Методическая работа "Игровая деятельность на уроке сольфеджио
Оценка 4.7

Методическая работа "Игровая деятельность на уроке сольфеджио

Оценка 4.7
doc
12.03.2020
Методическая работа "Игровая деятельность на уроке сольфеджио
Методическая работа 2020.doc

 

 

Содержание

 

Актуальность       темы   _____________________________________ 3

          

Игровые формы работы на начальном этапе обучения____________  6

 

Методы и формы работы  в старших классах       ______________    10

 

Список литературы_______________________________________   14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

«Сольфеджио — самая черновая

и одновременно самая великая

из всех учебных дисциплин музыканта.

Она посвящена святому святых музыкальной профессии,

ее главному инструменту — музыкальному слуху.»

И.Земцовский

 

 

 

 

 

 

 

  Сольфеджио всегда считалось обязательным учебным предметом в          ДШИ/ДМШ, необходимым как для профессионального обучения, так и для общего всестороннего развития каждого ученика во всех звеньях музыкального образования. Кроме того, оно всегда вызывало много дискуссий: как сделать этот предмет востребованным и интересным, какими методическими приёмами должен владеть педагог, чтобы работа над развитием музыкального слуха стала интенсивной и увлекательной?   Необходимо помнить, что именно в начальном звене музыкального образования от каждого педагога зависит - будет ли ученик в дальнейшем заниматься музыкой или нет, сохранит ли он любовь к музыке на всю жизнь, продолжит ли своё образование как профессиональный музыкант?

  Сегодня, когда в соответствии с Федеральными государственными требованиями ДМШ/ДШИ реализуют программы предпрофессионального обучения, положительные ответы на все эти вопросы особенно важны.  Каждый ученик ДМШ и ДШИ должен научиться применять полученные на уроках сольфеджио знания, умения и навыки для практического музицирования, стремиться к всестороннему развитию музыкального слуха, к пониманию закономерностей музыкального языка, к восприятию музыки разных эпох и стилей. Гармонично развитая творческая личность всегда найдёт свою дорогу, будет открытой к восприятию и созданию красоты, как в жизни, так и в искусстве. Роль педагога-музыканта в воспитании такого творческого отношения к жизни является определяющей. Именно поэтому каждый педагог

3

должен много читать и анализировать свою работу, хорошо разбираться в  психологии, быть восприимчивым к новой информации, творческим и интересным для своих учеников.

Огромную роль в становлении музыканта любой специальности играет предмет сольфеджио. Сольфеджио является дисциплиной, объединяющей различные  виды музыкальной деятельности, активизирующие развитие музыкального слуха, памяти, мышления. Появившиеся в последние годы новые подходы к организации  занятий  по этому предмету  позволяют сделать одну из самых трудных музыкальных дисциплин интересной, доступной, вопреки широко распространённому мнению о сольфеджио как о  скучном,  трудном и малоинтересном занятии.

В процессе обучения музыке начальный период имеет особое значение. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача - увлечь ученика музыкальными впечатлениями, заложить основы для развития подлинной любви и глубокого интереса к музыке. Создать вокруг ученика атмосферу музыки, развивать в нем способность воспринимать музыку, проникать в её содержание и переживать её.   Достижение этих целей позволит  вызвать заинтересованность учащихся, что во многом облегчит решение всех последующих задач.

Многолетние исследования педагогов, психологов показали, что для успешности обучения детей необходимы следующие условия: физическая, психическая и мотивационная готовность – способность ребёнка переключиться в учебную деятельность и противопоставить игровой деятельности учебно-познавательную. Как правило, дети достигают такой стадии готовности к концу первого учебного года. Но по предмету сольфеджио нет необходимости резко менять художественно-образную деятельность на учебно-познавательную с формальным заучиванием музыкально-теоретических и терминологических сведений, с логическим обоснованием и обилием инструктивного материала. Сама музыкальная деятельность, особенно в

4

дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные  возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций. Психолог Д.Узнадзе утверждал, что музыкальное обучение – это особая деятельность – не игра и не труд, но и то, и другое.   

