Муниципальное казенное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Дом детского творчества
Доволенского района Новосибирской области
Рассмотрена и одобрена на заседании Утверждаю
педагогического совета ДДТ ____________________
протокол № __ от_________ директор ДДТ Т.П.Горячая
Авторская образовательная программа
«Умелые руки»
Предусматривает 3 - х годичный курс обучения
Рассчитана на детей в возрасте 6-17 лет
Автор: Вертков Сергей Николаевич
педагог дополнительного образования
с. Довольное
Пояснительная записка
Услышишь – забудешь,
Увидишь - запомнишь,
Построишь – поймёшь
Конфуций
Направленность программы, педагогическая целесообразность.
Сегодня перед обществом с особой остротой стоит вопрос о воспитании личности нового типа – личности неординарной, творчески мыслящей, свободно ориентирующейся в реалиях информационно – насыщенной, пёстрой и разноликой картины мира. Развитие творческих способностей детей является важным фактором их включения в активную деятельность в современных условиях неопределённости и изменчивости.
Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет творческо-практическую направленность, которая является стратегически важным направлением в развитии и воспитании подрастающего поколения. Она доступна не только для детей старшего и среднего школьного возраста, но и для младшего звена. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей. Сегодняшним школьникам, вне зависимости от выбранной специальности, предстоит если не принимать участие в разработке и производстве, то наверняка, вступать во взаимодействие с техническими устройствами. Поэтому актуальность развития направления технического творчества очевидна.
Занятия ребят в объединении "Умелые руки" закрепляют и расширяют школьные знания, трудовые умения и навыки. Позволяют получить, дополнительно к школьным, обширные теоретические и технологические знания и опыт в области разработки и создания различных технических моделей. Развивают творческие способности, формируют психологию созидателя, а также помогают осознанно выбрать профессию. В результате абсолютное большинство ребят, оканчивая школу, продолжают свое образование в техникумах и вузах технического профиля.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность данной программы заключается в следующем: для учащихся, согласно школьной программе, предусмотрено 2 урока технологии и 1 урок изобразительного искусства в неделю, что, несомненно, не удовлетворяет потребностям детей в творческой деятельности. Дети, посещающие группы продлённого дня, имеют мало возможностей для занятий в каких-либо творческих объединениях учреждений дополнительного образования, поскольку большую часть дня проводят в школе. Поэтому на базе Баклушевской средней общеобразовательной школе было решено открыть творческое объединение «Умелые руки». Работа данного объединения не требует наличия специальных рабочих мест или сложного технологического оборудования, занятия проводятся в учебном классе для трудового обучения, а игровая или соревновательная деятельность в спортивном зале или на пришкольном стадионе. Методические пособия и материалы (чертежи и шаблоны, выкройки деталей) для изготовления моделей на первом году обучения разработаны автором программы и адаптированы к конкретным навыкам работы, заложенным в программе. Для работы на втором и третьем году обучения используются чертежи и материалы, как публикуемые в различных технических изданиях, так и разработанные автором программы, с целью усовершенствования кружковцами приобретённых навыков. Для работы в старшей возрастной группе используются чертежи, в основном реальной техники, для изготовления моделей-копий различного класса и масштаба.
В отличие от типовой программы по техническому творчеству для учреждений дополнительного образования, данная программа переработана и дополнена с учетом опыта работы автора с детьми, а также коллег по сходным направлениям и информацией из литературных источников по техническому творчеству.
Цели и задачи программы.
Цель программы: Создание условий развития личности через занятия в техническом объединении.
Успешно реализовать данную цель помогут следующие задачи:
Образовательные:
· Научить первоначальным правилам инженерной графики, навыкам работы с чертёжными, столярными и слесарными инструментами, материалами, используемыми в работе.
· Сформировать допрофессиональные умения и навыки технического конструирования.
Развивающие:
· Развить у детей техническое мышление, образное мышление;
· Создать условия к саморазвитию обучающихся;
· Формировать исследовательскую деятельности в работе с различным материалом.
Воспитательные:
· Воспитать уважение к труду, техническому творчеству;
· Формировать чувства коллективизма.
