Методическая разработка
« Личностно-ориентированный подход на уроках русского языка»
Разработку подготовила:
учитель русского языка
и литературы
Будко Наталья Петровна
2018
Содержание
I. Информация об опыте………………………………………………
1.1. Цель опыта.
1.2. Сведения об авторе опыта
1.3. Условия возникновения и становления опыта
1.4. Актуальность опыта
1.5. Степень разработанности опыта
II.Теоретическая база опыта…………………………………………
III. Технология опыта…………………………………………………
IV. Библиография…………………………….………………………..
V. Приложение …………………..……………………………………..
5.1 Личностно-ориентированный урок по теме
«Наречие» (обобщение).
5.2 Личностно-ориентированный урок по теме «Н и НН
в отглагольных прилагательных и причастиях» (обобщение).
5. 3 Личностно-ориентированный урок по теме «Имя числительное»
(изучение новой темы).
5.4 Личностно-ориентированный урок. Сочинение – рассуждение
по видимому тексту.
I. Информация об опыте
1.1. Наименование опыта
«Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка».
1.2. Сведения об авторе опыта
Будко Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №14 имени Н.Н.Знаменского, стаж работы 13 лет.
1.3. Условия возникновения и становления опыта
Начало работы над данной темой я отношу к 2016-2017 учебному году. Условием становления опыта можно считать требования, предъявляемые к учителю современным обществом, которое предполагает совершенствование системы образования, внедрение в практику общеобразовательных учреждений комплекса мер, направленных на своевременное обеспечение каждому школьнику адекватных условий для его развития, формирования полноценной личности, получения образования.
Работая в школе, я также обратила внимание на то обстоятельство, что в последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге, и, как следствие, снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.
Следовательно, в данных условиях является необходимым создание адаптивной среды, позволяющей создать комфортные условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ученика в классе. Таким условием является внедрение в учебный процесс технологии личностно - ориентированного обучения. На
основании этого была определена тема опыта «Личностно - ориентированный подход на уроках русского языка».
1.4. Актуальность опыта.
Цель опыта: рассмотреть планирование и организацию
учебного процесса, в котором главное место отводится активной , разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся, предложить способы использования личностно-ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка
Актуальность и перспективность опыта.
Цель личностно-ориентированного урока – создание условий для познавательной активности учеников. Признание ученика главной действующей фигурой всего образовательного процесса составляет, по моему мнению, суть личностно - ориентированной педагогики. Это одна из центральных проблем современной школы. Актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Без внутренней мотивации, без пробуждений интереса освоения знаний не произойдет. Исходя из этого положения, определены принципы педагогической деятельности, необходимые для условия развития и совершенствования личности ребенка:
1) использование субъектного опыта ребенка;
2) актуализация имеющегося опыта и знания как важное условие,
способствующее пониманию и введению нового знания;
3) вариативность заданий, предоставление ребенку свободы выбора при их выполнении и решении задач, использование наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;
4) обеспечение на уроке личностно значимого эмоционального контакта учителя и учеников на основе сотрудничества, сотворчества, мотивации достижения успеха через анализ не только результата, но и процесса его достижения ;
5) создание ситуации успеха (на каждом уроке ученик должен почувствовать радость от успешно проделанной работы) ;
6) создание благоприятной атмосферы для продуктивной поисковой деятельности (доброжелательность и понимание со стороны учителя, постановка проблемных вопросов, интересующих ребят).
Область применения: 5 – 11 классы
Продуктивность:
Трудоемкость: различный уровень подготовки учащихся и низкий уровень мотивации отдельных учащихся.
Система работы: в основе опыта – сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно-ориентированного подхода, позволяющих создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направленных на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
Результативность работы.
Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов
Интерес к предмету успешно вырабатывается нестандартными и дифференцированными заданиями, сориентированными на выполнение каждым учеником посильной и интересной работы. Это повышает качество знаний.
Создание развивающей речевой среды на уроках и во внеурочное время направлено на развитие творческих способностей учащихся.
1. 5. Степень разработанности данной проблемы
Опыт разрабатывался на основе теоретических положений Л.С. Выготского, В.А. Сухомлинского, А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого; психологических исследований Р. Немова, А.К. Марковой; на основе современных образовательных технологий, технологии сотрудничества на основе метода развития воображения творческих способностей, как необходимого условия формирования творческой личности и восприятия искусства А.В Плешаковой; гуманно-личностной технологий Ш.А. Амонашвили, с использованием элементов технологий разноуровневого обучения. Большой материал в методике словарной работы накоплен по изучению различных лексико-тематических и лексико-семантических групп. Этот раздел методики разрабатывается такими учеными, как В.А.Добромысловым, М.Т.Барановым, О.П.Мистратовой, В.М. Богуславским и др.
Обогащение словарного запаса при обучении синтаксису рассматривается в работах Т.М. Пахновой, Ю.П.Плотниковой, Г.И.Сниткиной.
Лексическая и словарная работа не может проводиться без опоры на лингвистические словари. Приемы работы в школе с различными лингвистическими словарями стали предметом внимания М.В.Ушакова, М.Т. Баранова, Е.А. Бариновой, Н.И. Дорошенко, P.E. Нохриной, Ф.И. Вирченко, А.Н.Тихонова.
II. Теоретическая база опыта.
Сравнивать способности детей вообще не дело учителя.
И не имеет никакого к его работе отношения.
От педагога требуется, чтобы каждый индивид
получил возможность использовать свои способности
в осмысленной деятельности.
Дж. Дьюи
В наше время личностно - ориентированный подход стремительно завоевывает образовательное пространство. Большинство педагогических коллективов страны осваивает теоретические основы и технологию использования данного подхода в учебно-воспитательном процессе.
