МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Оценка 4.8

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Оценка 4.8
Памятки +3
docx
администрации
Взрослым
28.01.2018
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН
МЕТОД ПРОЕКТОВ статья на конференцию Омск.docx
МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО­ ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН Демченко Т.В., преподаватель Екибастузского  гуманитарно­технологического колледжа  Активное, настойчивое и внимательное рассмотрение, какого бы то ни было мнения или предполагаемой формы знания, при свете оснований, на которых оно покоится, и анализ дальнейших выводов, к которым оно приводит, и образует рефлективное мышление. Джон Дьюи. Ориентация     гуманитарных   наук   на   развивающуюся   личность   ­     это   главная задача,   поставленная   современными   реалиями.  Поэтому,   наиболее   актуальной остаётся проблема использования имеющегося опыта применения активных методик преподавания   экономических     дисциплин,   а   также   построения   новой   «модели обучения», ориентированной на учащихся и   предполагающей что учащиеся будут заинтересованы в самостоятельных  занятия и исследованиях. Большого внимания заслуживает развитие в педагогической практике проектных методик,   предполагающих   самостоятельную   творческую   работу   учащихся   над индивидуальным или коллективным проектом. Метод проектов — педагогическая технология, ориентированная на интеграцию фактических знаний, полученных при изучении смежных дисциплин, их применение и приобретение новых знаний и умений, как правило, путем самообразования. Разработанный   еще   в   первой   половине   XX   века   на   основе   прагматической педагогики   Джона   Дьюи,   метод   проектов   становится   особенно   актуальным   в современном   информационном   обществе.     В   начале   XX   веков   этот   метод рассматривался педагогами как средство развития отдельных качеств личности. В   последующий   период   (1931­1990   гг.)   организация   работы   с   учащимися   по методу   проектов   была   приостановлена.   Основная   причина   состояла   в   общей ориентированности учебных заведений на передачу готовых знаний. Сегодня  метод творческих проектов находит всё большее распространение во всех образовательных дисциплинах. Критерием  эффективности учебного проекта является, практическая ценность, самостоятельность   исследования,   гибкость   в   направлении   и   скорости   работы, ориентация на способности, широкий спектр охватываемых задач, взаимодействие участников   проекта.   Всем   перечисленным   критериям   удовлетворяет   методика, апробированная автором статьи в преподавании экономических дисциплин в ЕГТК. Первое   знакомство   учащихся   с   методом   проектов   происходит   в   форме презентации данного метода, а также научных проектов прошлых лет обучения с указанием   слабых   и   сильных   сторон.   Необходимо   отметить   важность   роли преподавателя на этом этапе, в связи с необходимостью побуждения в студентах мотивации  к самостоятельной проектной деятельности. Метод проектов может быть индивидуальным или групповым, но если это метод, то   он   предполагает   определённую   совокупность   учебно­познавательных   приёмов, которые  позволяют  решить  ту или иную  проблему в результате  самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов. Существует несколько подходов к классификации проектов. По доминирующей деятельности учащихся проекты подразделяют на пять групп. Виды проектов: 1)  практико­ориентированный проект; 2)  исследовательский проект; 3)  информационный проект; 4)  творческий проект; 5)  ролевой проект. Практико­ориентированный  проект  нацелен  на  социальные  интересы  самих участников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определён и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Исследовательский   проект  по   структуре   напоминает   подлинно   научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач   исследования,   обязательное   выдвижение   гипотезы   с   последующей   её проверкой, обсуждение полученных результатов. Информационный проект направлен на сбор информации о каком­то объекте, явлении с целью её анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Творческий проект  предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход   к   оформлению   результатов.   Это   могут   быть   альманахи,   театрализации, спортивные   игры,   произведения   изобразительного   или   декоративно­прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Ролевой   проект  является   наиболее   сложным   в   разработке   и   реализации. Участвуя в нём, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей,   выдуманных   героев   и   т.п.   Результат   проекта   остаётся   открытым   до самого окончания. Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности, по числу участников   (индивидуальные   и   групповые).   Наконец,   наиболее   существенное различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини­проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность   учащихся,   третьи   относятся   исключительно   к   сфере   вне   классной деятельности. Проекты   подразделяются   на   индивидуальные   и     коллективные.   Наиболее эффективными являются работы над проектом в малых группах, используя для этого часы, выделенные на практическую, самостоятельную работу учащихся. В результате нескольких   занятий   команды   с   непосредственным   участием   руководителя определяются с выбором тематики проекта, обозначают его рамки, назначают роли участников проекта, а также его ресурсное обеспечение. Тематика проектов по экономике может включать следующие темы: а)   анализ   современной   экономической   ситуации   в   республике   Казахстан   и международных отношений; б) исследование экономических институтов и субъектов экономики; в)   анализ   отдельных   отраслей   экономики,   современные   течения   и   процессы происходящие в них и т.д. Практическая мотивация преподавателя при выборе тем ­ приблизить обучение к   практике   повседневной   жизни   (путем   формирования   у   студентов   навыков эффективной   коммуникации,  адаптации   к   быстроменяющимся   условиям   жизни,  и т.д.) Метод проектов  используется как на урочной, так и внеурочной деятельности. Учащиеся   подготовившие   свои   творческие   работы   принимали   участие   в конференциях   как   международного,   так   и   внутриреспубликанского   уровня,   в частности это такие работы как: ­ Доклад на он­лайн конференцию с г. Омск   на тему: «Влияние мирового кризиса на экономику Казахстана», подготовлен учащейся третьего курса Кожаевой Куанышгуль; ­ Творческая работа на конференцию в г. Астану на тему: «Рынок интернет­ услуг   в   Казахстане:   его   возможности,   перспективы»,   подготовлен   учащимися специальности «Финансы» Шалабаевой А. и Аубакирова А. ­ Творческая работа на конференцию в г. Астану на тему: «Малый и средний бизнес   Казахстана:   современная   ситуация   и   перспективные   направления   роста», подготовлен учащимися специальности «Финансы» Бейсембаевой Ж. и Толимисовым Ж. Ниже   представлена   таблица   этапов   реализации   проекта   на   тему:   «Рынок интернет­услуг   в   Казахстане:   его   возможности,   перспективы»,   выполненного учащимися  2 и 3 курса ЕГТК. Тема: Рынок интернет­услуг в Казахстане: его возможности, перспективы Идея проекта.  В   данном   проекте   учащиеся   пытаются   рассмотреть,   как   влияют   вкусы   и предпочтения   потребителей   рынка   интернет­услуг   на   его   развитие,   о   развитии современных экономических интернет­технологиях. Целевая аудитория: преподаватели и учащиеся колледжа. Тип проекта: ­ ­ ­ ­ ­ Тематический   охват   проекта:   для   реализации   проекта   студентам необходимо   изучить   следующие   разделы   курса   «Основы   экономики»:   рынок, субъекты и объекты рынка; конкуренция и ее виды, а также иметь представление о по доминирующей деятельности ­ исследовательский проект по предметно­содержательной области ­ межпредметный; по характеру контактов ­ внешний; по количеству участников ­ групповой; по продолжительности выполнения ­ долгосрочный. современных   интернет­услугах:   интернет­банкинг,   интернет­магазины,   развитие интернет рекламы Предметы,   с   которыми   связан   данный   проект:  «Информатика   для экономистов»,   «Основы   экономической   теории»,   «Экономический   анализ», «Статистика». Цели проекта: ­ ­ развитие интереса к изучению экономических дисциплин; систематизация   знаний   о   современных   экономических   услугах, предоставляемых посредством сети Интернет; ­ применение   теоретических   знаний   полученных   при     изучении экономических дисциплин; ­ ­ ­ формирование у студентов навыков самостоятельного анализа повторение и закрепление основного программного материала; развитие   умения   работать   с   дополнительной   литературой,   правильно выбирать источники информации; ­ ­ развитие логического мышления, памяти, внимания; совершенствование   мыслительных   приемов   анализа   и   синтеза,   а   также разработки мероприятий по развитию рынка интернет­услуг. Таблица 1. Этапы выполнения проекта Выполнение проекта № Наименование этапа проекта 1. Организационн ый этап 2. Поисковый и  исследовательс кий этап 3 Проведение  анкетирования 4 Тестирование  продукта Результат этапа Форма контроля План­график выполнения творческого  проекта – определение актуальности проекта,  определение целей и задач, планирование  деятельности каждого участника, этапов и  сроков  выполнения работы. Работа над фактическим содержанием  проекта с использованием всех видов  информационных ресурсов. Исследование законодательной базы,   статистической отчетности по теме  исследования «Изучение общественного мнения».  (Вопрос: «Что вы знаете о рынке интернет­ услуг? Какими услугами вы пользуетесь?») Представление всех результатов  работы:  а) оформление результатов анкетирования; б) подготовка итогового доклада  в) подготовка презентации по проекту г) разработка мероприятий по  совершенствованию обнаруженных проблем Доклад с  обоснованием  актуальности и  возможности его  реализации Собеседование с  руководителем. Технические  коллективные  (идущие регулярно)  консультации, с  применением  экспертных процедур. Собеседование с  руководителем Собеседование с  руководителем Оценка  разработанного  доклада учащимися  параллельного 5 Предъявление  проекта и его  продукта 6 Анализ  Участие в конференции Продукт проекта: а) Обработаны результаты анкетирования  и  представлены на конференции;  б) защита собственной точки зрения по  представленной ситуации;  в)анализ данных статистики;  г)  публикация итогового  доклада в сборнике по результатам конференции Подготовка паспорта проекта проекта Тестирование и  оценка  разработанного  проекта учащимися и  преподавателями  колледжа. Публикация мнений  учащихся результатов  проекта. Опыт применения метода проектов в преподавании курса «Основы экономики» дал определенные результаты. Положительные результаты: ­ совершенствование   экономической   и   культурологической   компетенции участников проекта ­ способность   работать   с   информацией   различных   видов   из   разных источников,   перерабатывать   большие   объемы   информации   с   использованием информационно­коммуникационных   технологий,   собирать   и   интерпретировать соответствующие данные; ­ способность   формулировать   мысли,   владеть   навыками   публичной   речи, аргументации, ведения дискуссии, презентации; ­ способность к системному мышлению и применению методов системного анализа,   выдвижению   и   обоснованию   аргументов,   критическому   оцениванию аргументации; ­ способность   к   социальному   взаимодействию   в   обществе,   коллективе,   с оппонентами;   готовность   к   сотрудничеству   и   разрешению   конфликтов; толерантность; ­ совершенствование   методической   компетенции   –   выполнение   проекта   и создание его паспорта ­ высокое качество проделанной работы, как в исследовательском плане, так и в плане оформления итоговых результатов и выводов. ­ во многих работах отчетливо проявляется инициатива учащихся сделать больше, чем требуется в постановке задачи. Проблемы,   выявленные   при   использовании   данной   методики   в преподавании экономических дисциплин: ­ неумение правильно оценить и формализовать постановку задачи в целом, и, как следствие, учащиеся не могут составить для себя план работы. ­ возникают   затруднения   в   поиске   путей   решения   задач   и   осуществлении оптимального выбора при наличии альтернатив. ­ ­ лингвистические сложности при аргументации выбора. в   некоторых   случаях   учащиеся   испытывают   затруднения   с   проведением сравнительного анализа полученных результатов и формулировкой окончательных выводов. ­ неумение   грамотно   использовать   термины   и   грамотно   оформить полученный конечный результат и зафиксировать его в виде готовой документации. Отмечается отсутствие опыта изложения своих мыслей, полученных результатов и выводов на бумаге. Опыт показал, что метод проектов будет эффективно работать: ­ если   преподаватель   в   качестве   цели   своей   деятельности   будет рассматривать не столько формирование системы научных знаний, умений и навыков, сколько развитие у учащегося способности и готовности решать самостоятельно или в группе разнообразные социально востребованные проблемы; ­ если будут созданы адекватные материальные и информационные ресурсы достаточное   количество   справочной   литературы,   технические   средства   обучения, доступ к Internet и т.д.); ­ если вместо традиционных предметно­ориентированных уроков в учебном расписании появятся интегрированные курсы. ЛИТЕРАТУРА 1. Гузеев   В.В.   «Метод   проектов»   как   частный   случай   интегральной технологии обучения // Директор школы. М.2011, №6 с.39­47 2. Ерофеева Н.Ю. Проектирование педагогических систем // Завуч.2010,№3, с.10­12 3. Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе // Начальная школа 2011 год с. 96 4. Новикова   Т.Г.   Проектные   технологии   на   уроках   и   во   внеурочной деятельности // Народное образование, 2010, №8­9, с.22­29 5. Павлова   М…   Проектный   подход   в   обучении   технологии   //   Школа   и производство 2011 год с.11 6. Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения // Завуч №6 2011 год.

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

МЕТОД ПРОЕКТОВ, КАК СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТНО-ОРИНТИРОВАННОГО ПОДХОДА, ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2018