Актуальность
На современном этапе формирование экологического сознания –одно из главных направлений в преодолении экологической проблемы, в которой пребывает страна и планета.
Проблема:
Отсутствие у большинства людей экологической культуры, правильных стереотипов поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей среде.
И, как следствие, варварское загрязнение отходами производства и жизнедеятельности окраин большинства городов и посёлков.
Цель:
воспитание экологической культуры и экологического сознания младших школьников на основе развития личности через сотрудничество, исследовательскую проектную деятельность обучающихся
Задачи проекта:
• сформировать у учащихся целостную картину мира;
• вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс;
• познакомить детей с этапами проектной деятельности;
• воспитывать терпимость к чужому мнению, внимательное, доброжелательное отношение к ответам и рассказам других детей;
• через содержание учебного проекта подвести учащихся к мысли, что человек в ответе за природные ресурсы планеты;
• развивать умение проектировать, мыслить в процессе изучения экологической проблемы;
• развивать умения работать самостоятельно с дополнительной литературой, расширить кругозор;
• развивать способности к самоконтролю действий по достижению целей, рефлексии.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
Используя метод учебных проектов, можно добиться повышения эффективности экологического воспитания и образования учащихся
ИННОВАЦИОННОСТЬ ПРОЕКТА
Использование в экологическом воспитании младших школьников современных технологий и методов :
технология сотрудничества, метод проектов, ИКТ.
Методы: наблюдение, анкетирование, исследования, беседы, лекции ,практическая работа.
Формы: индивидуальные, групповые коллективные.
Тип проекта:
Познавательно – исследовательский, практико-ориентированный,
по времени: среднесрочный.
Не требует дополнительных затрат.
Участники:
Обучающиеся, учителя, родители.
Этапы проекта
Подготовительный этап — активизация деятельности учащихся, их интереса к изучению природного окружения:
• выявление проблемы; определение поля деятельности;
• выявление участников проекта;
• составление графика работы над проектом;
• согласование способов совместной деятельности;
• установление критериев оценки работы;
• беседа о значении активности учащихся в решении данных проблем через их участие в данном проекте;
Основной этап работы над проектом
Теоретическая часть
Рождение замысла проекта.
Выдвижение гипотезы, постановка цели и задач.
Изучение различных источников информации по выбранной теме.
Исследования внутри класса, семьи, наблюдения , анкетирование , опрос.
Практическая часть
Оформление исследований.
Оформление презентации проекта.
Создание буклетов, листовок.
Заключительный этап:
Представление продуктов проекта на разных уровнях ( школьный, муниципальный, городской)
Ожидаемые результаты:
придёт понимание необходимости разумного расходования природных ресурсов человеком;
повысится уровень заинтересованности в защите и сохранении природной среды;
- сформируется экологическая культура обучающихся;
население города и района повернётся лицом к проблемам озеленения и благоустройства территории, сохранения экологической безопасности по месту жительства;
Реализация проекта заключается в:-расширении информационного пространства с целью повышения осведомлённости учащихся об экологических проблемах и путях её решения;-организации практической природоохранной, исследовательской, творческой деятельности;-придании работе общественного резонанса;-предоставлении учащимся возможности посильного участия в решении местных экологических проблемПроект реализован через ученическую проектную исследовательскую работу «Листок дерево сбережёт»
Содержание проекта:
В теоретической части изучается краткая история создания и применения бумаги;
Проводится анкетирование по теме,
находится альтернатива древесине-макулатура.
изучается литература
выясняются масштабы затрат
на производство бумаги ;
Практические результаты ,
За два месяца класс собрал 70 кг макулатуры –привлекли родственников, соседей.Это помогло сберечь 1 дерево , воду, энергоресурсы.Мы рационально используем бумагу, отказались от использования лишних тетрадей.
Летом и осенью школа-интернат сдала около 2 тонн макулатуры, то есть спасла 34 дерева, мы сэкономили хозяйству страны 400 кубометров воды и 2000 кВт/ч электроэнергии.из этого количества можно сделать 50 тысяч ученических тетрадей.
Составили Рекомендации по рациональному расходованию бумаги - учащимся надо покупать строго определенное количество тетрадей, и докупать по мере использования (тогда будет более бережное отношение к тетрадям). - учителям требовать от учащихся ведения тетрадей аккуратно и до последней страницы; - нужно выпускать в стране специальные тетради для черновиков (из менее качественной бумаги); - в каждой школе организовать сбор макулатуры;- возобновить сбор макулатуры в масштабах страны;- организовать в средствах массовой информации работу по объяснению важности сбора макулатуры- учреждениям необходимо отказаться от бумажных документов, ввести в оборот электронные документы;
Заключение
В результате своих исследований, ребята сделали вывод, что экономия бумаги напрямую связана с сохранением наших лесов, рек, с чистотой земной поверхности, воздуха. Даже маленькие дети могут внести посильный вклад в сохранение природы нашей планеты.
Они решили, что в наше время не нужно губить деревья для того, чтобы сделать бумагу. На земле столько макулатуры, что можно всю бумагу делать из неё.
Вывод: Ребята и их родители узнали об экологической проблеме, которая возникает при вырубке леса, активно участвуют озеленении города, участвуют в сборе макулатуры, рационально используют вторичные ресурсы, готовы привлечь других людей к решению этой проблемы. Результат:-повысился уровень экологических знаний,-появился творческий и практический подход к решению экологических проблем,-формируются нравственные и личностные качества ребят, вдумчивое, бережное отношение к природе. Вывод:Метод проектов позволяет сделать экологическое воспитание и образование эффективным, интересным ,осознанным.
Использованные источники
https://yandex.ru/images/search?img_url=http%3A%2F%2Fzm
http://allforchildren.ru/why/how45.php
http://allforchildren.ru/why/how45.php
http://www.vesti.ru/doc.html?id=2470466&cid=8
Энциклопедия «Что такое? Кто такой?». М.: «Педагогика», 1990;
Слово о бумаге. Н.Ю. Яковлев. М. 1988 г.;
Детская энциклопедия. Книга от А до Я. Москва. Олимп,1997.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.