В последние годы получила распространение модель развивающего об разования, в которой отдается предпочтение развитию способностей личности: памяти, внимания, мышления, ее самостоятельности и активности в познании. Главной идеей развивающей модели является умение учащихся самостоятельно мыслить, добывать знания, активно ими оперировать, осу ществлять перенос в новую ситуацию.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному подходу к ребенку – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества и самоактуализации личности.
Технология сотрудничества является одной из педагогических обобщений 80-х годов, вызвавших к жизни многочисленные инновационные процессы в образовании. Название технологии было дано группой педагогов-новаторов, в обобщенном опыте которых соединились лучшие традиции советской школы (Н.К. Крупская, С.Т. Шацкий, В.А. Сухомлинский, А.С. Макаренко), достижения русской (К.Д. Ушинский, Н.П. Пирогов, Л.Н. Толстой) и зарубежной (Ж.Ж. Руссо, К. Роджерс, Э, Берн) психолого-педагогической школы.
Педагогика сотрудничества - особого типа «приникающая» технология, является воплощением нового педагогического мышления, источником прогрессивных идей в той или иной мере входящей во многие современные педагогические технологии как их часть.
Целевые ориентации данной технологии:
В педагогике сотрудничества выделяются 4 направления:
1. Гуманно-личностный подход к ребенку.
2. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс.
3. Концепция воспитания.
4. Педагогизация окружающей среды.
Новая трактовка индивидуального подхода – отказ от ориентировки на среднего ученика, поиск лучших качеств личности, применение психолого-педагогической диагностики личности (интересы, способности, направленность), учет особенностей личности в учебно-воспитательном процессе, прогнозирование развития личности, использование систем В.Ф. Шаталова, С.Н. Лысенковой, Л.В. Занкова, Е.Н. Ильина.
Разработал и воплотил в своей экспериментальной школе педагогику сотрудничества, личностный подход, оригинальные методики обучения языку и математике известный грузинский педагог Ш.А. Амонашвили.
Итогом его педагогической деятельности является технология «Школа жизни», построенная на принципах гуманно-личностной педагогики.
Целевые ориентации гуманно-личностной педагогики:
- Способствовать становлению, развитию и воспитанию
в ребенке благородного человека путем раскрытия
его личностных качеств.
- Развитие и становление познавательных сил ребенка.
- Обеспечение условий для углубленного объема знаний и умений.
- Идеал воспитания – самовоспитание.
Требование обучать всех детей в быстром темпе и на высоком уровне сложности представляется нереальным, поскольку «в действительности часть детей не может работать в высоком темпе, это проявление генетически обусловленных особенностей психики». В своей практике я использую элементы технологии разноуровневого обучения.
Основными принцами технологии разноуровневого обучения является следующее:
1. Всеобщая талантливость – нет бесталанных людей, а есть занятые не своим делом.
2. Взаимное превосходство – если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит что-то должно получаться лучше; это что-то нужно искать.
3. Неизбежность перемен – ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
Рассматривая основные требования к личностно-ориентированному уроку, И.С. Якиманская отмечала, что его цель – создание условий для познавательной активности учеников. Средства, методы и приемы, позволяющие добиться успеха, учитель должен продумать и отобрать сам, демонстрируя таким образом знание возрастных, психологических, индивидуальных качеств учащихся, уровень подготовки класса, свою педагогическую интуицию и творческий потенциал.
I. Технология опыта.
В основе своего опыта рассматриваю планирование и организацию учебного процесса, в котором главное место отводится активной, разносторонней, максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результатив-
ности.
К сожалению, многие наши ученики не могут грамотно писать, но и грамотно оформить свою мысль, поэтому целью уроков является формирование коммуникативных умений учащихся, умений необходимых для построения текста (отбирать материал из разных источников, правильно выражать свои мысли, редактировать, совершенствовать высказывания); формировать умение создавать устное выступление, анализировать текст.
Чтобы реализовать эти требования необходимо создавать на уроке культурную речевую среду. Обеспечить её можно при условии чтения учащимися образцов правильной, грамотной и красивой речи, поэтому даю своим ученикам возможность
- думать свободно;
- говорить непринуждённо, эмоционально;
- читать много, внимательно;
- анализировать много текстов;
- осознавать, как эти тексты сделаны;
- писать много, свободно, эмоционально.
Известно, что научиться строить свою речь правильно и в соответствии с конкретной жизненной ситуацией можно, лишь постоянно тренируя свои речевые и мыслительные умения.
В процессе анализа текста ученики выделяют те языковые средства, которые участвуют в создании образов, сюжета и композиционных линий текста, восстанавливают замысел автора, создают собственные тексты при помощи осознанного подбора адекватных языковых средств.
Приобретя опыт анализа чужих образцовых текстов, учащиеся начинают и сами пользоваться их языковыми средствами, создавать свои собственные тексты. Практика показывает, что интенсивные занятия анализом текстов в 5 – 8 классах дают качественный скачок в освоении именно грамматики и орфографии, а также в написании сочинений и изложений.
Особое внимание в процессе обучения, основным каналом взаимодействия учителя и ученика становится речь. Можно оформить речевое взаимодействие в виде таблицы.
|
|
|
|
Колоссальные возможности для гуманизации учебного взаимодействия обучения содержатся в речи педагога. Речь учителя насыщает, обогащает учебный материал, учит создавать проблемные ситуации, не только пробуждает, но и создаёт условия для творчества.
Используя уроки речевого мастерства, учу ребят видеть, слышать, чувствовать текст, здесь же использую речевые тренинги, которые развивают образное мышление учеников, развивают устную и письменную речь, способствуют осознанному отбору речевых конструкций для собственных текстов, которые затем совершенствуются.
Особое внимание уделяю самоконтролю и взаимоконтролю. Формирование речевого самоконтроля в объёме макроструктуры текста тесно связано с реализацией коммуникативной цели сообщения и в объёме микроструктуры текста, т. е. способности предупреждать, обнаруживать и устранять речевые ошибки на уровне предложения.
