Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа»
с. Усть-Кулом»
Методическая разработка
Ансамблевое музицирование
в классе аккордеона
Составитель: Тарабукина Надежда Ивановна,
преподаватель по классу аккордеона
с. Усть-Кулом
2023год
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………........ 3
I.Формирование навыков ансамблевой игры........................ 5
1.1. Выбор партнёра и репертуара……………………………… 7
1.2. Работа над музыкальным произведением…………………. 9
1.3. Основы ансамблевой техники…………………………… 10
1.4.Темп…………………………………………………………..11
1.5. Динамика…………………………………………………….11
1.6. Работа над штрихом……………………………………… 12
1.7. Чтение нот с листа…………………………………………..12
1.8. Память………………………………………………………..13
II. Подготовка к концертному выступлению………….. 14
2.1. Игровые способности……………………………………….15
III. Заключение............................................................................16
IV. Список литературы………………………………………..17
ВВЕДЕНИЕ
Все самое главное в жизни у человека начинается с детства. Музыка – язык души. Учить трудиться душу надо с самого раннего детства, иначе, как показала жизнь, будет поздно. Вот почему так важно всех детей приобщать к музыке, не скупясь в расходах и не задумываясь над тем, станут они профессиональными музыкантами или нет. Опыт показывает, что все коснувшиеся музыки по-настоящему выросли хорошими, честными, полноценными людьми. А.Гольденвейзер писал: «Почти каждый человек, за исключением глухих от рождения, обладает в той или иной мере музыкальностью и способностью ее развивать».
Современная музыкальная педагогика наряду с индивидуальным подходом к учащимся, который является основным в работе по специальности, уделяет всё более пристальное внимание различным формам коллективного музицирования. Ансамблевая игра издавна известна не только как разновидность исполнительской деятельности, но и как вид и форма обучения музыке.
Охватывая значительный пласт детей, школа в последнее время часто сталкивается с психологическими трудностями у ряда обучающихся детей. Эти ученики в своем большинстве проявляют недостаточные музыкальные данные, нередко у них наблюдаются проблемы в нервно-двигательной сфере. Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием надо заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
Ансамблевое музицирование позволяет эффективно решать узко-технологические проблемы совершенствования игровых навыков, развивать весь комплекс музыкальных способностей, способствует активизации занятий и стабильности публичных выступлений.
Цель работы: определить особенности ансамблевого музицирования и его роль в обучении игре на аккордеоне (баяне), а также способы его эффективного использования.
Задачи:
Ансамблевое музицирование способно значительно повысить заинтересованность учащихся, способствовать установлению благоприятной педагогической атмосферы на занятиях, созданию ситуации успешного исполнения музыкальных произведений. Испытав радость успешных выступлений в ансамбле, учащийся начинает более комфортно чувствовать себя и в качестве исполнителя-солиста.
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ АНСАМБЛЕВОЙ ИГРЫ
Игра в ансамбле, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку художественное творчество является его системообразующим стержнем и органично влияет на развитие творческих способностей учащихся. Несмотря на данную от природы способность к творческой деятельности, только целенаправленное обучение дает возможность обеспечить высокий уровень ее развития. Не оспаривая важности ансамблевого музицирования в развитии учащихся любых возрастных групп, считаю важным подчеркнуть, что исследование психологических особенностей подростков позволяет говорить об особой актуальности этого вида работы именно в подростковом возрасте в связи с определенными изменениями в структуре психики подростка. К таковым следует отнести ведущую роль интереса в структуре личности подростка, потребность в общении (прежде всего со сверстниками), способность к абстрактному мышлению, повышенную эмоциональность. Все эти особенности делают подростков восприимчивыми к ансамблевому музицированию, как виду совместной деятельности.
Многие учащиеся моего класса, окончившие основной курс обучения, продолжают заниматься в ансамбле. Это происходит благодаря сформированному за годы обучения интересу к ансамблевому музицированию и потребностью поддерживать дружеские отношения в сложившемся коллективе.
