Метод проектов в современном технологическом образовании российских школьников
Оценка 4.9
Педсоветы
doc
технология
11 кл
04.07.2018
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности привел к тому, что возрос¬ла потребность в инициативных, предприимчивых, компетент¬ных и ответственных специалистах. Чтобы подготовить таких людей, немало придется постараться и общеобразовательной школе. Для этого наилучшим образом приспособлен школьный курс «Технология», который входит в инвариантную часть базис¬ного плана обучения учащихся 1-11 классов.
метод проектов в современном технологическом образовании.doc
Доклад по теме: Метод проектов в современном технологическом образовании российских
школьников
Автор: Безбородова Вера Владимировна, учитель технологии
Стремительный переход российского общества к новым формам хозяйственной деятельности
привел к тому, что возросла потребность в инициативных, предприимчивых, компетентных и
ответственных специалистах. Чтобы подготовить таких людей, немало придется постараться и
общеобразовательной школе. Для этого наилучшим образом приспособлен школьный курс
«Технология», который входит в инвариантную часть базисного плана обучения учащихся 111
классов.
Трудовая подготовка учащихся, долгие годы существовавшая в российских школах, имела как
положительные, так и отрицательные стороны.
1. Интерес учащихся к трудовому обучению был невысок, так как не был связан с
потребностями и склонностями учащихся.
2. Мотивация школьников к предметнопреобразующей деятельности на уроках трудового
обучения находилась на низком уровне, потому что учащиеся не видели социальной и личност
ной значимости своего труда.
Традиционные формы и методы организации трудового обучения не вовлекали школьников в
исследовательскую деятельность, наиболее для них привлекательную.
Образовательная область «Технология» призвана обучать школьников самостоятельной
практической деятельности; обеспечивать овладение политехническими и обще трудовыми
знаниями и умениями в области технологии, экономики, экологии производства,
предпринимательской деятельности; формировать практические навыки анализа информации;
воспитывать нравственнотрудовые качества, ценные для общества мотивы трудовой
деятельности; обеспечивать реализацию интересов и способностей учащихся.
«Особое значение при этом имеет метод проектов, который позволяет школьникам в системе
овладеть организационнопрактической деятельностью по всей проектнотехнологической
цепочке — от идеи до ее реализации в модели, изделии, услуге, интегрировать знания из разных
областей, применять их
на практике, создавая при этом новые знания, идеи, материальные ценности» (Письмо МО РФ №
585/1113 от 12.04.2000 «Об использовании метода проектов в образовательной области
„Технология"», с. 290).
Методологической основой использования метода проектов в технологическом образовании
школьников являются общепедагогические дидактические принципы: связь теории с практикой;
научность, сознательность и активность усвоения знаний; доступность, систематичность и
преемственность обучения; наглядность и прочность усвоения знаний. Применение метода
проектов как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации
дидактических функций.
Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает
знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями и терминологией. Пе
ред учителем не стоит задача ознакомления учащихся с жестко заданным набором технологий.
Реализация образовательной функции технологии позволит учащимся с помощью проектной
деятельности увидеть глубокие связи абстрактных способов обработки материалов с возмож
ностями удовлетворить определенные потребности личности и общества; позволит само
реализоваться и подготовиться к интеграции в ту социальнотрудовую среду, в которой они
окажутся после окончания школы. Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании
школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответ
ственности, выработки навыков разумного риска и др. Проектная деятельность учащихся
позволит реализовать их интересы и способности, приучит к ответственности за результаты
своего труда, сформирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.
Развивающая функция использования метода проектов в технологическом образовании состоит
в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и
умений для анализа и решения практических задач.
У учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и
осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора. Организация проектной
деятельности в технологическом образовании школьников способствует развитию творческого
потенциала учащихся; проведению самостоятельных исследований; принятию решений; развитию
умений работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению эконо
мической и экологической оценок процесса и результатов труда; формирует привычку к анализу
потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций.
