Методическая информация "Перечень заболеваний, по поводу которых дети нуждаются в индивидуальных занятиях на дому ..."

  • doc
  • 24.10.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Документ Microsoft Word.doc

ПЕРЕЧЕНЬ ЗАБОЛЕВАНИЙ,

ПО ПОВОДУ КОТОРЫХ,  ДЕТИ НУЖДАЮТСЯ

В ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ НА ДОМУ

И ОСВОБОЖДАЮТСЯ ОТ ПОСЕЩЕНИЯ МАССОВЫХ ШКОЛ

(Письмо Министерства просвещения РСФСР и Министерства здравоохранения РСФСР от 8/28 июля 1980г.  № 281-М/17-13-186)

 

Соматические заболевания

 

1.     Ревматизм в активной фазе с непрерывно рецидивирующим течением.

2.     Панкардит (после выписки из стационаров или санатория дети нуждаются в индивидуальных занятиях в течение года и более).

3.     Врожденные пороки сердца в стадии субкомпенсации и декомпенсации.

4.     Тетрада Фалло тяжелой степени с частыми одышечно-отическими при­ступами. Хроническая пневмония Ш-й стадии при распространенном процессе и нали­чии выраженной интоксикации.

5.     Бронхиальная астма с частыми приступами или длительным астматическим состоянием.

6.     Хронический нефрит с нефротическим синдромом.

7.     Хронический диффузный гломерулонефрит с симптомами почечной недоста­точности.

8.     Хронический пиелонефрит с рецидивирующим течением и симптомами по­чечной недостаточности.

9.      Тяжелые формы муковисцидоза.

10.  Хронический гепатит и цирроз печени с явлениями асцита.

11.  Злокачественные новообразования различных органов.

12.  Нарушение свертываемости крови в случаях затруднения передвижения (тяже­лые формы гемофилии).

 

 Неврологические заболевания

 

1. Миопатия, нарушение функций опорно-двигательного аппарата при гипертензионной дистонии и других стойких гиперкинетических синдромах, врожденной и на­следственной природы.

 2. Тяжелые нарушения опорно-двигательного аппарата после перенесения поли­омиелита.

3.  Тяжелые остаточные явления после перенесенного энцефаломиелита и полирадикулоневрита.

 

 Хирургические заболевания

 

1.     Спинномозговая грыжа с параличом нижних конечностей и расстройством функций тазовых органов.

2.     Дневное недержание мочи различной этиологии (эктопия мочевого пузыря, тотальная эписпадия, атония мочевых путей — декомпенсированная форма).

3.     Атрезия заднего прохода с недержанием кала.

4.     Параличи нижних конечностей при различных заболеваниях.

5.     Хронические заболевания опорно-двигательного аппарата в момент нахожде­ния в кокситной гипсовой повязке (хронический остеомиелит, костно-суставной туберкулез).

6.     Состояние после операции на опорно-двигательном аппарате по поводу врож­денных заболевания или травм в случае затруднений передвижения до окончания лечения.

7.      Нарушение опорно-двигательного аппарата с невозможностью передвижения.

 

Кожные заболевания

 

1.  Экземы, распространенные в состоянии обострения.

2. Диффузные нейродермиты в состоянии обострения.

3.  Псориатические эритродермии.

4.  Артропатический псориаз.

5.  Пруриго Гебра.

6.  Дерматит Дюринга (в период обострения).

7.  Ихтиозоформная эритродермия.

8.  Эпидермолиз Буллеза (тяжелая форма).

9.  Акродерматит энтерпатика (тяжелая форма).

    10. Острая красная волчанка.

    11. Прогрессирующая распространенная склеродермия.

 

Психоневрологические заболевания

 

1.  Душевные заболевания (шизофрения, психозы различной этиологии) в ста­дии обострения.

2. Эпилепсия в стадии обострения.

3. Неврозы, реактивные состояния, неврозоподобные состояния, в т.ч.: энкопрез, стойкий дневной энурез, тяжелое заикание в стадии декомпенсации.

4. Выраженные энцефалоастенические проявления различной этиологии (трав­матической, инфекционной, соматической).

5.  Психопатии, психопатоподобные состояния в стадии декомпенсации.

 

Примечание. Не дается право на индивидуальное обучение детям со слабоуми­ем в степени имбецильности.

 

 

 

 

 

 

 

Письмо министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 года № 17 - 253 – 6

 

 

Министерство народного образования РСФСР доводит до сведения, что в соответствии с письмом Госкомитета СССР по народному образованию от 25 октября 1988 года № 93 – 01 – 703/11 – 14 увеличено количество часов учебного плана, утвержденного письмом Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 года № 28-М

 

 

«Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому»:

 

                в llll (lV)классах –    до 8 часов,

 

                в lV (V) – Vll(Vlll) –      до 10 часов,

 

                в Vlll (lX) –                     до 11 часов,

 

                в lX (X) – X (Xl)   –        до 12 часов в неделю.

