Научно- исследовательская работа на тему "Метод проекта в процессе обучения". Цель работы- анализ эффективности внедрения метода проектов в процесс обучения математике. Работа в стадии теоретической, исследовательской деятельности. Предназначена для использования на кружках математики старших классов общеобразовательных школ и для первых курсов колледжей.
Педагогические основы проектного обучения.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
КАЗАКСТАН
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ
КАРАТАУСКИЙ ГУМАНИТАРНОТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
НАУЧНО - ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
«МЕТОД ПРОЕКТОВ
В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ»
Цель работы: Анализ эффективности внедрения
метода проектов в процесс обучения
Секция: Математика
Выполнила: Сариева Айжаркын
Стадия выполнения: Теоретическипоисковой этап
деятельности
0 КАРАТАУ 2018
СОДЕРЖАНИЕ
№
АННОТАЦИЯ
ВВЕДЕНИЕ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
1.
2.
3.
4.
5. МЕТОДЫ ОФОРМЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
6.
7.
8.
9.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
СТР
.
2
3
4
7
15
17
29
21
22
1 АННОТАЦИЯ
В новых условиях, отличающихся информационным взрывным характером и
стремительными изменениями в обществе, обновления техносферы предъявляют все более
высокие требования к профессии инженера и к инженерному образованию в целом. Одной
из принципиальных черт современного периода является внедрение в образовательный
процесс новых методов обучения, построенных на принципе саморазвития, активизации
личности. Одним из таких методов является проектное обучение. Метод проектов
помогает сформировать так называемый проектировочный стиль мышления, который
соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности
человека, раскрывает, развивает, реализует творческий потенциал личности.
Цель: анализ эффективности внедрения метода проектов в процесс обучения
экономики.
Задачи:
1.
2.
3.
4.
Изучить содержание данного метода, его классификацию.
Проанализировать основные этапы создания проекта.
Выявить основные возможности, а также проблемы данного метода.
Раскрыть необходимость внедрения метода проектов в процесс
обучения математики.
Гипотеза: внедрение проектной деятельности в процесс обучения математике
позволит более эффективнее реализовать воспитательные, образовательные и обучающие
задачи.
Учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного
обучения, поэтому внедрение проектного метода внесёт разнообразие в обычную учебную
деятельность учащихся, даст возможность учащимся самостоятельно ставить и решать
насущные проблемы. Я считаю, что внедрение проектов процесс обучения математики на
сегодняшний день необходимо. Традиционные формы работы на уроках изживают себя.
Обучающийся чувствует себя комфортнее, когда ему дают возможность самостоятельно
участвовать в решении какой – либо проблемы: ставить цель, задачи и самому выбирать
способы и пути достижения поставленных целей.
2 I. ВВЕДЕНИЕ
Модернизация образования предполагает изменения не только в системе и структуре
образования, но и изменяет содержание и методы обучения. В основу образовательной
деятельности положены индивидуальные познавательные потребности обучающихся,
реализация которых должна осуществляться на современном научнометодическом уровне
инновационной педагогической деятельности.
Образование вошло в эпоху, когда педагогические системы должны быть не только
развивающими, но и развивающимися. Динамично изменяющееся общество требует
изменений в целях, содержании, технологиях образования. То, в какой мере оно сможет
эффективно отвечать вызовам времени, во многом зависит от педагогов, от их готовности
и способности включиться в процессы обновления практики образования.
Происходящие социальные трансформации обозначили контуры новой образовательной
парадигмы, именуемой поразному: «личностноориентированная», «исследовательская»,
«проективная». Суть её состоит в смещении основного акцента в деятельности педагога с
позиции функционального исполнителя, которую он выполнял ранее, на актуализацию
творческих аспектов педагогического труда, на развитие его деятельности. Современное
общество нуждается в педагоге, способном к восприятию новых идей, принятию
нестандартных решений, к активному участию в инновационных процессах, готовом
стабильно и компетентно решать имеющиеся и вновь возникающие профессиональные
исследовательские задачи.
Профессиональная деятельность педагога неполноценна, если она строится только как
воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна
не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для
достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует
развитию личности самого педагога. Педагог, находящийся в постоянном поиске, гораздо
быстрее достигает высших уровней педагогического мастерства, профессионализма.
Творчество неотделимо от исследования. Творческая деятельность переходит в
исследовательскую всякий раз, когда педагог, решая обобщить свой опыт, внедрить опыт
своих коллег или новые технологии, сознательно применяет такие методы исследования,
которые дают возможность получить объективные данные о результатах проводимой им
творческой работы.
Решение исследовательских задач сегодня рассматривается не просто как право
педагога, но и как его профессиональная обязанность. Отражена эта позиция в Послании
Президента РК Н. Назарбаева, где в качестве концептуальной заложена идея «участия
педагогических работников в научной исследовательской деятельности», «интеграции
научных исследований с образовательным процессом». Образовательные стандарты нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного подхода, методы проектноисследовательской деятельности определены
как
основной
образовательной программы общего образования. Среди разнообразных направлений новых
педагогических технологий ведущее место занимает проектноисследовательская
деятельность. Но метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Он был предложен и разработан в 20е годы в США. Его называли также методом проблем,
и связывали с идеями гуманистического направления в образовании,
разработанными Дж. Дьюи и В. Х. Киппатриком. Дьюи предлагал строить обучение на
активной основе через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его
личным интересом именно в этом знании. Современные преподаватели должны быть
способны решать комплекс исследовательских задач, связанных с различными сферами
реализации
условий
одно
из
3 педагогического труда. Необходима им и готовность к профессиональнопедагогической
рефлексии, к рассмотрению сложных объектов педагогической действительности как
целостных явлений, к согласованию целей преподавания своего предмета с целями
развития личности обучаемого, тенденциями функционирования учебного заведения на
основе учёта интегративных изменений в инструментарии педагогической деятельности.
II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ
“Скажи мне и я забуду. Покажи мне – и я запомню.
Вовлеки меня – и я научусь”. Конфуций.
Диапазон учебных целей метода проектов: "развитие познавательных, творческих
навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений
ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления" [4].
Метод проектов всегда предполагает, вопервых, решение какойто проблемы, и, во
вторых, направлен на получение результата.
"Метод проектов… способ достижения дидактической цели через детальную
разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным,
осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. … В основу
метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая
направленность на результат, который можно получить при решении той или иной
практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть,
осмыслить, применить в реальной практической деятельности." "Решение проблемы
предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов,
средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений
применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих
областей." "Результаты выполненных проектов должны быть, что называется,
"осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если
практическая конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в
реальной жизни)." [4].
