МКУ ДО «Дом детского творчества» г. Новопавловска
Открытое занятие по теме «Диалог»
Методическая разработка (для руководителей театральных кружков, студий)
Автор Сидорова О. Г.
Педагог дополнительного образования
МКУ ДО «Дом детского творчества»
г. Новопавловска
Октябрь 2014
Пояснительная записка.
Данное занятие способствует повышению и закреплению уровня знаний у кружковцев, развитию творческих способностей. Развивает внимание и память. При правильном обучении, индивидуальном подходе к каждому ребенку, отмечается положительное влияние занятий. Дети лучше общаются друг с другом, стараются проявлять активность, любознательность. Бурный поток фантазии, импровизаций, находит выход в игровых упражнениях. И, конечно, насколько сам педагог будет увлечен, искренен, настолько он получит результат своей работы. Дети очень чувствуют отношение к ним. Для них важно понимать, что их любят, ценят. Обязательно в течение занятия надо похвалить, отметить каждого кружковца, это вселяет в них уверенность.
Тема: Диалог.
Цели: познакомить учащихся, опираясь на их речевой опыт, с понятием “диалог”;
Задачи: предметные:
метапредметные:
Оборудование: 1гр. (ключик, чепчик, очки, нос, колпак Буратино), 2 гр. (лист, шаль, колосок, корзинка), 3 гр. (маска волка, пятачки для поросят).
Ход занятия.
I.Орг. момент.
-Добрый день, дорогие ребята! Я рада видеть вас. Подарите друг другу улыбку и мы начнём наше занятие.
Предлагаю вашему вниманию отрывок из сказки (« Вини-Пух и все-все-все»)
Догадались, о чём пойдет речь на нашем занятии?
II. Речевая разминка .
А начнём мы его с разогревающего массажа. Для чего нужно делать массаж мышц лица.
1 Разогревающий массаж. Цель разогревающего массажа сделать мышцы лица и шеи «теплыми» и послушными. Поэтому разогревается каждая группа мышц. Если попытаться игнорировать массаж, то напряжение с мышц уйдет на связки и все занятия по сценической речи окажутся бессмысленными, если не вредными. МАССИРОВАНИЕ(1-1,5 минуты) начинают с массирования лба от переносицы к вискам. Перед началом потрите ладони друг о друга, чтобы они стали теплыми, а затем с легким усилием проведите подушечками пальцев от переносицы к вискам. Делайте это быстро и энергично. Показатель того, что вы делаете правильно, - лбу стало тепло. После этого переходите к массированию нижнечелюстных мышц от носа к уху. Время и методика массирования те же. Не давайте остывать лбу, время от времени возвращаясь к началу. Совершенно аналогично проводится массирование верхнечелюстных мышц от носа к уху и массирование носовых пазух от начала бровей до верхней губы.
- А для чего нужно постукивание? ( чтобы успокоить нашу кожу)
2 Постукивание (1-1,5 минуты) проводится по тем же местам, что и массирование, с той же интенсивностью и энергичностью. Постукивают одновременно обеими руками. Работают попеременно по три пальца на каждой руке: указательный, средний и безымянный. Постукивают для разогрева ещё и губы. Это постукивание проводится одной рукой, теми же тремя пальцами.
3 Дыхательные упражнения. « Цветочный магазин». Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, низ живота произвольно подтягивается. Выдох медленный, плавный. Упражнение повторить 3-4 раза.
«Комарик» Участники становятся в шахматном порядке. Руки в стороны. Перед носом у каждого вьётся со звуком « з-з-з-з» «комарик». Звук произносится на выдохе, на одном дыхании. На выдохе руки медленно сводятся, и в конце дыхания «комарик» прихлопывается.