Особое значение для развития умения речевого самоконтроля имеет отсроченная повторная работа с тестом изложения, сочинения, когда ученик редактирует изложения своих одноклассников. Результатом такой работы является умение учащихся правильно выражать свои мысли, строить свою речь, писать изложения и сочинения с использованием языковых средств, приобретая собственный стиль речи.
Развитие речи протекает более успешно в благоприятной речевой среде. Благоприятная речевая среда складывается там, где проявляется интерес к книге, к чтению, где возникают и удовлетворяются интеллектуальные потребности, где обнаруживается стремление к высокой культуре речи.
Прекрасные условия для развития речи складываются во время экскурсий, путешествий, где возникает желание поделиться увиденным с товарищами, родителями, написать творческую работу, а погружаясь в художественные миры писателей, поэтов, живописцев, музыкантов, мы учимся искусству видеть, слышать, чувствовать жизнь, сопереживать.
Формы такой работы многообразны, значимость ее велика, т.к. саморазвитие, самораскрытие, самообразование личности, на которые и направлен личностно-ориентированный подход, невозможны без систематической, целенаправленной работы по обогащению словарного запаса учащихся, по формированию умения свободно, логически, правильно, ярко, выразительно излагать собственные мысли устно и письменно, строя высказывания любого типа и стиля речи. Наиболее востребованным видом деятельности на уроках развития речи является сочинение. Подготовка учащихся к написанию сочинения – работа кропотливая, требующая внимания, терпения, систематичности, начинаю вести ее с пятого класса. После того как пятиклассники познакомились с понятиями «тема», «основная мысль текста», узнали, что темы бывают широкие и узкие, начинаю их приобщать к лучшим образцам русской речи, к текстам, созданным мастерами русского слова. Часто использую различные виды анализа текста на каком-либо этапе урока. И только после такой подготовительной работы ребята пробуют себя в написании сочинений-миниатюр по личным впечатлениям.
В 6-7 классах темы сочинений становятся разнообразнее. Работая по программе Т. А. Ладыженской, развиваю у ребят навыки различного рода описаний, знакомлю с основами сочинения-рассуждения в разных стилях. Разработала уроки, готовящие учащихся к написанию сочинений по картинам. И уже с 8 класса начинаю работу по подготовке учащихся к написанию серьезных сочинений разных жанров, в том числе и по литературе, что пригодится и в 9 классе при подготовке к ГИА, и в 11 классе при подготовке к ЕГЭ.
Таким образом, я пришла к выводу, что успешное написание изложения или сочинения невозможно без словарной работы на уроках русского языка. Эффективность этой работы зависит от профессионализма учителя-словесника. Применение новых технологий повышает заинтересованность детей в уроке. А работа со словарями – это одна из новых технологий при обучении русскому языку – культуроведческая. Умение пользоваться толковым словарем имеет большое социальное значение. Оно обеспечивает ученикам в школьные годы и в их дальнейшей взрослой жизни возможность пополнять свои знания.
Остановлюсь на некоторых формах, методах и приемах организации личностно-ориентированного урока, освоенных мною, позволяющих добиться выполнения целей и задач урока, его результативности.
Важным моментом в проведении успешного урока является мотивация ученической деятельности. Учащиеся должны четко понимать, для чего они изучают тот или иной материал, ясно представлять себе значимость и результаты своей работы на уроке. По возможности при помощи наводящих вопросов, путем выполнения специальных заданий подвожу их к самостоятельной формулировке целей и задач урока. Так, например, после объявления темы урока спрашиваю:
- Как вы думаете, почему звучит тема таким образом?
- О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- Какие задачи вы ставите перед собой?
- Где могут пригодиться нам знания, полученные на сегодняшнем уроке?
Вопросы могут звучать по-разному в зависимости от темы, типа и вида урока, но результат будет неизменным: понимая значимость изученного материала, учащиеся проявят к нему особый интерес, станут работать вдумчиво и внимательно.
Огромные возможности для развития познавательной активности учащихся, формирования устойчивого интереса к предмету таит в себе очень востребованная сегодня в школе технология сотрудничества. На практике ее часто ассоциируют с различными формами групповой работы, которая как раз и создает атмосферу взаимопомощи, взаимообучения, сотрудничества, будучи тщательно продуманной, позволяет предусмотреть приобщение к процессу познания. Выбирая для себя работу в составе группы, учащиеся «примеряют» различные роли: они пробуют свои силы в качестве консультантов, рецензентов, экспертов, составителей словарей и т.д., что помогает им раскрыть свои возможности, реализовать индивидуальные особенности. Выполняя задание, данное учителем, учащиеся разрабатывают план деятельности, распределяют обязанности, а при проверке задания каждый отчитывается о своей работе, каждому есть чем гордиться, каждый будет замечен и получит оценку своего труда. Работа в группах, наконец, воспитывает умение обосновать свою позицию и отказываться, от своего мнения, если кто-то из товарищей оказывается более убедительным.
Задания при групповой работе даю дифференцированные. Богатые возможности групповой работы использую чаще на повторительно-обобщающих уроках. На уроке русского языка в 7 классе по теме «Повторение изученного о наречии», для того чтобы учащиеся могли проверить, умеют ли они правильно писать наречия, им было предложено из текста выбрать наречия и объяснить их правописание. Сначала ребята выполняли эту работу самостоятельно, затем консультанты проверяли качество ее выполнения у членов своей группы, а потом результаты обсуждались в группе.
На следующем этапе урока учащиеся должны были пронаблюдать за ролью наречий в тексте. Двое учащихся из группы проводили небольшую исследовательскую работу, пробуя читать текст без наречий, пытаясь определить, что теряет при этом текст, какую роль играют наречия в нем.
В данном случае групповая работа развивает орфографическую зоркость учащихся, дает возможность высказывать свою точку зрения, привести свои аргументы в случае несогласия с членами группы, воспитывает уважение к чужой работе, к чужой точке зрения.
