Методическая разработка
учителя русского языка и литературы МБОУ «Средняя школа № 10»
Кокшаровой Светланы Геннадьевны
по теме «Формирование и развитие познавательных УУД как основы повышения эффективности образовательной деятельности на уроках русского языка в 5-9 классах посредством использования ИКТ»
«Новый мир имеет новые условия и требует новых действий.
Невозможно войти в Новый Мир со старыми методами,
потому так зову к перерождению сознания »
Н.Рерих
В информационном обществе, в котором произошло повышение роли информации, система образования должна обеспечить процесс познания, развития, образования человека в изменившихся условиях. В нормативных актах сферы образования говорится об обновлении содержания, методологий и среды обучения, о развитии инновационных процессов: разработке новых приёмов и методов обучения, о создании новых форм организации образовательной деятельности.
В связи с внедрением ФГОС основного общего образования, мною была выбрана тема по самообразованию «Реализация ФГОС на уроках русского языка с применением современных образовательных технологий». В рамках этой темы я начала работу по формированию и развитию познавательных УУД на уроках русского языка с помощью использования технологий личностно ориентированного и дифференцированного обучения, системно-деятельностного и компетентностного подходов, а также ИКТ.
Основоположниками идеи формирования универсальных учебных действий являются П.Я.Гальперин, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Г.Асмолов.
Научная работа по внедрению ИКТ в школьное образование ведется в нашей стране, начиная с 1987 года на базе центра им. А.В. Запорожца. А за последние годы созданы концептуальные подходы и принципы разработки и функционирования информационно-коммуникационной образовательной среды. В их основе лежат работы отечественных и зарубежных психологов, дидактов и методистов:
1) структура образовательной среды и функции средств ИКТ в ней рассмотрены в работах С.Г. Григорьева, Е. И. Машбица,
2) обоснованы основные психологические и дидактические принципы построения средств обучения на основе ИКТ (Е. И. Машбиц, Н.Ф. Талызина и др.),
3) исследованы вопросы изменений в организации и характере учебной деятельности в условиях использования средств ИКТ (С.Г. Григорьев, Е.С. Полат и др),
4) определены компоненты профессиональной деятельности преподавателя, эффективность которых может быть повышена при использовании ИКТ (Н.Ф. Талызина и др.),
5) в методическом аспекте исследования проблемы применения средств ИКТ в обучении сосредоточены на анализе задач и условий эффективного применения информационной технологии в обучении (Т.Б.Захарова и др.), обосновании возможностей ИКТ в повышении качества образовательного процесса (С.Г. Григорьев), типологии средств ИКТ учебного назначения (И.В. Роберт, Б.С. Гершунский).
За последние годы, находясь в поиске путей, направлений, возможностей преобразования своей педагогической деятельности, я прошла курсовую подготовку по программе «Моделирование и проектирование уроков русского языка и литературы в современной школе в условиях ФГОС», приняла участие в Межрегиональной научно-практической конференции «Цифровая образовательная среда: возможности, преимущества, перспективы», была слушателем вебинаров, образовательных семинаров («Информационно-методическое обеспечение реализации требований ФГОС средствами УМК издательской группы «Дрофа-Вентана», ЭФУ: дидактические возможности для достижения образовательных результатов»), на онлайн-площадке Единыйурок.рф успешно прошла всероссийское тестирование по теме «ИКТ-компетентность», изучала электронные образовательные ресурсы, выступала на педсоветах и методических объединениях по обобщению педагогического опыта.
Понимая, что ФГОС ООО закладывает новые подходы к достижению качества образования в виде личностных, метапредметных и предметных результатов освоения ООП ООО, я перестраивала педагогическую деятельность, обращая больше внимания на личность учащихся, придавая больше значения их саморазвитию и самопознанию, формированию у них способности творчески осваивать и преобразовывать знания в процессе самореализации. Экзамен в тестовой форме требует от учащегося умения применять полученные знания в новой ситуации, то есть искать условия и границы применимости полученного знания, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Поэтому для меня сегодня стало очевидным, что ориентация образовательной деятельности только на формирование знаний приводит к неудовлетворенности общества результатами работы системы образования.
В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор общество выдвигает ряд требований к модели выпускника:
- выпускник должен уметь учиться,
- выпускник должен осознавать важность образования и самообразования для жизни и деятельности,
- выпускник должен быть способен применить полученные знания на практике. То есть вектор образовательной деятельности сдвигается в сторону формирования и развития у учащихся познавательных учебных действий. А требования, предъявляемые к качеству знаний обучающихся в процессе реализации ФГОС, полифункциональны и многогранны, что сложно выполнить при традиционном обучении.
