Метод проектов в преподавании литературы
Оценка 4.6

Метод проектов в преподавании литературы

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
doc
русская литература
Взрослым
03.06.2018
Метод проектов в преподавании литературы
В статье рассматривается метод проектов в преподавании литературы. Описаны виды проектной деятельности, её роль в воспитании творческого и вдумчивого читателя. Предложены темы проектной деятельности, посвящённые памятным датам литературного календаря. Особое внимание уделяется краеведческому материалу, который воспитывает любознательность, патриотические чувства. Проект также предполагает интеграцию знаний.Метод проектов в преподавании литературы. Научно-методическая статья.
Метод проектов в преподавании литературы в школе.doc
Л.Ю. Кодынева                      Новгородский государственный университет им. Я.Мудрого МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРЕПОДАВАНИИ ЛИТЕРАТУРЫ. В данной статье обозначается актуальность проектной деятельности учащихся как на уроке литературы, так и во внеурочной деятельности. Памятные литературные даты, юбилеи книг, поэты и писатели, связавшие своё творчество с Новгородской землёй – темы проектной деятельности подростков. Сообщение о творчестве поэта или писателя, презентация книги или художественного произведения, написание сочинений или эссе – основные   виды   информационной   и   творческой   деятельности   учащихся.   Отдельные   продукты   проектной деятельности подростки представляют на муниципальный конкурс «Время читать – время творить». Ключевые слова: метод проектов, автор проекта, литературные даты и юбилеи, творческий продукт.         В статье представлен метод проектов как основа в работе по развитию читательского кругозора, любви к чтению русской и зарубежной классической литературы  учащихся 8­9 классов. Работа над реализацией монопредметного коллективного литературного творческого долгосрочного проекта (в течение 2017­2018 учебного года) рассматривается как особая деятельность, ведущая за   собой   литературное   развитие   подростков,   столь   необходимое   для воспитания знающего и мыслящего читателя. Целью данного долгосрочного проекта   является   некоторое   изменение   ситуации   с   чтением   произведений классической литературы. Значение чтения в образовании подростков велико ещё и потому, что по требованиям ФГОС выпускники школ выполняют эссе, в котором   необходимо   свободно   владеть   знанием   текстов   художественных произведений,   уметь   раскрывать   нравственные   проблемы   художественного словесного творчества, рассматривать авторскую позицию.   И в настоящее время актуальны слова французского философа  17 века Френсиса Бекона: «Человек   перестаёт   мыслить,   когда   он   перестаёт   читать.   Чтение   делает человека знающим». [1: c.153]                    Важным вопросом в подростковой интеллектуальной и творческой деятельности является вопрос «что сделать»?   В литературных творческих долгосрочных проектах участвуют три стороны: ученик, учитель, родители. «Благодаря посреднику­взрослому замысел подростка некоторым чудесным образом оказывается реализованным. Без помощи педагога проектирование вырождается в конфликтное поведение». [2: с.69] Посредник – это не учитель, не тот, кто учит. Он осуществляет  авторское действие, которое не может быть   спланированным   заранее,   ему   нельзя   научить,   как   нельзя   научить детской игре, а можно лишь пройти с подростком весь путь от замысла до его реализации,   можно   жить   и   мыслить   в   рамках   литературного   проекта, «погрузить»   подростков   в   мир   проектов   под   названием:   «Литературный календарь   –   2017­2018»,   «Книги­юбиляры   –   2017­2018».   Учитель   в   роли автора проекта, посредника между огромным миром литературных юбилеев и читателем­подростком   в   беседах   со   школьным   библиотекарем   определяет перечень   писателей   и   поэтов,   а   также   произведений­юбиляров   2017­2018 учебного года. Автор проекта сообщает о литературном чтении   родителям подростков   и   распределяет   конкретные   задания   для   учащихся   в   ходе реализации долгосрочного литературного проекта, целью которого является разнообразное,   свободное   и   более   подробное   знакомство   с   творчеством русских   и   зарубежных   классиков,   включённых   в   школьную   программу,   а также   чтение   и   перечитывание   уже   известных   классических   произведений. Эта   деятельность   воспитывает   уважительное   отношение   к   книге   как общественно значимому явлению, пережившему столетия. Тема литературных юбилеев   оптимальна   для   творческого   долгосрочного   проекта,   потому   что метод   проектов   всегда  ориентирован  на самостоятельную деятельность обучающихся   –   индивидуальную,   парную,   групповую,   направленную   на решение   научной,   личностно   и   социально     значимой   проблемы.   А   также проект должен иметь результат – самостоятельно оформленный продукт. Для реализации литературного проекта автор­посредник ориентирует подростков на создание слайд­шоу «Литературные юбилеи – 2017­2018», «Книги­юбиляры – 2017­2018». Например, 200­летие писателя, поэта и драматурга 19 века А.Н. Толстого,   который   написал   драму   «Посадник»,   посвящённую   событиям древнерусской истории Великого Новгорода.  Проектная деятельность содержит несколько этапов: 1. Подготовительный (мотивация)  2. Информационный (планирование) 3. Деятельностный (сбор материала) 4. Деятельностный (оформление результатов) 5. Презентационный (презентация продукта)  6. Рефлексивный (оценка и самооценка процесса и результата)                Этапы работы над проектом являются основой для любой темы, которую избирает автор проекта, мы же в реализации литературных проектов наполняем  их  конкретной   информацией   о  творческой   биографии  поэтов   и писателей,   проблематике   их   творчества   и   содержании   художественных произведений.   В   результате   проектной   деятельности   как   особой   формы существенных   изменений   рождается   продукт   проекта,   который   изменяет ситуацию   в   сфере   читательских   интересов   подростков.   Время   проекта исчисляется от момента завершения, оно не идёт, а истекает. Автор проекта регулирует соотношение жёстких временных рамок работы над творческим заданием   и   выделением   дополнительного   времени.   Литературный   проект объединяет время уроков русского языка и литературы, а также внеурочные занятия. Проектирование связано с личной ответственность всех участников проекта (учитель, ученики, родители), с признанием авторства, с готовностью принимать поздравления и исправлять отмеченные недостатки. Автор проекта придерживается следующих критериев оценки: • творческая составляющая (нестандартность и оригинальность решений), • теоретическая грамотность и научный кругозор, • качество подобранных источников,  • качество использования источников, • самостоятельность, логичность, последовательность и обоснованность  суждений,  • грамотность оформления результатов работы, • качество презентации проекта, • общественная значимость,  • потенциал возможного продолжения исследования.                 Следовательно, активное внедрение в практику литературного проектирования имеет важное воспитательное значение. Для обсуждения на завершающем этапе работы возможны отзывы о прочитанных книгах, анализ исторических событий и тематики творчества писателей и поэтов. На всех этапах работы необходимо помнить слова философа И.А. Ильина: «По чтению можно узнавать и определять человека. Ибо каждый из нас есть то, что он читает, и каждый человек есть то, как он читает».                                       Литература 1. Введение в философию. Ч.1, ред. Фролов И.Т. – М.: Издательство  политической литературы, 1990. 2. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. ­  М.:  «Просвещение», 2011.

Метод проектов в преподавании литературы

Метод проектов в преподавании литературы

Метод проектов в преподавании литературы

Метод проектов в преподавании литературы

Метод проектов в преподавании литературы

Метод проектов в преподавании литературы

Метод проектов в преподавании литературы

Метод проектов в преподавании литературы
Скачать файл