Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «IT программирование»
Оценка 4.7

Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «IT программирование»

Оценка 4.7
docx
30.09.2023
Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «IT программирование»
Учебный план по программированию.docx

Методическая разработка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Программа «IT программирование»

Направленность: художественно- техническая

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор –составитель:

Ибрагимов И.В.

Педагог дополнительного образования

 

 

 

Муслюмово 2022 год

Оглавление

1.     Пояснительная записка ……………………………………………...3 стр.

2.     Учебный план на 144 часов……………………………………….....7 стр.

3.     Содержание учебного плана………………………………………..16 стр.

4.     Организационно-педагогические условия реализации

программы…………………………………………………………...18 стр.

5.     Формы аттестации и оценочные материалы……………………....18 стр.

6.     Список литературы……………………………………………….....19 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Направленность программы – художественно- техническая.

 

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29
декабря 2012 года N 273-ФЗ;

2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014 г. № 1726-р;

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от
9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального
проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 № 10;

5. Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

7. Приказ Министерства образования и науки РТ «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных) в новой редакции) от 28.01.2022 №1068/22;

8. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28;

 

Актуальность программы:

XXI век – это век цифровых технологий, где многие дела, особенно сложные, выполняются с помощью компьютеров или роботизированной техники. Все это работает с помощью программ и без хороших программистов они не смогут работать. Поэтому навык программирования особенно в наше время, как-никак актуально

 

Отличительные особенности программы:

Программа отличается тем, что здесь ученик научится не только программированию игр, но и узнает, как делаются сами игры

 

Цель программы:

Основная цель учебной программы по программированию заключается в формировании у школьников базовых знаний, навыков и компетенций, необходимых для дальнейшей успешной учебы и работы в сфере IT-программирования.

 

Задачи программы:

Образовательные:

·        Формировать интерес к техническим знаниям

·        Формировать базовые знания в сфере программирования

·        Формировать мотивацию самостоятельного нахождения и решения технических проблем и мотивацию к творческому поиску

·         Изучать языки программирования

·        Формировать умение правильно создавать и работать с программной системой

·        Обучать владению технической терминологией, технической грамотности

·        Изучать приемы и технологии разработки простейших алгоритмов

Развивающие:

·        Развивать у ученика техническое мышление, изобретательность, пространственное и критическое мышление;

·        Формировать умение пользоваться технической литературой

·        Изучать принципы игрового программирования

·        Формировать целостную научную картину мира

·        Развивать аккуратность, внимание и самоконтроль

Воспитательные:

·        Воспитывать внимательность, креативность, самоорганизацию, и логическое мышление

·        Воспитывать трудолюбие, упорство;

·        Формировать чувство коллективизма

 

Адресат программы учащийся 7-15 лет, среднего уровня развития, которым интерестно программировать, создавать и воплощать свои творческие фантазии, присутствует такие характеристики как терпение, упорство, изобретательность, креативность и логическое мышление; Принимаются не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Число учащихся в объединении – 15-16 человек. Программа рассчитана для детей, находящихся в сельской местности.

Объем программы – Программа рассчитана на 144 учебных часов

 

Формы организации образовательного процесса: групповая, с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.

 

Виды занятий

·        Игровые (деловые игры)

Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год (36 недель). 144 учебных часов

Режим занятий: 1 группа: 2 раз в неделю, 2 группа: 3 раза в неделю по 2 академического часа (40 мин) перемена – 10 минут.  

 Планируемые результаты: Организация дополнительного образования по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

·        Самостоятельно и в группах решать поставленную задачу, анализируя, и находя способы для ее решения

·        Составлять план выполнения работы

·        Защищать собственные разработки и решения

·        Работать в команде

·        Быть нацеленным на результат

·        Вырабатывать и принимать решения

·        Демонстрировать навык публичных выступлений

Метапредметные результаты:

·        Овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений

·        Освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей среднего и старшего школьного возраста: самостоятельное формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования

·        Формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

·        Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации

·        Участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью

 

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

·        Правила пользования компьютером (ноутбуком), организовывать рабочее место

·        Базовую математику и английский язык

 

Должны уметь:

·        Пользоваться компьютером

 

Формы подведения итогов реализации программы — текущий и промежуточный контроль, аттестация по завершении освоения программы

 

Осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий.