Принципы реализации программы
В процессе занятий техническим творчеством педагог продлевает путь воспитанника от его субъективного открытия к настоящему, направляет творчество не только " вовне" на создание новых идей, разработок, но и " вовнутрь", на самопознание и созидание своего " Я", новых возможностей разума и воли. На занятиях развивается:
· мелкая моторика рук;
· образное и логическое мышление;
· зрительная память;
· дизайнерские способности;
· внимание;
· аккуратность в выполнении работ.
При этом необходимо добиваться, чтобы и сами обучающиеся могли осознать собственные задатки и способности, поскольку это стимулирует их развитие. Тем самым они смогут осознанно развивать свои мыслительные и творческие способности.
Деятельность, общение и отношения строятся на следующих принципах:
1. Принцип самоактуализации. В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих творческих способностей. Важно пробудить и поддержать стремление воспитанника к проявлению и развитию своих природных и социально приобретенных возможностей.
2. Принцип индивидуальности. Создание условий для формирования индивидуальности личности обучающегося. Необходимо не только учитывать индивидуальные особенности воспитанника, но и всячески содействовать их дальнейшему развитию.
3. Принцип творчества и успеха. Благодаря творчеству, обучающийся выявляет свои способности, узнает о «сильных» сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я-концепции личности воспитанника, стимулирует осуществление ребенком дальнейшей работы по самосовершенствованию и самостроительству своего «Я».
4. Принцип доверия и поддержки. Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его стремлений к самореализации и самоутверждению должны прийти на смену излишней требовательности чрезмерного контроля.
5. Принцип инновационности: быстрое реагирование на изменяющиеся образовательные условия, новые идеи и перспективы;
Возраст обучающихся, режим занятий, сроки реализации программы
Возраст воспитанников в группах: от 6 до 17 лет.
Программа рассчитана на три года обучения.
· Начальный уровень предполагает фрагментарное знакомство с занимательными фактами и явлениями в области техники, а также моделирования из подручного материала.
· Базовый уровень, содержит достаточный и необходимый объём для того, чтобы обучающийся мог самостоятельно заниматься данным видом деятельности на репродуктивно-практическом уровне.
· Уровень углубленного образования, характеризуется элементами поисковой, исследовательской, эвристической, экспериментальной и креативной деятельности.
Количество учащихся составляет для первого года обучения до 10 человек, для последующих лет обучения до 15 человек. В группе старших школьников 3-го года обучения происходит разделение на подгруппы 4 –7 человек, что обусловлено сложностью и большим объёмом работ по изготовлению. Кроме того, проводится индивидуальная форма обучения, обусловленная различным уровнем подготовки учащихся и их индивидуальными особенностями.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).
2-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часа в неделю, 16 часов в месяц, 144 часа в год).
3-й год обучения 2 раза в неделю по 2 часа (4 часов в неделю, 16 часа в месяц, 144 часа в год)
Первый год обучения.
Пояснительная записка
В младшем школьном возрасте ребенок хочет делать все сам. В данном
случае, предусмотрена работа пальцев, которая развивает творческое мышление,
мелкую моторику рук, технические умения и навыки.
На начальном этапе предполагается работа с
плотным картоном. Из него можно сделать модели машин, которые легко разбираются
и собираются. Если модель можно собрать и разобрать, то она вполне может
заменить конструктор. Начальным изделием является макет. Его можно только
выставлять. Далее дополняя макеты колесами, получаем модель, которую можно
привести в движение при помощи рук. Следующий этап усложнения -. использование
в работе резины, за счёт чего эти модели могут двигаться. Дети получают знание
основ черчения и сразу же используют их в работе, приобретая устойчивые навыки.
Они уже могут разобраться в несложных чертежах, схемах. Кроме того, требуется,
чтобы ребенок, изготовивший модель, смог рассказать о проделанной работе в
устной и в письменной форме. На начальном этапе занятия индивидуальные. Самое
большое допустимое количество ребят - 10 человек. Возраст
воспитанников с 6-11 лет.
Цель первого года обучения: овладеть начальными умениями и навыками по техническому моделированию.
Задачи:
· Развитие технического творчества детей
· Популяризация технического образования
· Формирование умений и навыков моделирования и конструирования
· Воспитание всесторонне развитой, социально компетентной личности.