Часто использую работу в парах, которая дает возможность даже учащимся со слабой подготовкой почувствовать себя в роли лидера, человека, отвечающего за важный участок работы, без которого невозможен общий успех класса. Работа в парах эффективна при взаимоопросе, в процессе усвоения новых понятий и слов и на других этапах урока.
Дидактический материал, различные виды заданий для урока подбираю в соответствии с возрастными, психологическими, индивидуальными качествами учащихся.
В связи возросшими требованиями к культуре речи школьников необходимо работать не только над количественным, но и над качественным обогащением их словарного запаса. В этой связи большой интерес представляет работа над многозначностью слова, причем очень важно раскрывать многозначность уже известных детям слов. Многочисленные ошибки учащихся, связанные с использованием в речи многозначных слов, свидетельствуют о необходимости серьезной и систематической работы над многозначностью и - шире – над многозначностью вообще. Дети не знают, а часто не умеют использовать различные значения полисемантичных слов, особенно переносное. Систематически налаженная словарная работа помогает решить и эту проблему.
являются многозначными: сирень, теплый, холодно, ограда, дерзкий;
слово холодный. Запишите словосочетания:
человек, песок, путешествие, тон, класс.
Какой вывод можно сделать о слове холодный? Чем интересно
это слово?
Составьте словосочетание или предложение с этим словом в разных значениях.
1. Объясните значение выделенных слов путем подбора
а) синонимов
крепкий человек
крепкие нервы
крепко поссорились
б) способом разъясняющего толкования
свежий хлеб
свежее утро
свежая газета
в) по толкованию лексического значения узнать слово:
быстро перебирая ногами, перебираться в каком-либо направлении
совершать побег, самовольно, тайком уходить куда-либо
г) слово глубокий имеет значение:
1) находящийся на значительной глубине от поверхности
2) очень сильный, достигший значительной степени.
Составьте по два словосочетания с этим прилагательным
в каждом из значений.
Найдите в «Сказке о мертвой царевне» Пушкина
прилагательное глубокий (в отрывке, где королевич
Елисей обращается к солнцу, месяцу и ветру).
В каком значении оно употреблено?
2. Закончите словарную статью о глаголе жить, составив
для примера свои предложения на каждое из значений слова.
Жить: 1) существовать, быть живым
2) вести тот или иной образ жизни
3) поддерживать свое существование
4) проживать где-либо
В каком из значений употреблено слово жить
в следующих предложениях:
1)Жил старик со своею старухою у самого синего моря.
2)Жили они бедно, с хлеба на квас перебивались.
3)Старая барыня жила в Москве, в сером доме
с белыми колоннами.
3. Рядом со словосочетаниями записать в скобках значение
слова стоять:
стоял прямо; стоял шум; стоял январь; стоять за победу;
стоит полк в селе.
Итак, личностно-ориентированное обучение в школе должно быть направлено на воспитание каждого ученика внутренне свободной личностью, ищущей свое место в обществе в соответствии со своими задатками, формирующимися ценностными ориентациями, интересами и склонностями.
V. Библиография.
1.Баранов М. Т. и др. Методика преподавания русского языка. – М. Просвещение, 1990.
2.Баранов М.Т. О работе с толковыми словарями на уроках русского языка в IV-VIII классах //РЯШ. - 1969. - № 6. - с. 38-42
3.Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А.В. Петровского, 2-е изд., доп. и перераб. - М., Просвещение, 1979. - 548 с.
4.Основы методики преподавания русского языка в 4 – 8 классах / Под ред. А. В. Текучева, М. М. Разумовской, Т.А. Ладыженской. – М. Просвещение. 1978. – 380 с.
5.Богданова Г.А. Опрос на уроках русского языка. – М.: Просвещение - 1996. – 144 с.
6.Кацнельсон С.Д. Типология языков и речевое мышление. - Л., 1972
7.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова И.А. Современный русский язык: Учебное пособие. – 2-е изд. – М.: Междунар. отношения.
8.Совершенствование методов обучения русскому языку: (Сб.
статей).Пособие для учителей / Сост. А.Ю. Купалова. – М.: Просвещение
9.Чижова Т.И. Использование словаря в работе над лексическими синонимами //
РЯШ. - 1978. - № 4.
10.Никодимова Е.А. Внедрение личностно-ориентированных
технологий //Школьные технологии.-2004, №6
11.Дьяченко Н.В. Личностно-ориентированный урок : научно-методические аспекты внедрения в образовательную практику школы // Инновации в образовании. – 2007, №2
12.Хуторской А. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования. // Народное образование. – 2003, №2.
13.Селевко Г. К. «Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса» М., 1998г.
14.Амонашвили Ш. А. «Здравствуйте, дети!» М., 1990г.
15.Маркова А. К. «Формирование мотивации учения в школьном возрасте» М., 1988г.
16.Ксензова Г. Ю. «Перспективные школьные технологии» М., 2000г.
17.Тростенцова Л. А. «Урок русского языка на современном этапе» М., 1998г.
18.Унт И. Э. «Межпредметные связи и умственное развитие учащихся» М. 1986г
V. Приложение
5.1. Личностно-ориентированный урок по теме «Наречие» (обобщение).
Тема урока «В стране изученных наречий».
Тип урока - обобщающее повторение по теме «Наречие».
Цель урока: 1) обобщить знания по теме «Наречие»;
2)развивать умения правильно применять изученные правила;
3)совершенствовать умения и навыки,
связанные с нахождением наречий в тексте,
их образованием, правописанием;
4)возбуждать интерес к изучению русского языка,
расширять кругозор учеников, содействовать
выработке навыков самостоятельной работы
на уроке с основой на личностно-ориентированный подход.
Оборудование: презентация, карточки.
Ход урока.
Когда-то вы, наверное, читали книгу Л. Гераскиной «В стране невыученных уроков», в которой говорится о приключениях мальчика, не любившего учить уроки. Мы с вами сегодня тоже отправимся на поиски приключений, но уже как любители русского языка, как люди, изучившие сложную и интересную часть речи – наречие. Наше путешествие будет проходить в cтране изученных наречий, но прежде чем мы туда отправимся, необходимо прихватить кое- какие запасы – это наши знания. (Слайд 3.)