Приступать к формированию навыков ансамблевой игры можно и нужно на раннем этапе обучения. Участники ансамбля – это индивидуальности. У каждого свой характер, свои привычки, свой круг интересов. Как же объединить разных по своему складу детей, чтобы это способствовало наибольшей эффективности в работе? Прежде всего, участников ансамбля сплачивает общая цель, общая идея. Иными словами, говоря, дело коллектива, его интересы должны стать в то же время и личными интересами каждого участника ансамбля. Только вера в перспективу ансамбля, в его настоящее и будущее может создать творческую атмосферу, помогающую в каждодневной напряженной работе.
И первейшая задача руководителя ансамбля – объединить участников в сплоченный коллектив, определить его ближайшие задачи, наметить перспективы работы. А для этого я вовлекаю исполнителей в творческий процесс, делаю их активными соучастниками в «общем деле».
Я стараюсь определить четкие задачи и для себя, и для своих обучающихся.
Для себя:
* определить состав ансамбля;
* подобрать репертуар с учетом исполнительских индивидуальных возможностей обучающихся и задач, стоящих перед коллективом (участие в конкурсах, концертах…)
* сделать, если это необходимо, аранжировку, переложение, адаптировать текст к возможностям учащихся, внести в партии коррективы и максимально подробные указания темпа, характера, штрихов, динамики, нюансов;
* тщательно разработать планы уроков на отдельных стадиях работы, что позволяет рационально и эффективно использовать время, отведенное на репетиции;
* выстроить свои отношения с обучающимися таким образом, чтобы позволить им развиваться в индивидуальном плане, достигая наилучших результатов;
* довести работу в классе до конечного результата – выступление на концертах, конкурсах и т.д.
Задачи обучающихся:
*научиться понимать исполняемые произведения: стиль, характер, строение, фактуру. Различать партии, ведущие основную мелодию, подголосок, аккомпанемент, басовую линию;
* уметь читать с листа партию, ориентироваться в ней, исполнять её, следуя замыслу и избранной трактовке;
* добросовестно и ответственно относиться к репетициям и выступлениям.
1.1. Выбор партнёра и репертуара
Начинать ансамблевое обучение лучше с дуэта "учитель - ученик". Юный исполнитель, ощущая поддержку педагога, охотно включается в процесс совместного музицирования и осознает свою равноправную роль в ансамбле. В данной ситуации учитель выступает чутким партнером и внимательным наставником, который стремится выработать у своего подопечного важнейшие навыки ансамблевой игры и способствует преодолению различных психологических напряжений - зажимов, которые возникают у ребенка в ходе сольного исполнения. Совместные выступления ученика с педагогом позволяют ребенку уже на раннем этапе обучения почувствовать себя артистом и надолго остаются в памяти, стимулируя дальнейшие занятия на инструменте. Но большей внимательности, концентрации внимания, ответственности, умению слушать себя и другого, дети учатся при игре в ансамбле друг с другом.
Одной из важных задач является подбор участников ансамбля, равных по своей технической подготовке, исполнительскому уровню и владению инструментом. Ученик проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Также надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если коллектив состоит из людей уважающих и ценящих друг друга, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Разнообразный ансамблевый репертуар обогащает творческое мышление и музыкальный вкус юного музыканта и должен формироваться учитывая интересы и вкусы обоих партнеров. Одним из решений этой задачи является привлечение в репертуар ансамбля современных произведений. Это могут быть песни из кинофильмов, песни, исполняемые современными музыкальными коллективами, при условии, разумеется, что эти произведения имеют известную художественную ценность. Исполнение знакомого и популярного музыкального материала способно вызвать живейший интерес участников ансамбля.
А распределяя по партиям учитывать специфические особенности каждого ребенка: музыкальность, техническую подготовку, объем руки. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором - он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения.
На первом этапе участники ансамбля учатся слушать мелодию и второй голос, аккомпанемент. Нужно научиться слушать не только то, что играешь сам, а одновременно и то, что играет твой партнер, то есть общее звучание в целом. Искусство слушать и слышать своих партнеров – очень трудное дело.
