Технологическая карта урока
ФИО учителя: Кассем Светлана Евгеньевна
Предмет, класс: изобразительное искусство, 5 класс
Тема: Городецкая роспись
Тип урока: урок изучения нового материала
Цель урока: создание благоприятных условий для получения теоретических знаний о городецкой росписи и формирования практических умений по выполнению ее основных элементов.
Задачи урока:
1. Образовательные: актуализировать знания обучающихся о городецкой росписи; знакомить с приемами выполнения основных элементов городецкой росписи, учить поэтапному выполнению цветочного мотива.
2. Развивающие: развивать навыки кистевой росписи цветочных мотивов, познавательную активность и художественный вкус.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Личностные УУД:
· формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности;
· духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре;
· мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.
Метаредметные УУД:
Познавательные УУД:
· выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;
· сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;
· ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.
Коммуникативные УУД:
· понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;
· публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;
· взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению.
Регулятивные УУД:
· осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия;
· соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
· владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.
Предметные УУД:
· различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;
· иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;
· уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов.
Оборудование и учебные пособия:
1) для учителя: проектор, ноутбук, презентация, иллюстративный материал, технологическая карта;
2) для обучающихся: заготовки балалаек из гофрированного картона, гуашь, кисти беличьи №1, №2, №3, палитра, баночка для воды.
Характеристика этапов урока
№ |
Название этапа, цель |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Форма работы |
Результат |
1 |
Организационный этап |
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок изобразительного искусства и проверим вашу готовность.
|
Приветствие учащихся, проверяет их готовность к уроку. |
Приветствуют учителя, оценивают свою готовность к уроку. |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: осуществляют самооценку готовности к уроку. |
2 |
Мотивация учебной деятельности учащихся.
|
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами.
- Обратите внимание на экран и рассмотрите иллюстрации.
- Изделия каких народных промыслов изображены на экране?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Из каких материалов они изготовлены?
|
Демонстрация презентации.
Предлагает рассмотреть иллюстрации, выявить отличия в декоре и материале изготовления. |
Рассматривают иллюстрации, анализируют, выявляют отличия, отвечают на вопросы.
|
Фронтальная |
Предметные УУД: различают изделия народных промыслов по материалу изготовления и технике декора. Личностные УУД: мотивация к познанию и обучению. |
3 |
Постановка цели и задач урока. |
- Знаете ли вы, как называется эта роспись?
- Сформулируйте тему урока.
- Верно, тема нашего урока – «Городецкая роспись».
- Ребята, в чем заключается основная задача урока? - Чем сегодня мы будем заниматься?
|
Привлекает внимание детей к предметам, украшенным яркой нарядной росписью. Демонстрация презентации.
|
Формулируют тему урока.
Формулируют основную задачу урока. |
Фронтальная |
Регулятивные: самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач. |
3 |
Актуализация знаний.
Изучение нового.
|
- Ребята, как вы думаете, где зародилась городецкая роспись?
- Недалеко от Нижнего Новгорода на левом берегу реки Волги стоит славный и древний город Городец. Возник он на бойком месте: по Волге шли баржи и суда с грузами, а по дорогам- конные обозы с различными товарами. На километры растягивались торговые ряды, где торговали изделиями, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они изготавливали деревянные кадки, корыта, коромысла, сани, колыбели, шкафчики, детские игрушки, прялки, которые украшали яркой и нарядной росписью.
- Ребята, что изображают на городецких изделиях?
- На изделиях Городца можно увидеть: · цветочную роспись; · роспись с включением мотива «конь» и «птица»; · сюжетную роспись.
- Какие основные цвета используются в городецкой росписи?
- Городецкие мастера используют всю палитру цветов, но чаще всего красный, синий, зеленый, белый, черный.
- Какие виды цветов в городецкой росписи вы знаете? - Основные цветы – это розан и купавка, ромашка и бутон.
-Ребята, на нашей балалайке мы будем выполнять цветочную роспись. Давайте познакомимся с формами цветочной росписи.
- Итак, цветочная роспись имеет следующие формы: · «Букет» - небольшая композиция, состоящая из 1-3х цветков; · «Гирлянда» - когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками; · «Ромб» - несколько крупных цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба; · «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из нижнего и верхнего ярусов; · «Венок» - вариация цветочной полосы замкнутого типа.
- Ребята, посмотрите на образец росписи, выполненной мною на балалайке. Какую форму он имеет?
- Образец выполнен в форме гирлянды.
- А теперь рассмотрим технологическую карту и определим этапы выполнения городецкой росписи · Первый этап – замалевок: рисуем розовые и голубые круги, зеленые листья. · Второй этап – теневка: прорисовываем красным и синим цветом центры цветов и лепестки. · Третий этап – оживка: белым и черным цветом штрихи, точки, дуги, которые придают цветам и листьям праздничный вид.
|
Проводит беседу в форме диалога об истории возникновения городецкого промысла.
Демонстрация презентации.
Предлагает рассмотреть роспись на изделиях городецких мастеров и акцентирует внимание обучающихся на мотивах городецкой росписи, основных цветах росписи.
Обращает внимание детей на основные элементы цветочной росписи: розан и купавку.
Предлагает ознакомиться с видами форм цветочной росписи.
Предлагает рассмотреть образец творческой работы.
Знакомит обучающихся с технологической картой.
|
Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.
Рассматривают роспись изделий городецких мастеров, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.
Выделяют основные цвета росписи.
Называют виды цветов в городецкой росписи: розан, купавка.
Знакомятся с формами цветочной росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса, венок.
Рассматривают образец готовой творческой работы.
Рассматривают этапы выполнения городецкой росписи.
|
Фронтальная
Фронтальная
Фронтальная |
Личностные УУД: духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре; формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности.
Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры.
Предметные УУД: иметь представление о приемах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов.
Предметные УУД: уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов. |
4 |
Физминутка |
ФИЗМИНУТКА Мы ногами топ-топ-топ, Мы руками хлоп-хлоп-хлоп, Мы глазами миг-миг-миг, Мы плечиками чик-чик-чик. Раз - сюда, два – туда, Повернись вокруг себя. Сели, встали, сели, встали, Руки кверху все подняли, Раз-два, раз-два, Продолжать урок пора! |
Показывает ритмические движения. |
Выполняют ритмические движения вместе с учителем. |
Фронтальная |
|
5 |
Выполнение практического задания |
Демонстрирует на практике выполнение каждого этапа росписи. |
Оказывает индивидуальную помощь. |
Самостоятельная творческая работа Обучающихся. |
Индивиду- альная |
Регулятивные УУД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата. |
6 |
Подведение итогов |
- Давайте полюбуемся на наши балалайки. Какие они получились красивые!
- Как вы считаете, все ли из вас справились с выполнением задания ? |
Предлагает выполнить оценку работ. |
Выполняют оценку своих работ по критериям: правильность, аккуратность, красота и яркость выполнения росписи. |
|
Коммуникативные УУД: публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта. |
7 |
Рефлексия |
- Ребята, что нового вы узнали на уроке? - Какие основные цвета используются в городецкой росписи? - Какой этап городецкой росписи показался вам наиболее трудным при выполнении? - А какой этап росписи был для вас самым интересным?
|
Задает вопросы обучающимся. |
Отвечают на вопросы учителя. |
Фронтальная |
Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев. |
8 |
Информация о домашнем задании |
- Ребята, дома вы можете на заготовках досок из картона выполнить городецкую роспись с включением мотивов «конь» и «птица».
|
Предлагает выполнить роспись с включением мотивов «конь» и «птица». |
Записывают в дневник. |
|
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.