 

Министерство народного образования РСФСР предоставляет право распределения часов по предметам районным, городским отделам народного образования.

 При этом следует учитывать индивидуальные особенности, психофизические возможности больных детей.

В пределах выделенных часов по классам разрешается включать в учебный план дополнительные предметы, не предусмотренные письмом Минпроса СССР от 5 мая 1978 года № 25 –М

 

 

 

 

 

 

 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

ПРИКАЗ

 

__12.03.2009____

                                 № __200___

 

 

Томск

 

Об утверждении

 

       На основании подпункта 12 пункта 10 Положения о Департаменте общего образования Томской области, утвержденного Постановлением Губернатора Томской области от 30.06.2007 № 85,  Соглашения о сотрудничестве  в области обмена информацией и оказания содействия в сфере психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов с целью реализации мероприятий реабилитации и социальных гарантий детей-инвалидов между ФГУ «Главное бюро МСЭ по Томской области» и Департаментом общего образования Томской области

 

приказываю:

1.      Утвердить форму «Выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования» (приложение 1).

2.      Утвердить форму «Выписки из протокола государственной (областной) психолого-медико-педагогической комиссии» (приложение 2).

3.      Утвердить «Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации»  (приложение 3).

4.      Рекомендовать органам местного самоуправления при освидетельствовании детей-инвалидов на муниципальных ПМПК осуществлять заполнение «Выписки из протокола психолого-медико-педагогической комиссии органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования» в соответствии с формой и рекомендациями по психолого-педагогической реабилитации, указанными в пп.1 и 3 настоящего приказа.

5.      Контроль за исполнением приказа возложить на начальника отдела воспитания, коррекционного и дополнительного образования  Околелова В.Ф.

 

Начальник Департамента                                                                                     Глок Л.Э.

 

Приложение 1

 

Выписка из протокола психолого-медико-педагогической комиссии

____________________________________________________________________________________________

(наименование органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования)

 

 

№ _________ от ____________________________________________________________________

 

ФИО _____________________________________________________________________________

 

Дата  рождения ____________________________________________________________________

 

Место жительства __________________________________________________________________

 

Образовательное учреждение ________________________________________________________

 

Заключение ________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

Рекомендовано обучение:_____________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

Проведение психолого-педагогической коррекции (нужное подчеркнуть): 

 

Коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;

формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков (вписать, каких) ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

 

Председатель ПМПК: ___________________________________________________________________

Врач-психиатр: _________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог: ____________________________________________________________________

Учитель-логопед: _______________________________________________________________________

Педагог-психолог: ______________________________________________________________________

 

Ознакомлен(а), по процедуре обследования не возражаю:

 

 

 

                                                                                                             Приложение 2

Утверждено приказом Департамента общего образования Томской области

от 12.03.2009 № 200

 

Выписка из протокола государственной (областной) психолого-медико-педагогической комиссии

 

 

№ _________ от ____________________________________________________________________

 

ФИО _____________________________________________________________________________

 

Дата  рождения ____________________________________________________________________

 

Место жительства __________________________________________________________________

 

Образовательное учреждение ________________________________________________________

 

Заключение ________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

Рекомендовано обучение:_____________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

____________________________________________________________________________________

 

Проведение психолого-педагогической коррекции (нужное подчеркнуть): 

 

Коррекция несформированных высших психических функций, эмоционально-волевых нарушений и поведенческих реакций, речевых недостатков, взаимоотношений в семье, детском коллективе, с учителями;

формирование мотивации к обучению, социально-бытовых навыков и других навыков (вписать, каких) ________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________

 

Председатель ПМПК: ___________________________________________________________________

Врач-психиатр: _________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог: ____________________________________________________________________

Учитель-логопед: _______________________________________________________________________

Педагог-психолог: _______________________________________________________________________

 

Ознакомлен(а), по процедуре обследования не возражаю:

 

 

 

                                                                                                                                                             Приложение 3

 

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПРОГРАММА РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДА

 

Рекомендации по психолого-педагогической реабилитации

 

1. Дошкольное воспитание и обучение

·        Тип учреждения образования:       дошкольный;

            Вид дошкольного образовательного учреждения - 

-детский сад (группа) компенсирующего вида,

-детский сад (группа) общеразвивающего вида

·        Режим пребывания детей:

-полный день (12-часовое пребывание),

-сокращенный день (8-10-часовое пребывания),

-продленный день (14-часовое пребывание),

-кратковременное пребывание (от 3 до 5 часов в день),

-круглосуточное пребывание.

2. Получение общего образования

·        Тип учреждения образования:      

-общеобразовательное учреждение (класс)

-специальное (коррекционное) образовательное учреждение (класс)

 для обучающихся, воспитанников с ограниченными

 возможностями здоровья ____ вида

3. Условия получения общего образования:

·        в образовательном учреждении

4. Формы получения образования: 

-очное

-очно-заочное (вечернее)

-заочное

-семейное образование

-самообразование

-экстернат

- ?

