Интерактивные методы и информационно-коммуникационные технологии обучения Английскому языку в современной школе.
Интерактивное обучение
Интерактивный- основанный на взаимодействии. Наличие обратной связи между педагогом или средством обучения и учащимся.
Обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебной средой, которая служит источником усваиваемого опыта.
Интерактивные формы занятий:
Ø пробуждает у обучающихся интерес;
Ø поощряет активное участие каждого в учебном процессе;
Ø обращаются к чувствам каждого обучающегося;
Ø способствует эффективному усвоению учебного материала;
Ø оказывают многоплановое воздействие на обучающихся;
Ø осуществляют обратную связь;
Ø формируют у обучающихся мнения и отношения;
Ø формируют жизненные навыки;
Ø способствуют изменению поведения.
Классификация интерактивных методов:
Активная форма обучения;
Пассивная форма обучения;
Интерактивная форма обучения;
Активная форма- ученик является «субъектом» обучения(самостоятельная работа, творческие задания, проекты и т.д.);
Пассивная форма- ученик выступает как «объект» обучения (слушает, смотрит);
Интерактивная форма- взаимодействие, равноправное партнёрство. Из «объекта» воздействия ученик становится «субъектом» взаимодействия, сам активно участвует в процессе обучения.
Классификация интерактивных методов:
Имитационные: игровые, неигровые.
Неимитационные: проблемный урок, дискуссия, самостоятельная работа ученика с литературой.
Игровые: учебные игры, деловые игры, игровые ситуации, игровые приёмы.
По численности участвующих: индивидуальные, групповые, коллективные, работа в диадах и триадах;
По месту проведения: аудиторные, внеаудиторные (выездные, экскурсионные);
По принципу использования ПК: игры на ПК; игры с компьютерным обеспечением.
Организация интерактивного обучения:
Нахождение проблемной формулировки темы, целей, и вопросов занятия;
Подготовка учебного пространства к диалогу, к активной работе;
Формирование мотивационной готовности ученика и педагога к совместным действиям в процессе познания;
Создание специальных ситуаций, побуждающих к интеграции усилий для решения поставленной задачи;
Выработка и принятие правил равноправного сотрудничества для учеников;
Использование «поддерживающих» приёмов общения: доброжелательные интонации, умение задавать конструктивные вопросы и т. д.
Оптимизация системы оценки процесса познания и результатов совместной деятельности;
Развитие общегрупповых и межличностных умений и навыков анализа и самоанализа.
Методические принципы интерактивного обучения.
v Тщательный подбор учебной лексики, разработка глоссария.
v Поддержание с учениками непрерывного визуального контакта.
v Выполнение на занятии одним из учеников функции модератора, который ориентирует обсуждение учебной проблемы.
v Активное использование технических средств, иллюстрируемых материалов
v Поддержание педагогом активного внутригруппового взаимодействия, нейтрализация « острых» действий.
v Организация пространственной среды- «игрового поля» для раскрепощения учеников.
v Проигрывание игровых ролей с учётом индивидуальных, творческих и интеллектуальных способностей учеников.
v Обучение принятию решений в условиях жесткого регламента времени и наличия элемента неопределённости информации.
Интерактивные методы обучения:
o Творческие задания;
o Обучающие игры ( ролевые игры, образовательные игры и др.)
o Работа в малых группах, парах, тройках;
o Метод «Карусели»;
o «Аквариум»
o «Мозговой штурм» (Brainstorming)
o «Ажурная пила»;
o «Броуновское движение»;
o Составление ментальной карты («Mind Map»);
o Дебаты.
Игровой метод обучения:
Edutainment= education+ intertainment – технология обучения, рассматриваемая как совокупность современных технических и дидактических средств обучения, которая основана на концепции обучения через развлечение.
Особенности технологии «Edutainment»:
Наличие процесса двухсторонней взаимосвязанной деятельности субъектов образовательного процесса;
Наличие цели в организации процесса обучения;
Наличие комфортных условий;
Гарантия достижения конкретного результата;
Комплексное применение дидактических, технологических средств обучения и контроля.
В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:
- стимулируется познавательная деятельность;
- активизируется мыслительная деятельность;
-самопроизвольно запоминаются сведения;
- формируется ассоциативное запоминание;
- усиливается мотивация к изучению предмета.
Цели: распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия, обосновывать, применять.
Дидактические игры:
- грамматические, лексические, фонетические, орфографические игры.
