Методическая разработка "Дидактические игры - ключ к успеху при обучении английскому языку в дополнительном образовании"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Дидактические игры - ключ к успеху при обучении английскому языку в дополнительном образовании"

Оценка 4.6
Научно-исследовательская работа
docx
английский язык
2 кл—11 кл
17.03.2023
Методическая разработка "Дидактические игры - ключ к успеху при обучении английскому языку в дополнительном образовании"
Дидактические игры на занятиях английского языка в дополнительном образовании объединяют детей, помогают лучше усвоить новую лексику, трудный грамматический материал, мотивируют к дальнейшему обучению. Учащиеся во время игровой деятельности расслабляются, не бояться ошибиться, не так эмоционально переживают свои неудачи как при написании самостоятельных работ или сдачи тестов. Особенно по душе пришлись компьютерные игры на интерактивной доске.
Разработка Федоркова А.Н..docx

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РАДУГА» г. СОЧИ

BD21315_

354200, Краснодарский край, г. Сочи, ул. Вокзальная, 2.

тел./факс: (862) 270-38-33/270-38-96

www.sochi-schools.ru/raduga, e-mail: lcdod@edu.sochi.ru

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                         

 

Методическая разработка:

«Дидактические игры  –  ключ к успеху при обучении английскому языку в дополнительном образовании»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор-составитель:

Федоркова Александра Николаевна,

педагог дополнительного образования

первой квалификационной категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Сочи 2023

 

Введение

Дидактические игры на занятиях английского языка в дополнительном образовании объединяют детей, помогают лучше усвоить новую лексику, трудный грамматический материал, мотивируют к дальнейшему обучению.

Учащиеся во время игровой деятельности расслабляются, не бояться ошибиться, не так эмоционально переживают свои неудачи как при написании самостоятельных работ или сдачи тестов. Особенно по душе пришлись компьютерные игры на интерактивной доске. Мои учащиеся – это школьники младших классов. Игра на моих занятиях – это приятный и  полезный бонус после усердной работы, разбора новой темы или успешных контрольных заданий. Уверена, эта разработка пригодится в работе педагогическим работникам, как в дополнительном образовании, так и в основной школе.

 

Актуальность методической разработки в том, что игры на занятиях по английскому языку – это не просто отдых или развлечение, а эффективный метод выполнения поставленных дидактических задач обучения на любом уровне. В игре у всех шансы на победу равны. С ней справится даже неуспевающий ученик. Радость победы, азарт игрового процесса, вовлеченность в действие – все это дает ребятам замечательную возможность преодолеть свою застенчивость, которая часто мешает свободно разговаривать на незнакомом языке, и отлично сказывается на дальнейших результатах обучения.

Во время игрового процесса на занятиях английского языка развиваются личностные качества ребенка:  воображение, внимание, мышление, память, а также стабилизируется и выравнивается эмоциональное состояние учащегося.  Одна из целей современного российского образования состоит в том, чтобы дать каждому ребенку уникальную возможность проявить свои яркие способности и весь свой незаурядный творческий потенциал. Игровой процесс позволяет ребенку обучиться всеми речевыми навыками в нескучной,  веселой обстановке – во время игры. У любого младшего школьника игра вызывает чувство радости и хорошего настроения. Чем свободнее чувствует себя ребёнок в игре, в непринужденной обстановке, тем легче ему будет и в общении.

Игра позволяет интенсивно наращивать словарный запас в языковой практике, создает взаимодействие, на основании которого иностранный язык усваивается более эффективно и осмысленно, является мощным инструментом в руках профессионального педагога. Востребованность игрового обучения определяется в первую очередь сильной мотивацией, высоким интересом к предмету. Дети с удовольствием идут на занятия английского языка,  увлеченно, активно работают, помогают друг другу, внимательно слушают своих одногруппников, педагог только управляет этим учебным процессом.

Бесспорно, что счастливое детство и игра неотделимы!  Игра ­­– это наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, с помощью которого легче  усваиваются полученные знания и умения. Учащихся объединяют общие цели и задачи, совместные усилия к их достижению, общие эмоции и переживания. Во время игры дети незаметно для себя  усваивают новые слова, легко их запоминают и используют в учебной деятельности, тем самым,  повышая свою самооценку и мотивацию.

 

Новизна разработки заключается в том, что использование авторских игр необходимо на занятиях английского языка в дополнительном образовании.

 

Цель: эффективное использование лексических и языковых игр при обучении иностранного языка.