Содержание учебного материала, традиционные методы обучения и формы организации учебного процесса не способствуют динамичному развитию школьников в соответствии с современными требованиями. Таким образом, мною было обнаружено противоречие между необходимостью формирования у обучающихся познавательных учебных действий и недостаточной методической обеспеченностью этого процесса в условиях традиционного обучения.
Решение данной проблемы я вижу в изменении формы организации образовательной деятельности, которую нужно организовать так, чтобы учащийся не только усвоил большой объем знаний, но и научился мыслить, самостоятельно добывать знания, применять их в новых ситуациях. Учащегося надо научить работать со знанием, то есть применять его, искать условия и границы его применимости, преобразовывать, расширять и дополнять, находить новые связи и соотношения, рассматривать в разных моделях и контекстах.
Теоретические и практические аспекты применения ИКТ на уроках русского языка представлены в работах С.А. Андреева, Ю.Б. Зотова, В.Г. Казакова, С.М. Соколовской, И.Ф. Харламова, Г.С. Швайко и других. Авторы едины в том, что ИКТ существенно расширяют диапазон возможностей образовательной деятельности. Использование средств гипертекста и мультимедиа, интерактивных учебных заданий и обучающих программ, электронных ресурсов совершенствуют процесс обучения, что напрямую влияет на развитие познавательных учебных действий. Хочу подчеркнуть, что в своей педагогической деятельности не заменяю полностью традиционные дидактические принципы, не исключаю использование других образовательных технологий. Так как последствия применения ИКТ могут быть как позитивными, так и негативными, то, проектируя уроки с использованием ИКТ, обязательно анализирую факторы воздействия на личность ребенка и его развитие.
Цель педагогической деятельности вижу в создании на уроках русского языка условий для формирования и развития познавательных УУД и повышения эффективности образовательной деятельности путем применения ИКТ.
Для достижения цели поставила перед собой следующие задачи:
- изучить современные ИКТ, электронные образовательные ресурсы (ЭОР), сделать выбор в пользу апробированных и эффективных в преподавании русского языка;
- оценить возможности использования ЭОР на отдельных этапах урока с позиции формирования познавательных УУД у учащихся;
- внедрить в педагогическую деятельность ИКТ и ЭОР, способствующие формированию у учащихся познавательных УУД;
- разработать конспекты уроков, дидактический материал по русскому языку с использованием ИКТ и ЭОР разной направленности;
- активизировать работу по развитию творческих и исследовательских способностей учащихся через участие в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях;
- повысить уровень сформированности познавательных УУД.
Ведущая педагогическая идея заключается в использовании современных технологий, главным образом ИКТ для формирования и развития познавательных УУД на уроках русского языка в 5-9 классах. Благодаря использованию ИКТ повышается эффективность обучения за счет нового качества наглядности, интерактивности учебного процесса, оптимизирует темп работы, происходит эффективная реализация межпредметных связей, оперативно организуется самостоятельная работа, индивидуализируется процесс обучения, обеспечивает наиболее оптимальные условия каждому учащемуся для формирования познавательных универсальных учебных действий. Более того улучшаются психолого-педагогические условия образовательной деятельности, благодаря созданию устойчивого интереса и положительной мотивации учения за счет интереса к новому инструменту познания. Создаются благоприятные условия для формирования общей культуры мышления, коммуникативной культуры, развития информационной культуры обучающегося, включается механизм развития исследовательских и творческих качеств.
Преобразования педагогической деятельности проходили в несколько этапов. Каждый этап привносил что-то новое, что делало учебный процесс ярким, эмоциональным, интересным, наглядным, красочным, информативным, интерактивным и запоминающимся, что в свою очередь приводило к повышению активизации деятельности учащихся и способствовало формированию познавательных УУД. Началось все с изучения научно-методической литературы, посещения вебинаров, семинаров, прохождения курсовой подготовки.
Но уже на первом этапе начала складываться методическая копилка. Создавала презентации практически к каждому уроку, использовала Интернет-ресурсы (поиск дополнительной информации, использование иллюстративного материала (анимации, видеоматериалы); видеосвязь через Skype (проводила уроки с ребенком-инвалидом).
Позднее был создан чат в Viber (это помогало оперативно решать возникшие проблемы), так в образовательную деятельность вошли мессенджеры, а позднее электронная почта (с её помощью налаживала общение с учащимися: рассылка учебных заданий и материалов; получение уведомлений о выполнении задания учащимся, о количестве попыток выполнения задания и др.).
В своей практике использовала и продолжаю это делать при дистанционном обучении следующие сайты с видеоуроками:
- https://videouroki.net/et/onlrus5.html,
- https://videouroki.net/video/russkiyYazik/6-class/,
- https://demo.videouroki.net/razrabotki/russkiyYazik/uroki-1/7-class/
- https://www.youtube.com/channel/UCXtIzxUWxYrQqcR4bYXLxZA
На данных сайтах представлены материалы по многим темам курса, учащийся в удобном для себя темпе, в удобное время может усвоить урок. Есть возможность повторно просмотреть видеоурок.