При проектировании и реализации дополнительной общеразвивающей программы, подготовке к занятиям и мероприятиям с учащимися, педагогом используется дистанционные образовательные технологии.

1.     В программе запланировано проведение онлайн-занятий, видео занятий, видео мастер-классов, видеоконференций на платформах мессенджеров Skype, Zoom.

2.     Предусмотрено проведение индивидуальных консультаций, рассылка заданий для учащихся в WhatsApp.

3.     Разработаны дистанционные задания по содержанию программы

4.     Раздача и хранение информации, проверка и контроль знаний учащихся с использованием сервисов Google и YouTube.

5.     Обмен учебными материалами, организация коммуникации с учащимися и родителями Вконтакте.

6.     Используются электронные образовательные и информационные ресурсы: https://scratch.mit.edu

 

Учебный план на 144 часов

1 группа

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

 

Знакомство и работа с программой «Scratch»

96

28

68

1

Инструктаж по правилам безопасности. Знакомство с понятием «Алгоритм» и программой «Scratch»

1.5

0.5

1

3

Выполнение упражнения «с чего начать»

0.5

0

0.5

4

Выполнения упражнения «анимируй свое имя»

0.5

0

0.5

5

Выполнения упражнения «представь себе мир»

0.5

0

0.5

6

Выполнения упражнения «создайте музыку»

0.5

0

0.5

7

Выполнения упражнения «создать историю»

0.5

0

0.5

8

Выполнения упражнения «создать игру с погоней»

0.5

0

0.5

9

Выполнения упражнения «анимировать персонажа»

0.5

0

0.5

10

Выполнения упражнения «создать игру кликер»

0.5

0

0.5

11

Выполнения упражнения «полетаем?»

0.5

0

0.5

12

Выполнения упражнения «пинг-понг»

0.5

0

0.5

13

Выполнения упражнения «видео распознование»

0.5

0

0.5

14

Выполнения упражнения «создать говорящую анимацию»

0.5

0

0.5

15

Выполнения упражнения «говорящие сказки»

0.5

0

0.5

16

Выполнения упражнения «изменить размер»

0.5

0

0.5

17

Выполнения упражнения «плыть кругом»

0.5

0

0.5

18

Выполнения упражнения «записать звук»

0.5

0

0.5

19

Выполнения упражнения «сделать вращения»

0.5

0

0.5

20

Выполнения упражнения «скрыть и показать»

0.5

0

0.5

23

Знакомство с градусами, координатами Х и Y, десятичными дробями, процентами и функциями (модуль, округление чисел, квадратный корень, тригонометрические и логарифмические функции)

4

2

2

25

Первый простой мультфильм

1

0.5

0.5

26

Создание простой игры «Футбол»

8

3

5

27

Работа с координатами X и Y

4

1

3

28

Создание мультфильма «Летучий кот и летучая мышь»

6.5

2.5

4

29

Создание игры «Лабиринт»

7.5

2.5

5

30

Создание мультика с привидениями

6.5

2.5

4

31

Создание игры «Котенок на крапивном поле»

7.5

2.5

5

32

Создание игры про волшебника

8.5

2.5

6

33

Знакомство с переменными

8.5

2.5

6

34

Создание игры «Кот с реактивным ранцем»

8.5

2.5

6

35

Создание игры платформера

9

3

6

36

Создание игры «Лови вкусняшки»

6

0.5

5.5

 

Знакомство и работа с программой «Unreal Engine»

48

24

24

38

Знакомство с игровым движком «Unreal Engine»

2

1

1

39

Изучение системы «Gameplay Framework»