Произведения должны быть с яркой запоминающейся несложной мелодией, второй голос – с четким ритмом. Ведь большая часть внимания направлена на чтение нот. В целях расширения музыкального кругозора и развития навыков чтения нот с листа, желательно знакомить детей с большим числом произведений, не доводя их до уровня концертного выступления. Подбор нотного материала должен подчиняться двусторонней задаче: обеспечить достаточную начитанность в различных стилях музыки и развить у учащихся живой интерес к игре в ансамбле.
Работа над музыкальным произведением
Приступая к работе над музыкальным произведением, преподаватель должен дать общее представление о характере его музыкального содержания. Для этого нужно проиграть пьесу целиком или прослушать ее в записи. Затем необходимо рассказать о значении и функции каждой из партий. Так же следует познакомить учащихся с автором, эпохой, содержанием, формой и стилем изучаемого произведения.
Работая с учеником над нотным текстом его партии, педагог, будучи первым партнером ученика, добивается чистой мелодической и гармонической интонации. Убедителен метод наглядности и в работе над ритмической стороной произведения, нюансами, штрихами. Ученик осознает, что игра в ансамбле предъявляет к этим элементам особые требования, большие, чем при игре соло.
До встречи с партнерами ученик должен твердо знать текст своей партии со всеми штриховыми и нюансовыми обозначениями. Тогда он, получив представление о разучиваемом произведении в ансамбле с педагогом, готов к коллективным занятиям.
На первом коллективном занятии педагог наглядно объясняет ученикам роль каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов, распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую и др. С первых уроков ансамбля надо стараться воспитать в ученике сознание равной ответственности за исполнение каждой партии, каждого голоса, умение подчинить свой голос общим задачам данного произведения, понимание каждого эпизода в контексте.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:
-знакомство ансамбля с произведением в целом;
-техническое освоение выразительных средств;
-работа над воплощением художественного образа.
Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом.
На втором этапе работы над произведением основной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей.
Основы ансамблевой техники
Технически грамотная ансамблевая игра предусматривает достижения синхронности ансамблевого звучания. Под синхронностью ансамблевого звучания следует понимать точность совпадения во времени сильных и слабых долей каждого такта, предельную точность при исполнении мельчайших длительностей всеми участниками ансамбля.
При рассмотрении проблемы синхронного исполнения нужно выделить три момента: как начать пьесу вместе, как играть вместе и как закончить произведение вместе. В ансамбле должен быть исполнитель ,выполняющий функции дирижера, он обязан иногда показать вступления, снятия, замедления.
Синхронность звучания является результатом важнейших качеств ансамбля и одним из технических требований совместной игры. Одновременное вступление обычно достигается незаметным жестом одного из участников ансамбля. С этим жестом полезно посоветовать исполнителям одновременно взять дыхание и показать вступление небольшим кивком головы, состоящим из двух моментов: едва заметного движения вверх (ауфтакт) и затем – чёткого, довольно резкого (раз) движения вниз. Последнее служит сигналом к вступлению. Кивок не всегда делается одинаково, всё зависит от характера и темпа исполняемого произведения. Когда произведение начинается из-за такта, то сигнал, по сути, такой же, с той разницей, что если в первом варианте при подъёме головы была пауза, то в данном случае она заполняется звучанием затакта. На репетиции можно просчитывать пустой такт, могут быть слова. В достижении синхронности ансамблевого звучания многое зависит от характера музыки. Замечено, что в пьесах активного, волевого плана это качество достигается быстрее, чем в пьесах спокойного созерцательного характера. То же самое можно сказать и относительно «старта».
Вряд ли есть необходимость подчёркивать, насколько важно закончить произведение вместе, одновременно:
а) последний аккорд – имеет определённую длительность, - каждый из ансамблистов отсчитывает «про себя» метрические доли и снимает аккорд точно во время.
б) аккорд – над которым стоит фермата, продолжительность которого необходимо обусловить. Все это отрабатывается в процессе репетиции. Ориентиром снятия может также быть и движение кивок головы.