Очень важно, чтобы предмет сольфеджио не стал «собранием» отвлеченных, достаточно сложных  и мало интересных законов, правил и понятий. Каждый урок должен трактоваться учителем и восприниматься   учащимися как урок музыки. Причем процесс общения с музыкой является процессом её поэтапного познания. Такому подходу способствует структура школьных занятий по сольфеджио, их тематическая обусловленность. Темы представляют собой систему, выстроенную логически, от простого к сложному, с тенденцией поступательного восходящего движения. По мнению Асафьева, «темы – это различные грани музыки как искусства… Тематизм, скрепляющий в единое целое все классы, рождается не внезапно. Качественно новое всегда возникает в результате количественного накопления». Так воплощается идея Асафьева, который утверждал, что термин должен появляться не раньше, чем накоплен в восприятии учащихся материал, определяющийся этим термином. Такой принцип построения занятий соотносится с возрастными особенностями формирования интеллектуальной и эмоциональной сфер школьников, систематичностью и последовательностью их  музыкального развития, установлением связей между приобретением детьми  знаний о музыке  и их музыкальным воспитанием.

Задача данной работы – дать представление об игровой деятельности    обучающихся наиболее оптимальными методами, способными поддерживать у них постоянный интерес к музыке и предмету сольфеджио.

 

 

 

 

 

 

 

 5

Игровые формы работы на начальном этапе обучения

 

         Важнейшим средством воспитания и обучения по предмету сольфеджио в младших классах является игра и элементы ее занимательности. Они стимулируют фантазию ребенка, живость воображения, надолго сохраняют сформированные музыкой образы, что важно как средство и способ познания. Игры развивают способность учащихся к обобщению, помогают им устанавливать связи фактов, тренируют память и внимание, развивают речь, активность, инициативность, дисциплинированность. У игры очень много преимуществ по сравнению с другими видами познавательной деятельности. Игра никогда не утомляет, она естественно включает детей в орбиту познаваемого, кроме того, игровая ситуация – прекрасное средство моделировать любой исследуемый процесс, наконец игра идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, его интеллект, не говоря уже о том, что служит превосходной двигательной разрядкой. Во время игры ребенок уже ни на что постороннее не способен отвлечься – игра поглощает его целиком. Именно в игре ребенок живет полноценной творческой жизнью.

         Едва ли не главную роль в обучении играет разнообразие. Дети не только любят узнавать все новое, они любят также повторять то, что им уже знакомо и то, что хоть однажды принесло удовлетворение. Это свойство детской психики по наблюдениям специалистов, является основой успешного обучения.

 Организация процесса в учебно-игровой форме способствует развитию творческих способностей. По данным ЮНЕСКО, человек, слушая, запоминает 15% сведений, глядя-25% видимой информации, слушая, глядя одновременно - 65%, а если добавляется закрепление этой информации действием, то процесс запоминания протекает быстрее, а освоении становится еще более эффективным.

 Игра - это всегда проблемная ситуация, требующая поиска, инициативы, творчества. Она идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект,

6

 повышает интерес к учебе, психологически раскрепощает. Применение ярких наглядных пособий, использование музыкально-дидактических игр помогают пробудить чувство радости и удовольствия, развивают интерес и вкус к предметам музыкально-теоретического цикла в целом. Игра побуждает ученика к самостоятельной  и добровольной работе. Во время игры никто не хочет быть хуже других. Дух соперничества, желание играть вместе со всеми, заставляют даже самых нерадивых повторить пройденное.

         Игра имеет большое значение в жизни ребенка, это его работа. Только на первый взгляд кажется, что игра это легко и весело. На самом деле она требует от ребёнка, максимум энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Великий К.Э. Циолковский, писал: «Сначала я открывал истины, известные многим; и, наконец, стал открывать истины, никому еще не известные». Это и есть путь развития творческого ума, исследовательского таланта. И одним из эффективных средств этого развития является игра. Ни в каких видах деятельности человек не демонстрирует такого самозабвения, обнажения своих психофизиологических, интеллектуальных способностей, как в игре. Игра – регулятор всех жизненных позиций ребенка. Школа игры такова, что в ней ребенок – и ученик, и учитель одновременно. «Игра имеет значение и для формирования дружного детского коллектива, и для формирования самостоятельности, и для формирования положительного отношения к труду, и для исправления некоторых отклонений в поведении отдельных детей …» - Д.Б. Эльконин, видный советский психолог, педагог. В общественной практике последних лет в науке понятие игры осмысливается по-новому, игра распространяется на многие сферы жизни, игра принимается, как общенаучная, серьезная категория.

