Методическая разработка Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа «IT программирование»

  • docx
  • 30.09.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Учебный план по программированию.docx

Методическая разработка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

Программа «IT программирование»

Направленность: художественно- техническая

Возраст обучающихся: 7-15 лет

Срок реализации: 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор –составитель:

Ибрагимов И.В.

Педагог дополнительного образования

 

 

 

Муслюмово 2022 год

Оглавление

1.     Пояснительная записка ……………………………………………...3 стр.

2.     Учебный план на 144 часов……………………………………….....7 стр.

3.     Содержание учебного плана………………………………………..16 стр.

4.     Организационно-педагогические условия реализации

программы…………………………………………………………...18 стр.

5.     Формы аттестации и оценочные материалы……………………....18 стр.

6.     Список литературы……………………………………………….....19 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Направленность программы – художественно- техническая.

 

Нормативно-правовое обеспечение:

1. Федеральный закон об образовании в Российской Федерации от 29
декабря 2012 года N 273-ФЗ;

2. Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября
2014 г. № 1726-р;

3. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации №196 от
9.11.2018 «Об утверждении порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по дополнительным
общеобразовательным программам»;

4. Федеральный проект «Успех каждого ребенка» в рамках Национального
проекта «Образование», утвержденного Протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 3.09.2018 № 10;

5. Приказ Минпроса России от 3.09.2019 №467 «Об утверждении Целевой
модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от
23.08.2017 №816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

7. Приказ Министерства образования и науки РТ «О направлении методических рекомендаций» (Методические рекомендации по проектированию и реализации дополнительных общеобразовательных программ (в том числе адаптированных) в новой редакции) от 28.01.2022 №1068/22;

8. СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к
организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. №28;

 

Актуальность программы:

XXI век – это век цифровых технологий, где многие дела, особенно сложные, выполняются с помощью компьютеров или роботизированной техники. Все это работает с помощью программ и без хороших программистов они не смогут работать. Поэтому навык программирования особенно в наше время, как-никак актуально

 

Отличительные особенности программы:

Программа отличается тем, что здесь ученик научится не только программированию игр, но и узнает, как делаются сами игры

 

Цель программы:

Основная цель учебной программы по программированию заключается в формировании у школьников базовых знаний, навыков и компетенций, необходимых для дальнейшей успешной учебы и работы в сфере IT-программирования.

 

Задачи программы:

Образовательные:

·        Формировать интерес к техническим знаниям

·        Формировать базовые знания в сфере программирования

·        Формировать мотивацию самостоятельного нахождения и решения технических проблем и мотивацию к творческому поиску

·         Изучать языки программирования

·        Формировать умение правильно создавать и работать с программной системой

·        Обучать владению технической терминологией, технической грамотности

·        Изучать приемы и технологии разработки простейших алгоритмов

Развивающие:

·        Развивать у ученика техническое мышление, изобретательность, пространственное и критическое мышление;

·        Формировать умение пользоваться технической литературой

·        Изучать принципы игрового программирования

·        Формировать целостную научную картину мира

·        Развивать аккуратность, внимание и самоконтроль

Воспитательные:

·        Воспитывать внимательность, креативность, самоорганизацию, и логическое мышление

·        Воспитывать трудолюбие, упорство;

·        Формировать чувство коллективизма

 

Адресат программы учащийся 7-15 лет, среднего уровня развития, которым интерестно программировать, создавать и воплощать свои творческие фантазии, присутствует такие характеристики как терпение, упорство, изобретательность, креативность и логическое мышление; Принимаются не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья. Число учащихся в объединении – 15-16 человек. Программа рассчитана для детей, находящихся в сельской местности.

Объем программы – Программа рассчитана на 144 учебных часов

 

Формы организации образовательного процесса: групповая, с организацией индивидуальных форм работы внутри группы, в парах.

 

Виды занятий

·        Игровые (деловые игры)

Срок освоения программы: Программа рассчитана на 1 год (36 недель). 144 учебных часов

Режим занятий: 1 группа: 2 раз в неделю, 2 группа: 3 раза в неделю по 2 академического часа (40 мин) перемена – 10 минут.  

