Содержание
Актуальность темы _____________________________________ 3
Игровые формы работы на начальном этапе обучения____________ 6
Методы и формы работы в старших классах ______________ 10
Список литературы_______________________________________ 14
2
«Сольфеджио — самая черновая
и одновременно самая великая
из всех учебных дисциплин музыканта.
Она посвящена святому святых музыкальной профессии,
ее главному инструменту — музыкальному слуху.»
И.Земцовский
Сольфеджио всегда считалось обязательным учебным предметом в ДШИ/ДМШ, необходимым как для профессионального обучения, так и для общего всестороннего развития каждого ученика во всех звеньях музыкального образования. Кроме того, оно всегда вызывало много дискуссий: как сделать этот предмет востребованным и интересным, какими методическими приёмами должен владеть педагог, чтобы работа над развитием музыкального слуха стала интенсивной и увлекательной? Необходимо помнить, что именно в начальном звене музыкального образования от каждого педагога зависит - будет ли ученик в дальнейшем заниматься музыкой или нет, сохранит ли он любовь к музыке на всю жизнь, продолжит ли своё образование как профессиональный музыкант?
Сегодня, когда в соответствии с Федеральными государственными требованиями ДМШ/ДШИ реализуют программы предпрофессионального обучения, положительные ответы на все эти вопросы особенно важны. Каждый ученик ДМШ и ДШИ должен научиться применять полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки для практического музицирования, стремиться к всестороннему развитию музыкального слуха, к пониманию закономерностей музыкального языка, к восприятию музыки разных эпох и стилей. Гармонично развитая творческая личность всегда найдёт свою дорогу, будет открытой к восприятию и созданию красоты, как в жизни, так и в искусстве. Роль педагога-музыканта в воспитании такого творческого отношения к жизни является определяющей. Именно поэтому каждый педагог
3
должен много читать и анализировать свою работу, хорошо разбираться в психологии, быть восприимчивым к новой информации, творческим и интересным для своих учеников.
Огромную роль в становлении музыканта любой специальности играет предмет сольфеджио. Сольфеджио является дисциплиной, объединяющей различные виды музыкальной деятельности, активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления. Появившиеся в последние годы новые подходы к организации занятий по этому предмету позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки широко распространённому мнению о сольфеджио как о скучном, трудном и малоинтересном занятии.
В процессе обучения музыке начальный период имеет особое значение. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача - увлечь ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития подлинной любви и глубокого интереса к музыке. Создать вокруг ученика атмосферу музыки, развивать в нем способность воспринимать музыку, проникать в её содержание и переживать её. Достижение этих целей позволит вызвать заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех последующих задач.
Многолетние исследования педагогов, психологов показали, что для успешности обучения детей необходимы следующие условия: физическая, психическая и мотивационная готовность – способность ребёнка переключиться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную. Как правило, дети достигают такой стадии готовности к концу первого учебного года. Но по предмету сольфеджио нет необходимости резко менять художественно-образную деятельность на учебно-познавательную с формальным заучиванием музыкально-теоретических и терминологических сведений, с логическим обоснованием и обилием инструктивного материала. Сама музыкальная деятельность, особенно в
4
дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение – это особая деятельность – не игра и не труд, но и то, и другое.
Очень важно, чтобы предмет сольфеджио не стал «собранием» отвлеченных, достаточно сложных и мало интересных законов, правил и понятий. Каждый урок должен трактоваться учителем и восприниматься учащимися как урок музыки. Причем процесс общения с музыкой является процессом её поэтапного познания. Такому подходу способствует структура школьных занятий по сольфеджио, их тематическая обусловленность. Темы представляют собой систему, выстроенную логически, от простого к сложному, с тенденцией поступательного восходящего движения. По мнению Асафьева, «темы – это различные грани музыки как искусства… Тематизм, скрепляющий в единое целое все классы, рождается не внезапно. Качественно новое всегда возникает в результате количественного накопления». Так воплощается идея Асафьева, который утверждал, что термин должен появляться не раньше, чем накоплен в восприятии учащихся материал, определяющийся этим термином. Такой принцип построения занятий соотносится с возрастными особенностями формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер школьников, систематичностью и последовательностью их музыкального развития, установлением связей между приобретением детьми знаний о музыке и их музыкальным воспитанием.
Задача данной работы – дать представление об игровой деятельности обучающихся наиболее оптимальными методами, способными поддерживать у них постоянный интерес к музыке и предмету сольфеджио.
