

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить:

   сбор обратной связи от участников и кураторов (метод анкетирования);

         обоснование      требований     к    процессу     наставничества,     к личности наставника;

   контроль за процессом наставничества;

            описание       особенностей       взаимодействия        наставника и наставляемого;

   определение условий эффективного наставничества;

     контроль показателей социального и профессионального благополучия;

    анализ динамики качественных и количественных изменений отслеживаемых показателей.

Возможность тиражирования практики

Распространение опыта развития наставнической деятельности педагогических и руководящих кадров будет осуществляться через публикации и научно-практические конференции; проведение методологических и методических семинаров, мастер-классов, вебинаров.

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

Общеизвестно, что, если более опытные сотрудники берут шефство над новичками, проблемы адаптации последних в коллективе не возникает. Как сделать процесс передачи ценных знаний и умений более эффективным и управляемым, какие инструменты наставничества используются в наше время, какие ошибки подстерегают тех, кто начал внедрять их?

Особенности обучения взрослых людей

Как научить чему-либо взрослого человека, как передать ему знания? Люди учатся на своем опыте и собственных переживаниях, что напрямую связано с мотивацией.

Проблема многих новых сотрудников заключается в том, что они хотят работать, но не обладают достаточными умениями. Цель наставничества помочь молодому специалисту «перейти в квадрат»

«Могу, хочу», то есть при имеющемся желании предоставить ему и возможности для продуктивной деятельности.


Рис. 1. Готовность молодого специалиста к работе

http://qrcoder.ru/code/?https%3A%2F%2Fdocs.google.com%2Fdocument%2Fd%2F1R4sh-igrm1HkBv05ZkIR87KihMdMiw_JlLfKdRLmAGg%2Fedit%3Fusp%3Dsharing&4&0(на основе модели ситуационного руководства Херси-Бланшара)

Скачать документ:


4 Бондаренко Н. Пять главных приемов наставничества. Как обучать и мотивировать взрослых людей. URL: https://clck.ru/QWQW9.

рис.1. «Готовность молодого специалиста к работе».

Ситуация «Не могу не хочу». Человек не обладает навыками и, более того, не мотивирован. Для того чтобы включить его в деятельность, необходимо сначала замотивировать его. Иначе вы столкнетесь с непреодолимым барьером защиты.

Ситуация «Не могу хочу». Человек мотивирован, поэтому открыт к получению новых знаний, он находится в состоянии обучения. Здесь важно поэтапно построить схему работы с сотрудником: как и чему вы будете его обучать. Также помните, что для формирования любого навыка, нужен 21 день.

Ситуация «Могу хочу». Ситуация, в которой разумно развивать горизонтальную карьеру сотрудника. Он уже обладает необходимыми знаниями и умениями. Ему нужно поднимать «планку цели» и расширять зоны мастерства.

Ситуация «Могу не хочу». Человек находится в состоянии протеста, некого саботажа. Необходимо выяснить, в чем причина демотивации. Возможно, необходимо наделить работу новым смыслом.

Обучение нового сотрудника может происходить спонтанно (если он, например, наблюдает за работой своего коллеги) или намеренно (если он записывается на курсы и получает новые знания). Приобретая опыт, работник сознательно или бессознательно рефлексирует, делает выводы, а при выполнении нового задания планирует и выполняет уже другие действия. Это, в свою очередь, приводит к получению нового опыта, и цикл возобновляется. Таким образом, обучение это процесс приобретения и усвоения новых знаний и навыков, проходящий четыре стадии, что необходимо учитывать при подготовке наставников.

Этот четырехступенчатый процесс представляет собой переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности.

 

 

 

 

 

 

Рис. 2. Переход от бессознательной некомпетентности к бессознательной компетентности

 

Бессознательная некомпетентность. При бессознательной некомпетентности вам неизвестно, что вы не знаете или не умеете де лать чего-либо я не знаю о том, что я не знаю»). В нашем случае новый сотрудник еще не осознал дефицит собственной компетентности. Так, ребенок при путешествии с родителями в машине осознает факт путешествия, но не понимает при этом, что он не умеет водить, то есть остается в неведении насчет собственной некомпетентности.

Осознанная некомпетентность. При осознанной некомпетентности сотрудник приобретает «знание о своем незнании». Обычно это происходит при появлении желания совершить новое действие. Так, подросток, не умеющий водить машину, постоянно вынужден просить кого-нибудь, чтобы его подвезли, и остро переживает свою некомпетентность. В случае с работником это может быть, например, его желание сделать обложку для журнала при понимании того, что знания программы Photoshop ему не хватает.

Осознанная компетентность. Для того чтобы стать осознанно компетентным, работнику нужно пройти обучение. Часто на этой стадии сотрудник в точности копирует действия своего наставника. Например, новичок вспоминает, как опытный дизайнер делал макет обложки журнала, то есть осознает, что «знает о том, что знает». Так, успешно закончив курсы и получив права, начинающий водитель все еще будет шептать себе: «Зеркало, сигнал, поворот», то есть осознанно управлять машиной, контролируя каждое действие.

Бессознательная компетентность. При бессознательной компетентности сотрудник совершает определенные действия так часто, что они становятся привычными, вырабатывается подсознательный алгоритм. Это стадия «я не знаю о том, что я знаю». Опытный дизайнер не может объяснить новому сотруднику, как создать «шедевр», он делает это по наитию. Обладая многолетним опытом вождения, вы управляете машиной «на автомате». Ведя ее, вы не анализируете скрупулезно свои действия, так как ими руководит ваше подсознание.