( На столе у каждого лежит путеводитель по стране наречий, в котором записаны задания.)
Вопросы на повторение.
- Что такое наречие? (Слайд 4).
- Какие вы знаете значения наречий? (Слайд 5).
Задание 1. Заполни таблицу, распредели по группам: нарочно, поневоле, сгоряча, накануне, тут, шепотом, вдвое, кто-то, немного, куда, весной, назло, нигде, справа, издали, равномерно, постепенно, нежно, певуче, прозрачно, трепетно, мужественно, призывно, яростно, горячо, светло, по-новому.
(Слайд 6.) работа в группах.
Вопросы наречий |
Значения наречий |
примеры |
Как?, каким образом? |
Образ действия |
|
Сколько?, насколько?, в какой мере?, в какой степени?, |
Мера, степень |
|
Где?, куда?, откуда? |
Место |
|
Когда?, как долго?, с каких пор?, до каких пор? |
Время |
|
Почему?, отчего? |
Причина |
|
Зачем?, для чего?, с какой целью? |
Цель |
|
Отрицательные |
|
|
Вопросительные |
|
|
Неопределенные |
|
|
Указательные |
|
|
|
|
|
Проверка (Слайд).
II. Теперь можно отправляться в страну «Орфография». (Слайд 8).
1) Вспомните правописание не и ни с наречиями. (Обратить внимание на различие отрицательного местоимения и отрицательного наречия). (Ребята рассказывают правило). ( Слайд 9).
2) Вспомните правописание суффиксов -о и –а в наречиях.
3) Вспомните правописание суффиксов –е и – о в наречиях.
4) Вспомните правописание не с наречиями.
Задание 2. Объясните правописание пропущенных орфограмм.
Щебет птиц, плеск волны, звуки равномер…о падающих капель дождя - эту музыку природы человек слышал ( из)давн… Постепе…о из этих звуков он сотворил искусство. Он дал голос дереву. Неж…о и певуч…, прозрач…о и трепет…о запела скрипка. Он дал голос металлу, и металл ответил ему мужестве…о и призыв…о, ярост…о и горяч…. Весь мир звучал более одухотворе…о, светло.
Запели (по)новому струны, зарокотала медь, запели свирели. Они рассказывают нам о людях, о мире, в котором мы живем.
(Все ребята работают по заданию 2, , а 5 учеников работают по заданию на слайде). Слайд 10.(работа в группах). Исследовательская работа 2 учеников, чтение текста без наречий.
Задание 3 . Помогите разобраться. ( Работают у доски 2 ученика, словосочетания записаны заранее, работа консультантов в группе)
Ответы.
Девочка рассея...а. ( краткое прилагательное –нн-)
Зерно засеян…о. ( краткое причастие – н-)
Отвечал рассея…о . (наречие –нн-)
Пойти (в) глубь. (наречие, поэтому пишется слитно)
Пройти (в) глубь леса. (существительное с предлогом,
поэтому пишется раздельно).
Задание 4. (Работа по вариантам). Найдите в первом столбике слова, которые пишутся только слитно, во втором- пишутся только раздельно, в третьем- пишутся через дефис.
Пишутся слитно |
Пишутся раздельно |
Пишутся через дефис |
На…веки |
На…смех |
На …гора |
На…выпуск |
На…право |
Во…первых |
На…выручку |
На…редкость |
На…диво |
На…поруках |
На…силу |
Как…либо |
На…отмашь |
На…скаку |
В…тридорога |
На…бегу |
На…перекор |
Всего…навсего |
В…потьмах |
На…побегушках |
Довольно…таки. |
В …потемках |
На…попятную |
Все…ж…таки |
В …правду |
На…вытяжку |
На…вытяжку |
В …противовес |
Мало…малу |
Мало…помалу |
Задание 5. Определите степень сравнения, найдите ошибку в образовании степени сравнения, подчеркните наречие как член предложения.
Петя бегает лучше, чем прыгает. Он прыгнул выше отца. Он выше отца. Ольга проплыла дальше всех. Дай мне тарелку поменьше. Дима бегает более быстрее, чем Вася.
Ответы.
(1 предложение -лучше –обстоятельство.)
(2 предложение -выше- обстоятельство)
(3 предложение -выше – сказуемое)
(4 предложение -дальше всех – обстоятельство)
(5 предложение -поменьше- определение)
(6 предложение- ошибка в образовании степени сравнения – более быстро).
Задание 2. Реши уравнение. (Запись на доске).
По- + ому =
По - + и =
+ то, либо, нибудь =
Кое + =+ =
VI. Отправляемся в страну «Лексика». (Слайд 14).
Задание 1. Замените фразеологизм наречием. (Слайд 15).
Задание 2. Дайте лексическое значение слову замашисто, животрепетало, как называются такие слова? (Слайд 16).
Вот наше путешествие подошло к концу. Хочу сказать, что русский язык не может обойтись без наречий, и сегодняшний урок я заканчиваю словами- наречиями: « Вы на уроке поработали хорошо, отлично».
5.2
Личностно-ориентированный урок по теме «Н и НН в отглагольных прилагательных и
причастиях» (обобщение).
ТИП УРОКА: комбинированный.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ : коллективный способ обучения
Цели урока:
систематизация знаний учащихся по теме “Причастие”;
совершенствование орфографических и пунктуационных навыков;
формирование практических умений и навыков семиклассников по осознанному
применению полученных знаний в повседневной практике;
воспитание бережного отношения к слову.
Образовательные: закрепить знания учащихся о правописании Н и НН в суффиксах
страдательных причастий прошедшего времени; повторить способы образования
причастий
Развивающие: развивать память, воображение, сравнение, речь, индукцию,
дедукцию, умение работать в парах.
