Открытый урок по математике
Тема урока: « Формулы сложения»
Цели урока:
· образовательная: продолжить формирование знаний, умений и навыков учащихся по формулам сложения, закрепить знание учащихся формул сложения;
· развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания;
развивать у учащихся умение излагать мысли, делать выводы, обобщения;
развивать познавательный интерес, логическое мышление.
· воспитательная: развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки своей деятельности на уроке, адекватного отношения к оцениванию со стороны учителя и одноклассников, стимулирование трудолюбия, аккуратности, воспитание чувства ответственности перед товарищами при выполнении коллективной работы.
Методы обучения:
· практические;
· самостоятельная работа;
· закрепление материала;
· обобщающий.
Средства обучения: тренировка, контроль ЗУН.
Форма обучения: групповая форма обучения.
Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки с заданиями, дешифраторами и кроссвордом); проектор.
Связь между предметами: русский язык, литература.
Предварительная подготовка: класс разбит на группы примерно по 4-5 чел.
Ход урока
1. Организационный этап включает в себя взаимное приветствие учителя и учащихся, раздачу учебников, тетрадей, ручек. Запись на доске и воспроизведение учителем даты, темы урока и домашнего задания (выполняют по желанию). Постановка целей урока. Отметка отсутствующих. Организация внимания, создание рабочей обстановки.
Итак, тема нашего урока « Формулы сложения».
Основная цель урока – вывести формулы сложения для косинуса суммы и разности углов, отработать их применение при вычислениях и выполнении преобразований тригонометрических выражений.
2. Актуализация знаний.
Урок мы начнём с выполнения небольшой устной работы, которая нацелена на повторение основных тригонометрических тождеств, проверку усвоения предыдущего материала.
Вычислить:
1.
= -
= -
2.
=
=
3.
=
=
4.
(1
– sin(-β))(1- sinβ) = (1+)(1- sinβ) = sin2β
5. (1 – cos(-β))(1+ cos(-β)) = (1- cosβ)(1+ cosβ) = cos2β
6.
cos
7. cosπ +sinπ =-1+0 =-1
8.
sin
9.
cos75°=-
10.
=
*
=0
Итак, при выполнении устной работы мы повторили табличные значения синуса, косинуса некоторых углов. И столкнулись с проблемой нахождения значений косинуса и синуса углов, которых нет в таблице. Сейчас мы займёмся выводом формул, которые помогут нам в разрешении создавшейся ситуации.
Сначала
выведем формулы сложения и разности косинусов. Начнем с , посмотримединичный окружность, точку с
координатами (1;0) назовем буквой Д.
Д(1;0) Повернем
начальную точку на угол α получим точку А и ее координаты по определению
равны А(). Далее начальную точку повернем на угол
–β, получим точку В и ее координаты вычисляется как В(
). Мы знаем , что
, а
мы координаты точки В можно записать так В(
). Теперь от луча ОА отложим угол β,
при этом начальная точка пройдет дугу длиной α+β, назовем точку Сс
координатами(
);
С();
. Соединим
точку А с точкой В, и точку С с точкой Д, получим два равнобедренных
треугольника. Рассмотрим два треуг. АОВ и СОД. Эти два треугольника равны по
двум сторонам и углу между ними. Раз треугольники равны, значит и равны
соответствующие стороны АВ=СД, значит расстояние между точками АВ (АВ=СД) равно
расстоянию между точками СД. Если равны расстояние, значит равны их
квадратыт.е. АВ2=СД2. Вспомним формулы для нахождения
расстояния между двумя точками плоскости
d2=
Воспользуемся этой формулой для того, чтобы выразить АВ2 т.е. возведем в квадрат
АВ2=(+(
) (1 )первое
слагаемое - квадрат разности (
, второе
слагаемое–квадрат суммы (
(формулы сокращенного
умножения). Распишем первое слагаемое, второе слагаемое по формуле сокращенного
умножения, (основное тригонометрическое тождество равно 1), приведем подобное и
запишем результат. АВ2=2+2
Теперь выразим СД2
При этом в скобочках от координаты точки С будем вычитывать
координаты точки Д. (Д(1;0)), а С()и у
нас получится
СД2=(
Первое слагаемое квадрат разности распишем по формуле
сокращенного умножения, а второе слагаемое просто запишем. Внимательно
посмотрим на данное выражение, здесь тоже есть основное тригонометрическое
тождество, затем запишем результат. =2-2. Приравняем
СД2=АВ2
2-22+2
Замечаем в левой части 2 и в
правой части, сокращаем на 2 и каждое слагаемое можно поделить на 2. Перепишем
полученное равенство, умножим только на -1, чтобы избавиться знака – перед
косинусом и в результате будет вот такая формула
(1)
Косинус суммы мы получили. Теперь выведем формулу для косинуса разности
мы запишем, как косинус
суммы, но к α мы будем прибавлять угол -βи для данного выражения
можно применить формулу косинуса суммы мы получим =
Запишем полученную формулу: (2)
Чтобы вывести формулу , рассмотрим
прямоугольный треугольник с острым углом γ, тогда второй острый угол
равен
. Для угла γ
это отношение прилежащего
катета к гипотенузе, но этот катет для угла
будет противолежащим, значит
это отношение будет равно
т.е. мы получили
. (3)
это отношение
противолежащего катета к гипотенузе, это отношение будет равно
. (4)Выведем
формулу
при этом
γ и заменим
скобки раскроем и
перегруппируем слагаемые
=
(можно применить формулу
косинус разности)
и
можно заменить (синус на
косинус на
, и
и получим окончательный
результат
(5)
Для разностиместо угла β берем отрицательный
угол –β и у нас получится.