 Планируемые результаты: Организация дополнительного образования по данной программе создаст условия для достижения следующих личностных, метапредметных и предметных результатов

Личностные результаты:

·        Самостоятельно и в группах решать поставленную задачу, анализируя, и находя способы для ее решения

·        Составлять план выполнения работы

·        Защищать собственные разработки и решения

·        Работать в команде

·        Быть нацеленным на результат

·        Вырабатывать и принимать решения

·        Демонстрировать навык публичных выступлений

Метапредметные результаты:

·        Овладение элементами самостоятельной организации учебной деятельности, что включает в себя умения: ставить цели и планировать личную учебную деятельность; оценивать собственный вклад в деятельность группы; проводить самооценку уровня личных учебных достижений

·        Освоение элементарных приемов исследовательской деятельности, доступных для детей среднего и старшего школьного возраста: самостоятельное формулирование цели учебного исследования (опыта, наблюдения), составление его плана, фиксирование результатов, использование измерительных приборов, формулировка выводов по результатам исследования

·        Формирование приемов работы с информацией, что включает в себя умения: поиска и отбора источников информации в соответствии с учебной задачей; понимания информации, представленной в различной знаковой форме — в виде таблиц, диаграмм, графиков, рисунков и т.д.

·        Развитие коммуникативных умений и овладение опытом межличностной коммуникации

·        Участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью

 

Предметные результаты:

Обучающиеся должны знать:

·        Правила пользования компьютером (ноутбуком), организовывать рабочее место

·        Базовую математику и английский язык

 

Должны уметь:

·        Пользоваться компьютером

 

Формы подведения итогов реализации программы — текущий и промежуточный контроль, аттестация по завершении освоения программы

 

Осуществление образовательной деятельности по реализации дополнительных общеразвивающих программ с применением дистанционных образовательных технологий.

При проектировании и реализации дополнительной общеразвивающей программы, подготовке к занятиям и мероприятиям с учащимися, педагогом используется дистанционные образовательные технологии.

1.     В программе запланировано проведение онлайн-занятий, видео занятий, видео мастер-классов, видеоконференций на платформах мессенджеров Skype, Zoom.

2.     Предусмотрено проведение индивидуальных консультаций, рассылка заданий для учащихся в WhatsApp.

3.     Разработаны дистанционные задания по содержанию программы

4.     Раздача и хранение информации, проверка и контроль знаний учащихся с использованием сервисов Google и YouTube.

5.     Обмен учебными материалами, организация коммуникации с учащимися и родителями Вконтакте.

6.     Используются электронные образовательные и информационные ресурсы: https://scratch.mit.edu

 

Учебный план на 144 часов

1 группа

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

 

Знакомство и работа с программой «Scratch»

96

28

68

1

Инструктаж по правилам безопасности. Знакомство с понятием «Алгоритм» и программой «Scratch»

1.5

0.5

1

3

Выполнение упражнения «с чего начать»

0.5

0

0.5

4

Выполнения упражнения «анимируй свое имя»

0.5

0

0.5

5

Выполнения упражнения «представь себе мир»

0.5

0

0.5

6

Выполнения упражнения «создайте музыку»

0.5

0

0.5

7

Выполнения упражнения «создать историю»

0.5

0

0.5

8

Выполнения упражнения «создать игру с погоней»

0.5

0

0.5

9

Выполнения упражнения «анимировать персонажа»

0.5

0

0.5

10

Выполнения упражнения «создать игру кликер»

0.5

0

0.5

11

Выполнения упражнения «полетаем?»

0.5

0

0.5

12

Выполнения упражнения «пинг-понг»

0.5

0

0.5

13

Выполнения упражнения «видео распознование»

0.5

0

0.5

14

Выполнения упражнения «создать говорящую анимацию»

0.5

0

0.5

15

Выполнения упражнения «говорящие сказки»

0.5

0

0.5

16

Выполнения упражнения «изменить размер»

0.5

0

0.5

17

Выполнения упражнения «плыть кругом»

0.5

0

0.5

18

Выполнения упражнения «записать звук»

0.5

0

0.5

19

Выполнения упражнения «сделать вращения»

0.5

0

0.5

20

Выполнения упражнения «скрыть и показать»

0.5

0

0.5

23

Знакомство с градусами, координатами Х и Y, десятичными дробями, процентами и функциями (модуль, округление чисел, квадратный корень, тригонометрические и логарифмические функции)