 Преподавателю сольфеджио на уроке приходится быть одновременно и педагогом, обучающим тому или иному навыку и артистом, и сочинителем – импровизатором одновременно. Даже если дома готовясь к уроку педагог придумает игру или сказку или какую-либо историю, чтобы детям интересно

7

рассказать тему, то на уроке постоянно приходится перестраиваться, что -то  добавляя, что-то убирая из придуманного. Такая мобильность необходима в современном учебном процессе. С помощью сказки дети, незаметно для себя усваивают нотную грамоту. Можно посоветовать следующие пособия, которые позволят закрепить знания полученные на уроке: «Учебник-сказка для маленьких музыкантов и их родителей»(автор Т.Первозванская) – путешествие девочки Аси вместе с Феей по музыкальному королевству, дополнено рисунками и заданиями , «Весёлое сольфеджио»( автор М.Червоная), - все правила зарифмованы. «Сольфеджио для самых маленьких в сказках и картинках» (Т.Яценко), все темы даны в виде сказок например: «Страшная сказка о том, что может случиться, если на сольфеджио махнуть рукой» и т.п., «Неправильное сольфеджио»(автор О.Камозина) – вся теория представлена в виде песенок.  На уроках сольфеджио необходимы не только зрительные и слуховые впечатления, но и осязательные, мышечные. В начальных классах для этого используются пособия: клавиатура, на которой можно пуговицами выкладывать ноты, интервалы, аккорды. Можно использовать пуговицы разного цвета (черные -  неустойчивые, вводные синие или жёлтые, устойчивые – красные). Такое пособие можно использовать при изучении расположения нот на нотном стане( в разных ключах), при изучении устойчивых-неустойчивых ступеней, интервалов, трезвучий и т.п.. Форма игры при этом может быть разной:

1.Педагог предлагает ноты, которые надо выложить на нотном стане;

2.Дети друг другу дают аналогичное задание, или выбирается ученик на роль педагога. Обычно все хотят быть учителем, но кроме задания другим детям «ребёнок-учитель» должен проверить правильно ли выполнено задание у других. Педагог предлагает выложить пуговицы вверх или вниз в зависимости от движения прозвучавшей мелодии. Первоначальную ноту можно обозначить сразу или предложить детям найти её в словах. Игровых заданий с клавиатурой очень много. Большую помощь в игровых формах работы на уроках

8

сольфеджио оказывают карточки. Их можно использовать очень разнообразно. Если набор карточек представляет из себя ритмические фигуры, то дети могут:

1.Прохлопать выложенный педагогом ритм

2.Определить размер

3.Выложить прозвучавший ритм(прохлопанный или проигранный) и т. д. и т.д..

 На начальном этапе работы над диктантом, можно вместо записи диктанта, просто разложить заранее подготовленные карточки, а потом уже записать не торопясь. В тетрадях Г. Калининой предлагаются слова с зашифрованными нотами. Дети и сами с удовольствием придумывают такие слова.                                 При работе над аккордами можно использовать цветные кубики – синий и красный. Синий – это малая терция, красный – большая терция. Соответственно мажорное трезвучие будет выглядеть: внизу красный кубик. Сверху синий, в минорном трезвучии наоборот, уменьшённое трезвучие – два синих, увеличенное – два красных. В обращениях трезвучий чистую кварту можно изобразить белым кубиком. При слуховом изучении трезвучий снова можно использовать карточки: мажорное трезвучие – солнечный день, минорное трезвучие – дождик, уменьшённое трезвучие – Баба-Яга, увеличенное трезвучие – снежная королева. Так же как и в интервальных карточках на одной стороне обозначение трезвучия, на другой дети сами рисуют ассоциативную картинку, причём у всех получаются разные образы. Используя игровые приёмы на уроке педагог идёт от простого к сложному, при этом чутко следит за детьми. Если кто-либо из детей не успевает за другими необходимо придумать такой вариант с которым бы он справился, тем самым почувствовав уверенность в себе. В каждом случае игра должна проходить в обстановке сотрудничества детей, доброжелательности и поддержки педагога. В этом случае фантазии и выдумки учеников будут полезны для их развития. Главное – уважение к личности ученика, не убить интереса к работе, а наоборот стремиться развивать его, не оставляя чувства тревоги и неуверенности в своих силах. Конфуций писал: «Учитель и ученик растут вместе». Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.

