Методическая разработка

  • docx
  • 19.12.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Дневник здоровья.docx

Выступление МО
Юрьева М.И.

Тема: Ведение дневника здоровья, как воспитание здорового образа жизни.

Педагогические основания диагностики и оценки здоровья субъектов педагогического процесса

Разработка критериев диагностики и оценки уровня здоровья человека с позиции валеологии как науки, находящейся в настоящее время на эмпирической стадии своего развития, является одной из актуальнейших задач, требующих своего скорейшего решения. Это дает основание называть подобную диагностику валеологической, а построенные на основе ее результатов критериивалеологическими. Важность и неотложность данной задачи определяется, согласно нашим представлениям, тем, что от качества ее решения зависит в первую очередь качество образования современных школьников, а в перспективе и качество жизни будущего общества.

Согласно положениям системного подхода, достоверность результатов любого изыскания зависит от адекватности его методологической основы, поэтому, приступая к определению валеологических критериев оценки здоровья человека, представляется необходимым раскрыть исходные теоретические положения, на основе которых мы строим наши рассуждения.

Первое положение касается сущностной характеристики человека как синкретического природно-культурного «творения». В соответствии с этим положением объективная оценка здоровья человека возможна только на основе идеи его целостного, комплексного рассмотрения, а трактовки здоровья человека как состояния целостного организма во взаимосвязи и взаимодействии его телесного, психического и интеллектуального начал, в свою очередь, позволяет классифицировать две группы критериев. Первая группа – это, так сказать, объективные критерии, показатели которых отражают характер и качество соматической составляющей здоровья: уровень кровяного давления, частота пульса, количество сердечных сокращений за единицу времени, скорость восстановления пульса после физической нагрузки, продолжительность контрольной дыхательной паузы, цвет кожи, склеры глаз, состояние ногтей, степень гибкости, силы, выносливости организма и т. п., то есть показатели, отражающие качество физического и физиологического функционирования организма человека. Они доступны для достаточно точной фиксации с помощью специальных приборов или зрительного, слухового или кинестетического наблюдения. С анализа этих показателей традиционно начинается медицинская диагностика состояния здоровья человека. Вторую группу показателей мы называем субъективными, так как их содержание составляют те характеристики состояния организма, которые человек дает сам, руководствуясь своими внутренними ощущениями. Можно сказать, что это состояния, относящиеся к эмоциональной и интеллектуальной сферам личности индивида (различные болевые или другие дискомфортные ощущения, оттенки настроения, ощущение бодрости или усталости, активности или апатии, различные переживания, желания, отношение к людям и пр.).

Второе положение связано с принципом иерархичности, установленным Б. Ф. Ломовым [28] для изучения психического в человеке как целостной системы. В соответствии с этим принципом человек предстает как сложная живая система, жизнедеятельность которой обеспечивается на разных, но взаимосвязанных между собой уровнях функционирования. Г. С. Никифоров [30] считает возможным в самом общем приближении выделить три достаточно специфичных уровня рассмотрения: биологический, психологический и социальный. Об этих уровнях изучения человека писал еще А. Н. Леонтьев: «Мы без труда выделяем разные уровни изучения человека: уровень биологический, на котором он открывается в качестве телесного, природного существа, уровень психологический, на котором он выступает как субъект одушевленной деятельности, и, наконец, уровень социальный, на котором он проявляет себя как реализующий объективные общественные отношения, общественно-исторический процесс» [30, с. 231].

Приведенная мысль А. Н. Леонтьева позволяет сделать вывод о трех ступенях развития как здоровья, так и болезни, и утверждать, что первоисточником и того, и другого состояния человека являются отношения, в которые он вступает с окружающим миром; затем организм человека начинает реагировать на эти отношения соответствующим эмоциональным тонусом; и только после этого появляются психосоматические симптомы – различного рода напряжения, отзывающиеся в теле болями или другими дискомфортными ощущениями, – которые думающего человека подвигают к размышлению по поводу причин своего состояния, а «не думающего» вводят, как показывают наши жизненные наблюдения, в состояние страха, беспокойства и «сетования на весь мир». Таким образом, сохранение и становление здоровья человека обеспечивается адекватной цели системой его социальных отношений, которые можно классифицировать на основе оригинальной и целесообразной, на наш взгляд, идеи Т. Ф. Акбашева о том, что каждый человек в процессе своей жизни выстраивает три группы отношений или, другими словами, идет одновременно тремя взаимосвязанными, взаимообусловливающими и взаимодополняющими параллельными путями (рисунок 5):