«Насос» Участники разбиваются на пары, один из пары – мячик, второй насос. Вначале «мячик» сдут, то есть ребенок в максимально расслабленной позе сидит на корточках на полу. «Насос» со звуком «пс» и сгибаясь в пояснице до прямого угла «накачивает» «мячик». Каждое выпрямление – вдох, каждый наклон – выдох. «Мячик» постепенно « надувается». При этом воздух набирается порциями. Когда «мячик» надут, «насос» выдергивает «клапан», и «мячик» со звуком «ш-ш-ш» сдувается. Выдох происходит длительно, Потом участники меняются ролями. Это упражнение хорошо тем, что каждый ребенок проходит тренинг на длительные вдохи и выдохи.
4 Тренировка речевого голоса
Упражнение1 .«Перекличка в лесу».
Окликните друзей, находящихся неподалеку: «Аа-ааа-ауууу…» Пусть голос звучит негромко, без всякого напряжения, на отзвуке, напоминая отдаленное эхо. Следите за тем, чтобы звуки «а» и «у» возникали не в полости рта, на самом кончике губ. Никто не отозвался…. Позовите чуть активнее: «Эээ – ээ – эй!» Снова никого… Окликните их ещё громче: «Ого – го – гоо…»
Не позволяйте гласным менять позицию, заваливаться назад, не допускайте придыхания, горлового звука, помните, что все звуки берут начало на самых кончиках губ, а не в гортани.
5 Артикуляционные упражнения.
«Хомячок» Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза, я добавляю хвастовство. Участники разбиваются парами и хвастаются лицом друг перед другом, у кого вкуснее жвачка.
«Я» Участники становятся полукругом, и каждый, выходя в центр прикладывает руку к груди, а затем, выбрасывая её вперед с разворотом ладони кверху, произносит «Я». Задача - послать звук вместе с рукой как можно дальше.
«Весело, грустно» (тянем звук С меняя положение губ)
6 «Чистоговорки». (используется мяч, дети перебрасывают его друг другу, таким образом разминаясь)
-Проворонила ворона вороненка.
- Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испек спозаранку.
- Взмокший вол с поклажей воз вдоль дороги вязкой вез.
- В грязи у Олега увязла телега, сидеть бы Олегу до самого снега.
- Груша гусениц не любит, грушу гусеница губит.
- Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.
- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- На крыше у Шуры жил журавль Жура.
- Очень много ножек у сороконожек.
- Соня Зине принесла бузину в корзине.
- Покатил Костя в Кострому в гости.
- Лена искала булавку, а булавка упала под лавку.
Под лавку залезть было лень, Лена искала весь день.
- Филипп к липе прилип, к липе прилип Филипп.
- Кот молоко лакал, а Боря булку в молоко макал.
- Убежала в норку мышка, спать залег в берлогу мишка.
-Мама Милу мыла мылом, Мила мыться не любила.
-Зеленая береза стоит в лесу. Зоя под березой поймала стрекозу.
- В поле Поля поле пашет, ей пилот пилоткой машет.
-Чайничек с крышечкой, крышечка с шишечкой,
Шишечка с дырочкой, в дырочку пар идет.
Пар идет в дырочку, дырочка на шишечке,
Шишечка на крышечке, а крышечка на чайнике.
Вывод:
-Для чего мы делали эти упражнения? (чтобы подготовить органы дыхания и артикуляционный аппарат к речи)
III. Наблюдение, подводящее к теме урока. (инсценировка сказки)
- А сейчас наша домашняя заготовка. Артисты готовы к выступлению, зрители тоже. Насколько успешно им удастся сыграть своих героев - судить вам!
Сказка о грубом слове « Уходи»
Маша и Ойка построили дом из кубиков.
Прибежал Мышонок и говорит:
- Какой красивый дом! Можно я буду в нем жить?
- Уходи отсюда, Мышонок! – сказала Ойка грубым голосом.
Заплакала Маша:
- Зачем ты прогнала Мышонка? Мышонок хороший.
- И ты тоже уходи, Машка! – сказала Ойка грубым голосом.
Маша обиделась и ушла.
Заглянуло в окно Солнце.
- Как тебе не стыдно, Ойка! – сказало Солнце. –
Маша твоя подружка. Разве можно подружке говорить уходи?