Требования к умениям и навыкам:
· Ребенок должен знать названия всех используемых инструментов, для чего они предназначены, и уметь их применять на практике;
· Ребенок должен самостоятельно конструировать свои модели;
· Ребенок должен знать простые понятия по черчению, геометрии и уметь использовать их на практике.
· Хорошо знать правила по технике безопасности.
Тематическое планирование.
№ |
Содержание |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Введение в образовательную программу. Техника безопасности. |
2 |
2 |
0 |
2 |
Архитектура |
32 |
11 |
21 |
3 |
Автомоделирование |
27 |
9 |
18 |
4 |
Авиамоделирование |
24 |
6 |
18 |
5 |
Судомоделирование |
26 |
11 |
15 |
6 |
Воздушные змеи |
15 |
5 |
10 |
7 |
Самоделки |
16 |
4 |
12 |
8 |
Резерв |
2 |
1 |
1 |
Итог |
144 |
49 |
95 |
Содержание программы 1 года обучения.
Введение в образовательную программу. Техника безопасности.
Архитектура
Архитектура. Картонный домик. Шаблон, чертеж,
вырезание при помощи чертежа. Крепежные замки, сгибы, использование резца.
Усовершенствование внешнего вида домика, покраска, сборка домика. Составление
техпаспорта. Выставка по архитектуре. Рассказ автора. Защита своего проекта.
Автомоделирование
Силуэтные автомодели. Шаблон, чертеж. Вырезание
из картона с помощью шаблона окон и дверей. Изготовление крепежных замков,
отделка, вмонтирование крутящихся колес, вмонтирование резинового двигателя,
отделка. Выставка.
Авиамоделирование
Авиамодель. Поделки из бумаги: вырезание с
использованием шаблона, закрепление, склеивание, обработка, покраска,
подгонка, усовершенствование. Изготовление вертолета. Вмонтирование колес,
изготовление вертолета с помощью шаблона. Изготовление винта, вмонтирование
двигателя на основе резины. Отделка внешнего вида, покраска, прорисовка,
пробное пускание. Выставка авиамоделей.
Судомоделирование.
Судомодель. Изготовление катера из картона.
Шаблон, чертеж, закрепление, склеивание катера, упрочнение, прилаживание
двигателя на основе резины. Пробное пускание катера, подготовка двигателя
Выставка судомоделей.
Воздушные змеи
Плоский змей. Изготовление реек. Изготовление каркаса змея, пошив материи. Окончательная обработка. Пробное пускание. Выставка воздушных змеев.
Самоделки
Самоделки. Самоделки - игрушки для таскания на
веревке. Самоделки - игрушки с ветряным двигателем. Самоделки-игрушки,
двигающиеся при толкании. Изготовление собственной игрушки, покраска и
усовершенствование самодельных игрушек. Выставка самодельных игрушек.
В результате 1-го года обучения
предполагается, что воспитанники получат основные
умения:
·
самостоятельно пользоваться литературой для
изготовления
поделок;
· планировать порядок рабочих операций;
· производить разметку, делать необходимые измерения и вычисления;
· постоянно контролировать свою работу;
· изготавливать несложные модели;
· пользоваться простейшими инструментами.
Владеют основными навыками:
· работы с бумагой и картоном;
· работы с бросовым материалом;
· самостоятельного построения развертки поделок для их изготовления.
Должны владеть следующей терминологией: рабочее место, материал, инструмент, план, конструкция, деталь, квадрат, овал, плоскость, ребро, разметка, шаблон, трафарет, развёртка, клапан, оригами, аппликация, болтовое соединение, отвёртка, бумага: самоклеющая, бархатная, гофрокартон, клей силикатный, ПВА.
Пояснительная записка.
Данный курс направлен на предпрофильную подготовку учащихся 5-9 классов, является органичным продолжением предыдущего. Он соответствует требованиям преемственности, непрерывности развития технического творчества, постоянно совершенствуясь, адаптируясь к новым возникающим условиям. В техническом объединении есть одна особенность - если ребенок умеет что-то делать, то он обязательно научит этому и других, поэтому на данном этапе обучения часто проводятся интегрированные занятия.
