Методическая разработка
для воспитателя ДОУ
Тема: «Организация совместной деятельности педагога
и ребенка в режиме дня»
Методическая разработка направлена на повышение уровня освоения воспитанниками программного материала по всем направлениям развития.
Методическая разработка предназначена для старшего воспитателя дошкольной организации с целью отслеживания использования воспитателем разнообразных форм организации совместной образовательной деятельности в режиме дня.
Материалом может воспользоваться и воспитатель при календарном планировании.
В методической разработке описываются задачи по пяти направлениям развития ребенка, обозначенным в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Предлагается множество вариантов форм, методов и приемов реализации программных задач вне занятий, в совместной образовательной деятельности.
1. Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Речевое развитие»
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте»
Вид деятельности |
Формы, методы и приемы совместной деятельности |
|
1.Игровая деятельность |
- дидактическая игра по грамматическому строю речи -дидактическая игра по обогащению словаря -дидактическая игра по грамоте (с средней группы) |
|
2.Театрализованная деятельность |
- драматизация по программным произведениям -настольный театр (указать, кто проводит: педагог или силами детей) - пальчиковый театр: -кукольный театр |
|
3.Коррекционно-речевая деятельность |
-индивидуальная работа по грамматическому строю речи -индивидуальная работа по связной речи -индивидуальная работа по звукопроизношению (по заданию логопеда) - индивидуальная работа по грамоте (со средней группы) |
|
Восприятие художественной литературы |
-чтение художественных произведений по программе -заучивание программных стихотворений - рассказ воспитателя о творчестве писателя или поэта - рассматривание иллюстраций к произведению -литературная викторина - прослушивание литературного произведения в исполнении актера |
|
Коммуникативная деятельность |
-утренний сбор - круг общения по определенным ситуациям - беседа по прочитанному произведению |
|
Продуктивная деятельность |
- создание мнемотаблиц по стихотворениям и рассказам - рисование по теме литературного произведения - создание книжек-малышек |
|
Трудовая деятельность |
- ремонт книг |
|
2. Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе»
ФГОС ДО п.2.6.
Вид деятельности |
Формы, методы и приемы совместной деятельности |
Коммуникативная деятельность |
- беседа на тему по ситуации в группе - беседа по ОБЖ - беседа на тему общественно-значимых явлений (например, олимпиада) -беседа на нравственную тематику - беседа на патриотическую тематику - заучивание правил(поведения, правил безопасности) -индивидуальная беседа |
Игровая деятельность |
- дидактическая игра по ОБЖ -дидактическая игра по КГН и самообслуживанию - словесные игры - сюжетно-ролевая игра |
Познавательная деятельность |
- рассказ воспитателя (по всем разделам общеобразовательной программы социально-коммуникативного развития); - рассматривание иллюстраций по темам социально-коммуникативного развития - посещение мини-музея - просмотр презентаций, слайдов на тему… |
Трудовая деятельность |
- проведение акций - хозяйственно-бытовой труд - труд в природе - организация дежурства |
Досуговая деятельность |
-викторины - развлечения -конкурсы |
Восприятие художественной литературы |
- чтение художественных произведений по ОБЖ - чтение художественных произведений на нравственную тематику - чтение художественных произведений по патриотическому воспитанию - просмотр мультфильмов |
3. Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»
«Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности»
ФГОС ДО п.2.6.
Вид деятельности |
Формы, методы и приемы совместной деятельности |
Познавательная деятельность в изобразительной области |
- рассказ воспитателя о творчестве художника, композитора - рассматривание репродукций картин |
Познавательная деятельность в области музыки |
- рассказ воспитателя о творчестве композитора - прослушивание музыкальных произведений |
Игровая деятельность |
-дидактическая игра по изобразительной деятельности -дидактическая игра по музыке -хороводная игра |
Театрализованная деятельность |
- драматизация -настольный театр (указать, кто проводит: педагог или силами детей) - пальчиковый театр: -кукольный театр |
Индивидуальная работа |
- индивидуальная работа по изобразительной деятельности с указанием конкретных направлений - индивидуальная работа по музыкальной деятельности с указанием конкретных направлений |
Художественный труд |
- работа с бумагой - работа с тканью - работа с природным материалом -работа с бросовым материалом |
Досуговая деятельность |
- развлечения - утренники -викторины -конкурсы |
4. Формы организации совместной деятельности по
образовательной области «Физическое развитие»
«Физическое развитие включает приобретение опыта в следующих видах деятельности детей: двигательной, в том числе связанной с выполнением упражнений, направленных на развитие таких физических качеств, как координация и гибкость; способствующих правильному формированию опорно-двигательной системы организма, развитию равновесия, координации движения, крупной и мелкой моторики обеих рук, а также с правильным, не наносящем ущерба организму выполнением основных движений (ходьба, бег, мягкие прыжки, повороты в обе стороны), формирование начальных представлений о некоторых видах спорта, овладение подвижными играми с правилами; становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)»
ФГОС ДО п.2.6.
Вид деятельности |
Формы, методы и приемы совместной деятельности |
|
Игровая деятельность |
- подвижная игра - дидактическая игра на спортивную тематику - дидактическая игра на тематику здорового образа жизни |
|
Познавательная деятельность |
- рассказ воспитателя - рассматривание иллюстраций -просмотр мультфильмов и презентаций на тему физического развития, спорта |
|
Коммуникативная деятельность |
- беседа на темы физического развития - беседа по значимым явлениям спортивной жизни страны |
|
Восприятие художественной литературы |
- чтение художественных произведений на темы физического развития и спорта |
|
Индивидуальная работа |
- индивидуальная работа по основным видам движений (указать конкретно) |
|
5. Формы организации совместной деятельности по образовательной области «Познавательное развитие»
«Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля какобщем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.»
ФГОС ДО п.2.6.
Вид деятельности |
Формы, методы и приемы совместной деятельности |
Игровая деятельность |
- дидактическая игра по математике -дидактическая игра по сенсорике -дидактическая игра по природе -дидактическая игра по предметному окружению |
Познавательная деятельность |
- рассказ воспитателя - рассматривание иллюстраций -просмотр мультфильмов и презентаций -экскурсии -работа в мини-музее -наблюдение в природе -наблюдение в окружающем -наблюдение в уголке природы |
Исследовательская деятельность |
-эксперименты -наблюдение за различными явлениями |
Коммуникативная деятельность |
- беседа по тематике недели |
Восприятие художественной литературы |
- чтение художественных произведений на природную тематику - чтение художественных произведений по теме недели |
Продуктивная деятельность |
-рисование, лепка, аппликация по тематике недели - участие в создании модели по тематике недели |
Заключение
В дошкольном возрасте формирование основ базовой культуры личности ребенка, его психических и личностных новообразований происходит только в процессе общения и совместной деятельности со взрослым. В этих двух сферах жизнедеятельности осуществляется интеллектуальное и личностное развитие ребенка, его ориентировка в предметном мире и в системе человеческих отношений.
Поэтому каждый воспитатель ДОУ должен знать специфику организации совместной деятельности взрослого и детей, а также особенности построения и планирования образовательной деятельности в процессе организации совместных видов деятельности.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.