Ойка подбежала к окну и закричала Солнцу:
- И ты тоже уходи!
Ничего не сказало Солнце и ушло с неба куда-то. Стало темно. Совсем-совсем темно. Пошла Ойка в лес. И в лесу тоже темно. Ходила-ходила Ойка в темноте, чуть в большую яму не упала.
Страшно стало Ойке.
- Куда же я иду? – заплакала Ойка. – Где мой дом? Я так попаду прямо к Серому Волку! Ой, больше никогда никому я не буду говорить уходи.
Услыхало Солнце ее слова и вышло на небо. Стало светло и тепло.
А тут как раз идет Маша.
Обрадовалась Ойка, говорит:
- Идем ко мне, Маша. Построим новый дом для Мышонка. Пускай он там живет.
Работа со сказкой
Погружение в тему занятия.
-Давайте уточним, о чем же пойдет речь на нашем занятии?
- А для чего нам это нужно? ( диалог – часть нашей речи, а речь - неотъемлемая часть нашей жизни).
- Как строится диалог?
-Что важно в диалоге?
Тренировочное упражнение: построение диалога в форме просьбы - ответа ( вспомогательный материал – ручка).
- Бывают такие ситуации, начинается занятие, а тут выясняется, что вы забыли свою ручку дома или она не хочет писать. Что вы делаете? Конечно, обращаетесь к товарищам с просьбой выручить вас. Давайте поиграем, у вас нет ручки, зато она есть у меня. ( педагог даёт воображаемую ручку с разной мимикой, жестами и интонацией)
- Что вы заметили ?
Вывод : важную роль в диалоге играют мимика, жесты и интонация, поэтому их необходимо контролировать.
Чтение по ролям стихотворения «Перебивалка» А. Кондратьева
-Что вы приготовили к нашему занятию?
-Какое отношение имеет данное стихотворение к нашей теме?
Как вы думаете, как оно называется? (Перебивалка)
Перебивалка.
- За рекой…
- За какой?
- За широкой такой!
Проживал крокодил…
- Что жевал крокодил?
- Не жевал! Про-жи-вал!
Просто жил крокодил!
- Но ведь ты говорил,
Что он что-то жевал?
Или пере-жи-вал?
- Ох, ну ладно, жевал!!
Страшно переживал!
И кусал, и глотал,
Тех, кто пе-ре-би-вал!
- Поделитесь впечатлением.
- Какой вывод можно сделать? ( в диалоге нельзя перебивать собеседника, а нужно выслушивать до конца)
- Почему нужно выслушивать до конца?
V. Игра « Оживи картинку»
- Рассмотрите картинки. Из каких сказок? Кто авторы?
- Как вы думаете, чем мы сейчас займёмся? ( анализ каждого диалога, что удалось, какие были неточности?)
1 группа: А. Толстой «приключения Буратино или Золотой ключик»
.
2 группа: «Дюймовочка» Г. Андерсен
3 группа: «Три поросёнка» английская сказка в обработке С. Михалкова
- Давайте выскажем своё мнение о диалогах по картинкам.
- Зачем нам нужно было это делать?
IV. Вывод об использовании диалога в речи ( проводится в форме беседы)
-Что мы сегодня интересного узнали о диалоге?
- Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?
- Какие затруднения испытывали?
Список использованной литературы.
1.Технология игры в XXI веке. / авторы-составители Мирошкина М.Ф., Фришман И.И. – Москва, 1999г., с. 85, 86, 92.
2.Зайцева О.В., Карпова Е.В. На досуге. Игры в школе, дома, во дворе. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: «Академия развития», 1997г. – с. 153, 154, 155, 157, 164.
3. Захава Б.Е. Мастерство актёра и режиссёра. - М.: Просвещение, 1973.
4.Пикулева Н.В. Слово на ладошке: о вежливости с вами вместе. Игры, считалки, загадки, скороговорки. – М.: Новая школа, 1994г. – с. 98, 105.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.