Воспитательные: воспитывать интерес к русскому языку.
1.Оргмомент.
2.Мотивация.
Сегодня урок будет необычный. Мы не только познакомимся с различными
рецептами, усвоим правописание Н и НН в отглагольных прилагательных и
причастиях, но и заметим как в практической жизни важно правильное
использование причастий и отглагольных прилагательных. На уроке вы составите
кулинарный словарь, кто-то рецептурный сборник, свою памятку кулинарных слов с
одной Н и нн в отглагольных прилагательных и причастиях, несомненно, это
пригодится вам в практической жизни.
Цели учебной деятельности.
- А для вас, дети, что важнее на уроке?
(Закрепить: Н и НН в отглагольных прилагательных и причастиях.
Познакомиться с рецептами, где используют причастия.
Проявить активность на уроке, получить оценку).
3.Повторение изученного.
1). Чтобы в процессе работы мы не распыляли свое внимание, назначим 3
помощника, которые к концу урока помогут систематизировать нам знания.
Кулинарный словарь составит…
Лучшие рецепты соберет…
Рекомендации в тетрадь - памятку (слов, таблиц..) сделает …
2). Итак, мы вспомним:
-что такое причастие?
- как образуются причастия?
- назови суффиксы у действительных причастий.
- назови суффиксы страдательных причастий.
Подобная таблица-памятка оформляется самостоятельно сильными
учащимися.
Усвоение содержания учебного материала.
3). Что же такое кулинария? (ответ учащегося)
Осень - капустная пора. Из одного и того же продукта можно
приготовить множество блюд. Что, например, можно приготовить из капусты?
Вареная…………КАПУСТА……………….. тушеная
соленая…….
………
маринованная
квашеная......
………
жареная
- Слова каких частей речи написаны ?
-Можно ли изменить написание слов, не меняя самого блюда?
- Сравните:
Мясо тушеное.-
Тушенное с овощами.
( Разница в написании зависит от способа приготовления блюда; в первом
случае мясо тушится без овощей, они подаются уже к готовому блюду( поэтому это
отглагольное прилагательное, в котором пишется одна Н); в другом- мясо тушится
вместе с овощами, и так как это слово образовано от глагола ТУШИТЬ, имеет
зависимое слово, то в нем пишется - НН).
4.Обеспечение
прочности формируемых знаний.
Работа по группам.
1 ряд- работа в паре
2 ряд в динамических парах
3 ряд по бригадам.
ИНДИВ. задание - узнать по словарю значение слов МАСЛЯНЫЙ и МАСЛЕНЫЙ..
1ряд.
Работа в паре. Диктуют друг другу диктанты, проверяют сами, выделяют
слова, в написании которых сомневаемся, обмениваются, проверяют, ставят
оценки.
Фаршированные помидоры. Жаренная в сухарях рубленая котлета. Сваренный борщ.
Соленые огурцы. Засахаренная вишня. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Слоеный
пирог. Концентрированный сок. Некипяченое молоко. Выпеченный без муки торт.
Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста. Маринованная капуста.
2 ряд.
Один из работающих в паре читает словосочетание, другой пишет, затем
взаимозамена вида деятельности. Затем каждый брерттетрадь соседа и проверял
диктант без карточки. Вторично проверяет словосочетания по карточке, оценивает.
Переходят. Новому товарищу диктуется то же словосочетание, который диктующий
сам перед этим писал. Затем дети переходят на новое место, и образуется новая
пара См. схему
Словосочетания для 1 ученика. Запеченное мясо. Печеные пирожки. Выпеченный без
муки торт. Печенный в духовке картофель. Квашеная капуста.
Словосочетания для 2 ученика. Маринованная капуста. Засахаренная вишня.
Слоеный пирог. Кипяченое молоко. Кипяченное на медленном огне молоко.
3 ряд. Бригады по 4 человека. Вставьте пропущенные буквы.
Салат из кваше…ой капусты, соле....ые баклажаны, мороже..ное мясо, туше..ый
картофель с копче…ой грудинкой, компот из суше…ых фруктов, быстрозамороже…ая
фасоль, утка, фарширова…ая яблоками, с лимо…ым соусом, пече…ые яблоки.
Рыба, жаре..ая в тесте, рубле…ая сельдь, голубцы с варе..ым мясом и морковью,
пше…ая каша из поджаре…ой крупы, газирова…ый напиток, поджаре…ые кури…ые
окорочка, яйца, варе…ые вкрутую, слое…ый торт, хорошо промасле…ый.
-Проверяем у доски 3 ряд по представителю
5. Проверяем взаимооценки 1 ряда.
Записываем со 2 ряда слова в тетрадь – памятку.
Работаем с прилагательным МАСЛЯНЫЙ и отглагольным прилагательным
МАСЛЕНЫЙ. ( проверяем индивид. задание- значение слов).
МАСЛЯНЫЙ-
состоящий из масла ( масляное пятно);
работающий на масле( масленый двигатель, сделанный на основе масла).
Прилагательное( образовано от существительного МАСЛО)
МАСЛЕНЫЙ-
запачканный маслом( масленые руки);
смазанные маслом(масленая каша);
пропитанный маслом( масленый лист).
Отглагольное прилагательное (образовано от глагола МАСЛИТЬ).
Придумать 2 предложения с различным значением.
Проверяем работу у доски, делаем записи для себя.
Контроль усвоения. Выборочно-объяснительный диктант.
Званый обед.
Сначала были поданы закуски: иссиня-черная икра, разрисованная сливочным
маслом, разделанным под цветы; салаты, украшенные букетами из овощей; помидоры,
прослоенные луком; омары, сваренные в соленом растворе; селедка, распластанная
на длинном серебряном лотке; заливной поросенок, разрезанный на порции и снова
сложенный; прожаренная темно-коричневая глухарка. Весь стол был похож на
яркую разноцветную клумбу. Затем по традиции шел куриный бульон со слоеными
пирожками.
