Использование метода проектов на уроках русского языка
Основные этапы проекта:
1. Выбор темы проекта, распределение по группам.
2. Формулирование цели – целеполагание.
3. Составление плана деятельности.
4. Выполнение проекта (консультации с учителем, корректировка деятельности).
5. Оформление проекта.
6. Представление результата.
7. Самоанализ.
8. Подведение итогов всей работы в целом.
В соответствии с требованиями ФГОС ООО основными методами обучения
являются методы интерактивного обучения.
И одним из интерактивных методов обучения является метод проектов.
В основу метода проектов положена идея о направленности учебно
познавательной деятельности учащихся на результат, который получается при
решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.
Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
практической деятельности.
Внутренний результатопыт деятельности – становится бесценным достоянием
учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проектная деятельность – одна из приоритетных форм организации деятельности
учащихся по формированию УУД, направленных на решение конкретной проблемы,
на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.
Основной целью проектов является формирование творческого мышления
учащихся. В основе учебного процесса оказывается сотрудничество и продуктивное
общение учащихся,
направленное на совместное разрешение проблем,
формирование способности выделять важное, ставить цели, планировать
деятельность, распределять функции и ответственность, критически мыслить,
достигать значимых результатов.
Важной чертой проектного подхода является гуманизм, внимание, и уважение
к личности ученика, позитивный заряд, направленный не только на обучение, но и на
развитие личности обучающихся. Для учащегося проект – это возможность
максимально раскрыть свой творческий потенциал, проявить свою
индивидуальность, попробовать свои силы, принести пользу, показать публично
достигнутый результат.
Результат проектной деятельности – личностно или общественно значимый
продукт: макет, рассказ, доклад, концерт, спектакль, газета, книга, модель, костюм,
фотоальбом, оформление стендов, выставок, конференция, электронная
презентация, праздник, комплексная работа и т.д.
Проекты по содержанию могут быть технологические, информационные,
комбинированные. В последнем случае учащиеся готовят информационноесообщение и иллюстрируют его изготовленными ими макетами или моделями. По
форме проекты могут быть индивидуальные, групповые (по 4–6 человек) и
коллективные (классные). По продолжительности проекты бывают краткосрочные и
долгосрочные.
В зависимости от вида деятельности можно выделить следующие типы проектов:
исследовательский проект – проект, требующий актуальной проблемы
исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих
методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки
результатов; данные проекты подчинены логике исследования и имеют
структуру, приближённую к научному исследованию или совпадающую с ним;
ознакомительноориентированные (информационные) проекты проекты,
направленные на сбор информации о какомто объекте, явлении; при этом
предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ
и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории;
практикоориентированные (прикладные) проекты
обозначенным с самого начала результатом деятельности его участников,
отличаются четко
который обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников;
творческие проекты – проекты, предполагающие проявление творческих
способностей, результаты таких проектов оформляются в виде сценария,
инсценировки, репортажа, стенгазеты, альбома и т.д.;
игровые проекты – проекты, в которых структура только намечается и
остаётся открытой до завершения работы, а участники принимают на себя
определённые роли, обусловленные содержанием проекта.
Основные этапы проекта:
1. Выбор темы проекта, распределение по группам.
2. Формулирование цели – целеполагание.
3. Составление плана деятельности.
4. Выполнение проекта (консультации с учителем, корректировка деятельности).
5. Оформление проекта.
6. Представление результата.
7. Самоанализ.
8. Подведение итогов всей работы в целом.
Темы проектных работ для учащихся 5 класса:Волшебные слова
Говорить правильно, красиво престижно!
Грамотным быть модно!
Откуда есть пошла грамота на Руси
Заимствованные слова в русском языке
Знаки препинания и их роль в письменной речи
Зачем нужны псевдонимы?
Имена собственные учащихся 5 классов
Книга и электронный словарь. За и против.
Лингвистический анализ названий улиц
Лингвистический журнал «Парад букв русского алфавита»
Место русского языка среди других предметов в нашей школе.
Наши домашние питомцы и русская фразеология
Путешествие в страну "Морфология"
Темы проектных работ для учащихся 6 класса:
Речевой этикет в разных профессиях
Роль системы знаков в современной жизни
Сборник стихов и рассказов о животных
Словарь весёлых слов
Словарь запахов
Словарь футболиста
Словапаразиты, языковые вирусы
Тематические группы наименования конфет русского происхождения
Типы речевых ошибок школьников
Тире между подлежащим и сказуемым
Утерянные буквы русского алфавита.
Фразеологические обороты в русском языке
Что связывает конфеты и уроки русского языка?
Энциклопедия одного слова
Энциклопедия слова "Ванна"
Энциклопедия слова "Мороз".
Этикетные слова моей семьи
Языковой портрет ученика нашей школы.
Проектная работа, проводившаяся систематически,
поможет не только расширить
и углубить знания учащихся, но и
сформировать определенный уровень коммуникативной и информационной
компетентностей учащихся,
разовьёт у обучающихся высокую мотивацию к учебнопознавательной
деятельности;
сформирует умение ставить перед собой проблему, сравнивать и выбирать
информационный материал, переводить знания, умения и навыки, полученныепри изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и
надпредметных понятий;
повысит активизацию деятельности обучающихся;
сформирует коммуникативные компетенции;
снимет внутренне напряжение;
реализует интеллектуальный и творческий потенциал.
Это отразится на уровне знаний и будет способствовать формированию тех
качеств личности, которые востребованы в современном обществе.