) = (здесь
мы можем применять формулу синуса суммы)=
Заменим
в результате имеем
=
(6) (эту
формулу запишем ко всем формулам).
Выведем формулы длясложение Сначала нужно выписать все
формулы сложения синусов и косинусов. Тангенс суммы и разности = по определению
отношению синуса этого угла к косинусу этого угла, затем распишем и числитель и
знаменатель по формулам сложения.
=
воспользуемся основными
свойствами дроби, дробь т.е и числитель и знаменательможно делить на одно и то
же выражение, при этом значение дроби не изменится, в данном случае я буду
делить и числитель и знаменатель на выражение
, каждое
слагаемое делим на произведение косинуса, получим
=
(7) точно
также находим разность тангенса, и числитель и знаменатель делим на
, получим
Аналогично выводятся тангенс разности
=
(8)
Выведем формулы для котангенса, идея вывода формулы та же самая
сtg(α+β)==
=в
данном случае будем делить на произведение синусов
=
сtg(α+β)=формулу сложения мы получили
сtg(α-β)=
(10)
Мы получили формулы сложения:
=
=
=
7. сtg(α+β)=
8.сtg(α-β)=
Математическая разминка: «Что здесь зашифровано?»
Учащиеся выполняют задания в тетрадях по карточке. Затем сверяют свои ответы с помощью дешифратора №1 (Приложение 1), который представлен на проекторе и заносят соответствующую букву в тетрадь.
Задания, которые вызвали затруднение у учащихся, выполняются у доски.
Карточка
Вариант №1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вариант №2
1.
2.
3.
4. -
5.
6.
7.
(Ответы: 1-й вариант – Пифагор; 2-й вариант – Архимед).
3. Самостоятельная работа.
Знаете ли вы, кто высказал следующие фразы?
1. Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшить и умножить полученное нами наследство – вот над чем мы должны трудиться. (Д.Дидро – французский философ).
2. Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество (Сократ – древнегреческий философ.).
3.
Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг
(Лопе де Вега – испанский поэт).
4. Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле (Аристотель - древне греческий философ, ученый.)
5. Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом. (В.Гюго – французский писатель).
6. Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н.Толстой – русский писатель).
Для того чтобы узнать авторов этих высказываний, необходимо заполнить кроссворд, используя результаты заданий в карточках 1-6 и сверив их с дешифратором №2 (Приложение 2), который представлен вниманию учащихся на экране проектора.
Кроссворд
Й 6.5 6.4 6.3 6.2 6.1 3.3 3.2 Т 2.4 2.3 2.2 5.1 ю 5.2 О 1.3. 1.2.
Задания к кроссворду
Задания к кроссворду
Карточка №1
1.1.*
+
1.2 *
1.3
1.4
Карточка №2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Карточка №3
3.1
3.2
3.3 2*()
Карточка №4
4.1
4.2
4.3
4.4 +
4.5
4.6 2*
Карточка №5
5.1
5.2
Карточка №6
6.1
6.2
6.3 2*()
6.4
6.5
6.6
4. Итоги урока.
Ответы к кроссворду выводятся на экране проектора. Подводятся итоги работы каждой группы на протяжении всего урока, в группах оценивается деятельность каждого учащегося, результаты объявляются в конце урока.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия
Цветограмма: Каждый ученик оценивает свою работу с помощью цветных жетонов.
Цвет жетона |
Оценка своей деятельности |
Красный |
Был активен, смог проявить свои способности |
Зеленый |
Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить |
Желтый |
Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому |
Синий |
Совсем не проявил себя |
Приложение 1
Дешифратор №1
Приложение 1
Дешифратор №2
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.