4

2

2

25

Первый простой мультфильм

1

0.5

0.5

26

Создание простой игры «Футбол»

8

3

5

27

Работа с координатами X и Y

4

1

3

28

Создание мультфильма «Летучий кот и летучая мышь»

6.5

2.5

4

29

Создание игры «Лабиринт»

7.5

2.5

5

30

Создание мультика с привидениями

6.5

2.5

4

31

Создание игры «Котенок на крапивном поле»

7.5

2.5

5

32

Создание игры про волшебника

8.5

2.5

6

33

Знакомство с переменными

8.5

2.5

6

34

Создание игры «Кот с реактивным ранцем»

8.5

2.5

6

35

Создание игры платформера

9

3

6

36

Создание игры «Лови вкусняшки»

6

0.5

5.5

 

Знакомство и работа с программой «Unreal Engine»

48

24

24

38

Знакомство с игровым движком «Unreal Engine»

2

1

1

39

Изучение системы «Gameplay Framework»

2

1

1

40

Координаты, преобразования, единицы измерения и организация

2

1

1

41

Работа с актерами статичных мешей

2

1

1

42

Применение освещения и рендеринга

2

1

1

43

Использование материалов

2

1

1

44

Использование элементов аудиосистемы

2

1

1

45

Создание ландшафтов и растительности

2

1

1

46

Создание мира

2

1

1

47

Эффекты воспроизводства в системах частиц

2

1

1

48

Использование актеров скелетных мешей

2

1

1

49

Matine и синематика

2

1

1

50

Изучение работы с физикой

2

1

1

51

Введение в систему визуального программирования блюпринтов

2

1

1

52

Работа с блюпринтами уровней

2

1

1

53

Работа с блюпринт-классами

2

1

1

54

Использование редактируемых переменных и скрипта конструирования

2

1

1

55

Создание актеров и вводимых с клавиатуры событий

2

1

1

56

Создание экшн-столкновений

2

1

1

57

Создание аркадного шутера: системы ввода и аватары

2

1

1

58

Создание аркадного шутера: препятствия и бонусы

2

1

1

59

Работа с UMG (Unreal Motion Graphics)

2

1

1

60

Создание исполняемого файла

2

1

1

61

Работа с мобильными устройствами

2

1

1

 

Итого часов по курсу

144

 

 

 

2 группа

Название темы

Количество часов

всего

теория

практика

 

Знакомство и работа с программой «Scratch»

96

28

68

1

Инструктаж по правилам безопасности. Знакомство с понятием «Алгоритм» и программой «Scratch»

1.5

0.5

1

3

Выполнение упражнения «с чего начать»

0.5

0

0.5

4

Выполнения упражнения «анимируй свое имя»

0.5

0

0.5

5

Выполнения упражнения «представь себе мир»

0.5

0

0.5

6

Выполнения упражнения «создайте музыку»

0.5

0

0.5

7

Выполнения упражнения «создать историю»

0.5

0

0.5

8

Выполнения упражнения «создать игру с погоней»

0.5

0

0.5

9

Выполнения упражнения «анимировать персонажа»

0.5

0

0.5

10

Выполнения упражнения «создать игру кликер»

0.5

0

0.5

11

Выполнения упражнения «полетаем?»

0.5

0

0.5

12

Выполнения упражнения «пинг-понг»

0.5

0

0.5

13

Выполнения упражнения «видео распознование»

0.5

0

0.5

14

Выполнения упражнения «создать говорящую анимацию»

0.5

0

0.5

15

Выполнения упражнения «говорящие сказки»

0.5

0

0.5

16

Выполнения упражнения «изменить размер»

0.5

0

0.5

17

Выполнения упражнения «плыть кругом»

0.5

0

0.5

18

Выполнения упражнения «записать звук»

0.5

0

0.5

19

Выполнения упражнения «сделать вращения»

0.5

0

0.5

20

Выполнения упражнения «скрыть и показать»

0.5

0

0.5

23

Знакомство с градусами, координатами Х и Y, десятичными дробями, процентами и функциями (модуль, округление чисел, квадратный корень, тригонометрические и логарифмические функции)

4

2

2

25

Первый простой мультфильм

1

0.5

0.5

26

Создание простой игры «Футбол»