6. Проверка индивидуальных работ.
1). Кулинарный словарь зачитает….
2). Рекомендации в тетрадь-памятку даст…
3). Интересными рецептами лучших, активных отметит…
7. Задания на дом с указаниями для учащихся.
ИТОГИ - индивидуальные задания: Составить рецепт с использованием причастий.
Остальным - из рецептов выписать причастия, выделить суффиксы. Например: Грибы,
тушеные в сметане. Макароны, запеченные с сыром.
5.3 Личностно-ориентированный урок по теме «Имя числительное»
(изучение новой темы).
Тип урока: Изучение нового материала.
Цели урока: 1) дать понятие о числительном как части речи, входящей в группу именных частей речи;
2) уделить особое внимание развитию навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи (пользоваться числительными в нужной форме, соблюдать нормы управления и согласования в сочетании числительного с существительным);
3) воспитывать мотивацию изучения языка, затрагивая эмоциональную сферу каждого учащегося.
Оборудование: сигнальные карточки, ребусы.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Вступительное слово.
Учитель приносит корзину с овощами и раскладывает их на столе, говоря скороговорку.
Овощи.
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла:
Капусту,
Морковку,
Горох,
Петрушку и свеклу.
Ох!!!
3. Словарная работа (словарные слова- названия овощей).
-Составьте словосочетания со словами: морковь, капуста, горох, петрушка, свекла.
Примерные словосочетания:
Свежая капуста (безударная гласная в корне слова).
Большая морковь (безударная гласная, сущ. 3 скл.).
Вкусный горох (сочетание оро; сн пишется без т).
Зеленя петрушка (безударная гласная в корне ).
Сахарная свекла (ударение падает на ё).
-Сколько овощей я достала из корзинки? (пять).
- Какой вопрос я задала? (сколько?)
- Какой по счету я достала капусту? (первой)
-Петрушку? (четвертой)
- Какой вопрос я задала? (какой по счету?)
-Как вы думаете, с какой частью речи мы сегодня будем знакомиться?
Тема нашего урока «Имя числительное».
4. Изучение темы.
-Сейчас ребята вам расскажут о числительном. (индивидуальные задания опережающего характера).
1 ученик. В русском языке есть немало слов,
значение которых связано с пониманием числа, счета.
Это такие слова, как пять, десяток, большинство.
Однако среди этих слов именами числительными
является только слово пять. Остальные слова по
своим грамматическим признакам относятся
к другим частям речи.
1. ученик. Чем же отличаются имена числительные от других слов, связанных с понятием числа? Сравним два числа пять и пятак. Слово пятак обозначает конкретный предмет, т. е монета, на которой изображена цифра пять, а слово пять используется при счете и обозначает число, которое используется при счете самых различных предметов, указывая на их количество, кроме того слово пятак и пять отвечают на разные вопросы (что? – пятак; сколько? – пять).
2. ученик. Имеются среди числительных и такие слова, которые отвечают на вопрос – какой?, какая?, какие?), они обозначают порядок предметов при счете. Второй ученик, пятый день..
-Вы услышали своих одноклассников. Вспомните пословицы, поговорки, загадки, в которых есть числительные. (Учащиеся устно называют пословицы.)
Ум хорошо, а два лучше.
Семь раз отмерь, а один раз отрежь.
У умной головы сто рук.
Семьдесят одежек и все без застежек.
Два брата бегут, а два догоняют.
-На доске записаны два предложения сделайте синтаксический разбор.
Девочки собрали две корзины грибов.
Во второй их оказалось больше. Три да два – пять. Живут у нас в квартире три ежа, да два ужа. Две бригады крановщиков за смену загрузили одиннадцать платформ.
( Учащиеся делают вывод о синтаксической роли числительных. Числительные могут являться подлежащим, сказуемым, определением, обстоятельством, дополнением ).
-Теперь попробуйте сами дать определение имени числительному.
5. Закрепление темы.
(обязательно прочитать правило по учебнику для закрепления).
1. Выполним упражнение 313.
2. Выпишите из данного списка слов сначала числительные, а потом слова других частей речи с указанием их. (работа выполняется по желанию учащегося на любом этапе).
Утроить, пятерка, двойня, семидневный, семидесятый, пятикратный, трехместный, пятьсот, раздваиваться, столетний, тысяча, дважды, двузначный, сотый, тройка, десятилетний, втроем, шестьдесят.
Числительные Другие части речи.
Пятьсот, Утроить - гл.,
тысяча пятерка – сущ.,
сотый, двойня – сущ.,
шестьдесят,
втроем. семидесятый – прил.,
пятикратный - прил.,
трехместный – прил.,
раздваиваться – гл.,
столетний – прил.,
дважды – наречие.,
семидневный – прил.,
трехместный – прил.,
двузначный – прил.,
тройка – сущ.,
десятилетний – прил.
- Числительные делятся на количественные, которые отвечают на вопрос – сколько? И порядковые, которые отвечают на вопрос – какой?
3) Найдите в стихотворениях числительные и определите разряд:
Семь гномов.
Семь гномов встали в семь утра,
Чтоб выучить семь нот,
И с песней вышли со двора
На семь деньков в поход.
И шли семь гномов по тропе
И пели звукоряд,
Вот это да: Какой септет
Ну, прямо, как парад.
Попутно учитель дает лексическое значение слова септет.
У вороны пятеро птенцов,
Пятеро веселых сорванцов,
Пятеро уселись на суку,
Каждый проглотил по червячку.
Четверо сказали: «Каррр, спасибо!»,
Ну, а пятый: «Мамочка, ку – ку! » (количественные, порядковые)
1. Работа с сигнальными карточками.
Количественные числительные - желтые
Порядковые числительные – зеленые.
Три, пятидесяти человек; первый день; семьсот, двенадцатого числа; сотый покупатель; шестьдесят деревьев; одиннадцать часов; пятьсот, тридцатый по счету.
