Методическая работа урока " Городецкая роспись"
Оценка 4.8

Методическая работа урока " Городецкая роспись"

Оценка 4.8
doc
18.01.2025
Методическая работа урока " Городецкая роспись"
Кассем. Урок городецкая роспись.doc

Технологическая карта урока

 

ФИО учителя: Кассем Светлана Евгеньевна

Предмет, класс: изобразительное искусство, 5 класс

Тема: Городецкая роспись

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: создание благоприятных условий для получения теоретических знаний о городецкой росписи и формирования практических умений по выполнению ее основных элементов.

Задачи урока:

1.        Образовательные: актуализировать знания обучающихся о городецкой росписи; знакомить с приемами выполнения основных элементов городецкой росписи, учить поэтапному выполнению цветочного мотива.

2.        Развивающие: развивать навыки кистевой росписи цветочных мотивов, познавательную активность и художественный вкус.

3.        Воспитательные: воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Личностные УУД:

·           формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности;

·           духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре;

·           мотивация к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально значимой деятельности.

Метаредметные УУД:

Познавательные УУД:

·           выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры;

·           сопоставлять, анализировать, сравнивать и оценивать с позиций эстетических категорий явления искусства и действительности;

·           ставить и использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Коммуникативные УУД:

·           понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами;

·           публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта;

·          взаимодействовать, сотрудничать в коллективной работе, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению.

Регулятивные УУД:

·          осознавать или самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач, осознанно подчиняя поставленной цели совершаемые учебные действия;

·          соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;

·          владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

Предметные УУД:

·           различать изделия народных художественных промыслов по материалу изготовления и технике декора;

·           иметь представление о приёмах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов;

·           уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов.

Оборудование и учебные пособия:

1)        для учителя: проектор, ноутбук, презентация, иллюстративный материал, технологическая карта;

2)        для обучающихся: заготовки балалаек из гофрированного картона, гуашь, кисти беличьи №1, №2, №3, палитра, баночка для воды.

 

 

 

 

Характеристика этапов урока

 

Название этапа, цель

Содержание этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Форма работы

Результат

1

Организационный этап

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок изобразительного искусства и проверим вашу готовность.

 

Приветствие учащихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, оценивают свою готовность к уроку.

Фронтальная

Регулятивные УУД: осуществляют самооценку готовности к уроку.

2

Мотивация учебной деятельности учащихся.

 

 

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с народными промыслами.

 

- Обратите внимание на экран и рассмотрите иллюстрации.

 

- Изделия каких народных промыслов изображены на экране?

 

- Чем они отличаются друг от друга?

 

- Из каких материалов они

изготовлены?                                 

 

Демонстрация презентации.

 

Предлагает рассмотреть иллюстрации, выявить отличия в декоре и материале изготовления.

 

 

 

Рассматривают иллюстрации, анализируют, выявляют отличия, отвечают на вопросы.

 

Фронтальная

Предметные УУД: различают изделия народных промыслов по материалу изготовления и технике декора.

Личностные УУД: мотивация к познанию и обучению.

3

Постановка цели и задач урока.

- Знаете ли вы, как называется эта роспись?

 

- Сформулируйте тему урока.

 

- Верно, тема нашего урока – «Городецкая роспись».

 

- Ребята, в чем заключается основная задача урока?

- Чем  сегодня мы будем заниматься?

 

Привлекает внимание детей к предметам, украшенным яркой нарядной росписью.

Демонстрация презентации.

 

 

 

 

Формулируют тему урока.

 

 

 

Формулируют основную задачу урока.

Фронтальная

Регулятивные: самостоятельно формулировать цель и результат выполнения учебных задач.

3

Актуализация знаний.

 

Изучение нового.

 

- Ребята, как вы думаете, где зародилась городецкая роспись?

 

- Недалеко от Нижнего Новгорода на левом берегу реки Волги стоит славный и древний город Городец. Возник он на бойком месте: по Волге шли баржи и суда с грузами, а по дорогам- конные обозы с различными товарами. На километры растягивались торговые ряды, где торговали изделиями, привезенными не только со всей России, но и из других стран. Жители Городца славились как умелые плотники, резчики по дереву. Они изготавливали деревянные кадки, корыта, коромысла, сани, колыбели, шкафчики, детские игрушки, прялки, которые украшали яркой и нарядной росписью.

 

- Ребята, что изображают на городецких изделиях?

 

- На изделиях Городца можно увидеть:

·        цветочную роспись;

·        роспись с включением мотива «конь» и «птица»;

·        сюжетную роспись.

 

- Какие основные цвета используются в городецкой росписи?

 

- Городецкие мастера используют всю палитру цветов, но чаще всего красный, синий, зеленый, белый, черный.

 

- Какие виды цветов в городецкой росписи вы знаете?

 - Основные цветы – это розан и купавка, ромашка и бутон.

 

-Ребята, на нашей балалайке мы будем выполнять цветочную роспись. Давайте познакомимся с формами цветочной росписи.