9

    В начальных классах ребёнку тяжело сидеть неподвижно весь урок, поэтому можно включать игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. В конце триместров при проведении контрольных уроков можно провести соревнование. Разбить детей на команды и провести викторину на знание пройденных тем. В соревновании нет скованности, ученик может проявить себя во всей полноте. Дети от природы любознательны и полны желания удивляться. Для того, чтобы они проявили свои творческие задатки необходимо чуткое руководство. Если ребёнок заканчивая музыкальную школу, Вспоминает сольфеджио как что-то скучное и унылое, значит ему не повезло с педагогом. Пока ребёнок не разучился удивляться и восхищаться, фантазировать надо использовать этот период для обучения с увлечением. Для этого и нужна игра. Она развивает, воспитывает, социализирует, развлекает и обучает.

Методы и формы работы  в старших классах

         В старших классах основное внимание педагога должно быть направлено на воспитание музыкального мышления, творческой активности, самоконтроля, способности к теоретическим обобщениям. Задачей сольфеджио является воспитание и развитие профессиональных навыков на том уровне и в том объеме, какой требуется по классу обучения. Поэтому в методике должны дифференцироваться требования и разные формы работы. Задача педагога   – не «давать» материал, а пробудить интерес, раскрыть возможности каждого, организовать совместную познавательную, творческую деятельность каждого учащегося. Современному преподавателю, особенно с учениками старшего возраста,  необходимо  использование современных методов и форм работы. Отличительной чертой развития сольфеджио в 21 веке стала компьютеризация и привлечение информационных технологий. Назрела необходимость признать, что муз. Педагогика не может не быть электронной. В связи с этим хочется назвать издания в 3-х томнике профессора Московской Государственной  Консерватории Галины Тараевой, который называется «Компьютер и инновации

10

 в музыкальной педагогике». В нем разрабатывается :

·       -концепция медиапедагогики

·       -электронная поддержка муз.-теор. дисциплин

·       - технология электронного слухового тестирования

Вывод: Сольфеджио на современном этапе - это практический способ воспитания и обучения через искусство и творчество. Оно направлено на развитие ребенка, поддержанию его целостности, улучшению контакта с собой и с миром. И в тоже время компьютерные программы, медиатехнологии, я думаю, не заменят традиционного написания муз.диктанта, анализа на слух, интонирования и сольфеджирования. «Всё, что интересно детям, надо «подсматривать и подслушивать» в реальности и переносить в школу. А с назидательной и декларативной педагогикой тихо прощаться…

         В качестве основной цели использования информационных технологий на уроках, урок сольфеджио из скучного можно превратить в очень занимательный и увлекательный с помощью электронных досок или медиаклавиатур, компьютеров со специальными программами, в которых можно сочинять и записывать мелодии, подбирать нужные аккорды и гармонии и т.д.. Введение в процесс обучения музыкально-компьютерных технологий, безусловно, преобразит учебный процесс, вовлечет детей в творчество. Педагог свободен в выборе структуры урока, здесь самое главное – высокая результативность обучения и воспитания. Этапы комбинированного урока: организация работы; повторение изученного материала (актуализация знаний); изучение нового материала, формирование новых умений; закрепление, систематизация, применение; задание на дом.

         Комбинированный урок позволяет достигать нескольких целей, его достаточная гибкость позволяет соединять этапы в любой последовательности. Время на уроке необходимо распределять целесообразно: средняя продолжительность различных видов деятельности не должна превышать – 10 минут; количество видов преподавания (словесный, наглядный,

11

самостоятельная работа) норма – не менее трех; чередование видов  преподавания не позже, чем через 10-15 мин. Наличие положительных оздоровительных моментов - физкультминутки, релаксация, упражнения на развитие различных видов мышления, (как считают психологи, эти упражнения помогают закрепить знания по предмету, формируют интерес к нему).