Работа с ребусами. Разгадайте, какие слова прячутся за этими буквами и цифрами:
7Я; 40А; С3Ж; О5; Е2.
6. Подведение итогов.
7. Домашнее задание. Творческое задание: составьте небольшой рассказ, используя порядковые и количественные числительные.
5.4 Личностно-ориентированный урок. Сочинение – рассуждение
по прочитанному тексту.
Чтение текста учителем (текст перед глазами учащихся).
Мы остановились на хуторе, где жили аисты. На этом куске земли война раст…ряла много свинца и железа. В берёзе среди двора я нащупал четыре рваных осколка. Берёза давно засохла, пот…ряла верхушку и стояла у дома, как отбеле(н,нн)ая ветром кость. Хозяин( не) срубил остаток мёртвого дерева. Прибил на верхушке деревя(н,нн)ые перекладины с надеждой, что поселятся аисты. Аисты поселились. Двадцать лет назад построили гнездо, и каждый год, возвращаясь из Африки, без ошибки находят камыш…вую крышу среди разливов воды и ране(нн,н)ую сухую березу. Каждый год два-три птенца в середине августа станов…тся на гнезде во весь рост, машут крыльями. Потом они в первый раз сл…тают на камыш…вую крышу, первый раз меряют по лугу воду. А потом приходит день. Аисты начинают кружиться над хутором, заб…раются выше и улетают совсем. Хозяин дома набивает в трубку отсыревший табак и думает вслух: ещё на один год постарел…
Мы попросили напиться. Хозяин вынес горшок молока и деревя(нн,н)ую посуду с теплой копче(н,нн)ой рыбой. Сели на большой камень.
- Аисты приносят счастье?
Старик (не) спеша набил трубку, прислушался, как птенцы над гнездом трещали красными клювами.
- Что счастье… Сын с войны не пришел. Бабка пятый год лежит с ревматизмом. Этим летом телушку громом убило… Я стар верить сказкам. Аисты делят со мною заботы. Сяду вон так на камень и гляжу, как летают, хлопоч…т. Гляжу, гляжу – от сердца и отлегнёт. Двенадцать лет рядом живем.
Года четыре назад весна, растопив снега, вдруг отступила. Пр…летевшие аисты ходили по льду и возвращались к гнезду голодные. День, другой – уже не стало силы взлетать. Пошел старик в соседний колхоз пр…сить лодку.
- Куда в такую погоду? Рыбаки и те неделю уже сидят.
Старик всё-таки вышел в море и вернулся с к…рзиной мелкой рыбёшки. Приладил к берёзе лестницу, накидал в гнездо рыбы. Потом ещё раз выходил в море, а потом весна образумилась. Оттаяли болота, запрыгали по лужам лягушки. Аисты пол…жили в гнездо два яйца…
- Аугуст, Аугуст! – позвали из дома.
Старик ушёл. Прогремел в сенях жест…ною кружкой.
- Второй год не подымается. Прошлым летом попросила кровать к окошку поставить. Лужок из окна виден, а если кверху глядеть – аистов видно. Души в них не ча…т.
Старику одному пр…ходится управляться с хозяйством. Совсем ( не)много времени остаётся, чтобы набить трубку и пос…деть на камне, погл…деть, как круж…тся аисты, как три молодых птенца пробу…т крылья.
- Аугуст, Аугуст… – позвали из дома.
Мы попрощались.
… Приносят ли аисты счастье? Все счастливые скажут вам, что, конечно, приносят. Но особое слово на этот счет скажет вам человек, (не)подвижно леж…щий возле окошка. Для него эти птицы всё, что осталось от жизни. Для него эти птицы – и есть само счастье. Это вам скажет всякий, для кого судьба сужает просторный мир до размеров окошка возле кровати (В.Песков).
Вопросы по содержанию.
Что вы увидели, читая текст? Какова его тема? Какие фразы, на ваш взгляд, главные? Озаглавьте. Как вы думаете, аисты приносят счастье? Какие заботы делит со стариком аист? Почему для человека, прикованного к постели, аисты и «есть само счастье»? Что можно увидеть в своё окошко. Что может увидеть в окошко героиня рассказа? Как вы понимаете выражение БЫТЬ СЧАСТЛИВЫМ? Какова основная мысль текста? (Важно, что есть люди, подобные старику, делающие других счастливыми). Счастливы ли герои рассказа? (учащиеся сами выбирают вопросы, на которые достаточно полно могут ответить).
Вопросы по структуре текста: С какими типами текста вы знакомы?
Как строится РАССУЖДЕНИЕ? Из скольких частей должен состоять текст сочинения?
Открывается запись на доске Рассуждение
1. Тезис.
2. Доказательство тезиса.
3. Вывод.
Обсуждение плана.
На доске открываются высказывания известных людей.
Какое из высказываний перекликается с текстом. Какое бы высказывание вы выбрали эпиграфом к своему сочинению.
Какой тезис вы смогли бы доказать? Какие доказательства вы могли бы привести?
«В чём счастье, как не в силе и терпении». (Публий Сир.)
«Хронического счастья нет, как нетающего льда». (А. Герцен.)
« Счастье даётся тому, кто умеет и осмеливается жить своим умом». (Д. Писарев.)
« Кто сам себя считает несчастным, тот становится несчастным». (Гельвеций.)
«Если хочешь быть счастливым, будь им»! (Козьма Прутков.)
«Самые счастливые моменты нашей жизни – это те, когда мы совершенно забываем о себе». (С. Вивекананда.)
«Злые всегда несчастны». (Вольтер.)
«Счастье не зарабатывается и не заслуживается». (Максуэлл Мольц.)
«Большая половина счастья – в семье». (В. Розанов.)
«Счастье – есть радость». (Н. Рерих.)
«Счастливым может быть только короткий промежуток времени». (Д. Лихачёв.) (учащиеся сами выбирают тезис соответствующий, теме сочинения).
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.