Открытый урок по математике
Тема урока: « Формулы сложения»
Цели урока:
· образовательная: продолжить формирование знаний, умений и навыков учащихся по формулам сложения, закрепить знание учащихся формул сложения;
· развивающая: развитие алгоритмического мышления, памяти, внимания;
развивать у учащихся умение излагать мысли, делать выводы, обобщения;
развивать познавательный интерес, логическое мышление.
· воспитательная: развитие самоконтроля, формирование адекватной самооценки своей деятельности на уроке, адекватного отношения к оцениванию со стороны учителя и одноклассников, стимулирование трудолюбия, аккуратности, воспитание чувства ответственности перед товарищами при выполнении коллективной работы.
Методы обучения:
· практические;
· самостоятельная работа;
· закрепление материала;
· обобщающий.
Средства обучения: тренировка, контроль ЗУН.
Форма обучения: групповая форма обучения.
Оборудование: доска, раздаточный материал (карточки с заданиями, дешифраторами и кроссвордом); проектор.
Связь между предметами: русский язык, литература.
Предварительная подготовка: класс разбит на группы примерно по 4-5 чел.
Ход урока
1. Организационный этап включает в себя взаимное приветствие учителя и учащихся, раздачу учебников, тетрадей, ручек. Запись на доске и воспроизведение учителем даты, темы урока и домашнего задания (выполняют по желанию). Постановка целей урока. Отметка отсутствующих. Организация внимания, создание рабочей обстановки.
Итак, тема нашего урока « Формулы сложения».
Основная цель урока – вывести формулы сложения для косинуса суммы и разности углов, отработать их применение при вычислениях и выполнении преобразований тригонометрических выражений.
2. Актуализация знаний.
Урок мы начнём с выполнения небольшой устной работы, которая нацелена на повторение основных тригонометрических тождеств, проверку усвоения предыдущего материала.
Вычислить:
1. = - = -
2. = =
3. = =
4. (1 – sin(-β))(1- sinβ) = (1+)(1- sinβ) = sin2β
5. (1 – cos(-β))(1+ cos(-β)) = (1- cosβ)(1+ cosβ) = cos2β
6. cos
7. cosπ +sinπ =-1+0 =-1
8. sin
9. cos75°=-
10. =*=0
Итак, при выполнении устной работы мы повторили табличные значения синуса, косинуса некоторых углов. И столкнулись с проблемой нахождения значений косинуса и синуса углов, которых нет в таблице. Сейчас мы займёмся выводом формул, которые помогут нам в разрешении создавшейся ситуации.
Сначала выведем формулы сложения и разности косинусов. Начнем с , посмотримединичный окружность, точку с координатами (1;0) назовем буквой Д.
Д(1;0) Повернем начальную точку на угол α получим точку А и ее координаты по определению равны А(). Далее начальную точку повернем на угол –β, получим точку В и ее координаты вычисляется как В(). Мы знаем , что , а мы координаты точки В можно записать так В(). Теперь от луча ОА отложим угол β, при этом начальная точка пройдет дугу длиной α+β, назовем точку Сс координатами();
С();. Соединим точку А с точкой В, и точку С с точкой Д, получим два равнобедренных треугольника. Рассмотрим два треуг. АОВ и СОД. Эти два треугольника равны по двум сторонам и углу между ними. Раз треугольники равны, значит и равны соответствующие стороны АВ=СД, значит расстояние между точками АВ (АВ=СД) равно расстоянию между точками СД. Если равны расстояние, значит равны их квадратыт.е. АВ2=СД2. Вспомним формулы для нахождения расстояния между двумя точками плоскости
d2=
Воспользуемся этой формулой для того, чтобы выразить АВ2 т.е. возведем в квадрат
АВ2=(+() (1 )первое слагаемое - квадрат разности (, второе слагаемое–квадрат суммы ((формулы сокращенного умножения). Распишем первое слагаемое, второе слагаемое по формуле сокращенного умножения, (основное тригонометрическое тождество равно 1), приведем подобное и запишем результат. АВ2=2+2Теперь выразим СД2
При этом в скобочках от координаты точки С будем вычитывать координаты точки Д. (Д(1;0)), а С()и у нас получится
СД2=(
Первое слагаемое квадрат разности распишем по формуле сокращенного умножения, а второе слагаемое просто запишем. Внимательно посмотрим на данное выражение, здесь тоже есть основное тригонометрическое тождество, затем запишем результат. =2-2. Приравняем СД2=АВ2
2-22+2Замечаем в левой части 2 и в правой части, сокращаем на 2 и каждое слагаемое можно поделить на 2. Перепишем полученное равенство, умножим только на -1, чтобы избавиться знака – перед косинусом и в результате будет вот такая формула
(1)
Косинус суммы мы получили. Теперь выведем формулу для косинуса разности
мы запишем, как косинус суммы, но к α мы будем прибавлять угол -βи для данного выражения можно применить формулу косинуса суммы мы получим =
Запишем полученную формулу: (2)
Чтобы вывести формулу , рассмотрим прямоугольный треугольник с острым углом γ, тогда второй острый угол равен . Для угла γ это отношение прилежащего катета к гипотенузе, но этот катет для угла будет противолежащим, значит это отношение будет равно т.е. мы получили . (3)
это отношение противолежащего катета к гипотенузе, это отношение будет равно . (4)Выведем формулу при этом γ и заменим
скобки раскроем и перегруппируем слагаемые
=(можно применить формулу косинус разности)
иможно заменить (синус на косинус на , ии получим окончательный результат
(5)
Для разностиместо угла β берем отрицательный угол –β и у нас получится.