Технически грамотное ансамблевое выполнение предусматривает: уравновешенность в силе звучания всех партий (единство динамики) и согласованность штрихов всех партий (единство приёмов и фразировки).
Когда учащийся впервые получит удовлетворение от совместно выполненной работы, почувствует радость общего порыва, взаимной поддержки – можно считать, что занятия в классе дали принципиальный результат. Пусть даже это исполнение ещё далеко от совершенства, всё можно выправить дальнейшей работой.
1. Темп
Большое значение в ансамблевом исполнительстве имеет темп, который определяется ритмическим рисунком мелодии или голосами сопровождения, например, в виде гармонической фигурации. Один из партнеров приобретает функции «ведущего», а другой - «ведомого». Эти функции в процессе исполнения меняются. При ансамблевой игре партнеры должны определить темп, еще не начав совместного исполнения, и в процессе игры темпо-ритм должен быть коллективным. Отсутствие ритмической устойчивости часто связано с тенденцией к ускорениям, что обычно происходит при crescendo, в пассажах при желании «проскочить» трудные технические места. В дуэте же непременно один из участников оказывается как бы корректором.
Один из главных показателей качества ансамблевой игры - синхронность звучания. Необходимо, чтобы все ускорения и замедления темпа были прочувствованы и отработаны, при этом, не становясь заученными раз и навсегда. Работая над ансамблевой слаженностью, необходимо разучивать произведение в медленном темпе. Именно в медленном темпе будут выявлены и устранены различные неточности, отработаны и закреплены основные элементы исполнительского замысла. Проигрывая произведение в среднем темпе, желательно в первую очередь обращать внимание на то, чтобы исполнение выявляло музыкальное развитие, динамику и агогику. Даже когда работа над произведением близится к завершению, целесообразно периодически возвращаться к медленному и среднему темпу.
1. Динамика
Аналогичный принцип должен соблюдаться и при работе над динамическими оттенками. В отличие от сольного исполнительства, варьирование динамического рисунка во время эстрадного выступления одним из ансамблистов может негативно сказаться на качестве исполнения, разрушив целостность и выразительность звучания.
Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального произведения. Для примера во время занятий можно предложить детям исполнить отрывок изучаемого произведения, изменив всю его динамику. Результаты такого исполнения «наоборот» очень убеждают учеников.
Важность точного соблюдения каждым участником ансамбля динамических требований должна быть осознана учениками с первых уроков. К тому же нельзя допускать и формальной идентичности исполнения динамических указаний. Педагог учит умению правильно исполнять тот или иной общий нюанс в разных голосах в зависимости от их смысловой нагрузки, пониманию относительности звучания одного и того же нюанса (пиано мелодии ярче, чем пиано сопровождающей фигуры). Нюансы нередко становятся причиной изменений темпов (форте – быстрее, пиано - медленнее, крещендо - ускоряя…). С первых занятий педагогу нужно обращать на это постоянное внимание.
1. Работа над штрихами
Игра в ансамбле требует особого внимания к точному выполнению штрихов. Каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность зрительного восприятия ансамбля и мешает, конечно, партнерам, а главное, наносит ущерб выразительности исполнения, так как штрихи несут большую динамическую и смысловую нагрузку. Естественно, применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, нюанса, темпа, ритмического рисунка.
Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Синхронность является первым техническим требованием игры. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку.
Конечно, приходится учитывать уровень продвинутости учащихся, а также количество участников ансамбля, так как чем больше состав ансамбля, тем затруднительнее синхронное исполнение сложных штрихов.
1. Чтение нот с листа
С ансамблем обязательны занятия чтением нот с листа. Нужно выбирать более легкие произведения, чтобы технические трудности не отвлекали при этом ученика от основных задач. Каждый ученик получает первые навыки игры с листа на занятиях по специальности. Но на уроках ансамбля чтение нот проходит эффективнее и вызывает больший интерес у детей. Наглядная необходимость подчинения общему пульсу помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа. Контакт с партерами обеспечивает поддержку, увеличивая вместе с тем ответственность каждого за текст. Приобретается умение, ошибаясь, оставаться в ансамбле, не мешая партнерам, ученик убеждается в ценности грамотной удобной аппликатуры, помогающей быстрому «схватыванию» текста.
