Методическая разработка: «Экспресс-методика выявления тревожности у пятиклассников в период адаптации».
Детям предлагается оценить изменения в своем самочувствии, произошедшие в последнее время. Положительное утверждение принимается только в том случае, если произошло изменение. Например, ребенок быстро уставал и так же быстро или меньше устает сейчас, в этом случае ответ будет отрицательным.
Каждое из предложенных утверждений следует начинать с фразы «В последнее время…»
1. Я быстро устаю (да, нет). 2. Думаю, что у меня дела лучше, чем у некоторых ребят (да, нет). 3. Я чувствую себя свободнее (да, нет). 4. У меня появились головокружения/слабость/подташнивание (да, нет). 5. Учителя недовольны мной (больше замечаний) (да, нет). 6. Мне не хватает уверенности в себе (да, нет). 7. Я чувствую себя в безопасности (да, нет). 8. Я избегаю трудностей (да, нет). 9. Я могу легко расстроиться и даже заплакать (да, нет). 10. У меня стало больше конфликтов (да, нет). 11. Домашние задания стали интереснее (да, нет). 12. Я хуже понимаю объяснения учителей (да, нет). 13. Я долго переживаю неприятности (да, нет). 14. Я не высыпаюсь (да, нет). 15. Хочу, чтобы в 5-м классе учили прошлогодние учителя (да, нет).
Подсчет баллов:
Начисляется по 1 баллу за каждый ответ «да» на вопросы — 1, 4, 5, 6, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15 и «нет» на вопросы — 2, 3, 7, 11.
Оценка уровня тревожности:
1–4 балла — низкий уровень. 5–7 баллов — средний уровень. 8–10 баллов — повышенный уровень. 11–15 баллов — высокий уровень.
Методика "Лесенка"
Цель: определение самооценки младших школьников
Рисуем на листе бумаги лестницу из 10 ступенек.
Показываем ребенку лесенку и говорим, что на самой нижней ступеньке стоят самые плохие мальчики и девочки.
На второй - чуть-чуть получше, а вот на верхней ступеньке стоят самые хорошие, добрые и умные мальчики и девочки.
На какую ступеньку поставил бы ты себя? (Нарисуй себя на этой ступенечке. Можно нарисовать 0, если ребенку трудно нарисовать человечка).
Обработка результатов:
1-3 ступенька - низкий уровень самооценки (заниженная);
4-7 ступенька - средний уровень самооценки (правильный);
8-10 ступенька - высокий уровень самооценки (завышенная).
Методика “Какой Я?” предназначена для определения самооценки ребенка 6-9 лет. Экспериментатор, пользуясь представленным далее протоколом, спрашивает у ребенка, как он сам себя воспринимает и оценивает по десяти различным положительным качествам личности. Оценки, предлагаемые ребенком самому себе, предоставляются экспериментатором в соответствующих колонках протокола, а затем переводятся в баллы. Оценка результатов
Ответы типа “да” оцениваются в 1 балл, ответы типа “нет” оцениваются в 0 баллов, ответы типа “не знаю” или “иногда” оцениваются в 0,5 балла. Уровень самооценки определяется по общей сумме баллов, набранной ребенком по всем качествам личности.
10 баллов - очень высокий
8-9 баллов - высокий
4-7 баллов - средний
2-3 балла - низкий
0-1 балл - очень низкий
Согласно возрастной норме, самооценка дошкольника высокая. Следует отметить, что ответы ребенка на некоторые вопросы (например, послушный, честный) могут свидетельствовать об адекватности самооценки. Так, например, если наряду с ответами “да” на все вопросы ребенок утверждает, что он “послушный всегда”, “честный всегда”, можно предположить, что он не всегда достаточно критичен к себе. Адекватность самооценки можно проверить, сравнив ответ ребенка по данной шкале с ответами родителя о ребенке по тем же личностным качествам.
Выводы об уровне развития самооценки:
Протокол методики “Какой я”
№ п/п |
Оцениваемые качества личности |
Оценки по вербальной шкале |
|||
да |
нет |
иногда |
не знаю |
||
1 |
Хороший |
|
|
|
|
2 |
Добрый |
|
|
|
|
3 |
Умный |
|
|
|
|
4 |
Аккуратный |
|
|
|
|
5 |
Послушный |
|
|
|
|
6 |
Внимательный |
|
|
|
|
7 |
Вежливый |
|
|
|
|
8 |
Умелый (способный) |
|
|
|
|
9 |
Трудолюбивый |
|
|
|
|
10 |
Честный |
|
|
|
|
Самооценка "Опросник"
Цель: определение уровня развития самооценки у учащихся 5-7 классов
Отвечаем на вопросы: “да” (+), “нет” (-)
Обработка результатов:
Подсчитайте количество “да” (+).
6-7 положительных ответов (+) - завышенная самооценка;
3-5 (+) - адекватная (правильная);
2-1 (+) - заниженная.
Изучение общей самооценки
Инструкция испытуемому: Вам будут зачитаны некоторые положения. Вам нужно зачитать номер положения и против него - один из трех вариантов ответов: “да” (+), “нет”(-), “не знаю” (?), выбрав тот ответ, который в наибольшей степени соответствует вашему собственному поведению в аналогичной ситуации. Отвечать нужно быстро, не задумываясь.
Текст опросника
Обработка результатов:
Подсчитывается количество согласий (“да”) под нечетными номерами, затем - количество согласий с положениями под четными номерами. Из первого результата вычитается второй. Конечный результат может находиться в интервале от -10 до +10.
Результат от -10 до -4 свидетельствует о низкой самооценке.
Результат от -3 до +3 - о средней самооценке
Результат от +4 до +10 - высокой самооценке.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.