Для дидактической игры характерно:
- связь с определённой учебной целью;
- возможность повторить в любое время, прервать или начать заново;
- открытость, когда конец игры не определён точно;
- следование правилам, которые могут быть изменены игроками;
1. Lego brick key;
2. Грамик- грамматический исследовательский кубик П. И. Степичева (I q –конструктор, grammar puzzle)
3. Ролевые игры:
Ролевая игра- гибкая учебная деятельность.
В ролевых играх используют коммуникативные приёмы, развивается владение иностранным языком, взаимодействие в классе, повышается мотивация.
1. Кратковременная ролевая игра (от 10 до 30 минут);
2. Полноценная ролевая игра ( 1-2 урока);
3. Длительная ролевая игра (серия уроков);
4. Компьютерная ролевая игра (rpg).
Кратковременная ролевая игра - интервью между учениками.
Полноценная ролевая игра- словесная ролевая игра.
Длительная ролевая игра- настольная ролевая игра. Чёткое определение игровой ситуации.
Ученик имеет возможность создать своего игрового персонажа. Учитель создаёт и описывает приключение, в котором герои учеников принимают участие, ставя перед ними цели для выполнения и давая награды для мотивации.
Рекомендации при использовании игр:
- Чёткое определение цели и задач игры;
- Выбор игры, исходя из интересов, способностей, уровня владения английским языком учеников;
-Необходимость самому учителю убедиться в эффективности и привлекательности игры;
-Необходимо перед игрой провести подготовительный этап, на котором разъясняются все правила, цель игры;
-Необходимо соблюдать все признаки строгости и требовательности. Игра должна нести учебно-познавательную функцию до своего логического завершения;
-По окончанию игры ученики должны получить полагающийся им «приз». Это могут быть: звёздочки, смайлики, баллы, очки.
Метод « Ментальные карты/карты памяти»:
Составление «Mind-map»- один из видов кластерного метода. (Cluster- пучок, скопление, группа).
Mind-map: кластер (ключевое слово), вокруг которого записываются слова, связанные ассоциативно или тематически с данным словом.
Метод «fishbone»:
В «голове»- проблема, в верхней части- причина возникновения проблемы, в нижней- факты, отражающие суть проблемы, вывод.
Метод «Синквейн»:
«Сinquain»- пятистрочная стихотворная форма. Метод развития образной речи.
Правила составления «синквейна»:
1. Первая строка- обозначение темы с помощью одного слова (существительное);
2. Описание темы (2 прилагательных);
3. Описание действия, согласно предложенной теме (3 глагола);
4. Составление фразы из 4-х слов, которая выражает отношение к теме (разные части речи);
5. Подбор синонима к теме (1 слово).
Пример «синквейна по теме «Животные»:
A cat
Furry and funny
Can run and jump.
It’s a very nice pet.
A friend.
Метод «Мозговой штурм» (Brainstorming):
Совместная групповая творческая работа. Метод рассчитан на повышение умственной активности группы и решение сложных интеллектуальных задач путём активизации группового поиска идей, решений проблемы.
Метод «Карусели»:
1. Образование двух колец: внутреннего (сидящие неподвижно ученики) и внешнего (ученики, меняющие пару). Определённый промежуток времени ученики ведут диалог в паре, обмениваясь информацией, мыслями, идеями, после происходит смена партнёров.
2. Образование одного круга учеников. В таком случае происходит смена не партнёров, а заданий, которые каждый ученик выполняет самостоятельно.
Метод «Аквариум»:
Мини-спектакль. Ученики разделены на группы по 3-5 человек и выступают в роли «актёров» и «зрителей».
«Актёры» организуют обсуждение или дискуссию, разыгрывают диалог. «Зрители» внимательно слушают.
После завершения выступления организуется его совместное обсуждение, ответы на вопросы, выполнение заданий.
Метод «Ажурная пила» (Jigsaw):
Ученики объединяются в группы по 4-6 человек.
Вся команда может работать над одним материалом, но при этом каждый член группы получает тему, которую тщательно разрабатывает.
Проводятся встречи экспертов из разных групп, затем каждый докладывает о проделанной работе.
Метод «Броуновское движение»:
Движение учеников по классу с целью сбора информации по предложенной теме.(Например, «Who can help teenagers cope with their problems?»).
Инновационные педагогические технологии: виды, критерии, подходы - https:// viafuture.ru/кatalog-idej/innovatsionnye- pedagogicheskie-tehnologiiИнновационные педагогические технологии: виды, критерии, подходы
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.