Новизна использования метода проектов в технологическом образовании заключается в отказе
от формального обучения школьников умениям и навыкам без определения цели выполняемой
работы и ее значимости для учащегося, его семьи, школы, общества и переход к
мотивированному выполнению упражнений перед началом проекта или в процессе его
выполнения. При этом школьники осуществляют следующий процесс проектирования и доби
ваются соответствующих учебных результатов (табл. 1).
Метод проектов в технологическом образовании позволяет решить проблемы уровневой и
профильной дифференциации и гармонично сочетать в обучении интересы личности и общества,
формировать интерес учащихся к технологическому образованию, знакомя их с той областью
знаний и умений, которая, возможно, будет способствовать его становлению как будущего
специалиста.
Использование метода проектов в технологическом образовании предусматривает различные
варианты.
Вариант 1:
1) учитель дает краткую формулировку задачи;
2) ученики выдвигают первоначальные идеи;
3) проводят исследование (изучение потребностей и рынка), чтобы выяснить, какая из идей
выглядит более перспективной;
4) разрабатывают лучшую идею;
5) учатся навыкам и умениям изготовления изделия;
6) планируют изготовление согласно лучшей идее;
7) изготовляют изделие согласно лучшей идее;
8) испытывают и оценивают свое изделие.
Вариант 2:
1) ученики анализируют большое количество подобных изделий;
2) обсуждают их достоинства и недостатки;
3) записывают краткую формулировку задачи для изготовления улучшенного варианта изделия;
4) исследуют потребности в этом изделии;
чать изделие;
6) делают упражнения для развития умений и навыков и на основании опыта выбирают лучшую
идею изготовления изделия;
7) планируют изготовление изделия;
8) создают изделие, отмечая возникающие трудности и определяя пути их преодоления;
9) испытывают и оценивают свое изделие. Вариант 3:
1) преподаватель выдает ученикам какойлибо материал (или отходы) и предлагается выдвинуть
идеи по использованию этого материала для изготовления изделий;
2) ученики проводят исследование, определяют потребности в этих изделиях и потенциальных
потребителей;
3) пишут краткую формулировку задачи;
4) проводят более глубокое исследование для выбора варианта проекта;
5) разрабатывают набор критериев, которым должно удовлетворять изделие;
6) заканчивают разработку лучшей идеи;
7) составляют план выполнения изделия с учетом имеющихся материалов и оборудования;
8) изготовляют изделие, при необходимости внося изменения;
9) испытывают и оценивают изделие.
Упражнения, которые помогут выработать умения и навыки, можно проводить как внутри, так и
вне проекта. Однако практика показывает, что лучше запустить проект, заинтересовать учащих
ся, а затем выполнить вместе с ними все необходимые упражнения. Учитывая, что учащиеся 5
класса только начинают осваивать проектную деятельность, им лучше предложить групповые
или коллективные проекты. Они должны познакомиться с общими способами организации
проектной деятельности, а также овладеть определенными знаниями и умениями по обработке
материалов, использованию средств труда, рациональному расходованию времени.
Реализация метода проектов не требует изменения материальнотехнической базы школьных
мастерских. В триаде «технология — обучение — жизнедеятельность» появляется возможность
сформировать на технологическом языке актуальную социальнозначимую задачу, решить ее
имеющимися средствами, соотнести продукт труда с потребностями личности и общества,
истолковав соответствующим образом полученные результаты.
Умение приложить технологические знания и трудовые умения к решению задач, выдвинутых
практикой, требует использования знаний и умений по другим учебным дисциплинам
(изобразительному искусству, черчению, математике, химии, физике). Эти межпредметные
связи могут быть как сопутствующими, так и опережающими, но они обычно углубляют и
развивают проект. Планирование проекта с учетом «углубления» должно быть «выстроено» как
в течение учебного года, так и из года в год.
Поскольку способности учащихся различны, важно проводить дифференцированное обучение.