"Андреас Папандреу (Институт Образования, Кипр) указывает, что проектное обучение
является непрямым, и здесь ценны не только результаты, но в большей мере сам процесс.
Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его
следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения,
как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом." [1].
"Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не
накопление фактических знаний" [2].
"Метод проектов педагогическая технология, ориентированная не только на
интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и
путем самообразования). Проектный метод в школьном образовании в наше время
рассматривается как альтернатива классноурочной системе. Но специалисты из стран,
имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не
должно вытеснить эту систему и другие методы обучения" [4].
Основные цели проектного обучения:
создать условия, при которых обучающиеся приобретают недостающие знания из
разных источников;
обучающиеся учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения
познавательных и практических задач;
обучающиеся развивают коммуникативные умения, работая в различных группах
(командах);
у обучающихся формируются исследовательские умения (выявление проблемы,
сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа построения
гипотез, обобщения);
4
развитие системного мышления, внимания, воображения и памяти.
В основе проектного обучения лежат идеи:
о необходимости формирования проектного мышления;
обеспечения целостности педагогического процесса (единства воспитания, обучения
и развития);
создания условий для самостоятельного приобретения знаний;
обеспечения единства опредмечивания и распредмечивания знаний;
перехода от вуза памяти к школе мысли;
усиления профориентационного аспекта процесса обучения;
разработки здоровье сберегающих технологий обучения;
поддержания положительной мотивации к самообразованию обучающихся;
формирования умений и навыков ориентироваться в информационно
образовательном пространстве;
самостоятельного конструирования знаний.
Теория проектного обучения является интегративной, так как она синтезирует в себе в
той или иной мере все другие теории и концепции обучения.
Технология проектов всегда предполагает решение какойто проблемы,
предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов и средств
обучения, а с другой применение интегрированных знаний, умений из различных областей
науки, техники, технологии и творческих областей.
Исходными теоретическими положениями для проектного обучения являются:
1. В центре внимания – обучающийся.
2. Содействие развитию творческих способностей.
3. Педагогический процесс строится в логике деятельности, имеющей
личностный смысл для обучающегося, что повышает его мотивацию в
учении.
4. Индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход
каждого обучающегося на свой уровень развития.
5. Комплексный подход разработки учебных проектов способствует
сбалансированному развитию основных физиологических и психических
функций обучающегося.
6. Глубокое осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет
универсального их использования в разных ситуациях.
Основными понятиями теории проектного обучения являются дефиниции "проект" и
"проектная деятельность". Под проектом понимается самостоятельно разработанное и
изготовленное изделие (услуга) от идеи до ее воплощения. Проектная деятельность
это деятельность, направленная на выполнение проектов.
В педагогической практике применяются различные виды проектов. Рассмотрим их
классификацию.
1. По степени участия обучающегося в проекте: индивидуальные, парные и
групповые.
2. Проекты на основе доминирующей деятельности обучающихся:
практикоориентированные (от учебного пособия до пакета
рекомендаций по изготовлению чеголибо);
исследовательские
(исследование какойлибо проблемы по всем правилам научного
изыскания); информационные (сбор и обработка информации по значимой
проблеме с целью презентации широкой аудитории статья, информация
в сети Интернет); творческие (максимально свободный авторский
подход в решении проблемы).
5 3. По комплексности
проекты могут быть монопроектами и
межпредметными. Монопроекты реализуются в рамках одной учебной
дисциплины или одной области знания. Межпредметные выполняются
во внеучебное время под руководством специалистов из разных областей
знаний.
4. По характеру контактов
проекты бывают внутригрупповые,
внутриинститутскими,
региональными и международными. Два
последних, как правило, реализуются как телекоммуникационные
проекты, с использованием возможностей Интернета и средств
современной компьютерных технологий.
5. По продолжительности выполнения проекта различают: мини
проекты укладываются в одно занятие или даже его часть;
краткосрочные на 45 занятий; недельные, требующие на выполнение
проекта 3040 часов. Предполагается сочетание аудиторных и
внеаудиторных форм работы; глубокое погружение в проект делает
проектную неделю оптимальной формой организации проектной работы;
долгосрочные (годичные) проекты, как индивидуальные, так и групповые,
выполняются, как правило, во внеучебное время.
На практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов.
При выполнении проекта указывается: проблема; цели и задачи проекта; учебный
материал, который предполагается задействовать для решения указанной проблемы
(литература); теоретическая и практическая значимость в какойлибо области знаний;
отдельно следует указать какие цели интеллектуального, нравственного, культурного
развития обучающихся при этом ставятся; сроки выполнения проекта; состав группы;
порядок оформления результатов проекта.
Принято считать, что проект – это "пять П": Проблема – Проектирование
(планирование) – Поиск информации – Продукт – Презентация. Шестое "П" проекта – его
Портфолио (рис. 1).
Рис. 1.
тема,
включает:
предмет, группа,
Проекты выполняются в пять этапов: ценностноориентационный, планирования,
конструктивный, презентации, оценочнорефлексивный.
Каждый этап работы над проектом должен иметь свой конкретный продукт. Оформление
проекта
проекта
(междисциплинарный), разделы науки, тип проекта, оборудование, цель и задачи проекта.
Выполненные проекты публично обсуждаются, защищаются обучающимися и
заканчиваются разными видами презентаций. К ним относятся;
научный доклад,
деловая игра, демонстрация видеофильма, экскурсия, телепередача, научная
конференция, инсценировка, защита на совете, реклама, пресс конференция и др.
Для оценки качества выполненного проекта используются критерии. Они должны быть
понятны и их должно быть не более 710. Оцениваться, прежде всего, должно качество
работы в целом, а не только презентация. Качество проекта должно осуществляться на
основе внешней экспертизы.
характер
6 Преподаватель в процессе выполнения проекта выступает как энтузиаст, специалист,
консультант, руководитель, "человек, задающий вопросы", координатор, эксперт. Позиция
преподавателя должна быть открытой, дающей простор самостоятельности обучающихся.
Основные требования к использованию технологии проектов: наличие значимой в
исследовательском, творческом плане проблемы или задачи, требующей интегрированного
знания, исследовательского поиска для ее решений; практическая, теоретическая,
познавательная значимость
структурирование
содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов); использование
исследовательских процедур (определение проблемы, выдвижение гипотезы и вытекающих
из
оформление конечных
результатов, анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы).