 

- Итак, цветочная роспись имеет следующие формы:

·      «Букет» - небольшая композиция, состоящая из 1-3х цветков;

·      «Гирлянда» - когда один крупный цветок располагается в центре, а вокруг него выстраивается композиция с более мелкими цветками;

·      «Ромб» - несколько крупных цветков формируют центр, а листья и бутоны уменьшаются на вершине ромба;

·      «Цветочная полоса» - сложная композиция, состоящая из нижнего и верхнего ярусов;

·      «Венок» - вариация цветочной полосы замкнутого типа.

 

- Ребята, посмотрите на образец росписи, выполненной мною на балалайке. Какую форму он имеет?

 

- Образец выполнен в форме гирлянды.

 

- А теперь рассмотрим технологическую карту и определим этапы выполнения городецкой росписи

·      Первый этап – замалевок: рисуем розовые и голубые круги, зеленые листья.

·      Второй этап – теневка: прорисовываем красным и синим цветом центры цветов и лепестки.

·      Третий этап – оживка: белым и черным цветом штрихи, точки, дуги, которые придают цветам и листьям праздничный вид.

 

Проводит беседу в форме диалога об истории возникновения городецкого промысла.

 

Демонстрация презентации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает рассмотреть роспись на изделиях городецких мастеров и акцентирует внимание обучающихся на мотивах городецкой росписи, основных цветах росписи.

 

 

 

Обращает внимание детей на основные элементы цветочной росписи: розан и купавку.

 

 

 

 

 

Предлагает ознакомиться с видами форм цветочной росписи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предлагает рассмотреть образец творческой работы.

 

 

Знакомит обучающихся с технологической картой.

 

 

 

Участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают роспись изделий городецких мастеров, участвуют в диалоге, отвечают на вопросы.

 

 

Выделяют основные цвета росписи.

 

 

 

 

Называют виды цветов в городецкой росписи: розан, купавка.

 

 

 

 

 

Знакомятся с формами цветочной росписи: букет, гирлянда, ромб, цветочная полоса, венок.

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают образец готовой творческой работы.

 

Рассматривают этапы выполнения городецкой росписи.

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Фронтальная

Личностные УУД: духовно-нравственное развитие обучающихся и отношение обучающихся к культуре; формирование у обучающихся основ российской идентичности, ценностных установок и социально значимых качеств личности.

 

 

 

 

Познавательные УУД: выявлять и характеризовать существенные признаки явлений художественной культуры.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: иметь представление о приемах и последовательности работы при создании изделий некоторых художественных промыслов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Предметные УУД: уметь изображать фрагменты орнаментов, отдельные сюжеты, детали или общий вид изделий ряда отечественных художественных промыслов.

4

Физминутка

ФИЗМИНУТКА

Мы ногами топ-топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп-хлоп,

Мы глазами миг-миг-миг,

Мы плечиками чик-чик-чик.

Раз - сюда, два – туда,

Повернись вокруг себя.

Сели, встали, сели, встали,

Руки кверху все подняли,

Раз-два, раз-два,

Продолжать урок пора!

Показывает ритмические движения.

Выполняют ритмические движения вместе с учителем.

Фронтальная

 

5

Выполнение практического задания

Демонстрирует на практике выполнение каждого этапа росписи.

Оказывает индивидуальную помощь.

Самостоятельная творческая работа

Обучающихся.

Индивиду-

альная

Регулятивные УУД: соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

6

Подведение итогов

- Давайте полюбуемся на наши балалайки. Какие они получились красивые!

 

- Как вы считаете, все ли из вас справились с выполнением задания ?

Предлагает выполнить оценку работ.

Выполняют оценку своих работ по критериям:

правильность, аккуратность, красота и яркость

выполнения росписи.

 

Коммуникативные УУД: публично представлять и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

7

Рефлексия

- Ребята, что нового вы узнали на уроке?

- Какие основные цвета используются в городецкой росписи?

- Какой этап городецкой росписи показался вам наиболее трудным при выполнении?

- А какой этап росписи был для вас самым интересным?

 

Задает вопросы обучающимся.

Отвечают на вопросы учителя.

Фронтальная

Регулятивные УУД: владеть основами самоконтроля, рефлексии, самооценки на основе соответствующих целям критериев.

8

Информация о домашнем задании

- Ребята, дома вы можете на заготовках досок из картона выполнить городецкую роспись с включением мотивов «конь» и «птица».

 

Предлагает выполнить роспись с включением мотивов «конь» и «птица».

Записывают в дневник.

 

 

 


Технологическая карта урока

Технологическая карта урока

Коммуникативные УУД: · понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; · публично представлять и объяснять результаты…

Коммуникативные УУД: · понимать искусство в качестве особого языка общения – межличностного (автор – зритель), между поколениями, между народами; · публично представлять и объяснять результаты…

Характеристика этапов урока №

Характеристика этапов урока №

Актуализация знаний. Изучение нового

Актуализация знаний. Изучение нового

Какие виды цветов в городецкой росписи вы знаете? -

Какие виды цветов в городецкой росписи вы знаете? -

Какую форму он имеет? - Образец выполнен в форме гирлянды

Какую форму он имеет? - Образец выполнен в форме гирлянды

Выполнение практического задания

Выполнение практического задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.01.2025