5. Режим занятий:

-учебная нагрузка в день в часах ______

(для образовательных учреждений в соответствии с п.2.9. Санитарно- эпидемиологических правил СанПиН 2.4.2.1178-02;

для дошкольных учреждений в соответствии с пп.2.12, 2.13 Санитарно- эпидемиологических правил СанПиН 2.4.1.1249-03);

- объем изучаемого материала (указывается в процентах от объема учебной программы) __100%_.

  6.  Проведение психолого-педагогической коррекции.

 

 

 

 

 

 

 

 

О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами

Исх. N АФ-150/06 от 18 апреля 2008 г.

Руководителям
органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации


О создании условий для получения
образования детьми с ограниченными
возможностями здоровья и детьми-инвалидами


Во исполнение пункта 5 раздела III протокола заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (далее - протокол) Минобрнауки России направляет рекомендации по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации.

Указанные рекомендации могут быть использованы при подготовке региональных программ развития образования для детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, которые в соответствии с пунктом 6 раздела III протокола высшим должностным лицам (руководителям высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации рекомендовано представить в Минобрнауки России в срок до 1 июля 2008 г.

Приложение: на 16 л.

                                      

Министр

А.А.Фурсенко

 

Рекомендации
по созданию условий для получения образования
детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами
в субъекте Российской Федерации

Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами (далее - дети с ограниченными возможностями здоровья) образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально-экономического развития Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации, в соответствии с основополагающими международными документами в области образования, предусматривает принцип равных прав на образование для лиц с ограниченными возможностями здоровья - как взрослых, так и детей. Гарантии права детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования закреплены в Конституции Российской Федерации, Законе Российской Федерации "Об образовании", Федеральных законах от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", от 24 ноября 1995 г. 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации", от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

В целях реализации положений указанных законодательных актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должны быть приняты исчерпывающие меры организационно-правового характера, обеспечивающие решение вопросов организации предоставления образования детям с ограниченными возможностями здоровья, отнесенных к их компетенции.

Во многих субъектах Российской Федерации (Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Красноярский край, Ленинградская, Самарская, Ярославская области, г. Москва и другие) разработаны документы концептуального характера, посвященные вопросам развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми этой категории, реализуются в рамках региональных целевых программ развития образования или специально принятых для решения данных вопросов самостоятельных целевых программ.

В качестве основной задачи в области реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматривается создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей.

Приоритетным направлением этой деятельности является выявление недостатков в развитии детей и организация коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения, на максимально раннем этапе. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала обучения на ступени начального общего образования и, таким образом, подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. В рамках данного направления необходимо обеспечить развитие дифференцированной сети учреждений, осуществляющих деятельность по ранней диагностике и коррекции нарушений развития у детей, оказанию психологической, педагогической, социальной, медицинской, правовой помощи семьям с детьми, имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, по месту жительства, а также информирование населения об этих учреждениях и оказываемых ими услугах.

Второе важнейшее направление деятельности по реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья - создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии, с учетом численности таких детей, проживающих на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

В настоящее время в России существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений, непосредственно предназначенных для организации обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - коррекционные образовательные учреждения). Она включает в себя, прежде всего, дошкольные образовательные учреждения компенсирующего вида, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

Кроме того, в последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в обычных дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального образования, других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (далее - образовательные учреждения общего типа).

Существуют различные модели интеграции. Первая, более распространенная в России, предполагает обучение детей с ограниченными возможностями здоровья в специальных (коррекционных) классах при образовательных учреждениях общего типа. В настоящее время в таких классах обучается более 160 тысяч детей с ограниченными возможностями здоровья, из них около 28 тысяч умственно отсталых детей, более 122 тысяч детей с задержкой психического развития, более 10 тысяч детей с физическими недостатками.

Другим вариантом интегрированного образования является обучение детей с ограниченными возможностями в одном классе с детьми, не имеющими нарушений развития. Такая модель интегрированного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов ряда субъектов Российской Федерации (Архангельская, Владимирская, Ленинградская, Московская, Нижегородская, Новгородская, Самарская, Свердловская, Томская области, Москва, Санкт-Петербург и другие).

Развитие интегрированного образования следует рассматривать как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Организация обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа, расположенных, как правило, по месту жительства ребенка и его родителей, позволяет избежать помещения детей на длительный срок в интернатное учреждение, создать условия для их проживания и воспитания в семье, обеспечить их постоянное общение с нормально развивающимися детьми и, таким образом, способствует эффективному решению проблем их социальной адаптации и интеграции в общество.