Задачи:

1.                 Научить основам чтения и аудирования с помощью дидактических игр.

2.                 Развивать устойчивую мотивацию к  изучению английского языка и его культуры с помощью игр.

3.                 Рассказать о практическом применении дидактических игр.

 

Словосочетание «игровые педагогические технологии» подразумевает под собой довольно обширный набор приемов и методов организации педагогического процесса в форме различных лексических и языковых игр. Игровая методика обучения это развлекательная и легкая манера подачи нового материала, проверки знаний по пройденным темам. Конкуренция в педагогической игре усиливает мотивацию к обучению. Все зависит от цели, которую преследует педагог. Игра может быть абсолютно любой. Главное, как и во всех играх, — четко сформулированные правила и некое поощрение для победителей. В дополнительном образовании нет дневников как в школе, но детям, особенно младшего школьного возраста, очень важна оценка от педагога. Поэтому мои учащиеся приносят на занятия небольшие блокноты для оценивания и записи домашнего задания. Именно в них я ставлю оценку «отлично» победителю игры.  Справедливое судейство и задания игры должны быть понятными для детей, чтобы не возникло конфликтов и обид.

 

В отличие от простых детских игр педагогическая игра должна обладать четко сформулированной целью обучения и соответствующим ей успешным педагогическим результатом. Игру так же рассматривают как конкретную ситуацию, в которой создаются комфортные условия для повторения новой и ранее изученной лексики с присущими ею эмоциями – экспромту,  спонтанностью, экспрессии. 

Игра на занятии английского языка дает возможность детям успешно развивать умения и навыки аудирования, чтения и письма, монологической и диалогической речи, активизирует учебно-познавательную деятельность учащихся и значительно повышает интерес к предмету. А ведь задача каждого педагога – сделать свой предмет любимым и неповторимым.

Следующие дидактические игры могут быть рекомендованы для занятий английским языком в дополнительном образовании:

·                     лексические игры, которые эффективно помогают усвоить лексику, фонетику, грамматику и стилистику английского языка;

·                     речевые игры, которые нацелены на развитие и тренировку коммуникативных способностей учащихся по заданной теме занятия.

Лексические игры помогают в непринужденной обстановке помочь учащимся легче усвоить новые иностранные слова, фразовые глаголы и выражения. С помощью этих игр у детей вырабатываются навыки диалогической речи.  Языковые игры способствуют активизации полученных ранее знаний, активно развивают лексический словарь учащихся.

Изучение незнакомых слов на неродном языке - процесс сложный и, как правило, скучный, особенно для детей младшего школьного возраста. На помощь педагогу приходят эти игры для  отработки пройденного лексического и грамматического материала.

Профессиональный педагог знает, что правильно подобранные и четко продуманные задания в игре являются эффективным методом отработки и расширения словарного запаса английского языка. Задания должны быть понятными, несложными и иметь чёткие правила, которые способны выполнить все участники (они не должны вызывать негативные эмоции или страх проигрыша).

 

Следующие дидактические игры могут быть применены на занятиях английского языка в дополнительном образовании:

 

«Чтение на выбывание»

Цель игры: расширение словарного запаса учащихся.

Дидактическая задача: формировать умения и навыки чтения.

На занятиях объединения «Домашнее чтение» мы читаем книги на английском языке различного уровня сложности. И, приступая к новой главе, учащиеся сначала записывают в словари новые слова. Затем каждый друг за другом читает текст по 2 предложения. Далее также переводим главу на русский язык. И только потом настает черед долгожданной и любимой детьми игры «Чтение на выбывание». Суть игры проста. Каждый учащийся друг за другом читает по одному слову. Если ребенок не уверен в правильности прочтения очередного слова он может один раз попросить у меня подсказку. Если учащийся читает слово неправильно, он выбывает из игры и следующий ребенок должен прочитать это слово верно. Когда из всей группы (а это минимум 15 человек) остаются только двое, этот этап называется «Battle» (битва), здесь сгорает право на подсказку и выявляется победитель. Эта игра держит ребят в напряжении, все стараются дойти до финала и победить.

Результат игры: пополнение словарного запаса активной и пассивной лексикой.

 

"Magical Chair"

Цель игры: развитие внимания и аудирования.

Дидактическая задача: отрабатывать грамматические навыки.