Когда человек учится водить автомобиль, эти четыре стадии можно проследить наглядно: с помощью инструктора по вождению человек проходит стадии сознательной некомпетентности и сознательной компетентности. Обучение можно ускорить путем сознательного повторения цикла либо также с помощью инструктора, чтобы прийти к улучшению вождения через вторую и третью стадии, либо самостоятельно в процессе тренировок.

Ошибка. Наставник не умеет передать опыт, не может разъяснить новому сотруднику алгоритм действий, т. к. сам находится в стадии бессознательной компетентности. Он как гениальный художник, который говорит подмастерью «учись», но сам не помогает, не может объяснить, что и как нужно делать.

Правило. Для того чтобы быть наставником, необходимо вернуться из стадии бессознательной компетентности в стадию осознанной компетентности.

 


Список литературы.

1.       Интернет ресурсы: https://infourok.ru/pamyatki_sovety_molodomu_uchitelyu-317002.htm

https://infourok.ru/g-a-induchnaya-organizaciya-nastavnichestva-v-shkole-1929249.html

https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2017/05/10/nastavnichestvo

https://nastavnik.apkpro.ru/opytrossii/

2.       Настольная книга «Наставничество: эффективная форма обучения»: информационно-метод. материалы / авт.-сост. Нугуманова Л. Н., Яковенко Т. В. — 2-е издание, доп., перераб. — Казань: ИРО РТ, 2020. — 51 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

 

ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ УРОВНЯ

СФОРМИРОВАННОСТИ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ

КОМПЕТЕНЦИЙ ПЕДАГОГОВ

 

Уважаемый педагог!

Оцените степень проявления в Вашей педагогической деятельности представленных знаний и умений в рамках выделенных компетенций по четырехбалльной шкале, поставив галочку в соответствующей баллу графе:

3 балла - знание и умение ярко выражено и проявляется в деятельности практически всегда и стабильно;

2 балла - знание и умение выражено и проявляется в деятельности достаточно часто и полно;

1 балл - знание и умение как таковое не выражено и проявляется в деятельности редко и не полно;

0 баллов - знание и умение не проявляется, отсутствует.

 

Методическая компетенция

 

№ п/п

Вопросы

0

1

2

3

1

Осведомлен об основных тенденциях и изменениях в системе современного образования

 

 

 

 

2

Могу сформулировать и обосновать цели и задачи педагогической деятельности в соответствии с нормативными требованиями, уровнем развития обучающихся и спецификой конкретного предметного со держания, спроектировать условиях их реализации

 

 

 

 

3

Могу выделить методическую проблему в собственной профессиональной деятельности и своевременно внести изменения в дидактические и методические материалы для достижения новых образовательных результатов

 

 

 

 

4

Конструктивно реагирую на трудности, возникающие в процессе ре­ализации поставленных целей и задач педагогической деятельности

 

 

 

 

5

Использую знания об индивидуальных возможностях и образова­тельных потребностях обучающихся в педагогической деятельности

 

 

 

 

6

Могу определить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося в процессе совместной деятельности

 

 

 

 

7

Способен конструировать фрагменты уроков, уроки, в целом связанные с работой над основными компонентами содержания для достижения запланированных результатов деятельности

 

 

 

 

8

Могу провести сравнительный анализ программ, учебно-методических комплектов, методических и дидактических материалов и обосновать их выбор для решения профессиональных задач в зависимости от ситуации

 

 

 

 

9

Могу выделить в содержании учебного предмета метапредметную составляющую и определить формируемые на ее основе универсальные учебные действия

 

 

 

 

10

Выбираю методы и формы обучения под заданные цели и подобранное содержание образования

 

 

 

 

11

Выбираю средства образования в соответствии с формулировкой целей, подобранными содержанием, формами, методами и приемами

 

 

 

 

12

Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать эффективность реализуемой образовательной программы, используемых методических и дидактических материалов

 

 

 

 

13

Могу оценить эффективность собственных педагогических воздействий на развитие детей, соотнести результаты с поставленными целями

 

 

 

 

14

Сочетаю методы педагогического оценивания, взаимооценки и самооценки обучающихся для определения результатов освоения образовательной программы

 

 

 

 

15

Умею выстраивать отношения сотрудничества с коллегами, работать в составе групп, разрабатывающих и реализующих образовательные программы, проекты, методические и дидактические материалы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Технологическая компетенция

 

№ п/п

Вопросы

0

1

2

3

1

Осведомлен о сущности технологического подхода в образовании

 

 

 

 

2

Знаю структурные компоненты образовательной технологии, могу обосновать их логическую взаимосвязь

 

 

 

 

3

Знаю процедуру конкретных образовательных технологий, условия их реализации в образовательной деятельности

 

 

 

 

4

Могу проанализировать возможности конкретных образовательных технологий для достижения различных образовательных результатов

 

 

 

 

5

Выбираю образовательные технологии с учетом возрастных, индивидуально-личностных возможностей обучающихся, спецификой предмета, принципами и закономерностями образовательного процесса (в том числе с учетом метапредметного содержания образования)

 

 

 

 

6

Применяю технологии деятельностного типа, ориентированные на развитие системы УУД (технологии проблемного обучения, проектной, учебно-исследовательской деятельности и т.п.)