На уроке педагогу необходимо учитывать момент наступления утомления у детей (  средние – через 35 минут, старшие – через 40 минут).

Управление учебной деятельностью осуществляется за счет организации урока, стимулирования мотивации на учебную деятельность.

Электронные презентации, используемые на уроках, позволяют более наглядно представить себе иллюстрированный материал к уроку, реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. Показ презентаций активизирует познавательную и творческую деятельность учащихся.

При использовании презентаций нужно учитывать возраст детей. Я использую разные виды презентаций (активные, познавательные, обучающие).

Как показывает практика, максимального эффекта в процессе обучения можно добиться, используя в образовательном процессе интерактивные дидактические игры и тренажеры, направленные на формирование профессиональных умений и навыков. Наличие тестов и тренажеров позволяет определить уровень знаний по определенным темам.

Использование компьютера, электронных пособий для музыкально-теоретических дисциплин в области проверочных упражнений и тренировке слуха является эффективным средством экономии времени. Несомненным достоинством компьютерных программ является то, что они превращают тренировку слуха и форму проверки знаний в увлекательный процесс, весьма приветствуемый учащимися. Использование компьютерных программ способствует качественным изменениям в области знаний учащихся, в

12

частности, созданию конкретных образов, подкрепляющих абстрактные знания, делающими их более осмысленными и личностно принятыми. Несомненно, использование информационных и коммуникационных технологий на уроках сольфеджио способствует совершенствованию учебного процесса, оптимально распределяя информацию, положительно влияя на особенности познавательной деятельности учащихся. Современные дети вырастают с цифровыми технологиями. Учитель, который не освоил компьютера, скоро в окружении своих учеников будет выглядеть неандертальцем. И если мы сейчас сами не будем учиться новому, то мы не найдем уже через несколько лет общего языка с детьми. Компьютеризация в значительной степени преобразовала процесс образования. Современный урок невозможен без применения передовых педагогических и информационных технологий, что делает образовательный процесс более интенсивным, повышает скорость восприятия, понимания и усвоения объема знаний. Однако для разработки уроков с применением компьютера прежде всего сам преподаватель должен хорошо знать компьютер, его функциональные возможности и области применения.

         Занятия с компьютером вызывают живой интерес у учащихся и превращают такой трудный предмет как сольфеджио в занимательную учебную дисциплину с использованием привычных для современного ученика форм обучения. Компьютер при этом остается всегда средством обучения в арсенале педагога, который в определенных ситуациях выбирает – отдать ему предпочтение или нет. Стоит отметить, что в процессе образования достижение успеха обеспечивается только совокупностью традиционных и инновационных форм, средств, методов обучения. На данный момент существует огромное количество компьютерных обучающих музыкальных программ и тренажеров, нацеленных на различные стороны развития музыкальной грамотности, музыкального слуха и мышления. Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках теоретического цикла делает уроки познавательными, разнообразными, а самое главное – современными. Дети становятся активными участниками процесса обучения, что формирует

13

положительное отношение к предмету.

         Использование современных форм и методов работы способствует развитию личности не только обучающихся, но и педагогов. Происходит осмысление собственного опыта, совершенствование своего профессионального мастерства. Все это способствует оптимизации учебного процесса на основе информатизации.

 

Список литературы

 

 

1.   Абелян Л. Забавное сольфеджио / Л. Абелян. — Классика XXI, 2005 г. – 56 с.

2.   Андреева, М., Конорова, Е. Первые шаги в музыке. Метод. Пособие / М.Андреева, Е. Конорова. — М. Музыка, 2013. – 152 с.

3.   Алексеева Л.Н. Игровое сольфеджио для малышей. / Л.Н.Алексеева - М.: Мос. Гос. консерватория им. П.И. Чайковского, 2004. — 48 с.

4.   Бергер Н. Современная концепция и методика обучения музыке / Н. Бергер.— СПб. Каро , 2004. – 368 с.