задач и способов их решения,
предполагаемой результатов;
нее
III. ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ
В целом для обучения технологии проектирования, независимо от изучаемой дисциплины
или целей проекта, необходимы пять этапов: ценностноориентационный, планирования,
конструктивный, презентации, оценочнорефлексивный.
Ценностноориентационный этап
(этап разработки проектного
задания) связан с процедурами диагностирования и осознания проблемы,
целеполагания и выбора концепции ее решения.
Этап планирования включает подробное описание требуемого продукта,
удовлетворяющего поставленным целям, и поиск средств реализации проекта.
Конструктивный этап подразумевает реализацию разработанной на предыдущем
непосредственное выполнение поставленных задач,
этапе технологии,
конструирование или изготовление продукта проектирования.
Этап презентации предполагает подготовку проекта к защите и демонстрацию
полученного продукта перед аудиторией.
Оценочнорефлексивный этап включает анализ проектной работы, как своей
собственной, так и своих соратников, установление степени достижения цели
и оценивание результатов деятельности.
Эффективность проектной деятельности обусловливается главными принципами
организации проектного обучения. Это принципы самостоятельности, проблемности,
направленности на результат, коллегиальности, интериоризации.
Принцип самостоятельности состоит в том, что проектное обучение всегда
ориентировано на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную,
парную, групповую, выполняемую в течение определенного отрезка времени.
Принцип проблемности предполагает, что проектное обучение организуется как
вариант проблемного обучения. Решение проблемы предусматривает, с одной
стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а
с другой – необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер
науки, техники, технологии, творческих областей.
Принцип направленности на результат подразумевает,
что проектная
деятельность ориентируется на получение определенного материального
результата на каждом этапе и на публичную презентацию конечного проектного
продукта. Результатом выполненного проекта должно быть практическое или
теоретическое конкретное решение рассматриваемой проблемы.
Принцип коллегиальности заключается в том, что учащийся в проектной
деятельНости никогда не остается один на один с информацией. В ходе работы над
7 проектом он может двигаться в удобном для него темпе, в нужные моменты
кооперируясь с другими участниками или обращаясь за консультацией к
преподавателю.
которые демонстрируются преподавателем,
Принцип интериоризации состоит в том, что различные виды проектных
действий,
формируются и
закрепляются в деятельности студентов, а затем активно используются в рамках
проектной работы, позволяя учащимся эффективно усваивать новые теоретические
знания и практические умения.
Необходимый для успешного формирования компетентностей уровень
самостоятельности позволяет обеспечить организация проектной деятельности малыми
группами по 45 человек. На каждом этапе групповая работа выступает своеобразным
промежуточным звеном между личными, собственными размышлениями студента над
проблемой и задачами проекта и непосредственным выполнением индивидуальных
поручений и заданий.
Рассмотрим педагогические особенности каждого из этапов работы над проектом.
На ценностноориентационном этапе преподаватель организует беседу о
существующей или часто возникающей проблемной ситуации. Особенность этой беседы в
том, что преподаватель сообщает студентам о существовании проблемы, обращает на нее
их внимание и побуждает каждого задуматься о ее значимости и способах разрешения. Он
стремится заинтересовать студентов, мотивировать их на выполнение проекта. С этой
целью в ходе беседы раскрывается значимость проекта как для одной учебной
дисциплины, так и для учебного процесса в целом, а также для будущей профессиональной
деятельности. Предлагаются различные варианты оформления результатов проекта, и
происходит совместный выбор проектного продукта. На этом этапе организуются малые
группы для обсуждения вопроса о формируемых в данной работе знаниях и умениях, о
возможностях применения результатов проекта. Если возникает потребность в
дополнительной информации, преподаватель либо сам готовит список литературы и
интернет ресурсов по изучаемому вопросу, либо поручает это студентам, в зависимости от
специфики рассматриваемой ситуации и типа проекта.
Организационная особенность этапа планирования – "совместное обсуждение в малой
группе – уточнение индивидуального поручения". На этом этапе преподаватель помогает
учащимся объединиться в проектные группы по 45 человек,
организует их
действия по планированию проекта, контролирует эту работу, отслеживая, чтобы были
сформулированы конкретные задачи, отражающие суть проекта, и указаны сроки их
выполнения, назначает ответственных или предлагает студентам самим распределить
ответственность и обязанности в группе.
Третий этап этап планирования проектной деятельности обычно осуществляется
на аудиторном занятии. Поэтому, помогая студентам организовать совместную работу,
преподаватель использует приемы активного обсуждения, активизации критического
мышления и методы конструктивного общения в группе. Это могут быть методы
"мозгового штурма", "круглого стола", морфологического анализа и пр.
Так, в ходе "мозгового штурма" происходит выдвижение одной группой участников
разнообразных, и даже фантастических, неправдоподобных идей и их анализ другой
группой. Обсуждение, организованное в виде "круглого стола", подразумевает, что все
участники могут высказывать вслух все, что приходит в голову. Метод морфологического
анализа заключается в составлении списка всех возможных вариантов решения проблемы и
их последовательном анализе.
В ходе четвертого, конструктивного этапа проектной деятельности основная
организационная схема "индивидуальное выполнение поручения – индивидуальные
консультации с преподавателем – объединение результатов участников проектной группы"
8 может повторяться несколько раз, в зависимости от сложности и объема индивидуальных
заданий. Поэтому преподавателю необходимо предусмотреть оптимальное количество
консультаций для студентов и составить расписание. В ходе консультаций преподаватель
контролирует работу проектных групп по выполнению задач проекта в запланированные
сроки, стимулирует поисковую деятельность студентов, корректирует их действия,
призывая к самооценке, помогает анализировать и систематизировать полученные данные,
формулировать выводы и выдвигать новые гипотезы по разрешению проблемы. В помощь
студентам преподаватель разрабатывает и рекомендует памятки,
схемы и
алгоритмы по организации эффективной самостоятельной творческой работы.
Этап презентации осуществляется по схеме "групповые консультации с
преподавателем – совместная публичная презентация". На этом этапе преподаватель
помогает студентам в оформлении продукта проектной деятельности и подготовке
презентации. Совместно с участниками проекта он планирует форму презентации,
организует работу экспертов и продумывает возможные вопросы к выступающим.
Преподаватель контролирует ход презентации,
организует и поддерживает
дискуссию по обсуждению проекта.
