Метод проектов как средство формирования информационной компетенции студентов
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
информатика
10 кл—11 кл
11.02.2018
Статья на тему: "Метод проектов как средство формирования информационной компетенции студентов".
Информационная компетенция — это комплексное умение самостоятельно искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять, передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой деятельности с использованием средств ИКТ.
Статья.doc
Метод проектов как средство формирования информационной
компетенции студентов.
Единственный путь, ведущий к знанию, это деятельность.
Бернард Шоу
Глобальная информатизация общества – одна из доминирующих тенденций
цивилизации XXI века. В Концепции модернизации российского образования
поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро
меняющемся информационном обществе, в мире, в котором ускоряется процесс
появления новых знаний, постоянно возникает потребность в новых профессиях, в
непрерывном повышении квалификации.
Одной из важных целей образования должно стать развитие у учащихся
самостоятельности и способности к самоорганизации. В связи с этим основным
результатом деятельности учителей должна стать не система знаний, умений и
навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций студентов.
Информационная компетенция является одной из ключевых компетенций
современного человека.
Информационная компетенция — это комплексное умение самостоятельно
искать, отбирать нужную информацию, анализировать, организовывать, представлять,
передавать ее; моделировать и проектировать объекты и процессы, реализовывать
проекты, в том числе в сфере индивидуальной и групповой человеческой
деятельности с использованием средств ИКТ.
В связи с этим возникает проблема выбора наиболее оптимальных методов и
приемов обучения для формирования информационной компетенции студентов.
Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов, в
основу которого положена идея о направленности учебной деятельности учащихся на
результат и который способствует освоению опыта деятельности при формировании
информационных компетенций.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он
возник еще в 20е годы прошлого столетия в США в связи с идеями
гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником
Уильямом Херд Килпатриком. Со временем реализация метода проектов претерпела
большие изменения. Родившись из идеи свободного воспитания, она становится
сегодня интегрированным компонентом системы образования.
Евгения Семёновна Полат дает такое определение методу проектов в
современном понимании: «…метод, предполагающий определенную совокупность
учебнопознавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в
результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих
результатов».
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
учащихся – индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в
течение определенного отрезка времени. Такая работа формирует навыки
самообразования и состоит из нескольких этапов:
подготовительный, связанный с подготовкой проблемы, разработкой
нескольких вариантов и выбора одного их них;
исследовательский этап (разбиение проекта на части, анализ
составляющих частей);
реализация проекта;
защита проекта (обсуждение проекта и процесса деятельности
учащихся).
Метод проектов полностью реализуется в мультимедийных презентациях.
Быстрый доступ к разнообразной информации, использование всех мультимедийных
возможностей позволяют реализовать самые смелые и неожиданные идеи. Работа над
проектом побуждает студента не только к глубокому изучению какойлибо темы
курса, но и к освоению новых программ и программных продуктов; использование
новейших информационных и коммуникационных технологий. Все это является
средой для формирования и развития информационной компетенции.
Рассмотрим пример применения метода проектов для формирования одной из
составляющих информационной компетенции: умение предоставлять информацию. Данное умение формируется
на уроках информатики при изучении темы:
«Компьютерные презентации с использованием мультимедиа технологии», которое
необходимо студентам при подготовке выступлений на конференциях, семинарах,
защит курсовых и квалификационных работ. Компьютерная презентация, явившись
«надежным» лучшим помощником в рассматриваемых ситуациях, достаточно
наглядно и доступно позволяет представить результаты различных студенческих
исследовательских работ.
На подготовительном этапе работы студенты разбиваются на группы (не более
с тематикой будущего проекта, подбирают
трех человек), определяются
самостоятельно материал.
Материалами для работы над проектом могут быть:
ресурсы Интернет, с помощью которых студенты также учатся
правильно формировать запросы по поиску данных, обрабатывать
полученную информацию;
вспомогательная литература (статьи из журналов, газет, научно
техническая литература);
лекционный и практический материал уроков.
Основная задача преподавателя на данном этапе – ознакомление студентов с
требованиями к оформлению презентаций, требованиями к представлению
информации.
Стиль
Фон
Использовани
е цвета
Анимационны
е эффекты
Требования к оформлению презентаций:
Соблюдайте единый стиль оформления.
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать
над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для
фона, один для заголовка, один для текста.
Для фона и текста используйте контрастные цвета.
Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
Используйте возможности компьютерной анимации для представления
информации на слайде.
Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не
должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде. Общие
требования
Содержание
информации
Расположени
е информации
на странице
Шрифты
Способы
выделения
информации
Объем
информации
Требования к представлению информации:
Количество слайдов не менее 15;
1 слайд – титульный лист, на котором обязательно должны быть представлены:
название проекта; ФИО автора; группа.
2 слайд– содержание презентации;
Последний слайд – используемый материал.
Используйте короткие слова и предложения.
Минимизируйте количество предлогов, наречий, прилагательных.
Заголовки должны привлекать внимание.
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней.
Для заголовков – не менее 24.
Для информации не менее 18.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или
подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
Следует использовать:
рамки, границы, заливку;
штриховку, стрелки;
рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди
могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты
отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Виды слайдов Для обеспечения разнообразия следует использовать разные виды слайдов:
с текстом;
с таблицами;
с диаграммами.
На исследовательском этапе студенты продумывают
структуру
презентации, обсуждают подобранный материал. Мало собрать информацию надо ее
«отжать», т.е. оставить самое важное и значительное.
На следующем этапе реализуется сам проект. Студенты работают с
текстом, определяются с цветовой схемой, вставляют рисунки, музыку, видеоклипы,
настраивают анимацию, переходы между слайдами, вставляют гиперссылки. На
уроках ощущается творческий подъем. Это действительно в какойто мере
выступает в роли
дизайнерская работа. На данном этапе преподаватель
консультанта и помощника. Завершается работа защитой студентами своего проекта и оцениванием
работы группой и учителем. На каждый представленный проект заполняется лист
оценивания.
Лист оценивания.
ФИО
студентов
Титульный
лист
(макс2 б)
Оглавление,
гиперссылки
(макс2 б)
Раскрытие
темы
(макс5 б)
Оформление,
выдержанность
единого стиля.
(макс5 б)
Анимационные
эффекты
(макс3 б)
Грамматика,
отсутствие
ошибок,
опечаток
(макс3 б)
Навигация
(макс2 б)
Список
литературы,
ссылки
(макс2 б)
Общее
количество
баллов
(24 б)
Критерии оценки:
1216 баллов – «3»
1620 баллов – «4»
2024 баллов – «5»
Таким образом, применение метода проектов в педагогической деятельности
способствует:
углублению
и систематизации знаний для осуществления
информационной деятельности с компьютерной техникой;
умению работать творчески и самостоятельно, делать выбор, принимать
решение;
умению представить информацию в наглядном, эстетичном виде;
формированию умений принимать оптимальное решение или находить
варианты решения в сложной ситуации;
развитию умений осуществлять экспериментальную деятельность;
развитию пространственного воображения;
формированию информационной культуры и компьютерной грамотности
студентов, т.е. в определенной мере информационной компетенции.
В педагогической среде бытует мнение, что учащийся, прослушав учителя,
запоминает менее одной третьей информации, а применение проектной деятельности
на уроках позволяет учащимся полноценно осмыслить и усвоить учебный материал,
развивает творческие способности, и дает возможность для самовыражения.
В данной статье была предпринята попытка, проиллюстрировать формирование
одной из составляющих общей компетенции: «информационная компетенция» по конкретной теме дисциплины информатика. Логично утверждать, что продолжение
работы по формированию других составляющих данной компетенции на уроках
других дисциплин позволит сформировать у выпускника информационную
компетенцию в целом.
Литература:
1. Зимняя И.А.. Статья «Ключевые компетентности – новая парадигма
результатов образования», Интернетжурнал "Эйдос".
2. Лапчик, М.П. Методика преподавания информатики: Учеб. пособие для студ.
пед. вузов / М.П. Лапчик, И.Г. Семакин, Е.К. Хеннер; Под общей ред. М.П.
Лапчика. М.: "Академия", 2005 624 с.
3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования/
Под редакцией Е.С. Полат, и др. М.: "Академия", 2005. 272 с.
4. Скрипкина Ю. В. Уроки информатики как среда формирования ключевых
компетенций. // Интернетжурнал "Эйдос". 2007. 30 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/2007/093014.htm
5. Учебные проекты с использованием Microsoft Office: Методическое пособие
для учителя. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
Метод проектов как средство формирования информационной компетенции студентов
Метод проектов как средство формирования информационной компетенции студентов
Метод проектов как средство формирования информационной компетенции студентов
Метод проектов как средство формирования информационной компетенции студентов
Метод проектов как средство формирования информационной компетенции студентов
Метод проектов как средство формирования информационной компетенции студентов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.