Необходимым условием организации успешного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях общего типа является создание адаптивной среды, позволяющей обеспечить их полноценную интеграцию и личностную самореализацию в образовательном учреждении.

В образовательном учреждении общего типа должны быть созданы надлежащие материально-технические условия, обеспечивающие возможность для беспрепятственного доступа детей с недостатками физического и психического развития в здания и помещения образовательного учреждения и организации их пребывания и обучения в этом (включая пандусы, специальные лифты, специально оборудованные учебные места, специализированное учебное, реабилитационное, медицинское оборудование и так далее). Создание подобных условий, предусмотренных статьей 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", необходимо обеспечивать в обязательном порядке как при строительстве новых образовательных учреждений общего типа, так и при проведении работ по реконструкции и капитальному ремонту существующих образовательных учреждений.

Обучение и коррекция развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, обучающихся в обычном классе образовательного учреждения общего типа, должны осуществляться по образовательным программам, разработанным на базе основных общеобразовательных программ с учетом психофизических особенностей и возможностей таких обучающихся.

Вопросы, связанные с переводом обучающихся в образовательных учреждениях общего типа детей с ограниченными возможностями здоровья в следующий класс, оставлением их на повторное обучение должны решаться в порядке, установленном статьей 17 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Вопросы проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, освоивших образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования, и выдачи им документов об образовании регламентируются статьями 15 и 27 Закона Российской Федерации "Об образовании".

Формы и степень образовательной интеграции ребенка с ограниченными возможностями здоровья могут варьироваться в зависимости от степени выраженности недостатков его психического и (или) физического развития. Например, дети, уровень психофизического развития которых в целом соответствует возрастной норме, могут на постоянной основе обучаться по обычной образовательной программе в одном классе со сверстниками, не имеющими нарушений развития, при наличии необходимых технических средств обучения. При этом число детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в обычном классе, как правило, не должно превышать 3-4 человек. При организации получения образования детьми этой категории в обычном классе целесообразно использовать возможности их обучения в установленном порядке по индивидуальному учебному плану, гарантированные статьей 50 Закона Российской Федерации "Об образовании", наряду с применением современных образовательных технологий, обеспечивающих гибкость образовательного процесса и успешное освоение обучающимися с ограниченными возможностями здоровья образовательных программ. Для детей, уровень развития которых не позволяет им осваивать учебный материал в одинаковых условиях с нормально развивающимися обучающимися, более предпочтительным может стать обучение в специальном (коррекционном) классе образовательного учреждения общего типа. Рекомендуется также обеспечивать участие всех детей с ограниченными возможностями здоровья, независимо от степени выраженности нарушений их развития, вместе с нормально развивающимися детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Необходимо также обеспечить комплексное психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья на протяжении всего периода его обучения в образовательном учреждении общего типа.

Специфика организации учебно-воспитательной и коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения развития, обусловливает необходимость специальной подготовки педагогического коллектива образовательного учреждения общего типа, обеспечивающего интегрированное образование. Педагогические работники образовательного учреждения должны знать основы коррекционной педагогики и специальной психологии, иметь четкое представление об особенностях психофизического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, методиках и технологиях организации образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.

В целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития, целесообразно вводить в штатное расписание образовательных учреждений общего типа дополнительные ставки педагогических (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги, воспитатели и другие) и медицинских работников.

Важное значение для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении общего типа имеет проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

Вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, должны быть регламентированы уставом и локальными актами образовательного учреждения.

Развитие интегрированных форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья должно осуществляться постепенно, на основе планирования и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение перечисленных требований к организации этой деятельности.

Недопустимым является формальный подход к решению данного вопроса, выражающийся в массовом закрытии коррекционных образовательных учреждений и фактически безальтернативном переводе детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательные учреждения общего типа без предварительного создания в них необходимых условий для организации обучения детей этой категории. Такой подход не только не позволит обеспечить полноценную интеграцию детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении общего типа, но и негативно скажется на качестве работы образовательного учреждения с другими обучающимися. Более того, подобные меры могут привести к нарушению предусмотренных законодательством прав детей на получение образования в соответствующих их возможностям условиях и прав родителей (законных представителей) на выбор условий получения детьми образования, возникновению связанных с этим конфликтных ситуаций, а также к ликвидации уже существующей системы обучения и поддержки детей с ограниченными возможностями здоровья.

Оптимальным вариантом в настоящее время является сохранение и совершенствование существующей сети коррекционных образовательных учреждений с параллельным развитием интегрированного образования. При этом коррекционные образовательные учреждения могут выполнять функции учебно-методических центров, обеспечивающих оказание методической помощи педагогическим работникам образовательных учреждений общего типа, консультативной и психолого-педагогической помощи обучающимся и их родителям.