Действия преподавателя на оценочнорефлексивном этапе направлены на то, чтобы
участники проекта осмыслили всю проделанную работу в целом, оценили свои действия и
личностный рост. Для этого преподаватель организует взаимооценку готовых проектных
продуктов, оценку их эффективности, полезности и возможностей в разрешении
изначальной проблемной ситуации. В ходе завершающей беседы подводятся итоги
проектной деятельности студентов, их внимание обращается на те составляющие проекта,
которые оказались наиболее и наименее удачными. Вместе с группой обсуждаются
возможные пути продолжения проектной работы над проблемой. В целях организации
рефлексии всей проектной деятельности студентам предлагается индивидуальное
домашнее задание по составлению личных эссе. Так как рефлексия является необходимой
процедурой для фиксирования уровня сформированности компетентностей,
преподавателю необходимо проявить определенную настойчивость, побуждая студентов
завершить полный цикл проектной деятельности.
Система деятельности преподавателя и обучающихся на разных стадиях работы над
проектом представлена в таблице 1.
Таблица 1. Деятельность преподавателя и обучающихся на разных этапах работы над проектом
Деятельность преподавателя Деятельность группы обучающихся
Этапы
1.Ценностноориентационный
этап (Разработка проектного
задания)
1.1. Выбор темы проекта
1.2. Выделение подтем и тем
проекта
Преподаватель отбирает
возможные темы и предлагает
их обучающимся
Преподаватель участвует в
обсуждении тем,
предложенных обучающимся
Преподаватель предварительно
вычленяет подтемы и
предлагает обучающимся для
выбора
Преподаватель принимает
участие в обсуждении с
обучающимися подтем проекта
1.3. Формирование творческих
тем групп
Преподаватель проводит
организационную работу по
Обучающиеся обсуждают и
принимают обшее решение по теме
Обучающиеся самостоятельно
подбирают темы и предлагают группе
для обсуждения
Каждый обучающийся выбирает себе
подтему или предлагает новую
Обучающиеся активно обсуждают и
предлагают варианты подтем. Каждый
обучающийся выбирает одну из них
для себя (т.е. выбирает себе роль)
Обучающиеся самостоятельно
определяют свои роли и группируются
9 1.4. Подготовка материалов к
исследовательской деятельности:
формулировка вопросов, на
которые нужно ответить, задание
для команд, отбор литературы
1.5. Определение форм
отчетности по результатам
выполненного проекта
2. Этап планирования
3. Конструктивный этап
(Оформление результатов)
4. Презентация результатов
5. Оценочнорефлексивный
этап
объединению обучающихся,
выбравших себе конкретные
подтемы и виды деятельности
Если проект объемный, то
преподаватель заранее
разрабатывает задания,
вопросы для поисковой
деятельности и литературу
Преподаватель принимает
участие в обсуждении
результатов, полученных в
процессе выполнения проекта
Преподаватель консультирует,
координирует работу
обучающихся, стимулирует их
деятельность
Преподаватель консультирует,
координирует работу
обучающихся, стимулирует их
деятельность
Преподаватель организует
экспертизу (например,
приглашает в качестве
экспертов студентов старших
курсов или других
преподавателей)
Преподаватель оценивает свою
деятельность по качеству
оценок и активности
обучающихся
в соответствии с ними в малые группы
(команды)
Отдельные обучающиеся младших и
старших курсов принимают участие в
разработке задания Вопросы для
поиска ответа могут вырабатываться в
командах с последующим
обсуждением группой
Обучающиеся в группах, а затем в
аудитории обсуждают формы
представления результатов
исследовательской деятельности:
видеофильмы, альбом, доклады.
Обучающиеся осуществляют
поисковую деятельность
Обучающиеся в начале по группам, а
потом во взаимодействии с другими
группами оформляют результаты в
соответствии с принятыми правилами
Обучающиеся докладывают о
результатах выполненной работы
Подводя итоги, обучающиеся
высказывают пожелания, коллективно
обсуждают оценки за выполненную
работу
Технология проектного обучения может быть реализована при преподавании
любой предметной области науки и техники. Она может применяться как в обычной
аудитории в виде самостоятельной групповой работы обучающихся в течение различного
времени, так и с использованием современных средств информатизации образования.
Уточним понятия "проектное обучение", "метод проектов", "учебная проектная
деятельность". Проектное обучение может рассматриваться как дидактическая система, а
метод проектов – как компонент системы, как образовательная технология, которая
предусматривает не только интеграцию знаний, но и применение актуализированных
знаний, приобретение новых.
Проектная учебная деятельность обучающихся – сторона, компонент проектного
обучения, связанного с выявлением и удовлетворением потребностей студентов
посредством проектирования и создания идеального или материального продукта,
обладающего объективной или субъективной новизной. Она представляет собой
творческую учебную работу по решению практической задачи, цели и содержание которой
определяются учащимися и осуществляются ими в процессе теоретической проработки и
практической реализации при консультации преподавателя. Отсюда следует, что другой
стороной, компонентом проектного обучения является деятельность преподавателя.
При использовании данного метода существенно изменяются и роли участников
преподаватель не является экспертом, он –
образовательного процесса:
демократичный руководитель, консультант, помощник; соответственно студент
выполняет роль активного участника процесса проектирования. Развитие
субъектности студента проявляется в целеполагании и планировании учебно
10 познавательной деятельности, ее организации и обеспечении. Важно, что работа над
проектом предполагает обязательную рефлексивную деятельность: оценку того, что
каждый приобрел в процессе выполнения учебного задания, что удалось, а что нет, в чем
заключались причины неудач и как их можно избежать в будущем. Рассмотрим функций
исполнителей проекта в таблице 2.
Преподаватель
методист
Преподаватель
консультант
Организатор
(координатор)
Таблица 2. Функции исполнителей проекта
Функции в проекте
А1 Изучение передового педагогического опыта в проведении аудиторных занятий с
применением мультимедийных презентаций, приемов визуализации в др.
