МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО
ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
ДИСЦИПЛИН
Демченко Т.В.,
преподаватель Екибастузского
гуманитарнотехнологического колледжа
Активное, настойчивое и
внимательное рассмотрение,
какого бы то ни было мнения или
предполагаемой формы знания,
при свете оснований, на которых
оно покоится, и анализ
дальнейших выводов, к которым
оно приводит, и образует
рефлективное мышление.
Джон Дьюи.
Ориентация гуманитарных наук на развивающуюся личность это главная
задача, поставленная современными реалиями. Поэтому, наиболее актуальной
остаётся проблема использования имеющегося опыта применения активных методик
преподавания экономических дисциплин, а также построения новой «модели
обучения», ориентированной на учащихся и предполагающей что учащиеся будут
заинтересованы в самостоятельных занятия и исследованиях.
Большого внимания заслуживает развитие в педагогической практике проектных
методик, предполагающих самостоятельную творческую работу учащихся над
индивидуальным или коллективным проектом.
Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная на интеграцию
фактических знаний, полученных при изучении смежных дисциплин, их применение и
приобретение новых знаний и умений, как правило, путем самообразования.
Разработанный еще в первой половине XX века на основе прагматической
педагогики Джона Дьюи, метод проектов становится особенно актуальным в
современном информационном обществе.
В начале XX веков этот метод
рассматривался педагогами как средство развития отдельных качеств личности.
В последующий период (19311990 гг.) организация работы с учащимися по
методу проектов была приостановлена. Основная причина состояла в общей
ориентированности учебных заведений на передачу готовых знаний. Сегодня метод
творческих проектов находит всё большее распространение во всех образовательных
дисциплинах.
Критерием эффективности учебного проекта является, практическая ценность,
самостоятельность исследования, гибкость в направлении и скорости работы,
ориентация на способности, широкий спектр охватываемых задач, взаимодействие
участников проекта. Всем перечисленным критериям удовлетворяет методика,
апробированная автором статьи в преподавании экономических дисциплин в ЕГТК.
Первое знакомство учащихся с методом проектов происходит в форме презентации данного метода, а также научных проектов прошлых лет обучения с
указанием слабых и сильных сторон. Необходимо отметить важность роли
преподавателя на этом этапе, в связи с необходимостью побуждения в студентах
мотивации к самостоятельной проектной деятельности.
Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод,
то он предполагает определённую совокупность учебнопознавательных приёмов,
которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных
действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Существует несколько подходов к классификации проектов. По доминирующей
деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп.
Виды проектов:
1) практикоориентированный проект;
2) исследовательский проект;
3) информационный проект;
4) творческий проект;
5) ролевой проект.
Практикоориентированный проект нацелен на социальные интересы самих
участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может
быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное
исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение
задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей её
проверкой, обсуждение полученных результатов.
Информационный проект направлен на сбор информации о какомто объекте,
явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный
подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации,
спортивные игры, произведения изобразительного или декоративноприкладного
искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации.
Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических
персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остаётся открытым до
самого окончания.
Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности, по числу
участников (индивидуальные и групповые). Наконец, наиболее существенное
различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока
(«минипроект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную
деятельность учащихся, третьи относятся исключительно к сфере вне классной
деятельности.
Проекты подразделяются на индивидуальные и коллективные. Наиболее
эффективными являются работы над проектом в малых группах, используя для этого
часы, выделенные на практическую, самостоятельную работу учащихся. В результате
нескольких занятий команды с непосредственным участием руководителя
определяются с выбором тематики проекта, обозначают его рамки, назначают роли участников проекта, а также его ресурсное обеспечение.
Тематика проектов по экономике может включать следующие темы:
а) анализ современной экономической ситуации в республике Казахстан и
международных отношений;
б) исследование экономических институтов и субъектов экономики;
в) анализ отдельных отраслей экономики, современные течения и процессы
происходящие в них и т.д.
Практическая мотивация преподавателя при выборе тем приблизить обучение
к практике повседневной жизни (путем формирования у студентов навыков
эффективной коммуникации, адаптации к быстроменяющимся условиям жизни, и
т.д.)
Метод проектов используется как на урочной, так и внеурочной деятельности.
Учащиеся подготовившие свои творческие работы принимали участие в
конференциях как международного, так и внутриреспубликанского уровня, в
частности это такие работы как:
Доклад на онлайн конференцию с г. Омск на тему: «Влияние мирового
кризиса на экономику Казахстана», подготовлен учащейся третьего курса Кожаевой
Куанышгуль;
Творческая работа на конференцию в г. Астану на тему: «Рынок интернет
услуг в Казахстане: его возможности, перспективы», подготовлен учащимися
специальности «Финансы» Шалабаевой А. и Аубакирова А.
Творческая работа на конференцию в г. Астану на тему: «Малый и средний
бизнес Казахстана: современная ситуация и перспективные направления роста»,
подготовлен учащимися специальности «Финансы» Бейсембаевой Ж. и Толимисовым
Ж.
Ниже представлена таблица этапов реализации проекта на тему: «Рынок
интернетуслуг в Казахстане: его возможности, перспективы», выполненного
учащимися 2 и 3 курса ЕГТК.
Тема: Рынок интернетуслуг в Казахстане: его возможности, перспективы Идея
проекта.
В данном проекте учащиеся пытаются рассмотреть, как влияют вкусы и
предпочтения потребителей рынка интернетуслуг на его развитие, о развитии
современных экономических интернеттехнологиях.
Целевая аудитория: преподаватели и учащиеся колледжа.