Возраст 11-15 лет согласно классификации - период развития умений, когда ребенок особенно активно развивается физически. В этом возрасте дети непоседливы, подвижны, поэтому необходимо использовать в учебном процессе их любознательность, активность.
Цель: формирование у подростков технического, конструкторского и образного мышления.
Тематическое планирование
№ |
Содержание |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
Автомоделирование |
42 |
14 |
28 |
3 |
Судомоделирование |
26 |
9 |
17 |
4 |
Авиамоделирование |
20 |
6 |
14 |
5 |
Художественная обработка металла |
52 |
11 |
41 |
6 |
Резерв |
2 |
1 |
1 |
Итог |
144 |
42 |
102 |
Содержание программы 2 года обучения
Вводное занятие.
Общие вопросы организации работы. Техника безопасности.
Автомоделирование.
Автомодель. Изучение схемы мотора, установка
электросхем, подготовка гнезда для батарейки, выключателя. Вмонтирование
мотора, вмонтирование двигателя, батарейки. Пробное запускание. Выставка
автомоделей.
Судомоделирование.
Судомодель. Изучение мотора, пайка, сборка,
подготовка к приладке мотора к катеру. Планирование электросхемы судна,
установка электросхем, подключение, подготовка гнезда для батарейки,
выключателя, прилаживание двигателя, пробное запускание. Выставка судомоделей.
Стендовая защита работ.
Авиамоделирование.
Авиамодели планеры из пенопласта, планеры без
мотора, планер с резино- мотором, планеры для настольных игр. Запуск с помощью
леера и без него. Выставка авиамоделей. Мини соревнования по простейшим
авиамоделям.
Художественная обработка металла
Художественное
конструирование и техническое моделирование. Материалы и инструменты. История
рыцарских доспехов. Рыцарские доспехи. Изготовление лат: нагрудника и спины.
Типы и форма лат. Предназначение. Бармица. Налокотники. Наручи. Оплечье.
Прикрытие для шеи. Набрюшник. Кресцовое прикрытие. Демонстрация готовых
рыцарских доспехов.
В результате 2-го года обучения дети
получат следующие основные знания:
· свойства древесины, пенопласта;
· основные понятия и термины аэро и гидродинамики;
·
обозначение размеров на чертежах, общие
правила выполнения чертежей.
Владеют:
· приёмами обработки пенопласта (механическая и термическая) и древесины;
· технологией постройки различных моделей.
Должны уметь:
· Изготавливать деталь по чертежу;
· Измерять габариты изделия и наносить их на чертёж;
· Копировать изображение несколькими способами;
· Пользоваться разными клеями, масляными красками;
· Макетировать из ватмана и пенопласта;
· Организовать свой труд.
Должны владеть следующей терминологией: прямой угол, вертикаль, горизонталь, диагональ, симметричная фигура, центр тяжести, сверло, ручная дрель, тиски, напильник, наждачная бумага, пенопласт, поролон, пластмасс, бумага: глянцевая, матовая, ватман, копировальная, калька, клей «Момент», замысел, технология, виды проекций, картон ламинированный, полиэтилен, оргстекло, сталь, алюминий, дюралюминий, медь, габариты, диаметр, радиус, меры длины, веса, угла, объёмные фигуры, пирамида, конус, киянка, клещи, разводной ключ, ножовка по металлу, плоскогубцы, болт, шуруп, слесарь, токарь, столяр, плотник, электрик, дизайнер.
Пояснительная записка.
Третий год обучения направлен на развитие пространственного мышления, расширения базы школьных знаний в области практического конструирования. Учитывает возрастные и психологические особенности учащихся (15-17лет) курс составлен по принципу постепенного нарастания степени сложности материала. Программа предусматривает изучение необходимых теоретических сведений по радиотехнике и выполнение монтажных, сборочных и наладочных работ по изготовлению радиоустройств. Выбирая, разрабатывая и монтируя те или иные конструкции, кружковцы должны иметь четкое представление о принципе их действия, назначение отдельных деталей и узлов.
