Метод. разработка учебного занятия по теме "Наша дружная семья"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 02.09.2017
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Методическая разработка учебного занятия во 2 классе по теме "Наша дружная семья" в рамках проведения районного семинара-практикума. Цели урока : формирование навыков культуры общения и поведения в семье, расширение представлений детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи.Тип урока : комбинированный Цели урока : формирование навыков культуры общения и поведения в семье, расширение представлений детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи между членами семьи. Задачи : 1. Ввести понятия «семья», «общение», «культура общения в семье», «традиции». 2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье. 3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива. 4. Развивать устную речь учащихся. 5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению. 6. Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье.
Иконка файла материала Урок.docx
Методическая  разработка  учебного  занятия                                                в рамках проведения районного семинара­практикума   урока : формирование  навыков культуры общения и поведения в семье, расширение   Класс :  2 Учитель :  Солодилова Наталья Васильевна ОУ :  МБОУ «Токская средняя общеобразовательная школа» Название УМК :  «Школа России» Предмет :  окружающий мир Тема урока :  «Наша дружная семья» Место и роль урока в изучаемой теме : первый урок по данной теме Тип урока :  комбинированный Цели   представлений детей о семье, о домашних делах взрослых и детей, о возможности взаимопомощи  между членами семьи. Задачи    1. Ввести понятия «семья», «общение», «культура общения в семье», «традиции». 2. Обсудить с детьми правила культуры общения в семье. 3. Формировать навыки культурного общения, навыки по сплочению детского коллектива. 4. Развивать устную речь учащихся. 5. Воспитывать внимательное и уважительное отношение к родителям и старшему поколению. 6. Способствовать сплочению семей учащихся, раскрытию ценностей взаимоотношений в семье. Оборудование:  мультимедийный   проектор,   доска,   компьютер,   презентация   «Наша   дружная семья»,   нарисованное   дерево   (ватман),   клей,   раздаточный   материал   для   каждого   ученика (нарисованные   деревья,   листочки   для   дерева   класса,   таблички   с   терминами   для   рефлексии, памятка «Наша дружная семья»).   :     Планируемые образовательные результаты: Личностные: развитие познавательного интереса и мотивов, направленных на изучение данной  темы, навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками, умения не создавать конфликтов и  находить выходы из спорных ситуаций, осознания необходимости культуры общения в семье,  объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки  можно оценить как хорошие или плохие. Метапредметные: непосредственная метапредметная связь урока окружающего мира с  литературным чтением, русским языком, внеурочным занятием «Логика. Информатика». Регулятивные УУД: умение слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность  существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и  аргументировать свою точку зрения и оценки событий; способность слушать, наблюдать и делать  самостоятельные выводы; умение находить и формулировать проблему урока вместе с учителем. Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, справочной литературе и других  источниках; добывать новые знания, используя учебник и информацию, полученную на уроке;  овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, построения  рассуждений; развитие творческого мышления. Коммуникативные УУД: донести свою позицию до других, оформлять свою мысль в устной  речи, совместно договариваться о правилах работы в группе, в паре.Предметные: отбирать из предложенных важные для семейной жизни условия; уметь различать  родственные взаимосвязи, определять роль в жизни человека культуры семейного общения                                                                                                                       Ход  занятия: I  .Организационно ­ мотивационный этап: Для ребят звенит звонок,  Начинается урок.  Время даром не теряйте,  На вопросы отвечайте,  Дружно тему обсуждайте.  Не пройдёт ваш даром труд,  Знанья пользу принесут.   – Добрый день, ребята! Сегодня у нас будет необычный, интересный и серьезный урок, а вот чему он будет посвящен, вы сейчас сами мне скажите. II   . Актуализация знаний. Подготовка к введению темы урока. ­   На   прошлом   уроке   мы   с   вами   успешно   завершили   изучение   большого   раздела   о   безопасном поведении человека в разных ситуациях. Чтобы перейти к изучению следующего раздела, нам нужно ответить на несколько вопросов  ( за вопросами о безопасности скрыты буквы ) О          Б         Щ         Е        Н         И         Е ­   Что   у   нас   получилось?    (Общение).   Правильно,   так  называется   наш   новый   раздел.   А   сейчас послушайте рассказ (читает учитель).  Жил­был мальчик Толя. Как и все дети, он учился в школе. Однажды Толя пошел в школу, не выучив урока, очень, боялся, что учитель вызовет его к доске.  – Ах, если бы я смог стать невидимкой, чтобы меня никто не видел и не слышал, – подумал он. Учитель начал урок с переклички. Когда очередь дошла до Толи, услышав свою фамилию, мальчик ответил: «Я здесь». Но учитель, вздохнув, сказал: «Жаль, что Толя не пришел сегодня в школу. Я как раз хотел вызвать его к доске отвечать». Тут Толя понял, что стал невидимкой, и очень этому обрадовался. После урока ученики выбежали на улицу. Они весело разговаривали друг с другом, смеялись, играли в разные игры. Вместе с ними выбежал и Толя. Но ребята не видели мальчика. Толя напрасно старался обратить на себя внимание. Ему очень хотелось похвастаться, что он невидимка. Он подбегал то к одному, то к другому мальчику, говорил им что­то смешное, даже конфеты предлагал. Но ребята не замечали его. Толе стало скучно, и он побежал домой. Во дворе он увидел, что мама стоит на балконе и ждет его. – Мама, вот он я! Но мама не слышала и не видела его. – Я не хочу быть невидимкой, – заплакал Толя. – Хочу, чтобы мама меня видела, хочу разговаривать   с ребятами,   хочу,   чтобы учитель вызвал  меня  отвечать   урок!   Очень  плохо  быть невидимкой! Очень плохо быть одному! И Толя снова стал обыкновенным мальчиком. – Заинтересовала вас эта история? Что особенного запомнилось?Почему в начале сказки Толя был доволен, что стал невидимкой? Какое чувство испытал Толя в начале истории? Как изменилось его чувство в конце? Понравилось Толе быть невидимкой? Почему? –   Какой   вывод   можно   сделать   из   этого   рассказа?   (учащиеся   отвечают   на   вопросы, выносят свои предположения, делают выводы, затем учитель подводит общий итог всему сказанному)               Вывод:  Человек   не   может   жить   на   этом   свете   без   общения   с   другими   людьми. Действительно, плохо человеку, когда ему не с кем поиграть, поговорить, поделиться своимигорестями и радостями, то есть не с кем общаться. В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие люди для нас – это наши родные, наша семья.  ­ С кем мы общаемся? (с одноклассниками, учителями, родителями и т. д.)  ­ С кем чаще? (с родителями). ­ Где происходит общение? (в школе, на улице, дома и т.д.) ­ А кто самые близкие люди для каждого из вас? (родители, бабушки и дедушки… ­ семья)     III. Этап введения новой учебной информации: 1. Постановка учебной задачи. – Предположите, о чём мы будем говорить на уроке.  (Об общении, о семье).  Правильно, тема сегодняшнего урока: «Наша дружная семья».(Учитель вывешивает тему урока на доске) – Нам предстоит очень серьёзная работа. Прочитайте, на странице 42 учебника что мы узнаем сегодня на уроке? ­ Какие цели урока мы можем поставить перед собой на урок?   (Дети называют цели урока, учитель вывешивает на доске) ­ Чтобы не потерять ни одно из новых понятий на уроке, мы воспользуемся «корзинами знаний».   Одна   корзинка   называется   «Я   хочу   узнать»,   а   другая   «Я   знаю».   Новые   понятия,   с которыми мы хотим познакомиться поближе, мы поместим в первую корзину, а по мере изучения будем перемещать их во вторую корзину. Тем самым мы покажем, как пополняется наш багаж знаний.   Ещё у всех вас на партах лежат таблички с терминами «общение», «семья», «культура общения», «традиции». В этих табличках по мере изучения новых слов, вы будете ставить себе + или ­ , что означает, понял ли ты значение этого слова или нет. 2.   Работа   над   понятием   «семья»  (беседа,   сопровождающаяся   высказываниями   своих мнений учениками). – Ребята, как вы думаете, что обозначает слово «семья»? (ответы детей) – Давайте обобщим, что же это такое «семья». Слово «семья» у славян произошло от семь и я, то есть отец и мать, сам и еще 3–4 детей. А можно   заглянуть   в   словарь   русского   языка,   где   собрано   около   57000   слов   и   расписано   их лексическое значение, т.е краткое толкование слов. Составил такой словарь российский ученый Ожегов.(Ученики сами ищут слово «семья» в словаре, учитель лишь контролирует)           Вывод: семья – это группа людей, связанных близкородственными отношениями и,  обычно, живущих вместе.             – Семью можно изобразить не только в виде текстовой информации, но и в виде  графической или образной информации, чем мы сейчас и займёмся с вами.  Я предлагаю вам  изобразить свою семью в виде дерева, а членов семьи – листочками этого дерева.  (У всех на  партах раздаточный материал ­ дерево и листочки). А теперь отгадайте загадки, о ком они? (учитель читает загадки про членов семьи)  . Релаксация:  физминутка про деревья с движениями       IV  V   . Продолжение работы по теме урока:          1.Работа над понятием «культура общения»       (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников). ­ Семья делится на 2 слова «семь» и  «я» ­ это семеро как я, ведь в семье все чем­то похожи друг на друга: лицом, голосом, взглядом, характером: могут быть общие увлечения и любимые занятия   Семья – самое главное в  жизни для каждого из нас.  –  Что   же  может  объединять   членов   семьи?  (Забота   друг   о  друге,   нежность,   любовь,   ласка, уважение).– В каждой семье должна соблюдаться культура общения. А как вы понимаете это выражение? (Вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку)   Нужна  ли она в семье?                                                                                                                                                (Конечно, ведь культура общения – это вежливая речь, культурное поведение, доброе,  уважительное отношение к человеку.) – Давайте обобщим, что же это такое «культура общения».   Вывод: культура общения – это часть культуры поведения человека, которая выражается в речи и поведении. 2. Работа над понятием «дружная семья»  (беседа, сопровождающаяся высказываниями учеников). – Сейчас постараемся ответить ещё на один непростой вопрос: Что такое «дружная семья»? – В любой семье взрослые помогают детям, а дети – взрослым. Забота о детях, престарелых, больных – долг каждого человека. – Откроем учебники на странице 43 (обсуждение действий людей).          – Давайте обобщим, что же это такое «дружная семья». Вывод: дружная семья – это семья, в которой все уважают друг друга, заботятся друг о друге, поддерживают и помогают друг другу, вместе проводят свободное время. – Ребята, сейчас внимательно смотрите на экран и хором отвечайте. В дружной семье, в которой   соблюдается   культура   общения,   произойдут   такие   ситуации   или   нет?  (зачитывают ситуации,объясняют своё мнение) 3.   Обсуждение   рассказа   Валентины   Осеевой   «Печенье»  (читает   заранее подготовленный ученик).                – Хорошо ли поступили мальчики? Как нужно было поступить мальчикам, чтобы всем было хорошо? 4.   Работа   над   понятием   «семейные   традиции»  (беседа,   сопровождающаяся высказываниями учеников). – У нас осталось ещё одно понятие, которое нужно понять и запомнить. Это «семейные традиции». Что такое «семейные традиции»? – Слово «традиция» пришло к нам из латинского языка и означает «передача». Традиции – это то в нашей жизни, что передаётся от одного поколения к другому, от старших к младшим. – Какие примеры семейных традиций вы можете привести? (ответы детей) – О своих семейных традициях вы подготовите рассказ дома и поделитесь им с нами на следующем уроке. ( Все понятия, изученные на уроке, перекладываются из корзины «Я хочу узнать» в корзину «Я знаю»)  . Этап повторения и включения новых знаний в систему: VI  – Что же такое семья? – Какую семью можно назвать дружной? – Какие правила культурного общения вы запомнили? – Что такое «семейные традиции»?  (учащиеся отвечают на вопросы)        «Посадка» дерева класса. (Дети получают раздаточный материал – листочек дерева). – Ребята, дружная семья бывает не только дома, но и у нас в школе, в нашем классе. И сейчас   я   предлагаю   посадить   наше   общее   дерево,   за   которым   мы   будем   вместе   ухаживать.   У каждого из вас есть листочек, на котором нужно написать своё имя и фамилию. Прикрепим каждый листочек на дерево (На доске прикреплено нарисованное дерево)VII. Рефлексия. Подведение итогов урока. – Ребята, понравился ли вам урок? Что вам запомнилось на уроке больше всего? Какое задание больше всего понравилось? Какие моменты остались непонятыми до конца? Посмотрите на свои таблички, в которых вы оценивали свои знания.  Остались ли какие­то термины непонятыми до конца или вызвали у вас затруднения? Давайте оценим наш урок в целом: если вам понравился урок, положите жёлтый смайлик в конверт с солнышком, если не понравился, положите синий смайлик  в конверт с тучками, а если у вас остались вопросы по теме, положите красный смайлик в белый конверт с вопросом. – Чтобы вы ещё лучше запомнили правила общения в семье и чтобы вы помогли вашей семье быть счастливой, хочу подарить вам памятки «Наша дружная семья». А домашним заданием вам будет выполнение творческого задания в рабочей тетради на странице 23–24, где вы должны будете наклеить фотографии всех членов своей семьи,  подписать их и сказать обо всех несколько добрых слов.Мне тоже очень понравилось, как вы работали на уроке. Спасибо большое за урок!