Предположим, весь класс выполняет один проект (по тематике). Способные дети могут провести
больше исследований, рассмотреть более широкий диапазон первоначальных идей, сделать более
сложное изделие и более полно спланировать свою работу. Менее способные учащиеся острее
нуждаются в помощи преподавателя во время выполнения проекта. В этом случае учитель
может ограничить исследования, рассмотреть меньшее число идей (до двух), упростить изделие.
Преподаватель решает это на собеседовании с учащимися (индивидуально в начале работы над
проектом и в процессе его выполнения). При этом с учащимися заключается чтото вроде
договора. Если проект выполняется быстрее, чем планировалось, его можно расширить.
Важно подчеркнуть: каждый школьник будет иметь свое соглашение (договор) с учителем.
Проекты могут быть выполнены индивидуально и коллективно (группами учащихся). Но в инди
видуальных проектах всегда есть место для коротких групповых действий, например при
разработке критериев изделия или при оценке первоначальных идей. Работа в группах —
хорошая практика, и желательно ее использовать в каждом проекте, поскольку это дает
возможность сплотить учащихся и воспитать коллективную ответственность.
Не следует также забывать, что обучение продолжается и во время выполнения проекта.
Проекты не должны планироваться только для закрепления или проверки умений и знаний, полу
ченных ранее. Много обучающих задач должно быть решено при выполнении проекта, например,
упражнение может быть задано всему классу (как провести исследование рынка через ан кетирование). Учитель обучает школьников в ходе выполнения проекта, задавая вопросы,
информируя, поощряя учащихся, предлагая определенный эксперимент (или участвуя в нем).
Искусство обучения при выполнении проектов заключается в умении вовремя включиться в ту
или иную фазу выполнения проекта учащимися. Например, учитель инструктирует учащихся по
безопасному использованию инструмента и оборудования, при этом он поощряет учащихся,
когда они самостоятельно планируют изготовление изделия. Поэтому при планировании проекта
важно выделить графу «деятельность учителя», чтобы не сложилось впечатление, что учитель
ничего не делает при выполнении проекта.
Ориентация наличность, учет ее интересов, выделение того материала, который прежде всего
обращен к личности ученика и к удовлетворению определенных потребностей, предъявляет
повышенные требования к учителю, к овладению им разумным использованием метода
проектов в технологическом образовании школьников.
Для облегчения работы учителя технологии для каждого класса (59) разработан учебно
методический комплект. Помимо пособия для учителя он содержит учебное пособие для
учащихся и тетради творческих работ, где даны справочные материалы по разработке и
реализации проекта, осуществлению предметнопреобразующей деятельности в рамках
разработанного проекта (изготовления конкретного изделия, удовлетворяющего определенную
потребность личности или общества), сведения по технике безопасности и другие необходимые
сведения.
Кроме данного пособия, учителю предлагается сборник проектов по курсу «Технология», где
дано краткое описание проектов (сущность проекта и потребности в изготовлении данного
изделия, формулировка задач, возможные результаты и самооценка реализации проекта,
недостатки созданного изделия); планирование проекта (количество часов, выработка умений
обработки материалов, запуск проекта, межпредметные связи, новая терминология, материалы и
оборудование); организация процесса обучения проектной деятельности (исследовательская
деятельность, проектирование, необходимые знания, умения, навыки, упражнения до
выполнения проекта, упражнения в процессе выполнения, анализ результатов работы).
При разработке проектов следует учитывать возрастные возможности учащихся, их порой
завышенные самооценки своих возможностей. В зависимости от подготовленности учащихся, их
интереса, участия родителей в выполнении проектов можно организовать как коллективную, так
и индивидуальную проектную деятельность.
Экспериментальная проверка использования метода проектов в технологическом образовании
школьников показала следующее:
• значительно повысился интерес учащихся к курсу «Технология»;
• учащиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, наиболее
привлекательную для них;
• учащиеся видят социальную и личную значимость предметнопреобразующей деятельности,
которую они осуществляют, что ведет к повышению мотивации их труда.
Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить
обучение учащихся в образовательной области «Технология» на основе метода проектов.
Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития
учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию
более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к
большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего
прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Ничто не сравнится с глубоким волнением ребят, вручающих созданное ими изделие человеку,
для которого оно было разработано и изготовлено. Учащийся не только создает изделие, но и
разрабатывает его для удовлетворения реальных потребностей. Можно привести в качестве
примера проект, выполненный учащимися 6 класса, которые, работая в группах, проектировали и создавали учебные пособия для детей с отклонениями в развитии. Клиентами стали учителя
терапевты специализированных коррекционных школ, которые работали с детьми, имеющими
трудности в обучении. Конечные пользователи — дети 712 лет. Дизайнерами
изготовителями стали учащиеся 6 класса, работавшие под руководством учителя технологии.
Учащиеся встретились с клиентами и с конечными пользователями, чтобы ясно представить,
какие потребности существуют у детей. Эти потребности были очень разные: одним требовалось
устройство для стимуляции работы левой руки, другие нуждались в игре для развития
координации движений глаз и рук. И при этом во многих устройствах было необходимо
использовать электронные схемы, в некоторых случаях довольно сложные.
Учащиеся 6 класса быстро разработали разнообразные варианты (идеи) и выполнили модели
изделий. На этом этапе они обратились к своим клиентам и конечным пользователям, для того
чтобы обсудить получившиеся варианты. В некоторых случаях школьники должны были
вернуться к чертежной доске; в других случаях они дорабатывали изделие, привлекали к его
изготовлению старшеклассников и родителей. Постепенно учащиеся более четко стали понимать
потребности детей с умственными и физическими недостатками. В некоторых случаях возникли
непредвиденные проблемы. У учащихся появилась усиленная мотивация успешно завершить
данный проект, так как у них сложились личные отношения и с клиентами, и с поль
зователями, и они не хотели их огорчать. Этот проект одинаково успешно осуществили
учащиеся с разными способностями — и мальчики, и девочки. Лица учащихся светились
радостью и гордостью, когда они вручали свои изделия детям и демонстрировали, как ими
пользоваться. Только в рамках такой дисциплины, как технология, выполняя одно задание, один
проект, учащиеся приобретают знания по естественнонаучным дисциплинам и используют уже
имеющиеся подобные знания; находят практическое применение математике и изучают по
ведение человека, а также его анатомию; развивают целый ряд когнитивных навыков и
оттачивают свое эстетическое восприятие; развивают моторные навыки, в том числе и
практические навыки разметки, выпиливания, придания формы, соединения и отделки (не
включая электронику) и учатся общаться. И всё это в контексте развития у школьников чувства
социальной и нрав проект повлиял на развитие личных качеств учащихся!
Каждый проект имеет свои особенности. Рассмотрим некоторые примеры.
• Проект «Малое предприятие». Учащиеся налаживают выпуск изделий народных промыслов. А
для этого проводят исследование (что и для какой категории покупателей подходит, что
имеется на рынке, подсчитывают стоимость материалов, возможность сбыта, прибыль и т. д.),
пишут перечень критериев, которым должно удовлетворять изделие, осваивают навыки, не
обходимые для изготовления, экспериментируют в процессе производства (разделение труда;
каждый выполняет изделие от начала до конца; одинаковая отделка; размеры). Таким образом,
акцент этого проекта будет на стадии исследования, выработки идей по поводу организации
малого предприятия, качества изделий, соблюдения сроков.
• Сувенир/подарок для конкретного человека или группы людей. Исследование потребностей
потенциального потребителя; вариантов изделий, выполняемых в определенной традиции;
написание перечня критериев, которым должно удовлетворять изделие; самооценка и т. д.