5
Игровые формы работы на начальном этапе обучения
Важнейшим средством воспитания и обучения по предмету сольфеджио в младших классах является игра и элементы ее занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативность, дисциплинированность. У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет, она естественно включает детей в орбиту познаваемого, кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс, наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью.
Едва ли не главную роль в обучении играет разнообразие. Дети не только любят узнавать все новое, они любят также повторять то, что им уже знакомо и то, что хоть однажды принесло удовлетворение. Это свойство детской психики по наблюдениям специалистов, является основой успешного обучения.
Организация процесса в учебно-игровой форме способствует развитию творческих способностей. По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% сведений, глядя-25% видимой информации, слушая, глядя одновременно - 65%, а если добавляется закрепление этой информации действием, то процесс запоминания протекает быстрее, а освоении становится еще более эффективным.
Игра - это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. Она идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект,
6
повышает интерес к учебе, психологически раскрепощает. Применение ярких наглядных пособий, использование музыкально-дидактических игр помогают пробудить чувство радости и удовольствия, развивают интерес и вкус к предметам музыкально-теоретического цикла в целом. Игра побуждает ученика к самостоятельной и добровольной работе. Во время игры никто не хочет быть хуже других. Дух соперничества, желание играть вместе со всеми, заставляют даже самых нерадивых повторить пройденное.
Игра имеет большое значение в жизни ребенка, это его работа. Только на первый взгляд кажется, что игра это легко и весело. На самом деле она требует от ребёнка, максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Великий К.Э. Циолковский, писал: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Это и есть путь развития творческого ума, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого развития является игра. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. «Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей …» - Д.Б. Эльконин, видный советский психолог, педагог. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория.
Преподавателю сольфеджио на уроке приходится быть одновременно и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом, и сочинителем – импровизатором одновременно. Даже если дома готовясь к уроку педагог придумает игру или сказку или какую-либо историю, чтобы детям интересно
7
рассказать тему, то на уроке постоянно приходится перестраиваться, что -то добавляя, что-то убирая из придуманного. Такая мобильность необходима в современном учебном процессе. С помощью сказки дети, незаметно для себя усваивают нотную грамоту. Можно посоветовать следующие пособия, которые позволят закрепить знания полученные на уроке: «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей»(автор Т.Первозванская) – путешествие девочки Аси вместе с Феей по музыкальному королевству, дополнено рисунками и заданиями , «Весёлое сольфеджио»( автор М.Червоная), - все правила зарифмованы. «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» (Т.Яценко), все темы даны в виде сказок например: «Страшная сказка о том, что может случиться, если на сольфеджио махнуть рукой» и т.п., «Неправильное сольфеджио»(автор О.Камозина) – вся теория представлена в виде песенок. На уроках сольфеджио необходимы не только зрительные и слуховые впечатления, но и осязательные, мышечные. В начальных классах для этого используются пособия: клавиатура, на которой можно пуговицами выкладывать ноты, интервалы, аккорды. Можно использовать пуговицы разного цвета (черные - неустойчивые, вводные синие или жёлтые, устойчивые – красные). Такое пособие можно использовать при изучении расположения нот на нотном стане( в разных ключах), при изучении устойчивых-неустойчивых ступеней, интервалов, трезвучий и т.п.. Форма игры при этом может быть разной:
1.Педагог предлагает ноты, которые надо выложить на нотном стане;
2.Дети друг другу дают аналогичное задание, или выбирается ученик на роль педагога. Обычно все хотят быть учителем, но кроме задания другим детям «ребёнок-учитель» должен проверить правильно ли выполнено задание у других. Педагог предлагает выложить пуговицы вверх или вниз в зависимости от движения прозвучавшей мелодии. Первоначальную ноту можно обозначить сразу или предложить детям найти её в словах. Игровых заданий с клавиатурой очень много. Большую помощь в игровых формах работы на уроках
8
сольфеджио оказывают карточки. Их можно использовать очень разнообразно. Если набор карточек представляет из себя ритмические фигуры, то дети могут:
1.Прохлопать выложенный педагогом ритм
2.Определить размер
3.Выложить прозвучавший ритм(прохлопанный или проигранный) и т. д. и т.д..