8

3

5

27

Работа с координатами X и Y

4

1

3

28

Создание мультфильма «Летучий кот и летучая мышь»

6.5

2.5

4

29

Создание игры «Лабиринт»

7.5

2.5

5

30

Создание мультика с привидениями

6.5

2.5

4

31

Создание игры «Котенок на крапивном поле»

7.5

2.5

5

32

Создание игры про волшебника

8.5

2.5

6

33

Знакомство с переменными

8.5

2.5

6

34

Создание игры «Кот с реактивным ранцем»

8.5

2.5

6

35

Создание игры платформера

9

3

6

36

Создание игры «Лови вкусняшки»

6

0.5

5.5

 

Знакомство и работа с программой «Unreal Engine»

48

24

24

38

Знакомство с игровым движком «Unreal Engine»

2

1

1

39

Изучение системы «Gameplay Framework»

2

1

1

40

Координаты, преобразования, единицы измерения и организация

2

1

1

41

Работа с актерами статичных мешей

2

1

1

42

Применение освещения и рендеринга

2

1

1

43

Использование материалов

2

1

1

44

Использование элементов аудиосистемы

2

1

1

45

Создание ландшафтов и растительности

2

1

1

46

Создание мира

2

1

1

47

Эффекты воспроизводства в системах частиц

2

1

1

48

Использование актеров скелетных мешей

2

1

1

49

Matine и синематика

2

1

1

50

Изучение работы с физикой

2

1

1

51

Введение в систему визуального программирования блюпринтов

2

1

1

52

Работа с блюпринтами уровней

2

1

1

53

Работа с блюпринт-классами

2

1

1

54

Использование редактируемых переменных и скрипта конструирования

2

1

1

55

Создание актеров и вводимых с клавиатуры событий

2

1

1

56

Создание экшн-столкновений

2

1

1

57

Создание аркадного шутера: системы ввода и аватары

2

1

1

58

Создание аркадного шутера: препятствия и бонусы

2

1

1

59

Работа с UMG (Unreal Motion Graphics)

2

1

1

60

Создание исполняемого файла

2

1

1

61

Работа с мобильными устройствами

2

1

1

 

Итого часов по курсу

144

 

 

 

Содержание учебного плана

Знакомство и работа с программой «Scratch»

·        Инструктаж по правилам безопасности. Знакомство с понятием «Алгоритм» и программой «Scratch»

·        Выполнение упражнения «с чего начать»

·        Выполнения упражнения «анимируй свое имя»

·        Выполнения упражнения «представь себе мир»

·        Выполнения упражнения «создайте музыку»

·        Выполнения упражнения «создать историю»

·        Выполнения упражнения «создать игру с погоней»

·        Выполнения упражнения «анимировать персонажа»

·        Выполнения упражнения «создать игру кликер»

·        Выполнения упражнения «полетаем?»

·        Выполнения упражнения «пинг-понг»

·        Выполнения упражнения «видео распознование»

·        Выполнения упражнения «создать говорящую анимацию»

·        Выполнения упражнения «говорящие сказки»

·        Выполнения упражнения «изменить размер»

·        Выполнения упражнения «плыть кругом»

·        Выполнения упражнения «записать звук»

·        Выполнения упражнения «сделать вращения»

·        Выполнения упражнения «скрыть и показать»

·        Знакомство с градусами, координатами Х и Y, десятичными дробями, процентами и функциями (модуль, округление чисел, квадратный корень, тригонометрические и логарифмические функции)

·        Первый простой мультфильм

·        Создание простой игры «Футбол»

·        Работа с координатами X и Y

·        Создание мультфильма «Летучий кот и летучая мышь»

·        Создание игры «Лабиринт»

·        Создание мультика с привидениями

·        Создание игры «Котенок на крапивном поле»

·        Создание игры про волшебника

·        Знакомство с переменными

·        Создание игры «Кот с реактивным ранцем»

·        Создание игры платформера

·        Создание игры «Лови вкусняшки»

 

Знакомство и работа с программой «Unreal Engine»

·        Знакомство с игровым движком «Unreal Engine»

·        Изучение системы «Gameplay Framework»