 

 

 

 

7

Могу осуществить перенос конкретной технологии на содержание преподаваемого предмета

 

 

 

 

8

Реализую технологический процесс (задачи, этапы, способы организации обучения работы учителя и учащихся) в строгом соподчинении каждого элемента и всей системы с целевой ориентацией технологии

 

 

 

 

9

Вношу коррективы в технологическую процедуру в случае, если не удается достичь поставленных целей

 

 

 

 

10

Разрабатываю технологические карты отдельных занятий или системы занятий, синхронизируя структуру управленческой деятельности учителя с учебно-познавательной деятельностью обучающихся в соответствии с задачами

 

 

 

 

11

Самостоятельно разрабатываю дидактические и методические материалы для обучающихся в процессе использования конкретных образовательных технологий

 

 

 

 

12

Подбираю показатели результативности и методы отслеживания промежуточных и итоговых результатов в соответствии с целевой направленностью и задачами технологии

 

 

 

 

13

Могу проанализировать результативность использования конкретной образовательной технологии в достижении новых образовательных результатов (личностных, метапредметных, предметных)

 

 

 

 

14

Могу творчески преобразовать структурные компоненты технологии, предложить свое авторское видение конкретного технологического процесса

 

 

 

 

15

Могу проанализировать личный педагогический опыт с позиции его технологичности

 

 

 

 

 

Исследовательская компетенция

 

№ п/п

Вопросы

0

1

2

3

1

Осведомлен о методологическом аппарате исследования, понимаю логическую связь и взаимообусловленность его компонентов (проблема, цель и задачи исследования, объект, предмет и т.д.)

 

 

 

 

2

Владею знаниями о научных методах познания, эвристических методах решения исследовательских задач, технологиях проектирования и реализации исследовательской деятельности

 

 

 

 

3

Ориентирован на поиск и внедрение в личную практику новых педагогических идей, новых способов решения задач, стремлюсь реализовать их на практике по собственной инициативе

 

 

 

 

4

Могу проанализировать педагогическую ситуацию, предметное содержание, увидеть и сформулировать проблему исследования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Могу перевести проблему в исследовательскую задачу

 

 

 

 

6

Могу выдвигать гипотезу и определить способ решения исследовательской задачи

 

 

 

 

7

Могу составить план исследования в рамках выбранного способа решения исследовательской задачи

 

 

 

 

8

Умею выполнять экспериментальные исследования по заданной методике и обрабатывать их результаты

 

 

 

 

9

Владею навыками поиска дополнительной информации необходимой для решения исследовательской задачи в различных информационных источниках и ресурсах, в том числе в сети Интернет

 

 

 

 

10

Владею приемами самоорганизации исследовательской деятельности, могу контролировать и регулировать свои действия в процессе исследовательской работы

 

 

 

 

11

Могу рационально распределять время и объемы работы в процессе исследовательской работы

 

 

 

 

12

Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать результаты проведенного исследования

 

 

 

 

13

Использую результаты исследовательской деятельности в личной педагогической практике

 

 

 

 

14

Могу организовать коллег, проявлять себя как член команды для проведения совместной исследовательской работы по внедрению инноваций в образовательный процесс

 

 

 

 

15

Могу обобщать и творчески использовать результаты исследовательской работы в своей профессиональной деятельности; представлять результаты исследовательской работы в различных формах (проект, презентация, творческий отчет, мастер-класс и т.п.)

 

 

 

 

 

Проектная компетенция

 

Вопросы

0

1

2

3

1

Умею выявлять и анализировать проблемы, связанные с педагогической практикой, находить людей, заинтересованных в их решении

 

 

 

 

2

Умею соотносить долю нового и известного в проекте

 

 

 

 

3

Умею формировать систему целей, соответствующих проблемному полю

 

 

 

 

4

Владею способами постановки задач, необходимых и достаточных для достижения целей проекта

 

 

 

 

5

Обладаю достаточными знаниями для определения сроков реализации педагогических проектов

 

 

 

 

6

Умею осуществлять поиск и систематизацию информации, необходимой для реализации педагогического проекта, пользоваться различными источниками

 

 

 

 

7

Обладаю достаточными знаниями для планирования проектной деятельности, интеграции отдельных подпроектов в основной проект

 

 

 

 

8

Владею методами прогнозирования (моделирование, регрессионный анализ, метод составления сценариев, метод экспертных оценок и др.), умею прогнозировать ожидаемые результаты всех участников проекта

 

 

 

 

9

Владею методами управления качеством (анализ чувствительности, сравнительный анализ проектов и др.)

 

 

 

 

10

Осведомлен(а) о процессе управления рисками проекта (планирование управления рисками, идентификация рисков, качественная оценка рисков, количественная оценка, планирование реагирования на риски, мониторинг и контроль рисков)

 

 

 

 

11

Умею проводить рефлексию и корректировать деятельность (свою и участников) в рамках педагогического проекта

 

 

 

 

12

Умею вводить педагогический проект в деятельностное поле группы детей

 

 

 

 

13

Умею выстраивать субъект-субъектные взаимоотношения с участниками педагогического проекта (детьми, родителями, педагогами и др.), владею навыком делегирования прав, полномочий и ответственности в процессе проектной деятельности

 

 

 

 

14

Умею организовать презентацию полученных продуктов и результатов педагогического проекта

 

 

 

 

15

Имею опыт распространения результатов и продуктов проектной деятельности

 

 

 

 

 

ИКТ-компетенция

 

Вопросы

0

1

2

3

1

Могу использовать средства ИКТ для диагностики, оценки образовательных достижений обучающихся

 

 

 

 

2

Могу помочь обучающимся применять знания по предмету в реальных ситуациях

 

 

 

 

3

Могу помочь обучающимся приобретать навыки поиска идей и информации, решения проблем в сфере деятельности, относящейся к преподаваемому предмету

 

 

 

 

4

Могу применять ИКТ для представления учебного материала с использованием различных видов и форм организации информации

 

 

 

 

5

Могу применять различные способы представления информации и методы работы с ней для формирования у обучающихся универсальных учебных действий

 

 

 

 

6

Могу применять современные информационные технологии для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся

 

 

 

 

7

Могу применять базовые инструменты ИКТ (для поиска информации, подготовки печатных материалов, представления презентаций, передачи информации, ведения электронных дневников и т.д.)