Особое внимание следует уделять развитию системы обучения и воспитания детей, имеющих сложные нарушения умственного и физического развития. К этой категории относятся, в частности, дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью, сложным дефектом (имеющие сочетание двух и более недостатков в физическом и (или) психическом развитии), аутизмом, включая детей, находящихся в домах-интернатах системы социальной защиты населения. При организации работы в данном направлении целесообразно руководствоваться разработанными на федеральном уровне методическими рекомендациями, учитывающими специфику образовательного и реабилитационного процесса для таких детей.1

Детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому. Установление порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому отнесено к компетенции органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков ребенка.

В качестве эффективного средства организации образования детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно детей, имеющих трудности в передвижении, целесообразно рассматривать развитие дистанционной формы их обучения с использованием современных информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основных составляющих социализации детей с ограниченными возможностями здоровья является обеспечение в дальнейшем их общественно полезной занятости, что обусловливает необходимость получения ими конкурентоспособных профессий. В связи с этим значительное внимание должно уделяться созданию условий для получения детьми с ограниченными возможностями здоровья начального, среднего и высшего профессионального образования как важного звена в системе их непрерывного образования, значительно повышающего возможности их последующего трудоустройства.

Для содействия детям с ограниченными возможностями здоровья в реализации их права на получение среднего профессионального и высшего профессионального образования следует обеспечивать возможности для сдачи ими единого государственного экзамена в условиях, соответствующих особенностям физического развития и состоянию здоровья данной категории выпускников.

Ведущую роль в решении вопросов своевременного выявления детей с ограниченными возможностями здоровья, проведения их комплексного обследования, подготовки рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и определения форм их дальнейшего обучения и воспитания играют психолого-медико-педагогические комиссии, законодательную основу деятельности которых составляют статья 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" и статья 14 Федерального закона "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних".

Указанные вопросы решаются также федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в процессе осуществления ими в установленном порядке деятельности, связанной с признанием несовершеннолетних граждан детьми-инвалидами и разработкой для них индивидуальной программы реабилитации инвалида, содержащей, в том числе, рекомендации по организации их обучения.

Вопрос о выборе образовательного и реабилитационного маршрута ребенка с ограниченными возможностями здоровья, в том числе об определении формы и степени его интеграции в образовательную среду, должен решаться исходя из потребностей, особенностей развития и возможностей ребенка, с непосредственным участием его родителей (законных представителей). Обязательным условием при этом является соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования, образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей, включая обязательное согласование с родителями (законными представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения (классы, группы).

В целях создания условий для получения образования всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо организовать на региональном уровне систему мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, потребности в создании условий для получения ими образования, наличия этих условий, регламентировать порядок взаимодействия в данной области органов и учреждений системы образования, социальной защиты населения, здравоохранения, федеральной службы медико-социальной экспертизы. Указанные вопросы могут быть решены органами государственной власти субъекта Российской Федерации в рамках полномочий, предоставленных им действующим законодательством.

Важными аспектами деятельности по обучению и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья являются информирование населения о проблемах детей данной категории, формирование в обществе толерантного отношения к детям с недостатками в физическом и психическом развитии, популяризация идей обеспечения равных прав детей с ограниченными возможностями здоровья на получение образования, развития интегрированного образования.

Следует организовать конструктивное сотрудничество в решении этих проблем со средствами массовой информации, а также с негосударственными структурами, прежде всего, с общественными объединениями инвалидов, организациями родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальным является вопрос финансового обеспечения организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях перехода к нормативному подушевому финансированию.

В соответствии с законодательством Российской Федерации о разграничении расходных полномочий между различными уровнями власти установление нормативов финансирования государственных образовательных учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации, и муниципальных образовательных учреждений (в части, предусмотренной пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании"), отнесено к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органам местного самоуправления также предоставлено право устанавливать нормативы финансирования муниципальных образовательных учреждений за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых из бюджетов субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 6.1 статьи 29 Закона Российской Федерации "Об образовании").

При определении указанных нормативов финансирования следует принимать во внимание необходимость дополнительных затрат при создании как в коррекционном образовательном учреждении, так и в образовательном учреждении общего типа условий для обучения иь воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья с учетом специфики этой деятельности. При создании образовательным учреждением общего типа условий для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья финансирование обучения таких детей рекомендуется осуществлять по нормативу, установленному для коррекционного образовательного учреждения соответствующего типа и вида. Данный подход отражен в модельной методике введения нормативного подушевого финансирования реализации государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного общего образования (письмо Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03).

Для эффективного кадрового обеспечения деятельности по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья необходимо обеспечить на постоянной основе подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, психолого-медико-педагогических комиссий, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования и реабилитации детей указанной категории.

Также для сохранения и укрепления кадрового потенциала образовательных учреждений, осуществляющих образование детей с ограниченными возможностями здоровья, необходима разработка мер материального стимулирования деятельности работников этих учреждений, включая установление соответствующих сложности их работы размеров и условий оплаты труда, предоставление им социальных льгот и гарантий, а также мер их морального поощрения.