альтернативных педагогических технологиях; оптимизация технологии создания
слайдов/презентаций с помощью минимального, но достаточного интерфейса в
пределах общедоступных программ без снижения качества конечного электронного
учебного продукта (мультимедийных презентаций)
А2 Сообщение информации о принципе модульного построения и типовых слайдах
педагогической архитектуры презентации, компетентности организаторакоординатора
проекта и студентовисполнителей; оценка качества и объема исходного проектного
материала относительно возможностей студентовисполнителей и организатора
координатора
А3 Консультирование по вопросам планирования и координация сроков исполнения
проекта, выработка приемов мотивации и согласование критериев оценки блоков
слайдов и минипроектов; консультирование по вопросам проектирования презентации;
обсуждение, критика и оценка проекта презентации совместно с преподавателем
консультантом
А4 Предоставление информации и выработка умений по учебному плану дисциплины с
упором на приемы работы с объектами слайда и их особенностями на аудиторных
занятия
Б1 Предоставление исходной информации, включая предварительные проработки
тематического планирования, текстовые и графические материалы в бумажном и
электрон ном виде; описание целевой аудитории, режимов работы с презентацией,
формулирование ее целей и задач
Б2 Изучение интерфейса программы PowerPoint, приемов проведения лекций с
мультимедийными презентациями и обращения с проектором
Б3 Сообщение целей и задач проекта презентации, предоставление исходной
информации, консультирование по теоретическим и методическим вопросам в области
"проектной" дисциплины при решении спорных вопросов проектов слайдов; участие в
оценке проекта презентации
Б4 Консультирование по теоретическим и методическим вопросам, проблемным
ситуациям в пределах сюжетов отдельных слайдов, оценка корректности найденных
композиционных решений; участие в оценке блоков слайдов и минипроектов
В1 Согласование методики проектирования слайдов/презентации, предоставление
информации о ходе разработки блоков слайдов, минипроектов и презентации, типовых
ошибках проектируемых слайдов; решение вопросов, связанных с мотивацией
студентовисполнителей
В2 Изучение исходных материалов, модульнотематическое планирование с
согласованием заданий для микрогруппы и индивидуальных заданий, выстраивание
педагогической архитектуры типовых слайдов презентации и согласование найденных
решений
В3 Сбор, обработка и анализ материала по ходу выполнения проектов для выработки
методических рекомендаций
В4 Разработка шаблонов композиции и стилистики типовых слайдов и их объектов
(текстовых, табличных, графических), включая требования к типу и размеру шрифтов,
линий; определение стандартных решений в акцентировании и управлении вниманием:
выделение основных элементов объектов и фона слайда, включая тип и окраску
маркеров, границы приемов масштабирования; выдача заданий по тематическим
модулям, консультирование по проблемным вопросам композиции и стилистики
слайда; координация хода выполнения работ; организация встреч для обмена опытом
между студентамиисполнителями; промежуточная оценка найденных решений;
участие в обсуждении и окончательной оценки проектов слайдов
11 Студенты
исполнители
Г1 Изучение информации по проектированию слайдов для презентаций, освоение на
лабораторных работах приемов работы с типовыми элементами текстовых, табличных
и графических объектов; выбор оптимальных приемов при решении композиции и
стилистики слайда
Г2 Консультирование в сложных и проблемных ситуациях при проектировании слайдов
Г3 Регулярная демонстрация проделанной работы, обсуждение творческих решений и
консультирование по вопросам проектирования слайдов
Г4 Демонстрация и коллективное обсуждение найденных решений в проблемных
ситуациях и обмен опытом
анализа,
экспериментирования, принятия
Проектное обучение своим предметом полагает не столько специальные области знания,
сколько метазнание (знание о том, как приобретать знания) и познавательные навыки,
которые могут быть успешно перенесены на другие сферы деятельности.
Действенность этого метода обусловлена тем, что он позволяет обучающимся
выбрать деятельность по интересам и через дело, которое соответствует их
развивающимся способностям, дает знания и умения и способствует устремлению к новым
делам. Разрабатывая и реализуя проекты, они развивают навыки мышления, поиска
информации,
решений,
самостоятельной работы и работы в группах.
Практическим результатом учебной проектной деятельности является
проект. Слово "проект" (в буквальном переводе с латинского – "брошенный вперед")
толкуется в словарях как план, замысел, текст или чертеж чеголибо, предваряющий его
создание. Это толкование получило свое дальнейшее развитие: "Проект – прототип,
прообраз какоголибо объекта, вида деятельности и т. п., а проектирование
превращается в процесс создания проекта".
Когда проект выполняется при непосредственном руководстве преподавателя, студенты
последовательно осуществляют рекомендации преподавателя о порядке действий, следует
говорить об исполнительском проекте. Выполнение таких проектов неизбежно на
начальном этапе использования проектного обучения, поскольку у студентов недостаточно
опыта для самостоятельного поиска. Но и в этом случае преподаватель не навязывает
своих мнений, а вносит варианты для обсуждения совместных действий, показывая логику
построения проектной деятельности, проходя вместе с детьми путь создания проекта.
Конструктивный уровень проекта возможен тогда, когда студенты способны, обсудив с
преподавателем тему, проблему, план действий, самостоятельно выполнить проект.
Если студенты сами выдвинули идею проекта, сами разработали план действий и
реализовали его, создав реальный качественный, обладающий новизной продукт, то можно
охарактеризовать этот проект как творческий.
Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах
отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых
индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового
штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой
работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство
коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход
к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя
содержание работы. При групповой работе студенты усваивают материал в совместной
инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой
обобщенного, коллективного решения. Обучающиеся в группе осваивают элементы
организационной деятельности лидера,
получая
социальный опыт практической деятельности.
сотрудника,
исполнителя,
12 При подборе объектов проектной деятельности преподавателю следует учитывать
необходимые требования к осуществлению данного способа практического обучения,
среди которых наиболее существенными являются:
подготовленность студентов к данному виду деятельности;
интерес студентов к проблеме;
приобретение учащимися новых знаний, необходимых для выполнения проекта;
практическая направленность и значимость проекта;
творческая постановка задачи;
практическая осуществимость проекта.
Необходимо обеспечить следующие условия учебной проектной
деятельности: возможность использования, применения полученных знаний,
умений и навыков; соответствие учебной задачи индивидуальным
возможностям детей; наличие необходимых материальнотехнических
средств; соответствие экологическим и экономическим требованиям;
обеспечение безопасных условий труда; привлечение образовательных
ресурсов ОУ и окружающей среды.
Результатами проектов могут быть объекты, системы, технологии,
разработки по обеспечению потребностей в любых сферах деятельности
человека. Потребности могут быть как материального, так и духовного
плана.
провести экскурсию,
Выполнить проект – это не только собрать материал, необходимую
информацию по теме, но и применить добытые знания на практике,
например:
альбомы,
подготовить по возможности видео или фотосъемку, озвучить видеофильм,
привлечь родителей, представителей социума, организовать встречи с
интересными людьми, подготовиться к конференции, сделать конкретное
практическое дело.