 

 

 

 

8

Могу применять инструменты для организации различных видов деятельности обучающихся (программы-конструкторы, инструменты сетевых технологий и т.д.)

 

 

 

 

9

Могу проектировать учебную среду с использованием как локальных, так и сетевых ресурсов

 

 

 

 

10

Могу использовать ИКТ для поддержки традиционного процесса обучения

 

 

 

 

11

Могу организовать проектную деятельность обучающихся с использованием ИКТ

 

 

 

 

12

Могу организовать образовательную среду как сообщество обучающихся

 

 

 

 

13

Могу использовать цифровые ресурсы с целью узнать новое о преподаваемом предмете

 

 

 

 

14

Могу самостоятельно осваивать современные технические средства и технологии работы с различными видами информации

 

 

 

 

15

Могу консультировать коллег по вопросам опыта внедрения ИКТ в учебный процесс

 

 

 

 

 

Коррекционно-развивающая компетенция

 

Вопросы

0

1

2

3

1

Имею личную заинтересованность в осуществлении педагогической деятельности в условиях включения детей с ОВЗ в среду нормально развивающихся сверстников

 

 

 

 

2

Знаю особенности познавательной деятельности и личностного развития разных категорий обучающихся с ОВЗ

 

 

 

 

3

Осведомлен об особых образовательных потребностях детей с ОВЗ разных нозологических групп

 

 

 

 

4

Владею методами и технологиями дифференцированного и коррекционно-развивающего обучения

 

 

 

 

5

Владею педагогическими технологиями построения взаимодействия обучающихся

 

 

 

 

6

Могу адаптировать и (или) модифицировать образовательные программы с учетом типологических и индивидуальных особенностей обучающихся с ОВЗ

 

 

 

 

7

Могу проектировать, корректировать и реализовывать программы индивидуального развития обучающегося с ОВЗ в соответствии с задачами достижения всех видов образовательных результатов (предметных, метапредметных и личностных)

 

 

 

 

8

Могу создавать коррекционно-развивающую среду и использовать ресурсы и возможности образовательной организации для развития всех детей

 

 

 

 

9

Взаимодействую с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического консилиума

 

 

 

 

10

Понимаю документацию специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и т.д.)

 

 

 

 

11

Могу составить (совместно со специалистами сопровождения) психолого-педагогическую характеристику обучающегося с ОВЗ

 

 

 

 

12

Могу анализировать проблемы и затруднения в собственной педагогической деятельности в отношении образования детей с ОВЗ

 

 

 

 

13

Осуществляю профессиональное самообразование по вопросам организации совместного обучения детей с нормальным развитием и с ОВЗ

 

 

 

 

14

Провожу анализ существующих ресурсов и возможностей для проектирования и реализации совместного обучения детей с нормальным развитием и с ОВЗ

 

 

 

 

15

Оцениваю результаты организации образовательного процесса, ориентированного на развитие всех детей и социализацию детей с ОВЗ

 

 

 

 

 

Просуммируйте баллы по каждой компетенции.

от 36 до 45 б. - оптимальный уровень;

от 26 до 35 б. - допустимый уровень;

от 16 до 25б. - пороговый уровень;

от 0 до 15 б. - критический уровень.

 

 

 

 

 

 

 


                                        Дневник наставника                Приложение 2

 

п/п

Дата

Тема обсуждения

Подпись

Наставник

Молодой специалист

1

 

-Оказание помощи в составлении календарно-тематического планирования по предмету и составление плана в закрепленных классах;

-Проведение инструктажа по оформлению классного журнала, журналов индивидуально-групповых, факультативных и кружковых занятий

2

 

- Выбор темы по самообразованию;

-Участие в разработке (доработке) учебно-дидактических материалов;

-Участие в оформлении учебного кабинета;

-Практическое занятие: «Как работать с дневниками и тетрадями учащихся. Выполнение единых требований к ведению дневников и тетрадей»

3

 

-Участие в заседании методического объединения;

-Знакомство с методикой подготовки учащихся к конкурсам, олимпиадам по предмету.

-Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов Интернета

-Знакомство с условиями аттестации на 1 квалификационную категорию

4

 

- Общие вопросы методики проведения внеурочных мероприятий по предмету с учащимися

- Изучение основ исследовательской деятельности с учащимися по предмету

-  Анализ работы за первое полугодие

5

 

-Участие в заседании методического объединения

-Занятие «Современные образовательные технологии в учебном процессе»

6

 

- Общие положения портфолио ученика

-Структура содержания и порядок ведения портфолио

- Оценивание материалов портфолио

7

 

-Участие в заседании ШМО (выступление по теме самообразования)

-Проведение внеклассного мероприятия по предмету с учащимися

8

 

-Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока»

-Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический)

9

 

-Отчет молодого специалиста о проделанной работе

-Оказание помощи в составлении личной карты самообразования молодого учителя на следующий учебный год

10

 

Совместная разработка системы уроков по теме или отдельного урока.