Чтение нот с листа в ансамбле как бы демонстрирует ученику недопустимость каких-либо поправок, остановок, пренебрежения к паузам, нюансам. Дети учатся пропускать «непрочитавшиеся» ноты ради своевременного, точного прихода к тактовой черте, «не выскакивать» в паузах, читать обозначения нюансов сразу, вместе с нотами, особенно четко реагируя на пиано, быстро ориентироваться в музыкальном материале. С самого начала я приучаю детей, чтобы один из играющих не прекращал игру при остановке другого. Это научит исполнителя быстро ориентироваться и вновь включаться в игру.
Практика показывает, что умение хорошо читать с листа – необходимый компонент творческой деятельности и профессионала, и участника самодеятельности. Успех обучения зависит от того, насколько серьезно и регулярно ведутся такие занятия с самых первых ступеней музыкального образования. Очень большую пользу уроки чтения с листа приносят воспитанию уверенности на эстраде, исполнительской «цепкости» - качеств, необходимых для публичных выступлений.
1. Память.
Ансамблевое исполнение имеет свою специфику запоминания произведения наизусть. Если в сольном музицировании при выучивании наизусть очень часто преобладает механическое выучивание, то игра в ансамбле требует более углублённое понимания произведения, его образно-поэтической сущности, особенности его структуры формообразованияи т.д. – основное условие успешного, художественно -полноценного запоминания музыки.
Ансамблевое исполнение будет способствовать не механическому запоминанию, а откроет путь для развития аналитической, логической, рациональной памяти (с опорой на фактический анализ).Прежде чем перейти к заучиванию ансамбля наизусть, партнёры должны понять музыкальнуюформу в целом, осознать её как некое структурное единство; затем переходить кдифферинцированному усвоению составляющих её частей, к работе над фразировкой, динамическим планом и т.д. Исполнителю, как первой, так и второй партии необходимо иметь представления каждой партии, а также заострить внимание на гармоническом анализе и, опираясь на гармонию, нужно учиться мысленно, слышать всю музыкальную ткань произведения.
Способ «умозрительного» запоминания, лишённого опоры на реальное звучание, основывается исключительно на внутрислуховых представлениях.
ПОДГОТОВКА К КОНЦЕРТНОМУ ВЫСТУПЛЕНИЮ
Итог кропотливой и многосторонней работы – концертное выступление. Для любого исполнителя, тем более для неопытного ансамбля выход в большой зал, всегда стресс. Репетиционные занятия проходят в классе, в камерной акустике, естественной для ансамблевого музицирования. В классе вырабатываются соответствующие манера и тон подачи реплик, соизмеряются параметры – f и p, налаживается контакт между партнерами, то есть они чувствуют себя вполне естественно и свободно.
Однако первая репетиция в зале может принести больше огорчений, чем радости, как самому ансамблю, так и его руководителю. Партнеры плохо слышат себя и друг друга и явно испытывают психологический дискомфорт. От прежнего классного исполнения, яркого и убедительного, остаётся лишь воспоминание. Шероховатости, которые в классе казались незначительными, на сцене могут превратиться в недостатки, порой влияющие на интерпретацию произведения в целом. Здесь появляется концертное волнение, которое нужно рассматривать, как разновидность эмоциональных состояний, которые зависят от личностных особенностей индивидуума. Есть две разновидности эстрадного волнения: «волнение -подъём» и «волнение -паника». Одному волнение помогает блестяще справиться со своей творческой задачей, способствует большей яркости исполнения, лучшему контакту исполнителя со слушателем, то другому приходиться затрачивать массу лишней энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата.