Тип проекта:
Тематический охват проекта: для реализации проекта студентам
необходимо изучить следующие разделы курса «Основы экономики»: рынок,
субъекты и объекты рынка; конкуренция и ее виды, а также иметь представление о
по доминирующей деятельности исследовательский проект
по предметносодержательной области межпредметный;
по характеру контактов внешний;
по количеству участников групповой;
по продолжительности выполнения долгосрочный. современных интернетуслугах: интернетбанкинг, интернетмагазины, развитие
интернет рекламы
Предметы, с которыми связан данный проект: «Информатика для
экономистов», «Основы экономической теории», «Экономический анализ»,
«Статистика».
Цели проекта:
развитие интереса к изучению экономических дисциплин;
систематизация знаний о современных экономических услугах,
предоставляемых посредством сети Интернет;
применение теоретических знаний полученных при
изучении
экономических дисциплин;
формирование у студентов навыков самостоятельного анализа
повторение и закрепление основного программного материала;
развитие умения работать с дополнительной литературой, правильно
выбирать источники информации;
развитие логического мышления, памяти, внимания;
совершенствование мыслительных приемов анализа и синтеза, а также
разработки мероприятий по развитию рынка интернетуслуг.
Таблица 1. Этапы выполнения проекта
Выполнение проекта
№ Наименование
этапа проекта
1. Организационн
ый этап
2. Поисковый и
исследовательс
кий этап
3 Проведение
анкетирования
4 Тестирование
продукта
Результат этапа
Форма контроля
Планграфик выполнения творческого
проекта – определение актуальности проекта,
определение целей и задач, планирование
деятельности каждого участника, этапов и
сроков выполнения работы.
Работа над фактическим содержанием
проекта с использованием всех видов
информационных ресурсов.
Исследование законодательной базы,
статистической отчетности по теме
исследования
«Изучение общественного мнения».
(Вопрос: «Что вы знаете о рынке интернет
услуг? Какими услугами вы пользуетесь?»)
Представление всех результатов работы:
а) оформление результатов анкетирования;
б) подготовка итогового доклада
в) подготовка презентации по проекту
г) разработка мероприятий по
совершенствованию обнаруженных проблем
Доклад с
обоснованием
актуальности и
возможности его
реализации
Собеседование с
руководителем.
Технические
коллективные
(идущие регулярно)
консультации, с
применением
экспертных процедур.
Собеседование с
руководителем
Собеседование с
руководителем
Оценка
разработанного
доклада учащимися
параллельного 5 Предъявление
проекта и его
продукта
6 Анализ
Участие в конференции Продукт проекта:
а) Обработаны результаты анкетирования и
представлены на конференции;
б) защита собственной точки зрения по
представленной ситуации;
в)анализ данных статистики;
г) публикация итогового доклада в сборнике
по результатам конференции
Подготовка паспорта проекта
проекта
Тестирование и
оценка
разработанного
проекта учащимися и
преподавателями
колледжа.
Публикация мнений
учащихся
результатов
проекта.
Опыт применения метода проектов в преподавании курса «Основы экономики»
дал определенные результаты.
Положительные результаты:
совершенствование экономической и культурологической компетенции
участников проекта
способность работать с информацией различных видов из разных
источников, перерабатывать большие объемы информации с использованием
информационнокоммуникационных технологий, собирать и интерпретировать
соответствующие данные;
способность формулировать мысли, владеть навыками публичной речи,
аргументации, ведения дискуссии, презентации;
способность к системному мышлению и применению методов системного
анализа, выдвижению и обоснованию аргументов, критическому оцениванию
аргументации;
способность к социальному взаимодействию в обществе, коллективе, с
оппонентами; готовность к сотрудничеству и разрешению конфликтов;
толерантность;
совершенствование методической компетенции – выполнение проекта и
создание его паспорта
высокое качество проделанной работы, как в исследовательском плане, так
и в плане оформления итоговых результатов и выводов.
во многих работах отчетливо проявляется инициатива учащихся сделать
больше, чем требуется в постановке задачи.
Проблемы, выявленные при использовании данной методики в
преподавании экономических дисциплин:
неумение правильно оценить и формализовать постановку задачи в целом,
и, как следствие, учащиеся не могут составить для себя план работы.
возникают затруднения в поиске путей решения задач и осуществлении
оптимального выбора при наличии альтернатив.
лингвистические сложности при аргументации выбора.
в некоторых случаях учащиеся испытывают затруднения с проведением
сравнительного анализа полученных результатов и формулировкой окончательных выводов.
неумение грамотно использовать термины и грамотно оформить
полученный конечный результат и зафиксировать его в виде готовой документации.
Отмечается отсутствие опыта изложения своих мыслей, полученных результатов и
выводов на бумаге.
Опыт показал, что метод проектов будет эффективно работать:
если преподаватель в качестве цели своей деятельности будет
рассматривать не столько формирование системы научных знаний, умений и навыков,
сколько развитие у учащегося способности и готовности решать самостоятельно или
в группе разнообразные социально востребованные проблемы;
если будут созданы адекватные материальные и информационные ресурсы
достаточное количество справочной литературы, технические средства обучения,
доступ к Internet и т.д.);
если вместо традиционных предметноориентированных уроков в учебном
расписании появятся интегрированные курсы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной
технологии обучения // Директор школы. М.2011, №6 с.3947
2. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч.2010,№3,
с.1012
3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в
начальной школе // Начальная школа 2011 год с. 96
4. Новикова Т.Г. Проектные технологии на уроках и во внеурочной
деятельности // Народное образование, 2010, №89, с.2229
5. Павлова М… Проектный подход в обучении технологии // Школа и
производство 2011 год с.11
6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч №6
2011 год.
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.