Государственное областное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«ЛИПЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»
Методическая разработка
открытого урока
«Мутации. Виды мутаций».
Учебная дисциплина ОУД.11 Биология
Разработала
преподаватель:
Головкова Т.А.
Липецк, 2019г.
“…Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее , если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала”.
Питер Клайн
Пояснительная записка
Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и обучающегося. Как бы не старался учитель, если обучающиеся не работают – процесса познания нет.
Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности обучающихся является организация самостоятельной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что обучающийся приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает обучающегося искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.
Именно проблемное обучение помогает преподавателю организовать учебное занятие, когда обучающие активно проявляют самостоятельную деятельность.
В методической разработке урока «Мутации. Виды мутаций.» представлены разнообразные виды самостоятельной работы для студентов. Их применение предполагает более глубокое восприятие студентами материала.
К методической разработке прилагается презентация. Слайды, которые представляют учебный материал, как систему ярких образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, располагаются в логическом порядке. Количество слайдов рассчитано на полноценное усвоение изложенной информации в рамках изучаемой на занятии темы. Слайды содержат только минимум текстовой информации для записи обучающимися в конспект, оставляя широкую возможность для ее обобщения и детализации. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Построение урока предполагает актуализацию опорных знаний по теме «Наследственная изменчивость», что помогает усвоению нового материала. Постановка проблемных вопросов помогает вызвать интерес к теме урока, к изучению нового материала.
Для повышения уровня эмоциональной связи со студентами в ходе изложения нового материала целесообразно включать элементы собеседования, корректирующие деятельность, как студентов, так и преподавателя.
Тестовые задания на выходе темы позволяют студентам закрепить новый материал и сделать выводы по изучаемой теме.
Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер
Учебная дисциплина: ОУД.11Биология
Тема урока: Мутации. Виды мутаций.
Регламент: 90 минут
Вид занятия: комбинированный урок
Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению материала
Технологии обучения: информационно-коммуникационная, проблемная (элементы)
Формы обучения обучающихся: фронтальная, индивидуальная, частично - поисковая
Методы обучения: лекция с элементами беседы, работа с учебником, обобщение, анализ, тестирование.
Цели
Методическая:
организация самостоятельной работы на уроке биология, использую ИКТ и элементы проблемного обучения.
Предметная:
-раскрыть сущность мутационной наследственной изменчивости
-сформировать представления о видах мутаций
-рассмотреть практическое значение мутаций
Метапредметная:
-продолжить развивать сравнительно-аналитические умения самостоятельной работы с разными источниками информации
-продолжить развивать навыки оценки нового материала и наблюдательности
-развивать познавательный интерес
Личностная:
-донести до обучающихся актуальность проблемы возникновения мутаций в природе, необходимость их изучения как факторов, влияющих на развитие органического мира и, в частности, на генетическое благополучие человечества
Методическое обеспечение:
1) мультимедиапроектор и интерактивная доска
2) презентация урока (приложение 1)
3) дидактический материал для изучения нового материала (приложение 2)
4) дидактический материал для закрепления пройденного материала (приложение 3)
Литература:
1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология: Общая биология. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2015.
ХОД УРОКА
1. Орг. Момент (3 минуты): проверка обучающихся по списку и их готовность к уроку.
1.2 Мотивация учебной деятельности (3 минуты):
Здравствуйте. Сегодня мы с вами изучим интереснейшую тему из раздела Генетика. Для того чтобы определить тему урока объясните, как вы понимаете выражение «Одна голова хорошо, а две - лучше», а как это выражение можно закончить с позиции генетики? (проблемный вопрос)
Генетик бы сказал – это мутации. (Одна голова хорошо, а две - МУТАЦИЯ).
Поэтому тема нашего урока «Мутации. Виды мутаций».
Запишите тему урока (слайд 2)
2.Проверка домашнего задания (15 минут).
(слайд 3)
· Что такое изменчивость?
· Что такое наследственная изменчивость?
· Какие виды наследственной изменчивости выделяют?
· Что такое комбинативная изменчивость?
· Причины комбинативной изменчивости?
· Что такое мутационная изменчивость?
3.Изучение нового материала (40 минут).
Что такое мутации?
Мутации – случайно возникшие, стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части и отдельные гены (слайд 4).
Термин ввел в 1901 г. генетик Де Фриз (слайд 5). Подробно о мутациях нам расскажет …… (сообщение обучающегося)(3-5 минут)
Мутаций возникают постоянно, они разнообразны. Как же их систематизировать?
Мутации можно классифицировать:
1) по месту их возникновения - они делятся на генеративные и соматические; (слайд 6)
2) по влиянию на жизнеспособность особей-на полезные, вредные и нейтральные; (слайд 7)
(используя текст учебника с.172, обучающиеся самостоятельно дают характеристику мутаций по влияниюна жизнеспособность особей)
Проверка работы обучающихся.
