В статье рассматривается метод проектов в преподавании литературы. Описаны виды проектной деятельности, её роль в воспитании творческого и вдумчивого читателя. Предложены темы проектной деятельности, посвящённые памятным датам литературного календаря. Особое внимание уделяется краеведческому материалу, который воспитывает любознательность, патриотические чувства. Проект также предполагает интеграцию знаний.Метод проектов в преподавании литературы. Научно-методическая статья.
Метод проектов в преподавании литературы в школе.doc
Л.Ю. Кодынева
Новгородский государственный университет им. Я.Мудрого
МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ.
В данной статье обозначается актуальность проектной деятельности учащихся как на уроке литературы, так
и во внеурочной деятельности. Памятные литературные даты, юбилеи книг, поэты и писатели, связавшие своё
творчество с Новгородской землёй – темы проектной деятельности подростков. Сообщение о творчестве
поэта или писателя, презентация книги или художественного произведения, написание сочинений или эссе –
основные виды информационной и творческой деятельности учащихся. Отдельные продукты проектной
деятельности подростки представляют на муниципальный конкурс «Время читать – время творить».
Ключевые слова: метод проектов, автор проекта, литературные даты и юбилеи, творческий продукт.
В статье представлен метод проектов как основа в работе по развитию
читательского кругозора, любви к чтению русской и зарубежной классической
литературы учащихся 89 классов. Работа над реализацией монопредметного
коллективного литературного творческого долгосрочного проекта (в течение
20172018 учебного года) рассматривается как особая деятельность, ведущая
за собой литературное развитие подростков, столь необходимое для
воспитания знающего и мыслящего читателя. Целью данного долгосрочного
проекта является некоторое изменение ситуации с чтением произведений
классической литературы. Значение чтения в образовании подростков велико
ещё и потому, что по требованиям ФГОС выпускники школ выполняют эссе, в
котором необходимо свободно владеть знанием текстов художественных
произведений, уметь раскрывать нравственные проблемы художественного
словесного творчества, рассматривать авторскую позицию. И в настоящее
время актуальны слова французского философа 17 века Френсиса Бекона:
«Человек перестаёт мыслить, когда он перестаёт читать. Чтение делает
человека знающим». [1: c.153]
Важным вопросом в подростковой интеллектуальной и творческой
деятельности является вопрос «что сделать»? В литературных творческих
долгосрочных проектах участвуют три стороны: ученик, учитель, родители.
«Благодаря посредникувзрослому замысел подростка некоторым чудесным образом оказывается реализованным. Без помощи педагога проектирование
вырождается в конфликтное поведение». [2: с.69] Посредник – это не учитель,
не тот, кто учит. Он осуществляет авторское действие, которое не может
быть спланированным заранее, ему нельзя научить, как нельзя научить
детской игре, а можно лишь пройти с подростком весь путь от замысла до его
реализации, можно жить и мыслить в рамках литературного проекта,
«погрузить» подростков в мир проектов под названием: «Литературный
календарь – 20172018», «Книгиюбиляры – 20172018». Учитель в роли
автора проекта, посредника между огромным миром литературных юбилеев и
читателемподростком в беседах со школьным библиотекарем определяет
перечень писателей и поэтов, а также произведенийюбиляров 20172018
учебного года. Автор проекта сообщает о литературном чтении родителям
подростков и распределяет конкретные задания для учащихся в ходе
реализации долгосрочного литературного проекта, целью которого является
разнообразное, свободное и более подробное знакомство с творчеством
русских и зарубежных классиков, включённых в школьную программу, а
также чтение и перечитывание уже известных классических произведений.
Эта деятельность воспитывает уважительное отношение к книге как
общественно значимому явлению, пережившему столетия. Тема литературных
юбилеев оптимальна для творческого долгосрочного проекта, потому что
метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность
обучающихся – индивидуальную, парную, групповую, направленную на
решение научной, личностно и социально значимой проблемы. А также
проект должен иметь результат – самостоятельно оформленный продукт. Для
реализации литературного проекта авторпосредник ориентирует подростков
на создание слайдшоу «Литературные юбилеи – 20172018», «Книгиюбиляры
– 20172018». Например, 200летие писателя, поэта и драматурга 19 века А.Н. Толстого, который написал драму «Посадник», посвящённую событиям
древнерусской истории Великого Новгорода.
Проектная деятельность содержит несколько этапов:
1. Подготовительный (мотивация)
2. Информационный (планирование)
3. Деятельностный (сбор материала)
4. Деятельностный (оформление результатов)
5. Презентационный (презентация продукта)
6. Рефлексивный (оценка и самооценка процесса и результата)
Этапы работы над проектом являются основой для любой темы,
которую избирает автор проекта, мы же в реализации литературных проектов
наполняем их конкретной информацией о творческой биографии поэтов и
писателей, проблематике их творчества и содержании художественных
произведений. В результате проектной деятельности как особой формы
существенных изменений рождается продукт проекта, который изменяет
ситуацию в сфере читательских интересов подростков. Время проекта
исчисляется от момента завершения, оно не идёт, а истекает. Автор проекта
регулирует соотношение жёстких временных рамок работы над творческим
заданием и выделением дополнительного времени. Литературный проект
объединяет время уроков русского языка и литературы, а также внеурочные
занятия. Проектирование связано с личной ответственность всех участников
проекта (учитель, ученики, родители), с признанием авторства, с готовностью
принимать поздравления и исправлять отмеченные недостатки. Автор проекта
придерживается следующих критериев оценки:
• творческая составляющая (нестандартность и оригинальность решений),
• теоретическая грамотность и научный кругозор,
• качество подобранных источников,
• качество использования источников, • самостоятельность, логичность, последовательность и обоснованность
суждений,
• грамотность оформления результатов работы,
• качество презентации проекта,
• общественная значимость,
• потенциал возможного продолжения исследования.
Следовательно, активное внедрение в практику литературного
проектирования имеет важное воспитательное значение. Для обсуждения
на завершающем этапе работы возможны отзывы о прочитанных книгах,
анализ исторических событий и тематики творчества писателей и поэтов.
На всех этапах работы необходимо помнить слова философа И.А. Ильина:
«По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас
есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает».
Литература
1. Введение в философию. Ч.1, ред. Фролов И.Т. – М.: Издательство
политической литературы, 1990.
2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.:
«Просвещение», 2011.
Метод проектов в преподавании литературы
Метод проектов в преподавании литературы
Метод проектов в преподавании литературы
Метод проектов в преподавании литературы
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.