оформить стенды,
Технология проектного обучения включает ряд общих этапов. В таблице
3 приведены характеристики основных этапов проектирования, которые
могут быть учтены при организации учебного процесса [3].
Однако, психология творческих проектов требует, чтобы студенты могли
выполнять их в разной последовательности. Это по мере возможности
должно быть отражено в тексте проекта. Данный подход способствует
развитию способностей к реализации творческих устремлений студентов и
одновременно более глубокому пониманию содержания, выбору и
использованию необходимых средств, управлению деятельностью для
достижения намеченных результатов.
Этапы
выполне
ния
проекта
1
1.
Ценностн
о
ориентаци
онный
Таблица 3. Характеристика основных этапов проектного обучения
Задачи, решаемые
учащимися
Деятельность
студентов
Деятельность
преподавателя
Формы и
методы
обучения
2
поиск и анализ проблемы;
3
обсуждают
проблему с
преподавателем и
сверстниками;
4
мотивирует
студентов;
5
проблемная
беседа; рассказ;
выбор темы проекта;
формулируют
задачи;
ставит перед
участниками
консультация;
самостоятельная
13 2. Этап
планирова
ния
планирование проектной
деятельности по этапам;
сбор, изучение, обработка
и анализ информации по
теме проекта
поиск оптимального
решения задачи проекта;
3.
Конструк
тивный
этап
уточняют и
анализируют
информацию;
устанавливают
цели и выбирают
план действий;
проводят
исследования,
фиксируют
результаты
работают с
информацией;
исследование вариантов
конструкции с учетом
требований дизайна;
выбор технологии
изготовления;
экономическая оценка;
проводят синтез,
анализ и оценку
идей;
выполняют
графические
работы;
оформляют
документацию
экологическая
экспертиза;
составление
конструкторской и
технологической
документации
составление плана
практической реализации
проекта, подбор
необходимых
инструментов, материалов
и оборудования;
выполнение
запланированных
технологических операций;
текущий контроль
качества;
внесение при
необходимости изменений
в конструкцию и
технологию
выполняют
необходимую
подготовку и
изготавливают
изделие;
осуществляют
самоконтроль и
корректировку
своей деятельности;
проводят контроль
качества обработки
деталей изделия
4. Этап
презентац
защищают проект;
проблему и
организует ее
обсуждение,
объясняет цели
проекта;
наблюдает,
консультирует
работа;
экскурсия
организует,
активизирует и
направляет поиск и
выработку идей;
высказывает
предположения;
беседа;
дискуссия;
помогает в выборе
решений;
"мозговой
штурм";
советует (по
просьбе);
рекомендует;
наблюдает;
консультирует
обеспечивает
материальную базу;
косвенно
руководит
деятельностью
студентов;
организует и
координирует
процесс
изготовления;
знакомит с новыми
приемами
обработки
материалов;
консультирует,
советует
морфологический
анализ;
дизайнанализ;
ТРИЗ;
ролевая игра;
самостоятельная
работа
беседа;
показ;
упражнение;
самостоятельная
работа;
практическая
работа
имитационно–
деятельностная
14 ии
5. ОР этап
участвуют в
коллективном обсуждении
и оценке результатов
проекта
готовят документацию к
защите;
оценка качества
выполнения изделия;
анализ процесса и
результатов выполнения
проекта;
изучение возможности
использования результатов
проектирования и
самооценку результатов
проектирования
организует защиту
и обсуждение
проектов;
осуществляют
самоанализ
консультирует;
оказывает помощь;
игра
деловая
(ролевая) игра;
слушает;
беседа;
дискуссия;
консультация;
участвует в
анализе и оценке
результатов
проекта;
аргументировано
оценивает работу
студентов над
проектом
Отметим наиболее важные педагогические приемы, которые используются в методе
проектов. Прежде всего, преподавателю необходимо продумать "запуск проекта",
обеспечивающий добровольное и заинтересованное включение студентов в
проектную деятельность. Это может быть создание проблемной ситуации, обсуждение
практической задачи, жизненно важной для группы, рассказ о привлекательной
перспективе, обращение авторитетных лиц с предложением принять участие в решении
социально важных задач и др.
Другим важным приемом теоретическое и практическое решение подводящих вопросов,
позволяющих приблизиться к решению главной проблемы. По существу проектная
деятельность – это система "обдумывания вопросов", последующих практических и
соответствующих познавательных действий обучающихся.
Невозможно осуществить работу над проектом без "мозгового штурма", когда студенты
индивидуально и в группе осуществляют поиск проблем, способов их решения, отбирают
лучшие варианты, идеи, защищают, обосновывают свою точку зрения.
IV. МЕТОДЫ ОФОРМЛЕНИЯ И ОЦЕНКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТА
При проектном обучении не менее важно выбрать форму представления, форму
презентации результатов работы. Это могут быть презентация, слайдшоу, видеофильм,
книга, макет, журнал (устный или письменный) и др. Форма представления проекта
определяется его темой, целью, содержанием, общим замыслом исполнителей.
Можно предложить следующую структуру оформления проекта:
титульный лист (название учебного заведения, группа, автор, название
проекта, научный руководитель, место, год выполнения проекта);
оглавление (перечень частей проекта);
краткая аннотация, при необходимости на иностранном языке;
эпиграф;
введение;
основная часть (главы, разделы, параграфы и т. д.);
заключение;
список используемых источников и литературы;
15 приложение.
Общие рекомендации могут быть дополнены в зависимости от жанра проекта.
Имеется следующий вид составления обучающимися паспорта проектной работы, который
включает следующие разделы:
название проекта;
авторы проекта, состав проектной группы;
научный руководитель проекта;
краткое описание (аннотация к проекту);
консультанты;
консультанты;
график работы (дата, содержание, ответственные);
оценка содержания проекта (отзыв);
предполагаемый иллюстративный ряд к проекту;
оценка оформления проекта (отзыв);
материальнотехническое обеспечение проекта;
оценка презентации проекта (отзыв).
Преподавателю целесообразно иметь методический паспорт учебного проекта,
который, например, предложен Н.Ю. Пахомовой.
1.
Адресация:
тема(ы) учебнотематического плана;
цели: образовательные, воспитательные, развивающие;
задачи ;
время работы над проектом;
режим работы.
2.
3.
