Метод проектов как эффективная форма работы для развития дошкольника
Метод проектной деятельности является одним из перспективных методов, способствующих решению проблем. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Проектная деятельность отражает следующие аспекты социальной ситуации развития ребёнка дошкольного возраста:
● предметно-пространственная развивающая образовательная среда;
● характер взаимодействия со взрослыми;
● характер взаимодействия с другими детьми;
● система отношений ребёнка к миру, к другим людям, к себе самому.
«Все, что я познаю, я знаю, для чего это надо и где и как я могу эти знания применить» - вот основной тезис современного понимания метода проектов.
Проектная деятельность разворачивается в проблемной ситуации и осуществляется через интегрированный метод обучения.
Реализуя метод проектов в организации воспитательно-образовательного процесса можно достигнуть значительных успехов на пути налаживания контактов с воспитанниками, с родителями воспитанников, взаимопонимания и сотрудничества. Главным здесь являются искренняя заинтересованность педагога, его творческий потенциал и умение увидеть, услышать и даже почувствовать, что интересно детям.
В современном мире социальная необходимость сталкивает человека с проблемой времени ежедневно. Во времени живёт и ребёнок, познание которого и знакомство с окружающим миром протекает также во времени.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научится самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение рационально распоряжаться своим временем создаёт основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, обязательность, пунктуальность, необходимых не только в организации повседневной жизни дошкольника, но и при подготовке детей к школе, так как у дошкольника и младшего школьника разные временные режимы, а значит, нужны определённые механизмы адаптации к новым условиям.
Все, что происходит в жизни, совершается во времени и пространстве.
Время есть отражение вечного развития природы, общества, человека. Оно является регулятором не только различных видов деятельности, но и социальных отношений. Со временем мы сталкиваемся ежедневно: срывая листок календаря, ежеминутно следя за часами. Во времени живет и ребенок, поэтому необходимо формировать у детей представления о времени. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Проект "Колесо времени"
Цель проекта: развитие «чувства времени» у детей дошкольного возраста c использованием разнообразных средств, методов и приемов.
Задачи проекта:
ü Формировать у детей представления о временных последовательностях: временах года и частях суток;
ü Учить воспроизводить фиксированный порядок следования со времени разных взаимосвязанных событий и процессов;
ü Развивать у детей чувство времени, активность, целеустремленность;
ü Воспитывать умение ценить время.
Вид проекта: долгосрочный.
Продолжительность проекта: 1 год.
Участники проекта: дети, воспитатели, родители средней группы ДОУ.
Образовательная область: познавательное развитие.
Актуальность проблемы:
Данный проект обусловлен необходимостью изучения процесса формирования временных представлений у детей дошкольного возраста. Умение ориентироваться во времени дает детям возможность успешно развиваться, овладевать различными видами деятельности, познавать окружающий мир, так как уровень развития временных представлений является одним из важных показателей интеллектуального развития детей.
Предполагаемый результат:
Дети смогут использовать время как регулятор деятельности не только на занятиях, но и в самостоятельной деятельности, научатся ориентироваться во времени.
Предварительная работа:
ü Рассматривание репродукции картин художников: И.Шишкин "Утро в сосновом бору", И Остроухов «Золотая осень», И.Левитан "Вечерний звон".
ü Знакомство с литературными произведениями: С. Аксаков «Знойный полдень», А Усачев «Семь дней недели», И. Григорьев «Сутки»;
ü Просмотр мультфильма: «Паровозик из Ромашкова».
Сотрудничество с семьёй:
ü Оформление выставки детских книг по теме «Времена года»;
ü Составление мини-книжек «Делу время – потехи час»;
Итоговое мероприятие:
Развлечение «Семь гномов».
Продукт проектной деятельности:
Дидактические и развивающие игры: ««Кому, что нужно для работы», «Кто быстрее произнесет скороговорку», семейный маршрут выходного дня, сюжетно-ролевая игра «Семья. Распорядок дня», исследовательская деятельность «Что можно сделать за 1 минуту».
Матрица проекта «Колесо времени»
Этапы деятельности |
Продукт на выходе |
Виды деятельности в д\с |
Роль, которую выполняют дети |
Материал |
Источник информации |
Привлечение родителей |
I этап подготовительный |
||||||
Чтение сказки Е.А. Ильиной «Сказка про вчерашний день», рассматривание иллюстраций |
Диспут- обсуждение: как мальчик искал вчерашний день |
Вживание в проблему |
Слушатели, корреспонденты |
Книги и иллюстрации к сказке Е.Ильиной |
Книги, воспитатель |
Подбор литературы, плакатов к проекту.
|
II этап практический |
||||||
Познавательные беседы с использованием проблемных ситуаций, приемов ТРИЗ: «Что бывает раньше, а что – потом?», «Что быстрее проходит: сутки или неделя?» |
|
Чтение пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций, обсуждение, игры |
Слушатели, зрители |
Электронные презентации: «Мишка и дни недели», «В гости к временам года»
|
Воспитатель, интернет-сайты |
Организация целевых прогулок, оформление мини-газеты «Мой ребенок в разные часы суток» |
Просмотр мультфильма «Времена года с тетушкой Совой» |
Д/игра «Веселые гномики» |
игра |
|
Мультфильм, ноутбук, диск |
Воспитатель |
|
Проведение занятий по разработанной технологии |
Интегрированные, познавательные, комплексные занятия: «Катя и время», «Поможем падчерице найти подснежники» |
|
слушатели |
|
Воспитатель |
|
Разучивание комплекса утренней гимнастики «Осень», «Зимние забавы»; Комплекс дыхательной гимнастики «Дуем снежинки», «Здравствуй, осень», «На лесной опушке», «Весенняя капель»; Подготовка поделок из природного и бросового материала
|
Выставка поделок из природного и бросового материала «Глобус времени» |
|
Экскурсоводы по выставке |
Природный и бросовый материал |
Воспитатель |
Изготовление поделок |
III этап презентационный |
||||||
Развлечение «Семь гномов» |
Спектакль для детей младших групп, родителей |
Заучивание ролей, оформление зала, подбор музыки |
Артисты |
Плакаты, костюмы, музыка |
Воспитатели, муз/рук-ль |
Зрители |
Итоговая часть
Предполагаемые результаты:
ü Усвоение детьми представлений о времени;
ü Развитие у детей активной, самостоятельной, творческой личности;
ü Вовлечение родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада
Заключительным этапом проекта стало развлечение «Семь гномов», где дети продемонстрировали костюмы, изготовленные родителями, а также организовали выставку поделок из природного и бросового материала «Глобус времени».
Мониторинг знаний детей по теме «Знатоки времени» проводился в начале проекта и после его завершения. Вопросы детям задавались индивидуально в непринужденной обстановке в утреннее и вечернее время после небольшой предварительной беседы. Детям предлагалось ответить на следующие вопросы:
ü Назови дни недели;
ü Какое сейчас время года? Какое было, будет?
ü Назови месяцы: зимы; весны; лета; осени;
ü Назови части суток;
ü Что ты делаешь утором? Днем? Вечером? Ночью?
Таким образом, можно утверждать, что при создании определенных условий и использовании различных форм и методов работы, а также при включении в проект педагогов и родителей, детям вполне доступно овладение элементарными знаниями о времени.
Используемая литература:
1.Веракса Н. Е., Веракса А. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2008.
2. Т.И. Тарабарина. «Детям о времени».
3. О.В. Дыбина. «Неизведанное рядом».
4. Е.Н. Лебеденко. «Формирование представлений о времени у дошкольников».
т
прохлада,
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.