При решении данных вопросов органы государственной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе использовать в полном объеме предоставленные им законодательством Российской Федерации полномочия по определению размеров и условий оплаты труда работников государственных учреждений субъекта Российской Федерации и муниципальных учреждений, а также установлению для них дополнительных мер социальной поддержки и социальной помощи.

Мероприятия, направленные на создание условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, целесообразно планировать и осуществлять в рамках соответствующих региональных программ. Указанные программы должны быть ориентированы на выполнение следующих основных задач:

создание системы раннего выявления и коррекции недостатков в развитии детей; создание системы мониторинга и учета численности детей с ограниченными возможностями здоровья, наличия условий для получения ими образования;

обеспечение доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья; создание во всех образовательных учреждениях условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, создание условий для получения всеми детьми с ограниченными возможностями здоровья общего образования по месту их жительства;

организация системной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников органов управления образованием, образовательных учреждений, иных органов и организаций, занимающихся решением вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья;

формирование в обществе толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья, популяризация идей содействия получению ими образования и их социальной интеграции.

Региональные программы развития образования детей с ограниченными возможностями здоровья должны предусматривать установление показателей результативности и эффективности этой деятельности. В качестве таких показателей могут рассматриваться:

увеличение доли выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья, своевременно получивших коррекционную помощь, в общей численности выявленных детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

увеличение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, получающих образование в образовательных учреждениях общего типа по месту жительства, в общей численности обучающихся детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

увеличение доли образовательных учреждений, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации;

увеличение доли образовательных учреждений общего типа, в которых созданы необходимые условия для обеспечения доступности качественного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, в общем числе образовательных учреждений общего типа в субъекте Российской Федерации;

увеличение доли педагогических работников образовательных учреждений, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, в общей численности педагогических работников образовательных учреждений в субъекте Российской Федерации;

сокращение доли детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в интернатных учреждениях, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья в субъекте Российской Федерации;

уменьшение количества случаев нарушения права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование;

другие соответствующие показатели.

Указанную систему показателей следует использовать при проведении регулярного мониторинга эффективности реализуемых в субъекте Российской Федерации мероприятий по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья, позволяющего при необходимости обеспечить своевременную корректировку планируемых и принимаемых мер.

А.А. Левитская

Директор Департамента
воспитания,

дополнительного образования
и социальной защиты детей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому


Протокол совещания
у Заместителя Председателя Правительства
Российской Федерации
от 20 мая 2009 г. N АЖ-П12-33пр
(раздел II, пункт 3)

N 06-1254 от 30.09.2009 г.

Руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования

 

В рамках организационно-методического сопровождения реализации мероприятия "Развитие дистанционного образования детей-инвалидов" программы приоритетного национального проекта "Образование" на 2009-2012 годы (далее - мероприятие ПНПО) Департамент сообщает.

Департаментом образования города Москвы предоставлены для использования всеми субъектами Российской Федерации при реализации мероприятия ПНПО на региональном уровне разработанные органами исполнительной власти и образовательными организациями г. Москвы нормативные документы, регламентирующие организацию дистанционного образования детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, и учебно-методические материалы (дистанционные курсы) по всем учебным предметам для обучения детей-инвалидов на всех ступенях общего образования, а также для получения ими дополнительного образования.

Указанные документы и материалы (курсы) размещены на сайте ГОУ "Центр образования "Технологии обучения" http://home-edu.ru Контактный телефон в ГОУ "Центр образования "Технологии обучения": 8 (495) 232-30-07.

Департамент также направляет для использования в работе Рекомендации по организации деятельности по созданию условий для дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому, в субъекте Российской Федерации.

Приложение: на 9 л.


Директор Департамента

А.А. Левитская

 

Рекомендации
по организации деятельности по созданию условий для
дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении
на дому, в субъекте Российской Федерации

 

1. Правовая основа организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому

Правовую основу организации дистанционного обучения детей-инвалидов, нуждающихся в обучении на дому (далее - дети-инвалиды), составляют прежде всего Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 г. N 3266-1 "Об образовании", Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" и приказ Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137 "Об использовании дистанционных образовательных технологий".

На основании статьи 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" детям-инвалидам, по состоянию здоровья временно или постоянно не имеющим возможности посещать образовательные учреждения, с согласия их родителей должны быть созданы необходимые условия для получения образования по полной общеобразовательной или индивидуальной программе на дому.

Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, а также размеры компенсации затрат родителей на эти цели определяются законами и иными нормативными актами субъектов Российской Федерации и являются расходными обязательствами бюджетов субъектов Российской Федерации.

Вопросы организации дистанционного образования детей-инвалидов в конкретном субъекте Российской Федерации должны быть урегулированы законами и иными нормативными правовыми актами, принимаемыми органами государственной власти данного субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией.