На учебных занятиях обращается особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, на выполнение эколого-гигиенических требований при работе с радиоэлектронной техникой при монтаже и пайке РЭА. Содержание программы реализуется во взаимосвязи с изучением наук в школе. Теоретические знания значительно углубят знания учащихся по физике.
Цель: обучение воспитанников основам радиоэлектроники с ориентацией их на получение радиотехнических и радиоинженерных специальностей в колледжах, вузах.
В основу образования по данному курсу положен принцип интеграции теоретического обучения с процессом практической, исследовательской, самостоятельной, научной деятельности воспитанников и технико-технологического конструирования, который определяет задачи:
· формирование творческой личности с активной позицией к самообразованию и творчеству;
· ранняя ориентация на новейшие технологии и методы организации практической деятельности в сфере радиоэлектроники;
· организация разработок технико-технологических проектов.
Тематическое планирование
№ |
Содержание |
Количество часов |
||
Всего |
Теория |
Практика |
||
1 |
Вводное занятие |
2 |
1 |
1 |
2 |
Измерительные приборы и генераторы |
17 |
5 |
12 |
3 |
Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока |
31 |
14 |
17 |
4 |
Пайка и приёмы монтажа |
37 |
9 |
28 |
5 |
Практикум радиолюбителя |
41 |
11 |
30 |
6 |
Заключительное занятие |
14 |
3 |
11 |
7 |
Резерв |
2 |
1 |
1 |
Итог |
144 |
44 |
100 |
Содержание программы 3 года обучения.
Вводное занятие.
Общие вопросы организации работы. Правила безопасности при пользовании электросетью, измерительной аппаратурой, станочным оборудованием, слесарным и монтажным инструментом.
Измерительные приборы и генераторы.
Понятие о строении вещества, электрическом токе и его действиях. Гальванический элемент и батарея элементов – источники постоянного тока. Проводники, полупроводники, непроводники, их свойства и применение. Основные электрические величины (напряжение, сила тока, сопротивление). Понятие о переменном токе и его основных параметрах. Авометр – первый измерительный прибор. Назначение и использование авометра в радиолюбительской практике. Генератор сигналов низкой частоты. Генератор сигналов высокой частоты. Частомер. Электронные приборы для измерения напряжения, силы тока. Сопротивления, емкости, индуктивности. Практика пользования авометром, универсальным вольтметром. Исследование сигналов генераторов при помощи осциллографов частомера.
Питание радиоэлектронных устройств от сети переменного тока.
Принцип преобразования переменного напряжения в постоянное. Однополупериодный выпрямитель. Двухполупериодный выпрямитель. Конструкция силовых трансформаторов. Стабилизация выпрямленного напряжения. Параметрический стабилизатор. Компенсационный стабилизатор.
Пайка и приемы монтажа.
Электрический паяльник. Монтаж радиодеталей. Понятие о печатном монтаже и его применении. Правила техники безопасности при работе электропаяльником, слесарными и монтажными инструментами
Практикум радиолюбителя.
Конструирование как один из видов технического творчества. Работа с источниками технической информации. Выбор схем радиотехнического устройства, планируемого для конструирования в лаборатории. Изготовление самодельных деталей. Компоновка и монтаж радиодеталей на плате. Настройка и регулировка изготовленных радиотехнических устройств. Вычерчивание принципиальных схем с обозначением номиналов радиодеталей, режимов работы активных элементов. Разметка монтажной платы и монтаж. Измерение режимов работы устройства, налаживание и испытание. Составление технической документации на законченные работы.
Заключительное занятие.
Защита индивидуальных и коллективных проектов. Отбор лучших устройств на выставку технического творчества. Выставка.
Воспитанники 3 года обучения должны знать:
· правила меры безопасности при работе с электроинструментами;
· методы налаживания, испытания смонтированных устройств;
· элементы технической эстетики;
· основные понятия о системах автоматического регулирования и управления.
Уметь:
· самостоятельно разрабатывать печатные платы для монтажа радиоэлектронных устройств средней и повышенной сложностей;
· разрабатывать различные электронные устройства с применением различных цифровых и аналоговых микросхем;
· применять электро и радиоизмерительные приборы;
· разрабатывать и конструировать учебно-демонстрационные пособия по радиотехнике.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.