4.
Обеспечение:
материальнотехническое и учебнометодическое оснащение,
информационное обеспечение;
дополнительно привлекаемые участники, специалисты, информационные и
материальнотехнические ресурсы;
знания, умения и навыки, необходимые учащимся для самостоятельной
работы;
специфические компетенции, умения и навыки, необходимые учащимся для
работы над проектом;
мотивация к работе.
Предполагаемые приращения:
новое содержание по каждой теме;
новые практические приёмы
обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен
результат проекта;
развитие навыков самостоятельной работы (с источниками информации,
инструментами, технологиями), самостоятельного принятия решений,
коммуникативности (в информационном обмене, в ролевом взаимодействии),
мыслительной деятельности (при проектировании, планировании, анализе,
синтезе, структурировании), воспитание толерантности; расширение
кругозора.
Статус учебного проекта:
авторыразработчики;
опыт использования (апробация);
степень распространения.
16 Управление учебной проектной деятельностью предполагает анализ результатов ее
компонентов (Таблица
4).
Таблица 4. Оценка выполнения студентами группового проекта
Параметры оценивания
Ф.И.О. Ф.И.О. Ф.И.О.
Актуальность выбранной темы
Глубина раскрытия темы
Практическая ценность проекта
Композиционная стройность
Соответствие плану
Обоснованность выводов
Правильность и грамотность оформления
Аккуратность и дизайн оформления
Содержательность приложения
Выступление на защите
Умение изложить самое интересное и ценное
Умение отвечать на вопросы
Умение защищать свою точку зрения
Итоговая оценка
№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
0
1
1
1
2
1
3
1
4
При подведении итогов учебного проектирования можно использовать лист отзывов,
который включает следующие разделы: интересные, впечатляющие моменты; темы,
которые наиболее полно раскрыты; уточнение, мнение, пожелание; главные
выводы.
Выполнение проектов должно базироваться на определенной материальнотехнической
основе, использование которой должно соответствовать экономическим возможностям
вуза с привлечением образовательных ресурсов дополнительного образования, социума,
производственных структур. Важное значение имеют использование природных
материалов и отходов производства, рациональное планирование и организация учебного
комплекса, информационнометодическое обеспечение, включающее учебную, справочную
и научнопопулярную литературу, наглядные пособия, образцы проектной
конструкторской и технологической документации, планов и отчетов студентов, выставку
лучших изделий.
V. ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ «МЕТОД ПРОЕКТОВ В ПРОЦЕССЕ
ОБУЧЕНИЯ»
17 Для жизни в современном обществе важным является формирование математического
мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. Ведущая роль
принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления, воспитании
умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые проекты. При
решении математических задач развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Математическое образование способствует эстетическому воспитанию человека,
пониманию красоты математических рассуждений, развивает воображение. В процессе
математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления
естественным образом включается индукция и дедукция, обобщение и конкретизация,
анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты
математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм
логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать
суждения, тем самым развивают логическое мышление.
Как преподаватель данной дициплины я разработала экспериментальный план
факультативного занятия по методу проектов. Одна из целей кружка состоит в том, чтобы
познакомить обучающихся не только со стандартными и нестандартными методами
решения задач, но и методом развитии познавательных навыков, умениия самостоятельно
конструировать свои знания, умении ориентироваться в информационном пространстве,
развитие критического мышления с помощью. Проектная деятельность на кружке
математики стимулерует интерес обучающихся к знанию и научить практически применять
эти знания для решения конкретных проблем вне стен образовательного учереждения. В
процессе проектной деятельности обучающиеся знакомятся с профессиональными
математическими терминами, совершенствуют навык культуры письменной и устной речи,
получают первичные навыки в области информатики. Технология проектов всегда
предполагает решение какойто проблемы, предусматривающей, с одной стороны,
использование разнообразных методов и средств обучения, а с другой применение
интегрированных знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии и
творческих областей. Умение пользоваться методом проектов — показатель высокой
квалификации преподавателя, его прогрессивной методики обучения и развития. Недаром
эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим прежде всего
умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека по
стиндустриального общества.
Темы проектов соответствуют темам основного курса математики, углубляя отдельные,
наиболее важные вопросы, систематизируя материал, изучаемый на уроках, дополняя
основной курс новыми сведениями. На кружке продолжается развитие основных приемов и
навыков курса математики как вычислительные и формальнооперативные умениии для
использования при решении задач различного направления(Таблица 5).
Проекты могут выполняться индивидуально либо в группах. В групповых проектах
отдельные разделы выполняются индивидуально. Но и в проектах, выполняемых
индивидуально, есть элементы групповой работы, например, при проведении мозгового
штурма или взаимной оценки первоначальных идей друг друга. Включение групповой
работы в каждый проект помогает развивать навыки сотрудничества и чувство
коллективной ответственности. При этом необходимо обеспечить индивидуальный подход
к детям, давая задания, соответствующие уровню их возможностей, постепенно усложняя
содержание работы. При групповой работе студенты усваивают материал в совместной
инновационной форме его изучения, обсуждения и взаимообучения с выработкой
обобщенного, коллективного решения. Студенты в группе осваивают элементы
организационной деятельности лидера,
получая
социальный опыт практической деятельности. В результате обучения в математическом
проектно исследовательском кружке обучающиеся должны приобрести основные навыки
исполнителя,
сотрудника,
18 самообразования, уметь находить нужную информацию и грамотно её использовать,
развить творческие способности, логическое мышление, получить практические навыки
применения математических знаний, научиться грамотно применять компьютерные
технологии при изучении математики, развить интерес к математике, уметь разрабатывать
проекты.
Таблица 5. Приблизительное тематическое планирование учебного процесса
№П/
П
1
2
3
4
5
7
Названия
разделов и
проектно
исследовательски
х проектов
Числа и операции
над ними. «Магия
чисел. По следам
Якова
Перельмана.»
Функции.
«Показательная и
логарифмическая
функция вокруг
нас»
Тригонометрия.
«Вычисление углов
наклона солнечных
батарей при
заряжении.»
Производная и
интеграл.
«Определение
скорости автобилей
без спидометра.»
Стереометрия.
«Ветроустойчивые
здания в моем
городе.»
Теория
вероятностей и
комбинаторика.
«Анализ
спортивных
событий»
по
степени
участнв
Примерная классификация проектов
по хар.
контак
по основе
дом.деят.
компл
по
по
продол
.