 

2. Создание и организация деятельности центра дистанционного образования детей-инвалидов

 

Центр дистанционного образования детей-инвалидов (далее - Центр) создается (определяется) органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управление в сфере образования.

Функции Центра могут быть возложены на уже существующее либо вновь созданное образовательное учреждение (организацию, имеющую лицензию на право ведения образовательной деятельности).

В уставе и локальных актах указанного учреждения должны быть закреплены соответствующие положения, касающиеся организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов.

При этом необходимо обеспечить соблюдение требования пункта 5 Порядка использования дистанционных образовательных технологий, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 мая 2005 г. N 137, согласно которому обязательным условием организации образовательного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий является наличие у образовательного учреждения руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием дистанционных образовательных технологий.

Центр может быть создан на базе общеобразовательного учреждения, специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, высшего или среднего специального учебного заведения или другого образовательного учреждения, в том числе учреждения, выполняющего функции регионального ресурсного центра, осуществляющего деятельность в области дистанционного обучения граждан.

Центр может осуществлять свою деятельность через филиалы, созданные в установленном порядке.
Количество Центров (филиалов) определяется с учетом сложившихся социально-демографических, географических и других особенностей соответствующего субъекта Российской Федерации, но не может быть менее 1 (одного) Центра в субъекте Российской Федерации.

Основными направлениями деятельности Центра являются:

осуществление координации и организационно-методического обеспечения деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации;

обеспечение доступа обучающихся и педагогических работников, непосредственно осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов (далее - учителя), к учебно-методическому комплексу, позволяющему обеспечить освоение и реализацию образовательной программы, и другим электронным образовательным ресурсам;

организация образовательного процесса;

организация учебно-методической помощи обучающимся, учителям, родителям (законным представителям) обучающихся;

ведение учета детей-инвалидов (обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий и нуждающихся в организации дистанционного обучения);

осуществление мониторинга деятельности по организации дистанционного обучения детей-инвалидов в субъекте Российской Федерации.

 

3. Организация образовательного процесса

 

3.1. Обучающиеся

 

Целевую группу проекта составляют дети-инвалиды, обучающиеся на дому по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, которые могут обучаться с использованием дистанционных образовательных технологий, в том числе не имеют медицинских противопоказаний для работы с компьютером.   

Данная категория обучающихся включает в том числе детей, нуждающихся в обучении по образовательной программе специального (коррекционного) образовательного учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и других).

На начальной стадии реализации проекта представляется целесообразным обеспечить организацию дистанционного обучения детей с сохранным интеллектом, не имеющих сложных  нарушений развития.

При наличии соответствующих организационных, учебно-методических, кадровых ресурсов возможна организация дистанционного обучения детей с умственной отсталостью, а также детей со сложным дефектом. (???)

Комплектование классов (групп) для организации дистанционного обучения детей-инвалидов осуществляется с согласия родителей (законных представителей) детей при наличии рекомендаций, содержащихся в соответствующем заключении психолого-медико-педагогической комиссии или психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения, либо в индивидуальной программе реабилитации ребенка-инвалида, разрабатываемой федеральным учреждением медико-социальной экспертизы (далее - рекомендации специалистов).

Дистанционное обучение детей-инвалидов рекомендуется осуществлять индивидуально или в малых группах (до 5 человек). При этом состав обучающихся в классах (группах) может варьироваться в зависимости от учебного предмета.

Общую численность детей-инвалидов, которым предполагается создать условия для дистанционного обучения на начальном этапе реализации проекта, в том числе с учетом распределения детей по классам (группам) в зависимости от уровня осваиваемой ими образовательной программы, а также по категориям нарушений развития (заболеваний), рекомендуется определять, исходя из потенциальных (кадровых, технических, организационных и других) возможностей региональной системы образования.

Создаваемая в субъекте Российской Федерации система дистанционного обучения детей-инвалидов также может быть использована для организации обучения на дому детей-инвалидов дошкольного возраста, получения детьми-инвалидами дополнительного образования, профессионального образования.

 

3.2. Учителя

 

Дистанционное обучение детей-инвалидов должны осуществлять учителя, обладающие необходимыми знаниями в области особенностей психофизического развития различных категорий детей-инвалидов, а также в области методик и технологий организации образовательного процесса для таких детей в очной и дистанционной формах.

Для подготовки к осуществлению деятельности по обучению детей-инвалидов с использованием дистанционных образовательных технологий целесообразно обеспечить предварительное прохождение учителями курсов повышения квалификации (не менее 144 часов) по указанной тематике.

Необходимо также организовать на системной основе консультативно-методическую поддержку учителей, осуществляющих дистанционное обучение детей-инвалидов.

3.3. Модели организации дистанционного обучения детей-инвалидов.