Эта подвижная и веселая  игра направлена на закрепление словарного запаса по пройденному материалу. Также она помогает развитию памяти, внимания и восприятия на слух английских слов. В центре класса педагог выставляет по кругу стулья. Их количество должно быть на один стул меньше количества игроков. Далее педагог называет новые слова по теме, например, «Family». Как только дети слышат «неправильное» слово из другой темы (также ранее изученной), они садятся на стулья. Тот, кто не успел сесть, выбывает из игры и забирает с собой один стул.

Результат игры: закрепление пройденной лексики.

 

"Hide-and-Sick"

Цель игры: развитие навыков коммуникативной компетенции.

Дидактическая задача: пополнение лексики учащихся.

Эта игра нацелена на развитие памяти и внимания детей. Подходит для учащихся 2 или 3 классов, которые только начинают изучать английский язык. Педагог выставляет предметы, например, мягкие игрушки различных зверей перед учениками на стол. Далее дети закрывают глаза, а одна из игрушек «исчезает». Учащиеся стараются вспомнить её и ответить какая из зверюшек спрятана: I can’t see a monkey.

Результат игры: словарный запас учащихся пополнен в веселой, игровой форме.

 

"Funny phone"

Цель игры: формирование навыков аудирования.

Дидактическая задача: научить понимать на слух ранее изученные слова на английском языке.

Эта игра напоминает всеми любимую игру «Поломанный телефон». Педагог тихо на ушко говорит первому участнику любое ранее изученное английское слово. Далее учащиеся передают то, что услышали друг другу, как будто «по телефону». А последний участник называет то слово, которое он услышал в итоге. Дети очень любят эту игру, так как часто загаданное слово типа «dog» может превратиться по итогу в какое-нибудь типа frog. Получается очень весело.

Результат игры: учащиеся повторяют знакомую лексику и запоминают её.

 

"Have you got a…"

Цель игры: отработка грамматических навыков (have got, to be)

Дидактическая задача: закрепить новую лексику и грамматику.

Эта игра замечательно справляется со своей задачей – эффективно повторить слова по пройденной теме. Ребёнок берёт у педагога предмет (в зависимости от изучаемой темы) и прячет его за спиной. Например, пенал или карандаш, также это может быть картинка. Дети спрашивают: Have you got a … (и называют предмет, catblack, pencil (этот же способ помогает в изучении и цветов), scarf, chair, etc). Таким же образом можно отрабатывать и вопрос Is it a ….?

Результат игры: дети в игровой форме свободно задают друг другу вопросы, тем самым отрабатывая свои лексические и грамматические умения.

 

"What can you see?"

Цель игры: закрепление нового лексического материала.

Дидактическая задача: развить логическое мышление у детей.

Эта игра помогает в развитии памяти, внимания и логики у детей. Педагог берёт картинку и белый лист бумаги. Закрывает часть картинки и показывает только фрагмент изображения. Ученики должны ответить на вопрос What can you see? на английском. Например, I can see a lemon/a snake/a tree, etc. в зависимости от темы.

Результат игры: в форме «вопрос-ответ» дети легко запоминают новые слова, а также развивают логическое мышление.

 

 

 

"Snowball"

Цель игры: активизация языковых навыков.

Дидактическая задача: тренировать память и выучить новую лексику.

Это игра на развитие памяти и активизации языковых навыков. Выбирается тема, например, «Fruit». Ребята друг за другом называют слова по заданной теме. Задача состоит в том, что  каждый следующий участник должен ещё и повторить то слово, которое назвал предыдущий игрок. И так по цепочке как «снежный ком». Например, a pear, an apple, a lemon, a banana, etc. Такие занятия помогают развивать внимание и память.

Результат игры: дети концентрируются на выполнении задания игры, тем самым тренируя память и запоминая новые английские слова по конкретной тематике. 

 

«Memory Games»

Цель игры: улучшение техники перевода английских слов на русский язык.

Дидактическая задача: повторить ранее изученную лексику.

Также все дети очень любят онлайн игры на электронной доске. Например, тема занятия «Colors». На доске изображены 18 закрытых карточек (3 ряда по 6 картинок в каждом). Учащиеся по очереди подходят к доске и дотрагиваются до любых двух. Цель игры – запомнить нахождение нужных карточек и найти пары, например изображение красного цвета и слова RED.

         Результат игры: в процессе онлайн игры учащиеся легко запоминают новые слова и закрепляют ранее изученный материал.

 

 

Заключение

 

Игра в педагогике всегда занимала одну из важных ролей.  

