Методическая разработка "Игровые технологии на уроках математики"
Оценка 4.6

Методическая разработка "Игровые технологии на уроках математики"

Оценка 4.6
docx
26.10.2022
Методическая разработка "Игровые технологии на уроках математики"
Игровые технологии на уроках математики.docx

Игровые технологии на уроках математики

 

 «Учиться можно только весело. Чтобы переваривать знания надо поглощать их с аппетитом».

А. Франс

Сегодня для учителя школы, как и всегда, актуальными остаются вопросы: что нужно сделать, чтобы школьники знали и любили его предмет? Как правильно активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке? Как помочь ученику учиться с интересом?

Любая педагогическая технология обладает средствами, активизирующими деятельность учащихся. В некоторых технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов. К последним можно отнести игровые технологии. Игра - это естественная для ребёнка и гуманная форма обучения. Обучая посредством игры, я учу детей не так, как нам взрослым удобно дать учебный материал, а как детям удобно его взять. В обучении любому предмету немаловажно, чтобы ученики видели, как полученные знания могут применяться в жизни. Поэтому основная цель математического образования в школе - это предоставление каждому ученику разноуровневых возможностей для получения математической подготовки, максимально соответствующей его индивидуальным интересам, склонностям и способностям.

Игры оказывают большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.

Математические игры выполняют различные функции:

1. Во время математической игры происходит одновременно игровая, учебная и трудовая деятельность. Действительно, игра сближает то, что в жизни не сопоставимо и разводит то, что считается едино.

2. Математическая игра требует от школьника, то чтобы он знал предмет. Ведь не умея решать задачи, разгадывать, расшифровывать и распутывать ученик не сможет участвовать в игре.

3. В играх ученики учатся планировать свою работу, оценивать результаты не только чужой, но и своей деятельности, проявлять смекалку при решении задач, творчески подходить к любому заданию, использовать и подбирать нужный материал.

В старших классах учащиеся рассматривают игру как возможность проверить свои силы и готовность к реальной жизни взрослого человека. Таким образом, игровую технологию следует рассматривать как самостоятельную педагогическую ценность, видеть в ней эффективную школу жизни и максимально использовать её педагогические возможности.

Можно выделить следующие виды дидактических игр:

- игры-упражнения;

-игры-путешествия;

-игры-соревнования;

-сюжетные (ролевые) игры.

Игра «Лото» (игра индивидуальная, может использоваться как устный счет)

Цель: выработать умения быстро, рационально и грамотно выполнять вычислительные действия

Материал: отдельные карточки 2 х 3 с написанными в произвольном порядке 4-мя числами (ответами) и отдельные карточки с примерами.

Ход игры: учащимся раздаются карточки с числами (ответами) и карточки с примерами. Выигрывает тот, кто первый подберет ко всем своим числам пару (номер примера). Номера примеров вписываются в отведенные квадратики.

Время игры:  5 минут, время  можно ограничить.

Игра «Исправь ошибку» (индивидуальная игра)

Цель: проверка математических знаний; отработка умений быстрого и рационального счета

Материал: не требует подготовки.

Ход игры: учитель пишет на доске несколько примеров, часть из которых вычислена с ошибками. За 5-6 минут ученики должны исправить ошибки. Выигрывает тот, кто найдет больше ошибок.

 Игра «Горячий Стульчик» (игра групповая)

Цель: проверка знаний математических терминов по определенной теме, формулировок законов, теорем, аксиом и т.д.

Материал: не требует особой подготовки.

Ход игры: водящий садится на «горячий стульчик» у доски лицом к классу. Учащиеся по очереди задают ему вопросы по теме, оговоренной заранее.  Водящий должен ответить. Если допущена ошибка, водящий меняется на нового игрока, чей вопрос был последним.
Рассмотрим, например, тему «Умножение и деление натуральных чисел».

Примеры вопросов:

  • Что такое деление?
  • Как называют результат умножения?
  • Существует ли сочетательное свойство умножения? Если да, то сформулируйте его.
  • Существует ли сочетательное свойство деления? Если да, то сформулируйте его.
  • В каких случаях можно опустить знак умножения?

Игру можно усложнить. Учащиеся дают объяснение математического термина, а водящий должен догадаться, что это за слово. Выигрывает тот, кто продержится на «горячем стульчике» дольше.

  • С помощью этого действия находят неизвестный множитель (деление)
  • Иногда деление одного натурального числа на другое нацело не всегда возможно, в этом случае получаем … (деление с остатком)
  • Для того, чтобы умножить сумму на число, можно умножить на это число каждое слагаемое и сложить получившиеся произведения; это правило называется… (распределительное свойство умножения относительно сложения)
  • Произведение, в котором все множители равны, можно записать короче; эта запись называется (степенью числа)
  • Возведение во вторую степень (квадрат числа)

 

По образовательным задачам игры подразделяются на игры, изучающие новый материал, формирующие умения и навыки, и игры обобщающего повторения, контроля знаний.

Правила игры должны быть простыми, точно сформулированными, а математическое содержание материала доступно пониманию школьников. В противном случае игра не вызовет интереса и будет проводиться формально.

Правила проведения игры

Игра должна давать достаточно пищи для мыслительной деятельности, в противном случае она не будет развивать математическую зоркость и внимание.

Дидактический материал должен быть удобен в использовании. При проведении игры, связанной с соревнованиями команд, должен быть обеспечен контроль за её результатами со стороны всего коллектива учеников или выбранных лиц. Учёт результатов должен быть открытым, ясным и справедливым.

Каждый ученик должен быть активным участником игры.

Если на уроке проводится несколько игр, то лёгкие и трудные по математическому содержанию должны чередоваться.

Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от конкретного к абстрактному.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и на обычном уроке. Но надо помнить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счёте приведёт к падению у учащихся интереса к предмету.


 

Игровые технологии на уроках математики «

Игровые технологии на уроках математики «

Ход игры: учитель пишет на доске несколько примеров, часть из которых вычислена с ошибками

Ход игры: учитель пишет на доске несколько примеров, часть из которых вычислена с ошибками

Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от…

Если на нескольких уроках проводятся игры, связанные со сходными мыслительными действиями, то по содержанию математического материала они должны удовлетворять принципу: от простого к сложному, от…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.10.2022