т
Групповой Информационный Моно
проект
Внутри
групп
ный
Кратко
Срочный
Групповой Исследовательский Меж
пред
метный
Внутри
групп
ный
Кратко
Срочный
Групповой Проектноориенти
рованный
Меж
пред
метный
Внутри
групп
ный
Кратко
Срочный
Групповой Исследовательский Меж
пред
метный
Внутри
групп
ный
Кратко
Срочный
Групповой
Творческий
Меж
пред
метный
Групповой Информационный Моно
проект
Внутри
групп
ный
Внутри
групп
ный
Кратко
Срочный
Кратко
Срочный
Подведение итогов
19 VI. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На современном этапе развития общества, который характеризуется подвижностью и
изменчивостью, проектный тип культуры начинает доминировать, становится одним из
центральных механизмов преобразования действительности. В проектной деятельности
прослеживается соединение технократического и гуманитарного, исследовательского и
прогностического, информационнообразовательного и социальнопреобразовательного
начал, что позволяет, по мнению С.С. Ермолаевой, провозгласить проектную культуру в
качестве основы новой образовательной парадигмы XXI в. [9].
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в
каждом группе есть студенты с различными способностями. Следует учитывать
индивидуальные особенности студентов при постановке задания. Более сильные студенты
могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и
изготовить более сложное изделие. Менее способным требуется больше поддержки при
меньшей требовательности со стороны преподавателя. У каждого учащегося может быть
свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы преподаватель обговаривал
ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый
учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с преподавателем.
Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе
сотрудничества преподавателя и студента.
Проектная деятельность является привлекательной для студентов, но ее
воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания
сущности проектного обучения и грамотного использования его возможностей в
образовательной практике.
Анализ опыта ведущих образовательных учереждений позволил выявить ряд типичных
педагогических ошибок, которые допускают преподаватели при использовании этого
метода:
объявляют обучающимся тему проекта или сами ставят задачу, вместо того, чтобы
создать ситуацию выявления значимой для студентов проблемы или предложить
банк проектов, предоставляя возможность сделать самостоятельный выбор;
предлагают свои идеи вместо того, чтобы создать ситуацию, поставить вопросы,
побуждающие детей к поиску путей решения проблемы;
дают творческое задание для закрепления изученного учебного материала,
ошибочно называя эту работу выполнением проекта;
творческую деятельность студентов принимают за учебную проектную работу,
которая также является творческой, но связана с самостоятельным решением
проблемы на основе приобретения дополнительной учебной информации по ходу
работы над проектом;
реферат (доклад, систематизацию знаний из различных источников) представляют
как проектную работу, которая также может быть оформлена в письменном виде,
но в ней, в отличии от реферата, представлен авторский самостоятельный взгляд на
решение поставленной проблемы, в том числе на основе изучения литературных
источников.
Таким образом, включение проектной деятельности в учебный процесс требует
соответствующей психологопедагогической подготовки преподавателей, а также
предварительного обучения студентов решению прикладных задач. Возникает вопрос
«Зачем нужны такие серьезные перемены в обучении? Почему нельзя обойтись
прежними, проверенными временем методами?» Ответ очевиден: потому что новая
ситуация требует новых подходов. Если обучающийся сумеет справиться с работой над
учебным проектом, можно надеяться, что в будущем он окажется более приспособленным:
сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных
20 ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся
условиям.
Очевидно, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши
выпускники смогут достойно представлять достижения отечественного образования. В
последнее время в список социальных потребностей (ясно, что этот список далеко не
сформирован окончательно) попали следующие необходимые сегодня качества личности:
владение универсальными способами деятельности, владение коммуникативными
навыками, навыками коллективного труда, владение специфическими навыками учебного
труда (способность к самообразованию), нормы и эталоны социальной жизнедеятельности
(воспитанность). Если обучающийся будет обладать указанными свойствами, то он будет, с
большой долей вероятности, реализован в современном обществе. Вместе с тем, такое
образование будет обладать новым качеством, ибо оно другое, новое по сравнению с тем,
что реализуется в предметнонормативной модели образования и используется в
представленных подходах к оценке его качества.
Модернизация инженерного образования основана на переходе от традиционной
дисциплинарной модели обучения к компетентностному формату, содержательно
ориентированному в большей степени на логику будущей профессиональной деятельности.
В основе компетентностной модели выпускников лежит системнодеятельностный подход
к обучению студентов. [11].
P.S. В ходе выполнения данной работы применила знания и навыки приобретенные в
учебном курсе НОУ «ИНТУИТ» « ПРОЕКТНО ОРГАНИЗОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В
ТЕХНИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ» (см. Приложение1)
21 1. Кукушин В.С., БолдыреваВараксина А.В. Педагогика начального образования. – М.,
VII. ЛИТЕРАТУРА.
2005.
2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под
ред. Е.С. Полат. – М., 2000
3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
4. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. М.: Академия, 1999. 288 с..
5. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии.
6.
Персонал. – М., 2004.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология.
М.: Народное образование, 2000. 306 с.
7. 2. Левина Т.Ф. Метод проектов в лицейском образовании. / Развитие
интеллектуальной активности. СПб.: Нева, 2005. 146 с.
8. Баулина Н.А. Формирование инновационного мышления школьников – задача
современной школы. //Педагогика, 2011, №9, с.116.
9. Вайндорф Сысоева М. Е. и. др. Специфика и последовательность организации
научного исследования. //Школьные технологии, 2011, №6, с.36.
10. Горбунова, Т.В. Проектная культура в технологическом образовании. Методическое
пособие для учителей технологии и студентов инженернопедагогических
факультетов. – Калуга: Издво КГПУ им. К.Э.Циолковского, 2002
11. Лазарев В.С. Новое понимание метода проектов в образовании. //Педагогика, 2011,
№10, с.3.
12. Слободчиков, В.И. Основы проектирования развивающего образования. – М.: 1996
13. Тимофеева, Ю.Ф. Основы творческой деятельности. – М.: Прометей, 1999
14. Уваров А. Ю. Инновационные технологии в современной школе: международный
проект «Инновационные школы». //Школьные технологии, 2011, №6, с.72.
15. Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха. Пособие для учителя. М.:
Просвещение, 2002
16. Якиманская, И.С. Проектирование личностноориентированной системы обучения:
принципы. Проблемы, решения: Материалы НПК. – М.: ИПИ РАО, 1994.
22 VIII. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Приложение 2.
23 24
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Метод проектов в процессе обучения
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.