 

Дистанционное обучение может осуществляться непосредственно Центром или его филиалом. В этом случае обучающиеся зачисляются в Центр (филиал) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации в области образования. Обучение детей осуществляется учителями, состоящими в штате Центра (филиала) и работающими в Центре (филиале) по основному месту работы или по совместительству.

Возможна организация дистанционного обучения на базе образовательного учреждения по месту жительства обучающегося. Центр при этом обеспечивает методическое сопровождение деятельности образовательного учреждения по организации дистанционного обучения детей-инвалидов, включая предоставление доступа к образовательным ресурсам и организацию консультативно-методической помощи в дистанционном режиме.

Для организации дистанционного обучения обеспечивается подключение мест проживания детей-инвалидов и рабочих мест учителей к сети Интернет, а также оснащение их и Центров комплектами компьютерной техники, цифрового учебного оборудования, оргтехники и программного обеспечения, адаптированными с учетом специфики нарушений развития детей-инвалидов (далее - комплект оборудования), с предоставлением необходимых расходных материалов.

Следует организовать обучение детей-инвалидов, их родителей (законных представителей) и учителей пользованию комплектом оборудования в процессе дистанционного обучения, а также предоставить им возможность оперативного доступа к консультативным услугам по различным вопросам, связанным с организационным и техническим обеспечением образовательного процесса.

Также должно быть обеспечено техническое обслуживание рабочих мест детей и учителей, предусматривающее в том числе оперативное устранение неполадок в работе комплекта оборудования, а при необходимости - замену неисправного комплекта оборудования или его составляющих в возможно короткие сроки, позволяющие избежать перерыва в организации образовательного процесса.

Рабочие места учителей могут оснащаться комплектом оборудования и обеспечиваться доступом в Интернет как в Центре (образовательном учреждении), так и непосредственно по месту проживания учителя. Преимуществом последнего варианта является то, что организация и проведение занятий в дистанционной форме не требуют обязательного присутствия учителя в образовательном учреждении, соответственно учитель получает возможность более гибко и эффективно планировать и осуществлять учебный процесс.

Комплект оборудования передается участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование (в отношении комплекта оборудования, передаваемого несовершеннолетним обучающимся, соответствующий договор заключается с их родителями (законными представителями)). При этом обучающимся комплект оборудования предоставляется до завершения обучения в связи с получением среднего (полного) общего образования или по иным основаниям (органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать иные условия передачи комплекта оборудования).

Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно выбирать модель организации дистанционного образования детей-инвалидов с учетом имеющихся ресурсов и региональных особенностей.

 

3.4. Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся

 

Формы обучения и объем учебной нагрузки обучающихся могут варьироваться в зависимости от особенностей психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья детей.

В настоящее время органы государственной власти субъекта Российской Федерации, с учетом полномочий по установлению порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, предоставленных им статьей 18 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", вправе самостоятельно определять количество учебных часов и нормативы затрат на организацию надомного обучения детей-инвалидов в объеме, позволяющем обеспечить качественное образование и коррекцию недостатков развития ребенка.

В качестве рекомендуемого минимального объема учебной нагрузки детей-инвалидов могут рассматриваться нормы часов, содержащиеся в письме Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. N 17-253-6 "Об индивидуальном обучении больных детей на дому". При наличии соответствующих рекомендаций специалистов количество часов по классам может быть увеличено в пределах максимально допустимой учебной нагрузки, предусмотренной санитарно-гигиеническими требованиями.

Практика показывает, что обучение с использованием дистанционных образовательных технологий значительно расширяет возможности получения детьми-инвалидами образования, позволяет во многих случаях обеспечить освоение обучающимся основной общеобразовательной программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования в полном объеме.

Содержание учебно-методического комплекса, позволяющего обеспечить освоение и реализацию образовательной программы при организации дистанционного обучения детей-инвалидов, должно соответствовать государственным образовательным стандартам.

Дистанционное обучение не следует рассматривать как единственную форму проведения учебных занятий, полностью исключающую непосредственное взаимодействие обучающегося с учителем (учителями).

Желательным является сочетание дистанционной формы обучения с посещением детей на дому учителем. Для детей, состояние здоровья которых допускает возможность периодического посещения ими образовательного учреждения, наряду с дистанционным обучением и занятиями на дому целесообразно организовывать занятия в помещениях образовательного учреждения (индивидуально или в малых группах).

При наличии возможности следует также обеспечивать участие детей-инвалидов вместе с другими детьми в проведении воспитательных, культурно-развлекательных, спортивно-оздоровительных и иных досуговых мероприятий.

Особенности организации образовательного процесса для каждого обучающегося, включая объем его учебной нагрузки, а также соотношение объема проведенных занятий с использованием дистанционных образовательных технологий или путем непосредственного взаимодействия учителя с обучающимся, определяются индивидуально на основании рекомендаций специалистов.

 


Директор Департамента

А.А. Левитская

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Посмотрите также