Набор таких лексических и языковых игр должен быть в копилке каждого профессионального педагога. Дидактические игры ярко разукрашивают  «скучный» процесс обучения. Как только педагог замечает, что дети устали, начали отвлекаться, зевать – на помощь сразу же приходят, например, онлайн игры с интерактивной доской или «Чтение на выбывание». У ребят открывается «второе дыхание», они забывают об усталости и с новыми силами готовы работать, но уже в игровой форме.

С помощью педагогических игр можно успешно совершенствовать навыки учащихся по всем видам речевой деятельности. Игры могут использоваться в начале занятия для активизации разговорной и диалогической речи, в конце  – в качестве закрепления нового материала, после контрольной работы для снятия эмоционального напряжения. Игры можно проводить как между командами, так и в группах. Во всех случаях осуществляется тесное взаимодействие учащихся, которое учит их сотрудничать друг  с другом, соревноваться без злости и негативных эмоций, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.

Современные игровые технологии не должны превратиться в бессмысленное развлечение, но должны разумно, методично и эффективно решать задачи по достижению обучающимися планируемых учебных результатов, которые требует сегодня от центров дополнительного образования  федеральный государственный образовательный стандарт.

Приведенные выше дидактические игры успешно применяются в образовательных программах «Занимательный английский» и «Домашнее чтение» более 15 лет. Результатом их применения стали: высокий уровень чтения учащихся, богатый словарный запас, твердые знания грамматики и фонетики английского языка.

 

 

Список литературы и электронные сайты

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - 144 с.

2. Арзамасцева Н.И. Организация и использование игр при формировании у учащихся иноязычных грамматических навыков: учебно-методическое пособие. - Йошкар-Ола: МГПИ им. Н.К. Крупской, 2007. - 28 с.

3. Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе // English. - 2008. - № 4. - С. 36.

4. Барашкова Е.А. Не все дети талантливые, но все способные // English - 2005. - № 9. - С. 14-15.

5. Берн Э. Игры, в которые играют люди. - М.: Прогресс, 1988. - 400 с.

6. Бирюкова Н.А. Изучаем английский, играя // Современные технологии обучения иностранным языкам. Материалы республиканской научно-практической конференции. - Йошкар-Ола: Mari, 1997. - С. 138-143.

7. Бочарова Л.Н. Игры на уроках английского языка на начальной и средней ступенях обучения // Иностранные языки в школе. - 1996. - № 3. - С.50-55.

8. Говене Э. Игра на уроке иностранного языка // Вопросы методики обучения иностранным языкам за рубежом / Сост. Е.В. Синявская, М.М. Васильева, С.В. Калинина. - М.: Просвещение, 2002. - С. 130-135.

9. Денисова Л.Г. Использование игровых элементов на начальном этапе обучения английскому языку // Иностранные языки в школе. - 1984. - № 4. - С. 82-85.

10. Ермаков В.Л. Игры на уроках английского языка // Иностранные языки в школе. - 1983. - № 2. - С. 54-55.

11. https://juliaapt.blogspot.com/

12. https://genkienglish.net/teaching/

13. https://www.esolcourses.com/uk-english/beginners-course/unit-1/the-alphabet/abc-pelmanism-alphabet-memory-game.html

14. https://www.memozor.com/memory-games/for-kids

15. https://www.learninggamesforkids.com/memory-games.html


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Введение Дидактические игры на занятиях английского языка в дополнительном образовании объединяют детей, помогают лучше усвоить новую лексику, трудный грамматический материал, мотивируют к дальнейшему обучению

Введение Дидактические игры на занятиях английского языка в дополнительном образовании объединяют детей, помогают лучше усвоить новую лексику, трудный грамматический материал, мотивируют к дальнейшему обучению

Бесспорно, что счастливое детство и игра неотделимы!

Бесспорно, что счастливое детство и игра неотделимы!

А ведь задача каждого педагога – сделать свой предмет любимым и неповторимым

А ведь задача каждого педагога – сделать свой предмет любимым и неповторимым

Результат игры: пополнение словарного запаса активной и пассивной лексикой

Результат игры: пополнение словарного запаса активной и пассивной лексикой

Дидактическая задача: закрепить новую лексику и грамматику

Дидактическая задача: закрепить новую лексику и грамматику

Учащиеся по очереди подходят к доске и дотрагиваются до любых двух

Учащиеся по очереди подходят к доске и дотрагиваются до любых двух

Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе //

Артамонова Л.Н. Игры на уроках английского языка и во внеклассной работе //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2023