2

1

1

40

Координаты, преобразования, единицы измерения и организация

2

1

1

41

Работа с актерами статичных мешей

2

1

1

42

Применение освещения и рендеринга

2

1

1

43

Использование материалов

2

1

1

44

Использование элементов аудиосистемы

2

1

1

45

Создание ландшафтов и растительности

2

1

1

46

Создание мира

2

1

1

47

Эффекты воспроизводства в системах частиц

2

1

1

48

Использование актеров скелетных мешей

2

1

1

49

Matine и синематика

2

1

1

50

Изучение работы с физикой

2

1

1

51

Введение в систему визуального программирования блюпринтов

2

1

1

52

Работа с блюпринтами уровней

2

1

1

53

Работа с блюпринт-классами

2

1

1

54

Использование редактируемых переменных и скрипта конструирования

2

1

1

55

Создание актеров и вводимых с клавиатуры событий

2

1

1

56

Создание экшн-столкновений

2

1

1

57

Создание аркадного шутера: системы ввода и аватары

2

1

1

58

Создание аркадного шутера: препятствия и бонусы

2

1

1

59

Работа с UMG (Unreal Motion Graphics)

2

1

1

60

Создание исполняемого файла

2

1

1

61

Работа с мобильными устройствами

2

1

1

 

Итого часов по курсу

144

 

 

 

2 группа

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

 

Знакомство и работа с программой «Scratch»

96

28

68

1

Инструктаж по правилам безопасности. Знакомство с понятием «Алгоритм» и программой «Scratch»

1.5

0.5

1

3

Выполнение упражнения «с чего начать»

0.5

0

0.5

4

Выполнения упражнения «анимируй свое имя»

0.5

0

0.5

5

Выполнения упражнения «представь себе мир»

0.5

0

0.5

6

Выполнения упражнения «создайте музыку»

0.5

0

0.5

7

Выполнения упражнения «создать историю»

0.5

0

0.5

8

Выполнения упражнения «создать игру с погоней»

0.5

0

0.5

9

Выполнения упражнения «анимировать персонажа»

0.5

0

0.5

10

Выполнения упражнения «создать игру кликер»

0.5

0

0.5

11

Выполнения упражнения «полетаем?»

0.5

0

0.5

12

Выполнения упражнения «пинг-понг»

0.5

0

0.5

13

Выполнения упражнения «видео распознование»

0.5

0

0.5

14

Выполнения упражнения «создать говорящую анимацию»

0.5

0

0.5

15

Выполнения упражнения «говорящие сказки»

0.5

0

0.5

16

Выполнения упражнения «изменить размер»

0.5

0

0.5

17

Выполнения упражнения «плыть кругом»

0.5

0

0.5

18

Выполнения упражнения «записать звук»

0.5

0

0.5

19

Выполнения упражнения «сделать вращения»

0.5

0

0.5

20

Выполнения упражнения «скрыть и показать»

0.5

0

0.5

23

Знакомство с градусами, координатами Х и Y, десятичными дробями, процентами и функциями (модуль, округление чисел, квадратный корень, тригонометрические и логарифмические функции)

4

2

2

25

Первый простой мультфильм

1

0.5

0.5

26

Создание простой игры «Футбол»

8

3

5

27

Работа с координатами X и Y

4

1

3

28

Создание мультфильма «Летучий кот и летучая мышь»

6.5

2.5

4

29

Создание игры «Лабиринт»

7.5

2.5

5

30

Создание мультика с привидениями

6.5

2.5

4

31

Создание игры «Котенок на крапивном поле»

7.5

2.5

5

32

Создание игры про волшебника

8.5

2.5

6

33

Знакомство с переменными

8.5

2.5

6

34

Создание игры «Кот с реактивным ранцем»

8.5

2.5

6

35

Создание игры платформера

9

3

6

36

Создание игры «Лови вкусняшки»

6

0.5

5.5

 

Знакомство и работа с программой «Unreal Engine»

48

24

24

38

Знакомство с игровым движком «Unreal Engine»

2

1

1

39

Изучение системы «Gameplay Framework»