• Дизайн интерьера для конкретного клиента. Проведение интервью/опроса, написание перечня
критериев, которым должно удовлетворять изделие, выработка идей, самооценка. В этом случае
можно сделать акцент проекта на исследование и разработку идей.
• Декорации и костюмы для исторической постановки. Возможность работы в разновозрастных
группах, акцент на исследование и качество будущей продукции.
• Организация спектакля для учащихся начальной школы. Изучение пожеланий детей и учителей
в начальной школе; разработка образа. Акцентировать внимание учащихся, выполняющих
проект, лучше всего на том, что они должны провести исследование и написать перечень
критериев, которым должно удовлетворять изделие. • Исторический стенд для школы или школьной библиотеки. Исследование пожеланий клиента,
экспериментирование с материалами, выработка идей по оформлению, качественное
изготовление.
ков истории, литературы, физкультуры. Связь с другими учебными предметами.
При использовании метода проектов необходимо принять во внимание:
• кто является клиентом и каковы его пожелания;
• важность и необходимость написания перечня критериев/характеристик для рассмотрения;
• какое исследование должно быть проведено;
• когда осваивать необходимые навыки — во время выполнения проекта или до его начала.
Метод проектов в проектировании и изготовлении изделий
Программы по технологии для 111 классов, рекомендованные Министерством образования РФ
в 1995 г., и другие программы, опубликованные в журнале «Школа и производство», обращают
внимание учителя на то, что школьники должны овладеть определенными трудовыми знаниями,
умениями и навыками. В программах отмечается, что главная цель образовательной области
«Технология» — подготовить учащихся к самостоятельной трудовой деятельности в условиях
рыночной экономики. При этом перечисляются обще трудовые умения, элементы техники
(разметка, строгание, пиление и т. п.), которыми должны овладеть учащиеся. Проектная
деятельность по изготовлению изделий запланирована по каждому разделу программы на конец
обучения. Всего рекомендуется выполнить десять индивидуальных творческих проектов во 211
классах.
Авторы данного пособия предлагают совершенно иной подход в реализации технологической
подготовки школьников. Проекты рассматриваются не как самостоятельная итоговая работа
учащихся, а как метод, позволяющий им приобрести и закрепить навыки в процессе
проектирования и изготовления изделий, удовлетворяющих потребности личности и общества.
ядром курса «Технология» выступает овладение методом проектов при изготовлении любого
изделия или услуги. При этом полностью сохраняется обучение учащихся конкретным трудовым
умениям и навыкам, но они рассматриваются как одно из средств достижения учащимися
конкретной проектной цели.
Учитывая, что мальчики хотят и должны обучаться простейшим умениям по кулинарии и
культуре дома, можно рекомендовать в 56 классах в первом полугодии проводить занятия по
технологии в смешанных группах, для этого целесообразно сохранить деление учащихся на
подгруппы. В то время, когда одна подгруппа занимается в кабинете обслуживающего труда
выполнением проектов по кулинарии и культуре дома, другая подгруппа работает в мастерских
по деревообработке и выполняет проекты по дереву. Затем они меняются.
Чтобы метод проектов максимально развивал и обучал учащихся, необходимо сочетать его с
упражнениями, которые помогут выработать умения и навыки проектирования и обработки
материалов. Кроме того, школьники приобретут политехнические знания в области
преобразования материалов, энергии, информации. В старших классах это позволит учащимся
уточнить свои профессиональные планы, даст профессиональную начальную подготовку,
сформирует знания по рациональному расходованию средств, формированию бюджета семьи.
При этом учебный процесс по методу проектов существенно отличается от традиционного
обучения.
Метод проектов в современном технологическом образовании российских школьников
Метод проектов в современном технологическом образовании российских школьников
Метод проектов в современном технологическом образовании российских школьников
Метод проектов в современном технологическом образовании российских школьников
Метод проектов в современном технологическом образовании российских школьников
Метод проектов в современном технологическом образовании российских школьников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.