Методическа разработка урока по биологии. "Мутации. Виды мутаций".

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическа разработка урока по биологии. Мутации. Виды мутаций.docx

Государственное областное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«ЛИПЕЦКИЙ ТЕХНИКУМ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

открытого урока

 

 

 

 

 

 

 

 

«Мутации. Виды мутаций».

Учебная дисциплина ОУД.11 Биология

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                                Разработала

преподаватель:

                                                                                     Головкова Т.А.

 

 

Липецк, 2019г.

“…Дети учатся лучше и в тысячу раз успешнее , если им дают возможность самостоятельно исследовать основы изучаемого материала”.

Питер Клайн

Пояснительная записка

         Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и обучающегося. Как бы не старался учитель, если обучающиеся не работают – процесса познания нет.

Изучение биологии возможно лишь при использовании активных форм и методов обучения. Одним из способов активизации познавательной деятельности обучающихся является организация самостоятельной работы. Она занимает исключительное место на современном уроке, потому что обучающийся приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа вынуждает, а потом приучает обучающегося искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование явлениям, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Именно проблемное обучение помогает преподавателю организовать учебное занятие, когда обучающие активно проявляют самостоятельную деятельность.

В методической разработке урока «Мутации. Виды мутаций.» представлены разнообразные виды самостоятельной работы для студентов. Их применение предполагает более глубокое восприятие студентами материала.

К методической разработке прилагается презентация. Слайды, которые представляют учебный материал, как систему ярких образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией, располагаются в логическом порядке. Количество слайдов рассчитано на полноценное усвоение изложенной информации в рамках изучаемой на занятии темы. Слайды содержат только минимум текстовой информации для записи обучающимися в конспект, оставляя широкую возможность для ее обобщения и детализации. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.

Построение урока предполагает актуализацию опорных знаний по теме «Наследственная изменчивость», что помогает усвоению нового материала. Постановка  проблемных вопросов помогает вызвать интерес к теме урока, к изучению нового материала.

         Для повышения уровня эмоциональной связи со студентами в ходе изложения нового материала целесообразно включать элементы собеседования, корректирующие деятельность, как студентов, так и преподавателя.

Тестовые задания на выходе темы позволяют студентам закрепить новый материал и сделать выводы по изучаемой теме.


 

Профессия: 43.01.09 Повар, кондитер

Учебная дисциплина: ОУД.11Биология

Тема урока: Мутации. Виды мутаций.

Регламент: 90 минут

Вид занятия: комбинированный урок

Тип занятия: учебное занятие по изучению и первичному закреплению материала 

Технологии обучения: информационно-коммуникационная, проблемная (элементы)

Формы обучения обучающихся: фронтальная, индивидуальная, частично - поисковая

Методы обучения: лекция  с элементами беседы, работа с учебником, обобщение, анализ, тестирование.

 

Цели

Методическая:

организация самостоятельной работы на уроке биология, использую ИКТ и элементы проблемного обучения.

Предметная:

-раскрыть сущность мутационной наследственной изменчивости

-сформировать представления о видах мутаций

-рассмотреть практическое значение мутаций

Метапредметная:

-продолжить развивать сравнительно-аналитические умения самостоятельной работы с разными источниками информации

-продолжить развивать навыки оценки нового материала и наблюдательности

-развивать познавательный интерес

Личностная:

         -донести до обучающихся актуальность проблемы возникновения мутаций в природе, необходимость их изучения как факторов, влияющих на развитие органического мира и, в частности, на генетическое благополучие  человечества

Методическое обеспечение:

1)    мультимедиапроектор и интерактивная доска

2)    презентация урока (приложение 1)

3)    дидактический материал для изучения нового материала (приложение 2)

4)    дидактический материал для закрепления пройденного материала (приложение 3)

Литература:

1.А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник. Биология: Общая биология. 10-11 классы.- М.: Дрофа, 2015.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД УРОКА

1.   Орг. Момент (3 минуты): проверка обучающихся по списку и их готовность к уроку.

1.2 Мотивация учебной деятельности (3 минуты):

Здравствуйте. Сегодня мы с вами изучим интереснейшую тему из раздела Генетика. Для того чтобы определить тему урока объясните, как вы понимаете выражение «Одна голова хорошо, а две - лучше», а как это выражение можно закончить с позиции генетики? (проблемный вопрос)

Генетик бы сказал – это мутации. (Одна голова хорошо, а две - МУТАЦИЯ).

Поэтому тема нашего урока «Мутации. Виды мутаций».

Запишите тему урока (слайд 2)

2.Проверка домашнего задания (15 минут).

(слайд 3)

·        Что такое изменчивость?

·        Что такое наследственная изменчивость?

·        Какие виды наследственной изменчивости выделяют?

·        Что такое комбинативная изменчивость?

·        Причины комбинативной изменчивости?

·        Что такое мутационная изменчивость?

 

3.Изучение нового материала (40 минут).

Что такое мутации?

Мутации – случайно возникшие, стойкие изменения генотипа, затрагивающие целые хромосомы, их части и отдельные гены (слайд 4).

Термин ввел в 1901 г. генетик Де Фриз (слайд 5). Подробно о мутациях нам расскажет …… (сообщение обучающегося)(3-5 минут)

Мутаций возникают постоянно, они разнообразны. Как же их систематизировать?