2

1

1

40

Координаты, преобразования, единицы измерения и организация

2

1

1

41

Работа с актерами статичных мешей

2

1

1

42

Применение освещения и рендеринга

2

1

1

43

Использование материалов

2

1

1

44

Использование элементов аудиосистемы

2

1

1

45

Создание ландшафтов и растительности

2

1

1

46

Создание мира

2

1

1

47

Эффекты воспроизводства в системах частиц

2

1

1

48

Использование актеров скелетных мешей

2

1

1

49

Matine и синематика

2

1

1

50

Изучение работы с физикой

2

1

1

51

Введение в систему визуального программирования блюпринтов

2

1

1

52

Работа с блюпринтами уровней

2

1

1

53

Работа с блюпринт-классами

2

1

1

54

Использование редактируемых переменных и скрипта конструирования

2

1

1

55

Создание актеров и вводимых с клавиатуры событий

2

1

1

56

Создание экшн-столкновений

2

1

1

57

Создание аркадного шутера: системы ввода и аватары

2

1

1

58

Создание аркадного шутера: препятствия и бонусы

2

1

1

59

Работа с UMG (Unreal Motion Graphics)

2

1

1

60

Создание исполняемого файла

2

1

1

61

Работа с мобильными устройствами

2

1

1

 

Итого часов по курсу

144

 

 

 

Содержание учебного плана

Знакомство и работа с программой «Scratch»

·        Инструктаж по правилам безопасности. Знакомство с понятием «Алгоритм» и программой «Scratch»

·        Выполнение упражнения «с чего начать»

·        Выполнения упражнения «анимируй свое имя»

·        Выполнения упражнения «представь себе мир»

·        Выполнения упражнения «создайте музыку»

·        Выполнения упражнения «создать историю»

·        Выполнения упражнения «создать игру с погоней»

·        Выполнения упражнения «анимировать персонажа»

·        Выполнения упражнения «создать игру кликер»

·        Выполнения упражнения «полетаем?»

·        Выполнения упражнения «пинг-понг»

·        Выполнения упражнения «видео распознование»

·        Выполнения упражнения «создать говорящую анимацию»

·        Выполнения упражнения «говорящие сказки»

·        Выполнения упражнения «изменить размер»

·        Выполнения упражнения «плыть кругом»

·        Выполнения упражнения «записать звук»

·        Выполнения упражнения «сделать вращения»

·        Выполнения упражнения «скрыть и показать»

·        Знакомство с градусами, координатами Х и Y, десятичными дробями, процентами и функциями (модуль, округление чисел, квадратный корень, тригонометрические и логарифмические функции)

·        Первый простой мультфильм

·        Создание простой игры «Футбол»

·        Работа с координатами X и Y

·        Создание мультфильма «Летучий кот и летучая мышь»

·        Создание игры «Лабиринт»

·        Создание мультика с привидениями

·        Создание игры «Котенок на крапивном поле»

·        Создание игры про волшебника

·        Знакомство с переменными

·        Создание игры «Кот с реактивным ранцем»

·        Создание игры платформера

·        Создание игры «Лови вкусняшки»

 

Знакомство и работа с программой «Unreal Engine»

·        Знакомство с игровым движком «Unreal Engine»

·        Изучение системы «Gameplay Framework»

·        Координаты, преобразования, единицы измерения и организация

·        Работа с актерами статичных мешей

·        Применение освещения и рендеринга

·        Использование материалов

·        Использование элементов аудиосистемы

·        Создание ландшафтов и растительности

·        Создание мира

·        Эффекты воспроизводства в системах частиц

·        Использование актеров скелетных мешей

·        Matine и синематика

·        Изучение работы с физикой

·        Введение в систему визуального программирования блюпринтов

·        Работа с блюпринтами уровней

·        Работа с блюпринт-классами

·        Использование редактируемых переменных и скрипта конструирования

·        Создание актеров и вводимых с клавиатуры событий

·        Создание экшн-столкновений

·        Создание аркадного шутера: системы ввода и аватары

·        Создание аркадного шутера: препятствия и бонусы

·        Работа с UMG (Unreal Motion Graphics)

·        Создание исполняемого файла

·        Работа с мобильными устройствами

 

Организационно-педагогические условия реализации
программы.

Для успешной реализации программы требуется оборудованный согласно перечню, приведенному ниже, учебный кабинет на 4 (в том числе 1 преподавательский) рабочих мест.

Список оборудования

Наименование

Кол-во

1

Ноутбук

10

2

Удлинители для розеток (для зарядных устройств ноутбуков)

3

3

Программа «Scratch»

1

4

Проектор и проекторная доска

1

 

Форма аттестации

Текущий контроль: проводится в течение учебного года. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется Контроль осуществляется в форме устного опроса, межгруппового соревнования.