После участия в Межрегиональной научно-практической конференции «Цифровая образовательная среда: возможности, преимущества, перспективы» освоила образовательную платформу МЭО (Мобильное электронное образование). Данная платформа представляет собой высококачественную информационно-образовательную среду. На ней проводила уроки, при этом дифференцировала задания по степени сложности: подбирала подходящие задания для отстающих или высокомотивированных учащихся. Платформа позволяет контролировать ход выполнения заданий учащимися, просматривать и распечатывать развёрнутые отчёты по каждому заданию. Была возможность самой генерировать задания.
В своей педагогической практике использую электронные учебники и электронные рабочие тетради. Особенно мне помог электронный учебник «Русский родной язык» под ред. О.М.Александровой.
Широкие возможности для планирования уроков русского языка предоставляют электронные образовательные ресурсы как заимствованные у других учителей, так и созданные мною.
Приведу некоторые примеры электронных ресурсов, которые я создала сама и использовала на уроках русского языка.
ЭОР |
Методическая разработка, класс, ссылка |
Infourok.ru |
Онлайн-тест «Антонимы». 5 класс https://infourok.ru/testDesigner/testView/89563 |
Online Test Pad |
Онлайн-кроссворд «Имя существительное». 6 класс https://app.onlinetestpad.com/crosswords/gayuviyhqc2ka |
Онлайн-тест «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями». 7 класс https://onlinetestpad.com/hntbgua3lkdow |
|
padlet.com |
Групповой проект на виртуальной доске по теме «Описание внешности человека». 7 класс https://padlet.com/sgkoksharova/yic7foelly1ernzw |
Гугл-форма |
Онлайн-тест «Правописание местоимений». 6 класс https://docs.google.com/forms/d/10DseUgMUySwAWRh93WGarTo5YXQ5hUxnQWlVQd0SvEs/edit?usp=sharing |
Интерактивная рабочая тетрадь SkySmart |
Дифференцированная самостоятельная работа в форме теста по теме «Причастие как часть речи». 7 класс https://edu.skysmart.ru/student/xatahaniho |
Тренировочный тест по теме «Деепричастие». 7 класс https://edu.skysmart.ru/student/hofakotexi |
Актуальной и востребованной сегодня является модель организации урока «перевернутый класс», которая состоит в том, чтобы уменьшить долю времени урока на репродукцию знаний, а основной акцент перевести на то, чтобы учащиеся могли проверить свои навыки в применении знаний и взаимодействовать друг с другом в практических занятиях. Больше времени уделяется практическому закреплению, обобщению и углублению знаний.
Урок «перевернутый класс» позволяет мне работать над более высоким уровнем познавательной деятельности учащихся: применение, анализ, синтез, оценка. Во время подготовки к уроку главную роль для учащегося играет самостоятельность в изучении и первичном понимании материала. Непосредственно на уроке познавательную деятельность учащегося стимулирует совместная работа всех участников классного коллектива.
Данная система весьма эффективна для преподавания в 7-9 классах, когда роль самостоятельности учащихся в учёбе значительно увеличивается. Поэтому я стала ее применять с этого года, когда мои учащиеся стали семиклассниками.
На слайде приведен пример организационной структуры урока по модели «перевернутый класс» на уроке русского языка в 7 классе по теме «Слитное и раздельное написание НЕ с причастиями».
Несколько слов упомяну об интерактивных методах и приемах интерактивного обучения, которые способствуют вовлечению учащегося в активный процесс получения и переработки знаний. На уроках русского языка я применяю следующие приемы интерактивного обучения:
1) Незаконченное предложение (на презентации указано начало предложения, учащиеся должны закончить мысль);
2) «Морфологический ящик».
3) Дерево решений. (Класс делится на 4-5 групп; каждая группа обсуждает задание (например, выпишите из текста слова с чередующейся гласной в корне слова) и делает записи на своем «дереве» решений (на листке ватмана), потом группы меняются местами, дописывают на деревьях соседей свои идеи);
4) Мозговой штурм (Например, что такое глагол? Оформить записи на бумаге А3 в виде солнышка).
5) Интервью (работа в парах). Задание: записать интервью в виде предложений с прямой речью. Один из учеников- интервьюер, а другой- интервьюируемый.
Для формирования познавательных УУД я применяю задания, которые включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирования изучаемого содержания. Часто использую на уроках русского языка следующие виды заданий:
- найди отличия;
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- работа со словарями.
Приведу несколько примеров.