5.   Домогацкая И.Е. Первые уроки музыки. / И.Е. Домогацкая – М., Классика XXI, 2011. – 144 с.

6.   Иванчикова О.C. Свободные вариации на тему нетрадиционные методы музыкального воспитания. / О.C. Иванчикова. - Симферополь, 2005. - 126.

7.   Калугина М., Халабузарь П. “Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио”. Методическое пособие для ДМШ. / М.Калугина , П.Халабузарь - Москва, 1989 г. – 121.с.

8.   Конорова Е.В. “Методическое пособие по ритмике”. / Е.В. Конорова – М., “Музыка”, 1972. - 120 с.

9.   Огороднова-Духанина Т. В. Музыкальные игры на уроках сольфеджио. Учебное пособие для младших классов детской музыкальной школы. / Т.В. Огороднова-Духанина - С.-П., “Композитор” 2008 г. – 254 с.

10.                      Чустова Л.И. “Гимнастика музыкального слуха”. Учебное пособие по сольфеджио для детских музыкальных школ и детских школ искусств. / Л. И. Чустова. - Москва: Владос, 2003. -165 с.

11.                      Форум «Классика» http://www.forumklassika.ru/forum.php

12.                      Сайт Татьяны Боровик http://borovik.ucoz.ru/Работа в компьютерных программах 

 

 

 

 

14   


Скачано с www.znanio.ru

Содержание Актуальность темы _____________________________________ 3

Содержание Актуальность темы _____________________________________ 3

Сольфеджио — самая черновая и одновременно самая великая из всех учебных дисциплин музыканта

Сольфеджио — самая черновая и одновременно самая великая из всех учебных дисциплин музыканта

Именно поэтому каждый педагог 3 должен много читать и анализировать свою работу, хорошо разбираться в психологии, быть восприимчивым к новой информации, творческим и интересным для…

Именно поэтому каждый педагог 3 должен много читать и анализировать свою работу, хорошо разбираться в психологии, быть восприимчивым к новой информации, творческим и интересным для…

Сама музыкальная деятельность, особенно в 4 дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций

Сама музыкальная деятельность, особенно в 4 дошкольном и младшем школьном возрасте, представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций

Игровые формы работы на начальном этапе обучения

Игровые формы работы на начальном этапе обучения

Она идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, 6 повышает интерес к учебе, психологически раскрепощает

Она идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, 6 повышает интерес к учебе, психологически раскрепощает

Такая мобильность необходима в современном учебном процессе

Такая мобильность необходима в современном учебном процессе

Большую помощь в игровых формах работы на уроках 8 сольфеджио оказывают карточки

Большую помощь в игровых формах работы на уроках 8 сольфеджио оказывают карточки

В начальных классах ребёнку тяжело сидеть неподвижно весь урок, поэтому можно включать игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения

В начальных классах ребёнку тяжело сидеть неподвижно весь урок, поэтому можно включать игровые моменты не обучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения

Консерватории Галины Тараевой, который называется «Компьютер и инновации 10 в музыкальной педагогике»

Консерватории Галины Тараевой, который называется «Компьютер и инновации 10 в музыкальной педагогике»

Наличие положительных оздоровительных моментов - физкультминутки, релаксация, упражнения на развитие различных видов мышления, (как считают психологи, эти упражнения помогают закрепить знания по предмету, формируют интерес…

Наличие положительных оздоровительных моментов - физкультминутки, релаксация, упражнения на развитие различных видов мышления, (как считают психологи, эти упражнения помогают закрепить знания по предмету, формируют интерес…

Несомненно, использование информационных и коммуникационных технологий на уроках сольфеджио способствует совершенствованию учебного процесса, оптимально распределяя информацию, положительно влияя на особенности познавательной деятельности учащихся

Несомненно, использование информационных и коммуникационных технологий на уроках сольфеджио способствует совершенствованию учебного процесса, оптимально распределяя информацию, положительно влияя на особенности познавательной деятельности учащихся

Дети становятся активными участниками процесса обучения, что формирует 13 положительное отношение к предмету

Дети становятся активными участниками процесса обучения, что формирует 13 положительное отношение к предмету

14

14
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.03.2020