Мутации можно классифицировать:

1)    по месту их возникновения - они делятся на генеративные и соматические; (слайд 6)

2)    по влиянию на жизнеспособность особей-на полезные, вредные и нейтральные; (слайд 7)

(используя текст учебника с.172, обучающиеся самостоятельно дают характеристику мутаций по влияниюна жизнеспособность особей)

Проверка работы обучающихся.

3)    по степени изменения генетического материала: геномные, хромосомные и генные мутации; (слайд 8)

(используя текст учебника с.167 -169, обучающиеся самостоятельно выделяют 3 вида мутаций по степени изменения генетического материала и дают им характеристику)

Проверка работы обучающихся:

I) Генные (слайд 9)

Их называют точечные мутации – наиболее часто встречающийся класс мутационных изменений. Генные мутации связаны с изменением последовательности нуклеотидов в молекуле ДНК.

Примеры генных мутаций (слайд 10)

-Альбинизм.

-Серповидно-клеточная анемия.

-Одаренность.

-Изменение морфологии, биохимии.

 

II) Геномные - это мутации, связанные с изменением числа хромосом               (слайды 11)

Примеры геномных мутаций (слайд 12)

-Синдром Дауна.

-Синдром Шерешевского–Тёрнера.

-Синдром Клайнфельтера.

-Синдром Лежена.

 

III) Хромосомные мутации - это мутации, связанные с изменениями в структуре хромосом. (слайд 13)

 

Примеры хромосомных мутаций (слайд 14)

-Пороки развития головного мозга, опорно-двигательной системы, сердечно-сосудистой (острый лейкоз – белокровие), мочеполовой.

-Умственная отсталость разной степени в сочетании с физическим недоразвитием.

-Первичное бесплодие.

Многие из хромосомных мутаций доступны изучению под микроскопом. Пути изменения структуры хромосом разнообразны. Участок хромосомы может удвоиться или, наоборот, выпасть. Он может переместиться на другое место и т.д. Рассмотрим основные типы хромосомных мутаций (слайд 15)

·         утрата

·         делеция

·         дубликация

·         инверсия

·         транслокация

Используя раздаточный материал (приложение 2), обучающиеся составляют характеристику видов хромосомных мутаций (письменно).

Проверка работы обучающихся (рассказывают по схеме, используя тетрадь).

Значение мутаций (сообщение обучающегося) (3-5 минут)

4.Закрепление пройденной темы (25 минут).

1.Задание: составить схему «классификация мутаций» (слайд 16)

Проверка задания

2.Задание: работа с тестами (приложение 3)

Проверка задания (слайд 17)

5. Подведение итого, рефлексия,  выставление оценок (5 минут).

 

6. Домашнее задание (2 минуты): проработать конспект, выучить классификацию мутаций и определения (слайд 18)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 3:

 

1.Выберите один правильный ответ:

 

1.Поворот участка хромосомы на 180 градусов относится к мутациям:

А) геномным

Б) генным

В) хромосомным

2. Выпадение участка хромосомы – это:

А) конъюгация

Б) делеция

В) репликация

Г) кроссинговер

3.Выпадение четырех нуклеотидов в ДНК – это:

А) соматическая мутация

Б) генная мутация

В) хромосомная мутация

Г) геномная мутация

4. Какая болезнь человека - результат генной мутации:

А) синдром приобретенного иммунодефицита

Б) грипп

В) серповидноклеточная анемия

Г) гепатит

5. Болезнь Дауна возникла в результате:

А) соматической мутации

Б) геномной мутации

В) хромосомной мутации

Г) генной мутации

6. Мутации, связанные с обменом участками негомологичных хромосом, относят:

А) к хромосомным

Б) к геномным

В)кгенным

7. Соматические мутации:

А) передаются по наследству при половом размножении

Б) связаны с наследованием, сцепленным с полом

В) возникают в клетках тела и не передаются по наследству

Г) возникают в гаметах у животных

 

8.Мутации, которые приводят к повышенной жизнеспособности организма, называются:

А) соматическими

Б) нейтральными

В) геномными

Г) полезные

9. Мутации, которые происходят в половых клетках (следовательно, наследуются), называются:

А) соматическими

Б) генеративными

В) полезными

Г) генными

10. Перенос целой хромосомы на другую хромосому называется:

А) делеция

Б) дупликация

В) инверсия

Г) транслокация

 

2.Установите соответствие между видами мутаций и их характеристиками:

 

1) число хромосом увеличилось на 1-2

2) один нуклеотид в ДНК заменяется на другой

3) участок одной хромосомы перенесен на другую

4)произошло выпадение участка хромосомы

5) участок хромосомы повернут на 180 градусов

6) произошло кратное увеличение числа хромосом

А) генные

Б) хромосомные

В) геномные

 

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Приложение 2

ЗАДАНИЕ: используя данную информацию, письменно составьте текс «Виды хромосомных мутаций», в котором охарактеризуйте каждый вид хромосомной мутации.

 

Внутрихромосомные мутации:

1.утрата — утрата концевой части хромосомы;

2.делеция — утрата средней части хромосомы;

3.инверсия — поворот участка хромосомы на 180˚;

4.дупликация — удвоение одного и того же участка хромосомы.    

 

Межхромосомные мутации:

5.транслокация — обмен участками между негомологичными хромосомами или присоединение участка хромосомы или целой хромосомы.