Промежуточный контроль: по изучению первого полугодия направленный на проверку степени усвоения пройденного материала. Будет выполняться в виде самостоятельной работы.

Аттестация по завершении освоения программы: проводится в конце учебного года. Во время итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения. Будет выполняться в виде защиты проекта или участие в конкурсе.

 

Оценочные материалы

Критерии оценки устного опроса: Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

      5 баллов ставится, если обучающийся полно излагает материал (отвечает на вопрос), дает правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, излагает материал последовательно и правильно.

      4 балла ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

       3  балла ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

     2 балла ставится, если педагог отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются препятствием к успешному овладению последующим материалом.

 

Критерии оценки самостоятельной работы

·        Сложность проекта

·        Качество реализации

·        Самостоятельность

·        Окончания проекта в срок

Каждый критерий оценивается в 3 балла. 

1-5 балла (минимальный уровень) – частая помощь педагога, не выполнено задание или выполнено с запозданием. 

6-9 баллов (средний уровень) – редкая помощь педагога, реализация проекта с незначительными недочетами, задание выполнено с ошибками. 

10-12 баллов (максимальный уровень) – проект хорошо работает, работа сделана самостоятельно, задание выполнено правильно и в срок. 

 

 

Критерии оценки защиты проектов

 

Критерий

Баллы

1

Уникальность

2

2

Новизна

2

3

Техническая сложность

4

4

Алгоритмическая сложность

4

5

Работоспособность

4

6

Самостоятельность

4

7

Максимальное количество баллов

20

Уровни сформированности навыков проектной деятельности:

·        Менее 10 баллов- низкий уровень

·        11-16 баллов- базовый уровень

·        17-20 балла- повышенный уровень

 

Список литературы

1.     Д. В. Голиков, А. Д. Голиков. Программирование на Scratch. Делаем игы и мультики. 2014. -295 с.

2.     Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Методика обучения программированию на Scratch 2 для учителей и родителей. Знакомство с интерфейсом». Изд. Электронное издание 2014..

3.     Арам Куксон, Райан Даулингсока, Клинтон Крамплер «Разработка игр за 24 часа» - Москва : Эксмо, 2019. -528 с.


 

4.    

Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Оглавление 1. Пояснительная записка ……………………………………………

Оглавление 1. Пояснительная записка ……………………………………………

Пояснительная записка Направленность программы – художественно- техническая

Пояснительная записка Направленность программы – художественно- техническая

Отличительные особенности программы :

Отличительные особенности программы :

Объем программы – Программа рассчитана на 144 учебных часов

Объем программы – Программа рассчитана на 144 учебных часов

Предметные результаты: Обучающиеся должны знать: ·

Предметные результаты: Обучающиеся должны знать: ·

Знакомство с понятием «Алгоритм» и программой «

Знакомство с понятием «Алгоритм» и программой «

Выполнения упражнения «создать говорящую анимацию» 0

Выполнения упражнения «создать говорящую анимацию» 0

Создание игры «Лабиринт» 7.5 2

Создание игры «Лабиринт» 7.5 2

Создание мира 2 1 1 47

Создание мира 2 1 1 47

Работа с мобильными устройствами 2 1 1

Работа с мобильными устройствами 2 1 1

Выполнения упражнения «анимировать персонажа» 0

Выполнения упражнения «анимировать персонажа» 0

Первый простой мультфильм 1 0.5 0

Первый простой мультфильм 1 0.5 0

Gameplay Framework» 2 1 1 40

Gameplay Framework» 2 1 1 40

Создание актеров и вводимых с клавиатуры событий 2 1 1 56

Создание актеров и вводимых с клавиатуры событий 2 1 1 56

Выполнения упражнения «говорящие сказки» ·

Выполнения упражнения «говорящие сказки» ·

Введение в систему визуального программирования блюпринтов ·

Введение в систему визуального программирования блюпринтов ·

Оценочные материалы Критерии оценки устного опроса :

Оценочные материалы Критерии оценки устного опроса :

Критерии оценки защиты проектов

Критерии оценки защиты проектов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.09.2023