Консультации по волнующим вопросам с психологом, наставником, администрацией школы, участие в Педагогических советах, методических совещаниях, посещение уроков опытных учителей, регулярное ознакомление с педагогической и методической литературой, участие в работе временных творческих групп

 

 


 

                                 Памятки молодому педагогу                       Приложение 3

 

Семь золотых правил для учителя.

1.     Надо любить то, что делаешь и идти вперёд шаг за шагом (И. Павлов).

2.     Интеллигентом нельзя притвориться (Д. Лихачев).

3.     Вежливость воспитывается только вежливостью (В. Джемс).

4.     «Магическая десятка»: посчитай до десяти прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).

5.     Мудрец ищет всё в самом себе, а глупец – в другом человеке (Конфуций).

6.     Никакая большая победа не возможна без маленькой победой над самим собой (Л. Леонов).

7.     Первые шаги всегда самые трудные (Р. Тагор).

Заповеди молодому учителю.

1.     Окунись в свою работу и тогда ничто не помешает тебе плодотворно работать.

2.     Будь приветливым – и будешь смелым.

3.     Не будь самонадеянным и сможешь стать лидером.

4.     Умей требовать и прощать.

5.     Верь в уникальные способности каждого ученика.

6.     Будь компетентен и будь уверенным.

7.     Верь, что каждого ученика можно научить, только для этого необходимо время.

8.     Претворяй процесс обучения в радость.

9.     Будь для ученика не руководителем, а соперником, тогда он сможет превзойти тебя.

Памятка начинающему учителю.

1.     Тщательно готовься к урокам. Обязательно пользуйся поурочным планом и придерживайся всех его пунктов. Возьми себе за правило наличие поурочного плана является для тебя допуском на урок.

2.     Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно.

3.     Приходи в класс до звонка, чтобы приготовить все необходимое для проведения урока.

4.     Огляди класс, особенно недисциплинированных учеников. Старайся показать красоту и привлекательность организованного начала урока, стремись к тому, чтобы на это с каждым разом уходило всё меньше и меньше времени.

5.      Энергично начинай урок. Не спрашивай: «Кто не подготовил домашнее задание?» - это приучает школьников к мысли, что домашнее задание можно не выполнять. Веди урок так, чтоб каждый ученик был постоянно занят делом. Помни: паузы, медлительность, бездеятельность – враги дисциплины.

6.     Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, мозговым штурмом. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно наблюдайте за теми, у кого неустойчивое внимание. Предупреждайте попытки нарушить рабочий порядок.

7.     Чаще обращайтесь с просьбами, вопросами к тем учащимся, которые отвлекаются на уроке, занимаются посторонними делами.

8.     Комментируя оценки знаний старайтесь быть деловым, заинтересованным. Укажите ученику, над чем ему необходимо поработать, чтобы получить лучшую оценку.

9.     В конце урока дай общую оценку классу и отдельным ученикам. Пусть дети почувствуют удовлетворенность от результатов своего труда. Старайся замечать позитивное в работе недисциплинированных учеников, но не делай это часто и незаслуженно, за незначительные усилия.

10.  В случае недисциплинированности учащихся старайся обходиться без помощи других. Помни: наведение дисциплины с помощью чужого авторитета не даст пользы, а только навредит. За поддержкой лучше обратиться к классу.

Советы опытных коллег молодому учителю.

1.     Перед уроком проверьте все ли на месте, нет ли лишних предметов у доски, на столе, чисто ли в классе.

2.     Рационально используйте каждую минуту урока.

3.     Объясните ученикам цель, задачи, урока.

4.     Объясняя новый материал, старайтесь выделить проблемы, предлагайте ученикам решать их самостоятельно.

5.     Не спешите исправлять ошибку ученика, лучше если её исправят учащиеся.

6.     Старайтесь организовать самостоятельную работу на уроке – предлагайте учащимся больше писать, решать примеры, творить.

7.     На уроке каждый ученик должен быть на виду, к каждому ищите индивидуальный подход.

8.     Используйте все возможности для реализации принципов развивающего обучения.

9.     Обращайте внимание на воспитательные аспекты урока: трудолюбие, бережливость, способности, дружелюбие.

10. Домашнее задание давайте дифференцированно, с подробным объяснением, до звонка. Не задерживайте учеников после звонка.

11. Помните: каждый урок особенный, не должен быть похож на предыдущие .

12. Посещайте уроки старших учителей. Применяйте у себя их позитивный опыт.

13. Помните, что наивысший педагогический успех – это улыбка на лице ученика.

 

 

Советы для молодого учителя

1.     Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли ТСО, наглядные пособия. Входите в класс последним. Добивайтесь, чтобы все учащиеся приветствовали Вас организованно. Осмотрите класс, особенно - недисциплинированных ребят. Старайтесь показать учащимся красоту и привлекательность организованного начала урока, стремитесь к тому, чтобы на это уходило каждый раз все меньше и меньше времени.
2. Не тратьте времена на поиски страницы Вашего предмета в классном журнале, ее можно приготовить на перемене. Не приучайте дежурных оставлять на столе учителя записку с фамилиями отсутствующих.
3. Начинайте урок энергично. Не задавайте вопрос: Кто не выполнил домашнее задание? - это приучает учащихся к мысли, будто невыполнение домашнего задания - дело неизбежное. Ведите урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом, помните: паузы, медлительность, безделье - бич дисциплины.
4. Увлекайте учащихся интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс. Особенно следите за теми, у кого внимание не-устойчивое, кто отвлекается. Предотвращайте попытки нарушить рабочий порядок.
5.  Мотивируя оценки знаний, придайте своим словам деловой, заинтересованный характер. Укажите ученику над чем ему следует поработать, чтобы заслужить более высокую оценку.
6. Заканчивайте урок общей оценкой класса и отдельных учащихся. Пусть они испытывают удовлетворение от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте это слишком часто и за небольшие усилия.
7. Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурного.
8. Удерживайтесь от излишних замечаний.
9. При недисциплинированности учащихся старайтесь обходиться без помощи других. Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает вам пользы, а скорее вредит. Лучше обратитесь за поддержкой классу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                  

