Методическая разработка: «Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий».
Оценка 4.6

Методическая разработка: «Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий».

Оценка 4.6
docx
03.08.2023
Методическая разработка: «Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий».
№9 АНГЕЛ Характеристика программ по музыке.docx

Методическая разработка: «Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий».

Программа «Музыка», созданная под руководством Д.Б. Кабалевского, в редакции Г.П. Сергеевой и Е.Д. Критской (2006) «претерпела некоторые изменения, вызванные объективными условиями ее реализации в образовательных учреждениях России: социокультурными функциями (задачами) разнообразных типов школ (массовая школа, гимназия, лицей, школа с углубленным изучением предметов искусства), потребностями учителей в обновлении содержания и технологий преподавания музыки, процессами интеграции искусств в учебно-воспитательном процессе, а также расширением возможностей музыкального (и шире – художественно-эстетического) развития учащихся»46. В данном варианте программы отсутствуют указания на конкретные виды музыкально-практической и творческой деятельности учащихся, что предполагает широкую палитру использования разнообразных форм музыкальных занятий: слушание музыки и размышление о ней, хоровое и ансамблевое пение, пластическое интонирование, импровизации. Самостоятельные работы учащихся по озвучиванию литературно-поэтических произведений, выражение учащимися собственных музыкальных впечатлений в вокализации, художественном движении, живописных работах, рисунках, графике, конструировании, дизайне и прочих видах творческих работ расширят возможности их участия в проектной деятельности, организации досуга, занятиях по дополнительному образованию. В раздел программы «Примерный музыкальный, литературный и художественный материал» включены не только музыкальные произведения. Здесь есть и произведения литературы, изобразительного искусства (иконография, живопись, скульптура, архитектура, декоративно-прикладное искусство), театра и кино (видеофильмы), которые помогут учителю музыки развивать ассоциативно-образное мышление учащихся. Д.Б. Кабалевский подчеркивает: «Тесная связь возникает при этом между музыкой и всеми другими искусствами, литературой прежде всего. Задача эстетического воспитания сплетается здесь с задачами гуманитарного, в первую очередь исторического, образования… уже с первого класса не надо бояться прибегать к разного рода сравнениям, сопоставлениям с выходом за пределы музыки. К примеру, музыкальные тембры можно уподобить различным краскам в палитре художника; мажор можно сопоставить с тонами более светлыми, яркими, минор – с тонами менее яркими, затемненными; знаки препинания в музыке можно сопоставить со знаками препинания в разговорной речи… развитие музыки можно соизмерять с развитием текста (стихов) в песне, с развитием сюжета в программном сочинении и т.д. и т.п. Почти любое сочинение – и с текстом, и без текста – дает возможность одной-двумя лаконичными фразами указать на связь с тем или иным чувством или мыслью человека, с тем или иным жизненным (современным или историческим) фактом. Чем больше различных жизненных связей музыки на уроке обнаружено, тем более прочно музыка будет входить в сознание ребят как часть жизни, как сама жизнь»47.

Программа по музыке Г.С. Ригиной направлена на реализацию идеи развивающего обучения в области музыкального искусства. Автор опирается на основные положения системы Л.В. Занкова. Направленность программы – на развитие творческих способностей учащихся, воспитание в них уважения к традициям своего народа, к отечественной и мировой культуре.

Учащиеся на уроках по программе Г.С. Ригиной вовлекаются в такие виды деятельности, как слушание музыки, пение, танец, импровизация, ритмизация музыки хлопками и притопами, работа с карточками ритма (ритмическими моделями), пение по ручным знакам и др.

В содержание программы входит разнообразный художественный материал, позволяющий успешно формировать художественно-ассоциативное мышление детей.

Учебно-методический комплект для начальной и основной школы, разработанный под руководством Г.П. Сергеевой.

Программа «Музыка» для 1-4 классов начальной школы (авторы: Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина; М.: «Просвещение», 2005) рекомендована Министерством образования и науки РФ; обеспечена учебно-методическими комплектами для каждого класса, которые включают учебник, рабочую тетрадь, хрестоматию и фонохрестоматию музыкального материала, а также методические рекомендации.

В программе обозначена цель массового музыкального образования и воспитания – формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры школьников.

Задачи музыкального образования младших школьников:

·         воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как основы музыкальной грамотности;

·         развитие активного, прочувствованного и осознанного восприятия лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего и накопление на его основе тезауруса – багажа музыкальных впечатлений, интонационно-образного словаря, первоначальных знаний о музыке, опыта музицирования, хорового исполнительства, необходимых для ориентации ребенка в сложном мире музыкального искусства.

Основными методическими принципами программы являются: увлеченность, триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя, «тождество и контраст», интонационность, опора на отечественную музыкальную культуру.

Виды музыкальной деятельности по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения (Д.Б. Эльконини, В.В. Давыдов) в массовом музыкальном образовании. В сферу исполнительской деятельности учащихся входят: хоровое и ансамблевое пение; пластическое интонирование и музыкально-ритмические движения; игра на музыкальных инструментах; инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера; освоение элементов музыкальной грамоты как фиксации музыкальной речи.

Дети проявляют творческое начало в размышлениях о музыке, импровизациях (речевой, вокальной, ритмической, пластической); в рисунках на темы полюбившихся музыкальных произведений, эскизов костюмов и декораций к операм, балетам, музыкальным спектаклям; в составлении художественных коллажей, поэтических дневников, программ концертов; в подборе музыкальных «коллекций» в домашнюю фонотеку; в «создании» рисованных мультфильмов, озвученных знакомой музыкой, небольших литературных сочинений о музыке, музыкальных инструментах, музыкантах и др.

