Цели: изготовить пасхальные сувениры собственными руками.
Задачи: приобщать младших школьников к истокам русской культуры, воспитывать любовь к культуре своего народа, его традициям, обычаям, обрядам, развивать творческие способности учащихся.
Предварительная подготовка:
к празднику дети рисуют пасхальные куличи, красят яйца, разучивают стихи. В классе оформляется православный уголок. На столе – крашеные яйца, пасхальные куличи. На стенде – рисунки образцов пасхальных яиц.
Фонограмма с записью колокольного звона. Презентация «Пасха».
Ход занятия
Под звуки колокольного звона дети читают стихи.
Пасхальный благовест
Сергей Александрович Есенин (1895-1923)
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Христос Воскрес!
Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес...
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес!
Христос воскрес!
Хвала Воскресшему
К. Р. Романов. (1858-1915)
Хвалите Господа с небес
и пойте непрестанно:
исполнен мир Его чудес
и славой несказанной.
Хвалите сонм бесплотный сил
и ангельские лики:
из мрака скорбного могил
свет воссиял великий.
Хвалите Господа с небес,
холмы, утесы, горы!
Осанна! Смерти страх исчез
светлеют наши взоры.
Хвалите Бога, моря даль
и океан безбрежный!
Да смолкнут всякая печаль
и ропот безнадежный!
Хвалите Господа с небес
и славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!
Вербочки
Александр Александрович Блок (1880 – 1923)
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня!
В Воскресенье Вербное
Завтра встану первая
Для святого дня.
Рассказ учителя о храмах Белгородчины
1-й ребенок.
Пасха – праздник светлого Христова воскресения, который отмечается с радостью и торжеством.
На Руси обрядов много. А сегодня праздник Бога: Пасха – Бога воскресение, Его второй день рождения.
2-й ребенок.
К Пасхе было приурочено и “хождение волочебников”. Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров: яиц, пирогов, вина и т.п. Пели ради того, чтобы выпросить что-нибудь у хозяина дома: яиц, сала, денег, молока, белого хлеба. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова:
Кто не даст нам яйца - околеет овца, Не даст сала кусок - околеет телок, Нам не дали сала - коровушка пала.
3-й ребенок. Давайте вспомним пасхальные приметы.
- Если пойдет дождь — … (весна дождливая будет).
- На Пасху небо ясное и солнце играет — … (к хорошему урожаю и красному лету).
- На Пасху бросать и лить за окно нельзя — … (Христос под окнами ходит).
4-й ребенок.
В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения молодёжи. Гуляния проводились на открытом воздухе. Многие весенние игры и забавы на Руси были связаны с праздниками. Так с Пасхи начинали качаться на качелях, открывались гуляния с весёлыми играми, хороводами, игровыми хороводами, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок. Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В эти игры можно поиграть и сегодня. Игра “Покрути яйцо”
По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего
Игра “Битки”
Играющие выкрикивают: “Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!” Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.
А еще была игра, где крашенки катали с горки. Чьё яйцо дальше катилось, тот и победитель. Он забирал себе крашенки остальных. А мы сейчас поиграем в игру “Прокати яйцо носом”
.
Игра “Прокати яйцо носом”
Участники должны катить яйцо носом до назначенного места по бумажной дорожке. Кто быстрее, тот и выиграл.
5-й ребенок.
Существовал также обряд “отпущения птиц на волю”. Утром родители и дети покупали у ловцов птиц и тут же выпускали их. И сами ловцы делали то же. Об этом обычае писал А.С.Пушкин:
В чужбине свято соблюдаю Родной обычай старины: На волю птичку выпускаю При светлом празднике весны.
6-й ребенок.
Синички - сестрички, Тетки - чечетки, Краснозябые снегирюшки, Щеглята - молодцы, Воришки - воробьишки! Вы на воле полетайте, Вы на вольной поживите, К нам весну скорей ведите.
7-й ребенок:
Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.
Изготовление сувениров
- А сейчас мы с вами выберем самые необычные, красивые яйца, из тех, что вы принесли из дома. Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки.
8-й ребенок.
В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.
9-й ребенок.
А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.
10-й ребенок.
Как появилась традиция красить яйца? (После вознесения Иисус велел ученикам идти по миру и проповедовать народу свое учение. Отправилась проповедовать учение Христа и Мария. Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: “Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: “Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо).
Учитель:
- А теперь приступим к изготовлению сувениров. Для начала повторим памятку раскрашивания изделий из соленого теста.
Практическая работа:
1. Работать можно по эскизу, по творческому замыслу самостоятельно. Кому трудно, работают с учителем. Давайте повторим правила работы при росписи( по наглядному пособию).
2. Этапы работы
- Подготовить краски к работе
- Наносить узоры на яйцо по схеме.
- Наносить контуры узоров простым карандашом.
3. Поэтапное выполнение росписи с учителем.Чтобы мастерски выполнять роспись нужно много упражняться, но в любом случае нужно следовать правилам:
- Правильная постановка руки;
- Правильная консистенция краски;
- Правильный набор краски;
- Выполнение елементов росписи.
- Сегодня используем элементы росписи: точки, волнистые линии, круги, ягодки, завитки. Легко сочетаем эти элементы.(показ учителя)
Итог
1. Выставка и анализ работы.Дети выстраиваются.
- Какая работа самая необычная, какая интересная? Почему?
2. Обобщение темы мероприятия. Чему научились?
День Христова воскресенья, Приходи скорее вновь! До свиданья, праздник Пасхи! Дай Господь вам всем любовь!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.