3) по степени изменения генетического материала: геномные, хромосомные и генные мутации; (слайд 8)
(используя текст учебника с.167 -169, обучающиеся самостоятельно выделяют 3 вида мутаций по степени изменения генетического материала и дают им характеристику)
Проверка работы обучающихся:
I) Генные (слайд 9)
Их называют точечные мутации – наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. Генные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.
Примеры генных мутаций (слайд 10)
-Альбинизм.
-Серповидно-клеточная анемия.
-Одаренность.
-Изменение морфологии, биохимии.
II) Геномные - это мутации, связанные с изменением числа хромосом (слайды 11)
Примеры геномных мутаций (слайд 12)
-Синдром Дауна.
-Синдром Шерешевского–Тёрнера.
-Синдром Клайнфельтера.
-Синдром Лежена.
III) Хромосомные мутации - это мутации, связанные с изменениями в структуре хромосом. (слайд 13)
Примеры хромосомных мутаций (слайд 14)
-Пороки развития головного мозга, опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистой (острый лейкоз – белокровие), мочеполовой.
-Умственная отсталость разной степени в сочетании с физическим недоразвитием.
-Первичное бесплодие.
Многие из хромосомных мутаций доступны изучению под микроскопом. Пути изменения структуры хромосом разнообразны. Участок хромосомы может удвоиться или, наоборот, выпасть. Он может переместиться на другое место и т.д. Рассмотрим основные типы хромосомных мутаций (слайд 15)
· утрата
· делеция
· дубликация
· инверсия
· транслокация
Используя раздаточный материал (приложение 2), обучающиеся составляют характеристику видов хромосомных мутаций (письменно).
Проверка работы обучающихся (рассказывают по схеме, используя тетрадь).
Значение мутаций (сообщение обучающегося) (3-5 минут)
4.Закрепление пройденной темы (25 минут).
1.Задание: составить схему «классификация мутаций» (слайд 16)
Проверка задания
2.Задание: работа с тестами (приложение 3)
Проверка задания (слайд 17)
5. Подведение итого, рефлексия, выставление оценок (5 минут).
6. Домашнее задание (2 минуты): проработать конспект, выучить классификацию мутаций и определения (слайд 18)
Приложение 3:
1.Выберите один правильный ответ:
1.Поворот участка хромосомы на 180 градусов относится к мутациям:
А) геномным
Б) генным
В) хромосомным
2. Выпадение участка хромосомы – это:
А) конъюгация
Б) делеция
В) репликация
Г) кроссинговер
3.Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:
А) соматическая мутация
Б) генная мутация
В) хромосомная мутация
Г) геномная мутация
4. Какая болезнь человека - результат генной мутации:
А) синдром приобретенного иммунодефицита
Б) грипп
В) серповидноклеточная анемия
Г) гепатит
5. Болезнь Дауна возникла в результате:
А) соматической мутации
Б) геномной мутации
В) хромосомной мутации
Г) генной мутации
6. Мутации, связанные с обменом участками негомологичных хромосом, относят:
А) к хромосомным
Б) к геномным
В)кгенным
7. Соматические мутации:
А) передаются по наследству при половом размножении
Б) связаны с наследованием, сцепленным с полом
В) возникают в клетках тела и не передаются по наследству
Г) возникают в гаметах у животных
8.Мутации, которые приводят к повышенной жизнеспособности организма, называются:
А) соматическими
Б) нейтральными
В) геномными
Г) полезные
9. Мутации, которые происходят в половых клетках (следовательно, наследуются), называются:
А) соматическими
Б) генеративными
В) полезными
Г) генными
10. Перенос целой хромосомы на другую хромосому называется:
А) делеция
Б) дупликация
В) инверсия
Г) транслокация
2.Установите соответствие между видами мутаций и их характеристиками:
1) число хромосом увеличилось на 1-2 2) один нуклеотид в ДНК заменяется на другой 3) участок одной хромосомы перенесен на другую 4)произошло выпадение участка хромосомы 5) участок хромосомы повернут на 180 градусов 6) произошло кратное увеличение числа хромосом |
А) генные Б) хромосомные В) геномные |
||||||||||||
|
Приложение 2
ЗАДАНИЕ: используя данную информацию, письменно составьте текс «Виды хромосомных мутаций», в котором охарактеризуйте каждый вид хромосомной мутации.
Внутрихромосомные мутации:
1.утрата — утрата концевой части хромосомы;
2.делеция — утрата средней части хромосомы;
3.инверсия — поворот участка хромосомы на 180˚;
4.дупликация — удвоение одного и того же участка хромосомы.
Межхромосомные мутации:
5.транслокация — обмен участками между негомологичными хромосомами или присоединение участка хромосомы или целой хромосомы.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.