Задание «Составь слово» (упражнение используется на этапе объявления темы урока с целью тренировки внимания и создания положительной мотивации на изучение новой темы).
В словах, которые я назову, запоминайте первую букву. Если вы всё сделаете правильно, то получится слово, имеющее непосредственное значение к теме урока. 1. Глухой – ф, звонкий -…
2. Предпоследняя буква в слове “ветер”.
3. Стоит за буквой Р.
4. Суффикс в слове “речной”.
5. Первая буква алфавита.
Задание «Четвёртое лишнее».
Задание: в каждом ряду три слова по определённому основанию связаны между собой, а четвёртое – отличается. Найдите его, ответ обоснуйте.
1. Бегает, приплывут, работа, рисовали.
2. Радостный, солнце, резкий, грустный.
3. Водяной, водитель, водица, наводнение.
4. Вьюнок, крылья, бельё, крыльцо.
Задание «Зашифрованное слово». (Кроме быстроты реакции тренирует произвольное внимание).
Обозначим следующие буквы цифрами:
А Б В К М Н О Л Д Т
1 2 3 4 5 6 7 8 9 0
Какие слова кроются под номерами: 578747 2874670 4756101
Этот вид работы можно использовать при введении словарных или новых слов. Выписанные с затруднением, они намного лучше запоминаются.
Задание «Найди соответствие».
Определите каждое слово 3-4 прилагательными. Например: звезда – яркая, известная, пятиконечная.
Звук –
Речь –
Предложение –
Словарь –
Проработав два года по программам, реализующим ФГОС ООО, я провела мониторинг исследования сформированности познавательных УУД на уроках русского языка.
В первой учебной четверти 5 класса проводилась стартовая диагностика по определению уровня сформированности познавательных УУД. По окончанию учебного года в 6 классе проведена промежуточная диагностика. Результаты, отраженные в таблице, свидетельствует о повышении уровня сформированности познавательных УУД:
Познавательные УУД |
Диагностика |
Уровни сформированности познавательных УУД |
||||
Сформированность навыков чтения |
Высокий уровень |
Хороший уровень |
Средний уровень |
Слабый уровень |
Уровень патологии |
|
Тест на оценку сформированности навыков чтения Л.А. Ясюковой |
стартовая |
4/16% |
7/28% |
9/36% |
4/16% |
1/4% |
промежуточная |
6/24% |
9/36% |
7/28% |
3/12% |
0 |
|
Самостоятельность мышления |
Высокий уровень |
Хороший уровень |
Средний уровень |
Слабый уровень |
Уровень патологии |
|
Тест на оценку самостоятельности мышления Л.А. Ясюковой |
стартовая |
3/12% |
6/24% |
9/36% |
6/24% |
1/4% |
промежуточная |
7/28% |
8/32% |
7/28% |
3/12% |
0 |
|
Словесно-логическое мышление |
Четвертый уровень успешности |
Третий уровень успешности |
Второй уровень успешности |
Первый уровень успешности |
|
|
Тест «Определение уровня развития словесно-логического мышления» Л.Переслени, Т. Фотековой |
стартовая |
3/12% |
7/28% |
10/40% |
5/20% |
|
промежуточная |
5/20% |
11/44% |
9/36% |
0 |
|
Наблюдаем положительную динамику по развитию навыков осмысленного чтения, самостоятельности мышления, словесно-логическому мышлению. Увеличиваются количественные и процентные показатели по высокому и хорошему уровню, по слабому и уровню патологии показатели снизились. Считаю, что положительный результат достигнут на фоне совершенствования образовательной деятельности посредством применения современных образовательных технологий, главным образом ИКТ.
Уровень сформированности познавательных УУД
Стартовая диагностика
Промежуточная диагностика
С повышением уровня развития познавательных УУД растет и качество образования, и активность участия учащихся в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях. Мониторинг успеваемости и качества знаний показал рост результатов освоения образовательных программ.
Результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практич
Результативность участия в олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях значительно выросла за последний год. Одной из причин также считаю высокий и хороший уровни развития познавательных УУД.
Данные диаграмм наглядно демонстрируют рост активности участия моих учащихся в различных конкурсах, причем, большинство участвует в дистанционных конкурсах и олимпиадах.
Таким образом, развитие познавательных УУД происходит у обучающихся моего класса постоянно. Они учатся извлекать, перерабатывать и представлять полученную информацию разными способами и учатся делать это самостоятельно. Формируя познавательные УУД, я осуществляю развитие компетентностей личности обучающихся, готовя их к успешной жизни в современном обществе, что соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.
Опыт по использованию ИКТ на уроках могу порекомендовать для практической работы всем педагогам, это богатый яркий материал для использования на уроках и на занятиях внеурочной деятельности, применим к любой общеобразовательной программе.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.