 

                                                                                             Приложение 4

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ-НАСТАВНИКОВ

«КАК СТАТЬ УСПЕШНЫМ НАСТАВНИКОМ

 

1.   Стань наставником для своих учеников. Будь диагностом и помощником в развитии личности ученика.

2.    Умей радоваться даже незначительным успехам своих учеников и сопереживать их неудачам.

3.   Не будь авторитарным: сотворчество, сотрудничество и позитивная энергия дадут свои плоды.

4.   Будь готов учиться и работать над собой на протяжении жизни.

5.    Постарайся, чтобы уроки не стали шаблонными и стандартными

(скучными): ребенку должно быть интересно на уроке.

6.   Каждый твой урок должен быть пусть маленьким, но шагом вперед. Мотивируй своих учеников на новые свершения.

7.   Учи своих учеников ставить перед собой достойные цели и доводить дело до логического конца. Будь последовательным для своих учеников.

8.   Верь в ребенка. Дай ему крылья. Дай ему надежду. Дай почувствовать себя активным участником учебного процесса.

9.   Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с детьми в поиске.

     10.Не унижай достоинство своих учеников: каждый из них личность.

11. Не бойся извиниться, если оказался неправ.

12. Не увлекайся отметкой «2».

13. Входи в класс с улыбкой!

14. Начинай урок энергично!

15. Не бойся признаться в своем незнании какого-нибудь вопроса. Будь вместе с детьми в поиске.

16. Не унижай достоинство своих учеников: каждый из них личность.

17. Не бойся извиниться, если оказался неправ.

18. Не увлекайся отметкой «2».

19. Входи в класс с улыбкой!

20. Начинай урок энергично!

21. Держи в поле зрения весь класс.

22. Прекращай урок со звонком.

23. Каждая встреча с учителем для родителей должна стать полезной и результативной.

 

 


                                                                                                        Приложение 5

 

АНКЕТА ДЛЯ МОЛОДЫХ УЧИТЕЛЕЙ

 

Анкета обратной связи прохождения адаптационного периода

 

ФИО

 

Должность

 

Дата начала адаптации

 

Руководитель

 

Наставник

 

 

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить качество адап- тации новых сотрудников.

На период адаптации Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы о том, как строилось Ваше взаимодействие с наставником.

Ответы на вопросы оцениваются в баллах, где:

1балл- Плохо / Результаты не соответствуют ожиданиям

2балла - Удовлетворительно / Результат ниже ожиданий

 


 Анкета обратной связи прохождения адаптационного периода. URL: https://goo.su/1yHG.


1балла - Очень хорошо / Результат соответствует ожиданиям

2балла - Супер! Отлично! / Результат превышает ожидания

 

Ваш наставник

Балл

Ясно и понятно излагает материал

 

Приводит примеры из собственного опыта

 

Показывает и объясняет, как можно использовать знания на

практике, в работе

 

При необходимости уточняет и объясняет другими словами

материал для наилучшего понимания

 

Задает вопросы для проверки понимания изложенного ма-

териала

 

Проводит периодическую проверку знаний

 

Дает рекомендации по итогам проверки знаний

 

Хвалит, поддерживает при необходимости

 

Отвечает на вопросы, дает пояснения

 

Корректно указывает на недостатки

 

Быстро налаживает контакт, выстраивает рабочие отношения

 

Разговаривает корректно, вежливо, терпелив

 

Внимание наставника было достаточным

 

Наставник является для меня авторитетом

 

 

Оцените период прохождения адаптации, рассмотрев каждый во- прос анкеты и выбрав один, наиболее подходящий вариант ответа.

 

Вопросы

Выбор ответа

1.Было ли достаточным внимание кураторов (коллег и пред-

ставителей администрации) в процессе адаптации:

Да, была оказана всесторонняя поддержка

2

Помощь была оказана каждый раз, когда за ней обращался

1

В течение всего периода адаптации практически не сталки-

вался с наставником

0

2. В случаях, когда Вы обращались с вопросом к руководителю:


С легкостью спрашивали все, что Вам необходимо, так как

такая возможность была обсуждена с руководителем заранее

2

Испытывали неудобство, что вновь отвлекаете его от работы

1

Старались реже обращаться с вопросами

0

3. Как было оснащено Ваше рабочее место:

Все необходимые инструменты, программы, средства коммуникаций были в моем распоряжении

2

Возникли некоторые затруднения в момент выхода на работу, т.к. рабочее место было недостаточно оборудовано

1

При выходе на работу мое рабочее место не было определено

0

4. Было ли достаточно теоретической и практической

информации (обучающих материалов):

Да, вполне

2

Все материалы содержали только официальную информацию, не хватало полезной практической информации

1

Вообще не получил материалов

0

7. Ваши коллеги

Всегда доброжелательно и с готовностью делятся информацией, готовы помочь

2

Помощь от коллег была оказана недостаточно

1

Не помогали, не отвечали на вопросы. Встретили агрессивно

/ равнодушно

0

8. Как Вы считаете, какой информацией должен

был поделиться с Вами наставник, для того

чтобы облегчить Ваше

вхождение в должность?