  1. первый, согласно названию автора идеи, «Путь совершенства», содержанием которого являются отношения в системе «Я – Я», то есть отношение к себе;
  2. второй путь – это «Пути любви», двигаясь по которому человек строит отношения в системе «Я – Другой»;
  3. и третий путь – это «Путь служения», сущность которого составляют отношения в системе «Я – Иерархи» (под иерархами в данном контексте мы понимаем всех, от кого человек находится во взаимозависимости, то есть всех тех, кому подчиняется, или, точнее, служит он, и кто в то же время одновременно подчиняется или также взаимно служит ему. При этом служение мы понимаем в высоком смысле этого слова – «делать что-либо для кого-либо; направлять свою деятельность на пользу кого-либо или чего-либо». Такое отношение естественно строится на добровольной и сознательной основе и приводит к тому, что каждый человек одновременно находится в двух позициях – и субъекта служения, и объекта служения. Приведем два примера, поставив вопрос: кто кому служит – родители детям или дети родителям; учителя ученикам или ученики учителям? И ответим на него диалектично: служат и те, и другие, но и подчиняются тоже и те, и другие. Так, без родителей не было бы детей, поэтому дети как бы «служат» родителям в благодарность за данную им жизнь; однако взрослые не могли бы стать родителями без детей и «служат» своим детям по статусу, по обязанности, а более всего по любви. Аналогична ситуация и в системе отношений «учитель – ученик»: учителя востребованы, потому что есть дети, которых нужно учить, отсюда получается, что учителя «служат» ученикам, но и ученики находятся по отношению к учителям в ситуации служения, во-первых, в силу возрастных различий тех и других, а во-вторых, в силу благодарности за служение первых. Безусловно, что форма служения во всех четырех позициях будет разная, но основа, как мы считаем, одна – взаимное уважение и чувство благодарности. Заметим, что в идеале данное положение должно касаться любых взаимоотношений между людьми, ибо только в этом случае, по нашему мнению, возможно согласие и их мирное сосуществование.

Рисунок 5 – Схема жизненных путей человека

Рассуждая о служении, представляется уместным привести здесь одно наше умозаключение, сделанное в результате длительных размышлений по поводу причин такого широко распространенного в настоящее время у подавляющего большинства современных школьников качества личности, как потребительское отношение к жизни (или, как часто говорят, потребительства), ибо это имеет непосредственное отношение к проблеме здоровья. Поясним данный тезис. Потребительская позиция по отношению к окружающему миру выражается у человека в установке, что окружающие люди ему что-то должны. Эта установка порождает у него претензии, которые и определяют его отношения с миром. Не требует особого доказательства тот факт, что удовлетворение всех претензий (желаний) человека просто невозможно, а попытки сделать это приводят к неограниченному развитию в ребенке эгоизма, который далеко не способствует сохранению здоровья в силу того, что его «спутниками», как правило, являются такие «болезнетворные» чувства, как зависть, гневливость, высокомерие, тщеславие и пр.

 

 

 

“Дневник здоровья” предназначен для учащихся начальной школы, позволяет контролировать состояние своего здоровья в течение учебного года и повышает интерес к здоровому образу жизни. Положительным моментом в использовании дневника является стимулирование совместной деятельности учителя, ребёнка и родителей, направленной на сохранение и укрепление здоровья. Может использоваться на протяжении всего процесса обучения в начальной школе.

Девиз:

Я расту и учусь быть здоровым!

Я здоровье сберегу,
Сам себе я помогу!
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся.
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся.
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся.
В школу смело отправляйся!

Страничка 1

Мое фото

Я родился

__________________________________

__________________________________

Я живу

__________________________________

__________________________________

Я учусь

_________________________________

_________________________________

Мой рост Мой вес

________ ________

Мои родители

Мама____________________________

Папа ____________________________

Страничка 2

https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/508997/img1.gif