Урок музыки трактуется как урок искусства, стержнем которого является художественно-педагогическая идея (ХПИ), в ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка «вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатленные в художественных образах. ХПИ позволяет осмысливать музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.

Для реализации идеи программы музыкального образования авторы предлагают следующие методы:

·         художественного, нравственно-эстетического познания музыки;

·         эмоциональной драматургии;

·         интонационно-стилевого постижения музыки;

·         концентричности организации музыкального материала;

·         забегания вперед и возвращения к пройденному (перспективы и ретроспективы в обучении);

·         создания композиций (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.);

·         игры;

·         художественного контекста (выхода за пределы музыки).

Структура программы

Класс

Раздел

Тема

1

1.

«Музыка вокруг нас»

2.

«Музыка и ты»

2-4

1.

«Россия – Родина моя»

2.

«День, полный событий»

3.

«О России петь – что стремиться в храм»

4.

«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»

5.

«В музыкальном театре»

6.

«В концертном зале»

7.

«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…»

«Музыка вокруг нас». Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши – основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты. «Музыка и ты». Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты.

Отличительная особенность программы – охват широкого культурологического пространства, что подразумевает постоянные выходы за рамки музыкального искусства и включение в контекст уроков сведений из истории, литературы и изобразительного искусства. Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально-эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыки. Основой развития музыкального мышления детей становятся неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразные варианты «слышания» и «видения» музыкальных сочинений.

Программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки. Творческий подход учителя музыки к программе – залог успеха его музыкально-педагогической деятельности.

В программе основной школы(5-9 классы) нашли отражение новые педагогические технологии, ориентация на реализацию компенсаторной функции искусства: восстановление эмоционально-энергетического тонуса подростков, снятие нервно-психических перегрузок учащихся.

Полихудожественное развитие учащихся, с точки зрения авторов, должно осуществляться с опорой на теорию развивающего обучения и интеграцию искусств.

При освоении учебного материала основной акцент рекомендуется делать на осознании учащимися традиций и новаторства в музыкальном искусстве прошлого и настоящего времени.

Работа с «творческой тетрадью» предусматривает поиски учащимися ответов на проблемные вопросы и «погружение» детей в атмосферу творческой мастерской композитора (писателя, художника), в атмосферу концертного зала.

Хрестоматии музыкального материалавключают удобные для исполнения переложения репертуара уроков музыки.

Фонохрестоматии музыкального материалаиздаются на компакт-дисках с приложением монтажных листов, который включают перечень произведений и указания хронометража.

Методическое пособиек учебно-методическому комплекту для 5-9 классов включает в себя описание конкретных технологий; информацию для учителя культурологического, музыковедческого, исторического характера, сведения о композиторах и музыкальных сочинениях.

Учебно-методический комплект для начальной и основной школы, разработанный под руководством В.В. Алеева.

Авторы программы для начальной школы: Алев В.В., Кичак Т.Н.

В качестве главных методов программы избраны метод дисциплинарных взаимодействий (В. Алеев), стилевой подход, творческий метод (Л. Предтеченская), системный подход, метод восхождения от частного к общему.

Важнейший стратегический метод данной программы – метод междисциплинарных взаимодействий. Его сущность соотносится с понятием «межпредметные связи». Данный метод проявляет себя в «создании художественного контекста» (Л. Горюнова) – поэтического, изобразительного по отношению к музыкальному (1-4 классы); в выявлении содержательной общности между музыкой, поэзией и живописью на уровне темы (2 класс. Тема «Осень: поэт – художник – композитор»); в обозначении некоторых жанровых параллелей между музыкой и живописью (3 класс. Тема «Может ли музыка нарисовать портрет?»); наконец, в нахождении взаимодействия отдельных средств художественной выразительности между музыкой и изобразительным искусством (4 класс. Тема «Цвет и звук: музыка витража»).

Авторы программы для основной школы: Алеев В.В., Кичак Т.Н., Науменко Т.И.

При сохранении подхода к музыке как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия, а также с видами и предметами художественной и познавательной деятельности – литературой, изобразительным искусством, историей, мировой художественной культурой, русским языком, природоведением. В связи с этим авторы ориентировались на учебные программы по указанным предметам для 5-8 классов.

Учебно-методический комплект для начальной школы, разработанный под руководством Л.В. Школяр. Авторы программы «Музыкальное искусство» для начальной школы: Усачева В.О., Школяр Л.В., Школяр В.А.

Основу программы составляет русское и зарубежное классическое наследие, народная, духовная (церковная) и современная музыка.

Программа опирается на принципы:

- преподавание музыки как живого образного искусства;

- возвышение ребенка до философско-эстетической сущности искусства (проблематизация содержания музыкального образования);

- проникновение в природу искусства и его закономерностей;

- принцип моделирования художественно-творческого процесса;

- принцип деятельностного освоения искусства.


 

Методическая разработка: «Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий»

Методическая разработка: «Характеристика программ по музыке для школ общеобразовательного типа, действующих на федеральном уровне, учебников и учебных пособий»

В содержание программы входит разнообразный художественный материал, позволяющий успешно формировать художественно-ассоциативное мышление детей

В содержание программы входит разнообразный художественный материал, позволяющий успешно формировать художественно-ассоциативное мышление детей

Отечества и другие, запечатленные в художественных образах

Отечества и другие, запечатленные в художественных образах

Программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки

Программа не подразумевает жестко регламентированного, рецептурного разделения музыкального материала на учебные темы, уроки

При сохранении подхода к музыке как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия,…

При сохранении подхода к музыке как части общей духовной культуры школьника, программа нацелена на углубление идеи многообразных взаимодействий музыки с жизнью, природой, психологией музыкального восприятия,…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.08.2023