) = (здесь мы можем применять формулу синуса суммы)=Заменим
в результате имеем
= (6) (эту формулу запишем ко всем формулам).
Выведем формулы длясложение Сначала нужно выписать все формулы сложения синусов и косинусов. Тангенс суммы и разности = по определению отношению синуса этого угла к косинусу этого угла, затем распишем и числитель и знаменатель по формулам сложения.
=воспользуемся основными свойствами дроби, дробь т.е и числитель и знаменательможно делить на одно и то же выражение, при этом значение дроби не изменится, в данном случае я буду делить и числитель и знаменатель на выражение , каждое слагаемое делим на произведение косинуса, получим
= (7) точно также находим разность тангенса, и числитель и знаменатель делим на, получим
Аналогично выводятся тангенс разности
= (8)
Выведем формулы для котангенса, идея вывода формулы та же самая
сtg(α+β)===в данном случае будем делить на произведение синусов
=
сtg(α+β)=формулу сложения мы получили
сtg(α-β)= (10)
Мы получили формулы сложения:
=
=
=
7. сtg(α+β)=
8.сtg(α-β)=
Математическая разминка: «Что здесь зашифровано?»
Учащиеся выполняют задания в тетрадях по карточке. Затем сверяют свои ответы с помощью дешифратора №1 (Приложение 1), который представлен на проекторе и заносят соответствующую букву в тетрадь.
Задания, которые вызвали затруднение у учащихся, выполняются у доски.
Карточка
Вариант №1
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
Вариант №2
1.
2.
3.
4. -
5.
6.
7.
(Ответы: 1-й вариант – Пифагор; 2-й вариант – Архимед).
3. Самостоятельная работа.
Знаете ли вы, кто высказал следующие фразы?
1. Стараться оставить после себя больше знаний и счастья, чем их было раньше, улучшить и умножить полученное нами наследство – вот над чем мы должны трудиться. (Д.Дидро – французский философ).
2. Есть только одно благо - знание и только одно зло – невежество (Сократ – древнегреческий философ.).
3.
Любая книга — умный друг:
Чуть утомит, она смолкает;
Она безмолвно поучает,
С ней назидателен досуг
(Лопе де Вега – испанский поэт).
4. Ум заключается не только в знании, но и в умении применять знания на деле (Аристотель - древне греческий философ, ученый.)
5. Разум человеческий владеет тремя ключами, открывающими все: цифрой, буквой, нотой. Знать, думать, мечтать. Все в этом. (В.Гюго – французский писатель).
6. Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое – делать самому то, что он советует другим, второе – никогда не поступать против справедливости и третье – терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н.Толстой – русский писатель).
Для того чтобы узнать авторов этих высказываний, необходимо заполнить кроссворд, используя результаты заданий в карточках 1-6 и сверив их с дешифратором №2 (Приложение 2), который представлен вниманию учащихся на экране проектора.
Кроссворд
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Задания к кроссворду
Карточка №1
1.1.* +
1.2 *
1.3
1.4
Карточка №2
2.1
2.2
2.3
2.4
2.5
Карточка №3
3.1
3.2
3.3 2*()
Карточка №4
4.1
4.2
4.3
4.4 +
4.5
4.6 2*
Карточка №5
5.1
5.2
Карточка №6
6.1
6.2
6.3 2*()
6.4
6.5
6.6
4. Итоги урока.
Ответы к кроссворду выводятся на экране проектора. Подводятся итоги работы каждой группы на протяжении всего урока, в группах оценивается деятельность каждого учащегося, результаты объявляются в конце урока.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия
Цветограмма: Каждый ученик оценивает свою работу с помощью цветных жетонов.
Цвет жетона |
Оценка своей деятельности |
Красный |
Был активен, смог проявить свои способности |
Зеленый |
Стремился быть активным, но не смог в полной мере себя проявить |
Желтый |
Проявил себя не в полной мере, так как не стремился к этому |
Синий |
Совсем не проявил себя |
Приложение 1
Дешифратор №1
Приложение 1
Дешифратор №2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.