·        Координаты, преобразования, единицы измерения и организация

·        Работа с актерами статичных мешей

·        Применение освещения и рендеринга

·        Использование материалов

·        Использование элементов аудиосистемы

·        Создание ландшафтов и растительности

·        Создание мира

·        Эффекты воспроизводства в системах частиц

·        Использование актеров скелетных мешей

·        Matine и синематика

·        Изучение работы с физикой

·        Введение в систему визуального программирования блюпринтов

·        Работа с блюпринтами уровней

·        Работа с блюпринт-классами

·        Использование редактируемых переменных и скрипта конструирования

·        Создание актеров и вводимых с клавиатуры событий

·        Создание экшн-столкновений

·        Создание аркадного шутера: системы ввода и аватары

·        Создание аркадного шутера: препятствия и бонусы

·        Работа с UMG (Unreal Motion Graphics)

·        Создание исполняемого файла

·        Работа с мобильными устройствами

 

Организационно-педагогические условия реализации
программы.

Для успешной реализации программы требуется оборудованный согласно перечню, приведенному ниже, учебный кабинет на 4 (в том числе 1 преподавательский) рабочих мест.

Список оборудования

Наименование

Кол-во

1

Ноутбук

10

2

Удлинители для розеток (для зарядных устройств ноутбуков)

3

3

Программа «Scratch»

1

4

Проектор и проекторная доска

1

 

Форма аттестации

Текущий контроль: проводится в течение учебного года. Цель текущего контроля – определить степень и скорость усвоения каждым ребенком материала и скорректировать программу обучения, если это требуется Контроль осуществляется в форме устного опроса, межгруппового соревнования.

Промежуточный контроль: по изучению первого полугодия направленный на проверку степени усвоения пройденного материала. Будет выполняться в виде самостоятельной работы.

Аттестация по завершении освоения программы: проводится в конце учебного года. Во время итогового контроля определяется фактическое состояние уровня знаний, умений, навыков ребенка, степень освоения материала по каждому изученному разделу и всей программе объединения. Будет выполняться в виде защиты проекта или участие в конкурсе.

 

Оценочные материалы

Критерии оценки устного опроса: Развернутый ответ обучающегося должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на заданную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

Критерии оценивания:

1) полноту и правильность ответа;

2) степень осознанности, понимания изученного;

3) языковое оформление ответа.

      5 баллов ставится, если обучающийся полно излагает материал (отвечает на вопрос), дает правильное определение основных понятий; обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, излагает материал последовательно и правильно.

      4 балла ставится, если обучающийся дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «отлично», но допускает 1–2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1–2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

       3  балла ставится, если обучающийся обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание большей части соответствующего вопроса, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

     2 балла ставится, если педагог отмечает такие недостатки в подготовке обучающегося, которые являются препятствием к успешному овладению последующим материалом.

 

Критерии оценки самостоятельной работы

·        Сложность проекта

·        Качество реализации

·        Самостоятельность

·        Окончания проекта в срок

Каждый критерий оценивается в 3 балла. 

1-5 балла (минимальный уровень) – частая помощь педагога, не выполнено задание или выполнено с запозданием. 

6-9 баллов (средний уровень) – редкая помощь педагога, реализация проекта с незначительными недочетами, задание выполнено с ошибками. 

10-12 баллов (максимальный уровень) – проект хорошо работает, работа сделана самостоятельно, задание выполнено правильно и в срок. 

 

 

Критерии оценки защиты проектов

 

Критерий

Баллы

1

Уникальность

2

2

Новизна

2

3

Техническая сложность

4

4

Алгоритмическая сложность

4

5

Работоспособность

4

6

Самостоятельность

4

7

Максимальное количество баллов

20

Уровни сформированности навыков проектной деятельности:

·        Менее 10 баллов- низкий уровень

·        11-16 баллов- базовый уровень

·        17-20 балла- повышенный уровень

 

Список литературы

1.     Д. В. Голиков, А. Д. Голиков. Программирование на Scratch. Делаем игы и мультики. 2014. -295 с.

2.     Д.В. Голиков и А.Д. Голиков, «Методика обучения программированию на Scratch 2 для учителей и родителей. Знакомство с интерфейсом». Изд. Электронное издание 2014..

3.     Арам Куксон, Райан Даулингсока, Клинтон Крамплер «Разработка игр за 24 часа» - Москва : Эксмо, 2019. -528 с.


 

4.