 

9. Ваши предложения по

работе наставника?

 


                                                                                             Приложение 6

Анкета обратной связи для наставников

 

Уважаемый педагог!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации.

К Вам прикреплен стажер. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы оцениваете результат.

 

 

Вопрос

Оценка

(по шкале от

1 до 5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами со стажером, для получения им необходимых знаний

и навыков?

 

2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям

стажер?

 

3. В какой степени затраченное на наставничество

время было посвящено проработке теоретических знаний?

 

4. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических

навыков?

 

5. Насколько, по Вашему мнению, стажер готов к самостоятельному исполнению должностных

обязанностей благодаря пройденному

наставничеству?

 

6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень

профессионализма стажера?

 

7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для стажера при

прохождении наставничества?

Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров:

помощь при вхождении в коллектив, знакомство с

принятыми правилами поведения;

 

освоение практических навыков работы;

 

изучение теории, выявление пробелов в знаниях;

 


освоение административных процедур и принятых

правил делопроизводства

 

8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы

считаете наиболее эффективным? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из методов:

 

самостоятельное изучение стажером материалов и выполнение заданий, ответы наставника на

возникающие вопросы по электронной почте;

 

   в основном самостоятельное изучение стажером материалов и выполнение заданий, ответы

наставника на возникающие вопросы по телефону;

   личные консультации в заранее определенное время;

 

личные консультации по мере возникновения необходимости;

 

поэтапный совместный разбор практических

заданий

 

9. Ваши предложения по организации процесса наставничества

образовательной организации:                        

 

 

 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 



ПРИМЕРНАЯ ФОРМА БАЗЫ НАСТАВЛЯЕМЫХ (Таблица 1)

 

 

 

 

ФИО

наставляемого

Контактные                    данные для связи (данные представителя)

Год рождения наставляемого

Основной                                запрос наставляемого

Дата вхождения в программу

ФИО

наставника

Форма наставничества

Место работы/ учебы наставника

Дата завершения программы

Результаты пpoгpaммы

 

Ссылка на кейс/отзыв наставляемого, размещенные на сайте ОО

Отметка о прохождении программы

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РЕЕСТРА НАСТАВНИКОВ (Таблица 2)

 

 

 

 

 

ФИО

наставника

 

Контактные данные для связи

 

Место работы/ учебы наставника

Основные компетенции наставника

Достижения  наставника

Интересы наставника

Pecypc времени на программ у наставничества

 

 

Дата вхождения в пpoгpамму

 

ФИО

наставляемого (наставляемых)

 

Форма наставничества

 

Место работы/ учебы наставляемого

 

Дата завершения пpoгpаммы

 

Результаты пpoгpаммы

 

Ссылка на кейс/ отзыв наставника

 

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



 

Скачано с www.znanio.ru

Методическая разработка «Практика наставничества в образовательной организации»

Методическая разработка «Практика наставничества в образовательной организации»

Оглавление. 1.Пояснительная записка 2

Оглавление. 1.Пояснительная записка 2

Пояснительная записка С 2018 года тема наставничества является одной из центральных в

Пояснительная записка С 2018 года тема наставничества является одной из центральных в

В настоящее время в школу приходят молодые специалисты, обладающие достаточным багажом знаний, но у них недостаточно умений, профессионально значимых качеств, поэтому они нуждаются в методической…

В настоящее время в школу приходят молодые специалисты, обладающие достаточным багажом знаний, но у них недостаточно умений, профессионально значимых качеств, поэтому они нуждаются в методической…

Закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации; Ø

Закрепление молодых специалистов в коллективе образовательной организации; Ø

Результатом этапа является дорожная карта внедрения целевой модели наставничества, в которой прописан поэтапный ход работ и необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т

Результатом этапа является дорожная карта внедрения целевой модели наставничества, в которой прописан поэтапный ход работ и необходимые ресурсы (кадровые, методические, материально-техническая база и т

Сбор данных на этом этапе включает первичное анкетирование кандидатов, в ходе которого определяется возможность участия в программе наставничества и профиль наставника по критериям: профессиональные компетенции,…

Сбор данных на этом этапе включает первичное анкетирование кандидатов, в ходе которого определяется возможность участия в программе наставничества и профиль наставника по критериям: профессиональные компетенции,…

ОВЗ, до долгосрочных (1 – 3 года), например широкие профессиональные задачи: участие в конкурсах, переподготовка, повышение квалификационной категории; - комплекс встреч с обязательным заполнением форм…

ОВЗ, до долгосрочных (1 – 3 года), например широкие профессиональные задачи: участие в конкурсах, переподготовка, повышение квалификационной категории; - комплекс встреч с обязательным заполнением форм…

Методология наставничества — система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого

Методология наставничества — система концептуальных взглядов, подходов и методов, обоснованных научными исследованиями и практическим опытом, позволяющая понять и организовать процесс взаимодействия наставника и наставляемого

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

НОРМАТИВНЫЕ ОСНОВЫ НАСТАВНИЧЕСТВА

К документам, регламентирующим деятельность наставничества в образовательной организации, можно отнести следующие (примерный перечень)