На начальном этапе работы над диктантом, можно вместо записи диктанта, просто разложить заранее подготовленные карточки, а потом уже записать не торопясь. В тетрадях Г. Калининой предлагаются слова с зашифрованными нотами. Дети и сами с удовольствием придумывают такие слова. При работе над аккордами можно использовать цветные кубики – синий и красный. Синий – это малая терция, красный – большая терция. Соответственно мажорное трезвучие будет выглядеть: внизу красный кубик. Сверху синий, в минорном трезвучии наоборот, уменьшённое трезвучие – два синих, увеличенное – два красных. В обращениях трезвучий чистую кварту можно изобразить белым кубиком. При слуховом изучении трезвучий снова можно использовать карточки: мажорное трезвучие – солнечный день, минорное трезвучие – дождик, уменьшённое трезвучие – Баба-Яга, увеличенное трезвучие – снежная королева. Так же как и в интервальных карточках на одной стороне обозначение трезвучия, на другой дети сами рисуют ассоциативную картинку, причём у всех получаются разные образы. Используя игровые приёмы на уроке педагог идёт от простого к сложному, при этом чутко следит за детьми. Если кто-либо из детей не успевает за другими необходимо придумать такой вариант с которым бы он справился, тем самым почувствовав уверенность в себе. В каждом случае игра должна проходить в обстановке сотрудничества детей, доброжелательности и поддержки педагога. В этом случае фантазии и выдумки учеников будут полезны для их развития. Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
9
В начальных классах ребёнку тяжело сидеть неподвижно весь урок, поэтому можно включать игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. В конце триместров при проведении контрольных уроков можно провести соревнование. Разбить детей на команды и провести викторину на знание пройденных тем. В соревновании нет скованности, ученик может проявить себя во всей полноте. Дети от природы любознательны и полны желания удивляться. Для того, чтобы они проявили свои творческие задатки необходимо чуткое руководство. Если ребёнок заканчивая музыкальную школу, Вспоминает сольфеджио как что-то скучное и унылое, значит ему не повезло с педагогом. Пока ребёнок не разучился удивляться и восхищаться, фантазировать надо использовать этот период для обучения с увлечением. Для этого и нужна игра. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и обучает.
В старших классах основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям. Задачей сольфеджио является воспитание и развитие профессиональных навыков на том уровне и в том объеме, какой требуется по классу обучения. Поэтому в методике должны дифференцироваться требования и разные формы работы. Задача педагога – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого учащегося. Современному преподавателю, особенно с учениками старшего возраста, необходимо использование современных методов и форм работы. Отличительной чертой развития сольфеджио в 21 веке стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что муз. Педагогика не может не быть электронной. В связи с этим хочется назвать издания в 3-х томнике профессора Московской Государственной Консерватории Галины Тараевой, который называется «Компьютер и инновации
10
в музыкальной педагогике». В нем разрабатывается :
· -концепция медиапедагогики
· -электронная поддержка муз.-теор. дисциплин
· - технология электронного слухового тестирования
Вывод: Сольфеджио на современном этапе - это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено на развитие ребенка, поддержанию его целостности, улучшению контакта с собой и с миром. И в тоже время компьютерные программы, медиатехнологии, я думаю, не заменят традиционного написания муз.диктанта, анализа на слух, интонирования и сольфеджирования. «Всё, что интересно детям, надо «подсматривать и подслушивать» в реальности и переносить в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…
В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках, урок сольфеджио из скучного можно превратить в очень занимательный и увлекательный с помощью электронных досок или медиаклавиатур, компьютеров со специальными программами, в которых можно сочинять и записывать мелодии, подбирать нужные аккорды и гармонии и т.д.. Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных технологий, безусловно, преобразит учебный процесс, вовлечет детей в творчество. Педагог свободен в выборе структуры урока, здесь самое главное – высокая результативность обучения и воспитания. Этапы комбинированного урока: организация работы; повторение изученного материала (актуализация знаний); изучение нового материала, формирование новых умений; закрепление, систематизация, применение; задание на дом.
Комбинированный урок позволяет достигать нескольких целей, его достаточная гибкость позволяет соединять этапы в любой последовательности. Время на уроке необходимо распределять целесообразно: средняя продолжительность различных видов деятельности не должна превышать – 10 минут; количество видов преподавания (словесный, наглядный,
11
самостоятельная работа) норма – не менее трех; чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 мин. Наличие положительных оздоровительных моментов - физкультминутки, релаксация, упражнения на развитие различных видов мышления, (как считают психологи, эти упражнения помогают закрепить знания по предмету, формируют интерес к нему).
На уроке педагогу необходимо учитывать момент наступления утомления у детей ( средние – через 35 минут, старшие – через 40 минут).