В такой ситуации педагогу приходится менять задуманное, ставить перед ансамблем новые цели. Многие педагоги, музыканты практикуют так называемый “прогон” – безостановочное исполнение пьесы от начала до конца, обычно приглашая “для публики” учащихся класса и друзей. Такие репетиции - концерты помогают не только ощутить целостность исполнения, но и адаптировать исполнителей к сцене. Приобретение уверенности на сцене -это длительная работа музыканта. Замечательный альтист и педагог В.В.Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: «Не играй лучше, чем ты можешь», - снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости. Полная отдача воплощению музыкального образа, процесс открытия, показ прекрасного в произведении, бережность к каждой детали и жажда выявить это в реальном звучании – вот путь преодоления сценического страха.
2.1. Игровые способности.
Рассмотрев положительное влияние ансамблевого музицирования на развитие музыкальных способностей ребёнка на начальном этапе формирования (слуха, памяти). А теперь хочется заострить внимание на положительном эффекте ансамблевой игры в процессе развития игровых способностей. Именно благодаря проявляемому интересу к ансамблю на начальном этапе, легко и без болезненно происходит организация игрового аппарата ребёнка, с большим эффектом он осваивает основные приёмы звукоизвлечения, знакомится с различными типами фактур.
На первый взгляд двигательные навыки при игре в ансамбле развиваются достаточно традиционно: то же постепенное охватывание звукоряда, введение всё новых ритмов и т.д. Но это только на первый взгляд. Практика показала, что двигательные навыки развиваются при ансамблевой игре значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, так как получают мощную поддержку со стороны слуха учащегося.
Всем известна склонность к подражанию. Эта склонность может принести большую пользу и ученику, и педагогу в налаживании необходимых удобных игровых движений, в выработкеправильной посадки за инструментом, в умении достичь певучести звука, ведении меха и многодругого; то есть в формировании целого комплекса знаний, умений и навыков будущего музыканта.
В ансамбле с огромной силой проявляется действие одной из важнейших социально-психологических функций музыкального искусства – коммуникативной. Роль общения в ансамбле возрастает до уровня духовных, личностных взаимоотношений. Помимо развития профессиональных музыкальных умений и навыков, игра в ансамбле не в меньшей степени учит понимать партнера, прислушиваться к нему. Занятия в ансамбле сближают учащихся, развивают в них чувство взаимопонимания и взаимной поддержки. Именно такой творческий коллектив решает проблемы воспитания профессиональных и личностно-коммуникативных качеств каждого участника ансамбля в отдельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из своего опыта работы, хочется сказать, что ансамблевое музицирование способствует интенсивному развитию всех видов музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, полифонического, тембродинамического) ,игра в ансамбле позволяет успешно вести работу по развитию ритмического слуха.
Она помогает заложить элементарные основы ритма, а также овладеть более сложными метро-ритмическими категориями (агогика, пауза и др.), ансамблевое музицирование способствует развитию музыкальной памяти. Работа над ансамблем интенсивно развивает образное мышление учащихся и способствует формированию обобщённых понятий.
Ансамблевая игра оказывает положительный эффект на процесс развития игровых способностей. Ансамблевая игра может быть включена в различные виды деятельности учащихся (импровизация, чтение с листа, подбор по слуху, игра в оркестре). Ансамблевое музицирование представляет форму сотрудничества ученика и учителя.
Главное для всех форм работы, чтобы творческая инициатива оставалась за учеником. Задача преподавателя – развивать и активизировать творческое начало личности ребёнка.
Список литературы:
1. А. Готлиб «Заметки о фортепианном ансамбле». М. 1973.
2. Н. Ризоль. « Очерки о работе в ансамбле». М.1986г.
3. А. Готлиб. « Первые уроки ансамбля».
4. Л. Баренбойм. « Путь к музицированию». М. 1964г.
5. Шрамко В. И. « Класс ансамбля баянов (аккордеонов) – СПб. : “Композитор”, 2008.
6. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика. – Ростов-на-Дону: “Феникс”, 2002.
7. Д. Драгайцева «Ансамблевое музицирование как фактор развивающего обучения» - М., 2005
8. Наумов Г., Лондонов П. Школа игры на аккордеоне. – М.: «Музыка».
9. Абрамова Е.В. Статья «Учите детей музыке. Почему музыкальное воспитание важно»
10. Щапов А.П. « Фортепианная педагогика» М.1960.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.