К документам, регламентирующим деятельность наставничества в образовательной организации, можно отнести следующие (примерный перечень)

Рекомендуется отразить в журнале следующие позиции: формат и форму встречи; цель встречи, содержание, результат

Рекомендуется отразить в журнале следующие позиции: формат и форму встречи; цель встречи, содержание, результат

Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации

Специалист, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которому необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации

В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в образовательной организации: – степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности; – уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в…

В части определения эффективности всех участников наставнической деятельности в образовательной организации: – степень удовлетворенности всех участников наставнической деятельности; – уровень удовлетворенности партнеров от взаимодействия в…

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) качество реализации программы наставничества; 2) мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительная динамика образовательных результатов

Мониторинг программы наставничества состоит из двух основных этапов: 1) качество реализации программы наставничества; 2) мотивационно-личностный, компетентностный, профессиональный рост участников и положительная динамика образовательных результатов

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: – сбор обратной связи от участников и кураторов (метод анкетирования); – обоснование требований к процессу наставничества, к личности…

Среди задач, решаемых данным мониторингом, можно выделить: – сбор обратной связи от участников и кураторов (метод анкетирования); – обоснование требований к процессу наставничества, к личности…

Цель наставничества — помочь молодому специалисту «перейти в квадрат» «Могу, хочу», то есть при имеющемся желании предоставить ему и возможности для продуктивной деятельности

Цель наставничества — помочь молодому специалисту «перейти в квадрат» «Могу, хочу», то есть при имеющемся желании предоставить ему и возможности для продуктивной деятельности

Ситуация « Могу — хочу ».

Ситуация « Могу — хочу ».

Бессознательная некомпетентность

Бессознательная некомпетентность

Зеркало , сигнал , поворот », то есть осознанно управлять машиной , контролируя каждое действие

Зеркало , сигнал , поворот », то есть осознанно управлять машиной , контролируя каждое действие

Список литературы. 1.

Список литературы. 1.

Приложение №1 ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Приложение №1 ОЦЕНОЧНЫЕ ЛИСТЫ

Могу определить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося в процессе совместной деятельности 7

Могу определить сильные стороны и перспективы развития для каждого обучающегося в процессе совместной деятельности 7

Вопросы 0 1 2 3 1

Вопросы 0 1 2 3 1

Могу творчески преобразовать структурные компоненты технологии, предложить свое авторское видение конкретного технологического процесса 15

Могу творчески преобразовать структурные компоненты технологии, предложить свое авторское видение конкретного технологического процесса 15

Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать результаты проведенного исследования 13Использую результаты исследовательской деятельности в личной педагогической практике 14Могу организовать коллег, проявлять себя как…

Могу сформулировать критерии достижения поставленных целей и обосновать результаты проведенного исследования 13Использую результаты исследовательской деятельности в личной педагогической практике 14Могу организовать коллег, проявлять себя как…

Умею проводить рефлексию и корректировать деятельность (свою и участников) в рамках педагогического проекта 12

Умею проводить рефлексию и корректировать деятельность (свою и участников) в рамках педагогического проекта 12

Могу проектировать учебную среду с использованием как локальных, так и сетевых ресурсов 10

Могу проектировать учебную среду с использованием как локальных, так и сетевых ресурсов 10

Понимаю документацию специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и т

Понимаю документацию специалистов сопровождения (педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда и т

Дневник наставника

Дневник наставника

Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов

Подбор литературы по теме самообразования, с использованием образовательных ресурсов

Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» -Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) 9 -Отчет молодого специалиста о проделанной работе -Оказание помощи в…

Практикум «Анализ урока. Виды анализа урока» -Практикум «Анализ различных стилей педагогического общения (авторитарный, либерально-попустительский, демократический) 9 -Отчет молодого специалиста о проделанной работе -Оказание помощи в…

Памятки молодому педагогу

Памятки молодому педагогу

Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно

Идя на урок, ты должен досконально знать, куда пришёл, для чего, что будешь делать, будет ли это эффективно

За поддержкой лучше обратиться к классу

За поддержкой лучше обратиться к классу

Советы для молодого учителя Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли

Советы для молодого учителя Приходите в кабинет немного раньше звонка, убедитесь, всё ли готово к уроку, хорошо ли расставлена мебель, чиста ли доска, подготовлены ли

Удерживайтесь от излишних замечаний

Удерживайтесь от излишних замечаний

Приложение 4 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Приложение 4 ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ

Не унижай достоинство своих учеников: каждый из них личность

Не унижай достоинство своих учеников: каждый из них личность

Приложение 5 АНКЕТА ДЛЯ

Приложение 5 АНКЕТА ДЛЯ

Очень хорошо / Результат соответствует ожиданиям 2балла -

Очень хорошо / Результат соответствует ожиданиям 2балла -

С легкостью спрашивали все, что

С легкостью спрашивали все, что

Приложение 6 Анкета обратной связи для наставников

Приложение 6 Анкета обратной связи для наставников

Какой из используемых Вами методов обучения

Какой из используемых Вами методов обучения

Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству

Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству

Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству

Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА БАЗЫ НАСТАВЛЯЕМЫХ (Таблица 1) №

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА БАЗЫ НАСТАВЛЯЕМЫХ (Таблица 1) №

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РЕЕСТРА НАСТАВНИКОВ (Таблица 2) №

ПРИМЕРНАЯ ФОРМА РЕЕСТРА НАСТАВНИКОВ (Таблица 2) №

Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству

Метдическая разработка по составлению программы по наставничеству
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2024