Управление учебной деятельностью осуществляется за счет организации урока, стимулирования мотивации на учебную деятельность.
Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить себе иллюстрированный материал к уроку, реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Показ презентаций активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся.
При использовании презентаций нужно учитывать возраст детей. Я использую разные виды презентаций (активные, познавательные, обучающие).
Как показывает практика, максимального эффекта в процессе обучения можно добиться, используя в образовательном процессе интерактивные дидактические игры и тренажеры, направленные на формирование профессиональных умений и навыков. Наличие тестов и тренажеров позволяет определить уровень знаний по определенным темам.
Использование компьютера, электронных пособий для музыкально-теоретических дисциплин в области проверочных упражнений и тренировке слуха является эффективным средством экономии времени. Несомненным достоинством компьютерных программ является то, что они превращают тренировку слуха и форму проверки знаний в увлекательный процесс, весьма приветствуемый учащимися. Использование компьютерных программ способствует качественным изменениям в области знаний учащихся, в
12
частности, созданию конкретных образов, подкрепляющих абстрактные знания, делающими их более осмысленными и личностно принятыми. Несомненно, использование информационных и коммуникационных технологий на уроках сольфеджио способствует совершенствованию учебного процесса, оптимально распределяя информацию, положительно влияя на особенности познавательной деятельности учащихся. Современные дети вырастают с цифровыми технологиями. Учитель, который не освоил компьютера, скоро в окружении своих учеников будет выглядеть неандертальцем. И если мы сейчас сами не будем учиться новому, то мы не найдем уже через несколько лет общего языка с детьми. Компьютеризация в значительной степени преобразовала процесс образования. Современный урок невозможен без применения передовых педагогических и информационных технологий, что делает образовательный процесс более интенсивным, повышает скорость восприятия, понимания и усвоения объема знаний. Однако для разработки уроков с применением компьютера прежде всего сам преподаватель должен хорошо знать компьютер, его функциональные возможности и области применения.
Занятия с компьютером вызывают живой интерес у учащихся и превращают такой трудный предмет как сольфеджио в занимательную учебную дисциплину с использованием привычных для современного ученика форм обучения. Компьютер при этом остается всегда средством обучения в арсенале педагога, который в определенных ситуациях выбирает – отдать ему предпочтение или нет. Стоит отметить, что в процессе образования достижение успеха обеспечивается только совокупностью традиционных и инновационных форм, средств, методов обучения. На данный момент существует огромное количество компьютерных обучающих музыкальных программ и тренажеров, нацеленных на различные стороны развития музыкальной грамотности, музыкального слуха и мышления. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках теоретического цикла делает уроки познавательными, разнообразными, а самое главное – современными. Дети становятся активными участниками процесса обучения, что формирует
13
положительное отношение к предмету.
Использование современных форм и методов работы способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.
Список литературы
1. Абелян Л. Забавное сольфеджио / Л. Абелян. — Классика XXI, 2005 г. – 56 с.
2. Андреева, М., Конорова, Е. Первые шаги в музыке. Метод. Пособие / М.Андреева, Е. Конорова. — М. Музыка, 2013. – 152 с.
3. Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей. / Л.Н.Алексеева - М.: Мос. Гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2004. — 48 с.
4. Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке / Н. Бергер.— СПб. Каро , 2004. – 368 с.
5. Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки. / И.Е. Домогацкая – М., Классика XXI, 2011. – 144 с.
6. Иванчикова О.C. Свободные вариации на тему нетрадиционные методы музыкального воспитания. / О.C. Иванчикова. - Симферополь, 2005. - 126.
7. Калугина М., Халабузарь П. “Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио”. Методическое пособие для ДМШ. / М.Калугина , П.Халабузарь - Москва, 1989 г. – 121.с.
8. Конорова Е.В. “Методическое пособие по ритмике”. / Е.В. Конорова – М., “Музыка”, 1972. - 120 с.
9. Огороднова-Духанина Т. В. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие для младших классов детской музыкальной школы. / Т.В. Огороднова-Духанина - С.-П., “Композитор” 2008 г. – 254 с.
10. Чустова Л.И. “Гимнастика музыкального слуха”. Учебное пособие по сольфеджио для детских музыкальных школ и детских школ искусств. / Л. И. Чустова. - Москва: Владос, 2003. -165 с.
11. Форум «Классика» http://www.forumklassika.ru/forum.php
12. Сайт Татьяны Боровик http://borovik.ucoz.ru/Работа в компьютерных программах
14
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.