При реализации ФГОС НОО в прак- тику работы столкнулась со многими проблемами. Одна из них – это оптимизация процесса обучения. Начала разбираться с теоретического изучения вопроса построения урока: урока, направленного на способ получения информации, а не знаний в готовом виде; урока наглядного; урока, содержащего в своём построении алгоритмы, инструктажи. Я пришла к выводу, что использование средств ИКТ помо- жет мне в этом.
В построения урока особую важность имеет использование информационно-образовательной среды. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Ис- пользование информационных технологий позволяет осуществить задуманное, сделать урок современ- ным.
Когда в кабинет была приобретена мультимедийная установка, я в своей деятельности стала ак- тивно использовать компьютерные технологии, которые позволяют наглядно и доступно объяснять ма- териал: - презентации (учебные, познавательные); - электронные энциклопедии; - набор электронных тестов, кроссвордов; - интеллектуально-творческие игры с использованием мультимедийной установки;
- тренажёры производства «Кирилла и Мефодия»; - научно-познавательные и обучающие игры.
Формы и место использования презентации на уроке зависят от содержания этого урока, от це- ли, которая ставится на уроке. При изучении нового материала использование презентации позволяет мне иллюстрировать учебный материал. При проведении устных упражнений презентация даёт возмож-
ность оперативно предъявлять задания. Учебная презентация может представлять собой конспект урока. Для уроков математики, например, важно применение анимированных чертежей, когда нужно органи- зовать работу учащихся с чертежами, выполнить схему, использовать таблицу и т.д.
Неистощимым источником идей для создания мультимедийных уроков является Интернет. Ино- гда совсем не обязательно «изобретать колесо», а можно воспользоваться опытом других педагогов (со- блюдая авторские права), готовыми электронными учебными пособиями.
Я часто использую на своих уроках готовые презентации и программы. Для своих уроков я ис- пользую материал с сайтов:
www.proshkolu.ru, www.zankov.ru, www.zavuch.info, viki.rdf.ru, http://festival.1september.ru, http://portfolio.1september.ru, http://www.intelgame.ru/doc/160.htm, http://www.krugosvet.ru/humanit.htm, http://nature.worldstreasure.com, http://www.livt.net, nachalka.edu.ru, персональные сайты учителей начальных классов, откуда я беру словарные диктанты, памятки по орфограммам, материал для написа- ния изложений и сочинений, тренажёры, материалы из истории русского языка и многое другое. Очень много на этих сайтах материала для устных вычислений по математике, интересны дидактические игры с использованием презентации, тренажёры для отработки вычислительных навыков. Для уроков окру- жающего мира эти сайты тоже предлагают много материала в виде презентаций, энциклопедий, клипов, тестов, тренажёров. Не остаются без внимания и уроки литературного чтения, ИЗО, технологии. Для них предлагаются презентации и клипы об основных видах искусства, писателях, поделках и т.д.
В прошлом году, начав вести факультативный курс «Информатика и ИКТ», я столкнулась с трудностями при подготовке к занятиям. Хотелось, чтобы ребята не только работали по тетрадям, но и видели материал наглядно. Поэтому я стала искать нужный материал в Интернете и нашла сайты www.klyaksa.net, www.metod-kopilka.ru. Эти сайты предлагают учителям не только методические реко- мендации, но и множество занимательного материала. Также курс «Информатики и ИКТ» предполагает работу за компьютером. Такая работа у нас есть благодаря диску к этому пособию.
На уроках русского языка, математики, окружающего мира я использую уроки «Начальной шко- лы Кирилла и Мефодия». Они представляют собой наборы тематически организованных интерактив- ных слайдов для наглядного изложения учебных материалов, тренировки навыков и контроля успешно- сти выполнения заданий.
Слайд — единица урока. Преимущество слайдовой структуры представления учебного материа- ла заключается в возможности отобрать из серии слайдов нужные для урока.
Чтобы открыть урок, нажмите кнопку
«Предметы» – появится меню, в котором можно выбрать предмет и класс, нажав на его название левой кнопкой мыши.
При переходе на нужный предмет и класс откроется «Список уроков» по данному предме- ту. Для выбора урока из «Списка уроков» клик- ните левой кнопкой мыши по нужной позиции списка. Откроется окно с заданиями этого урока. Для управления процессом обучения при работе с мультимедийными уроками на каждом слайде присутствуют панель диагностики, кнопки «про-
верка», «повторить», «работа с кистью», «чудо тряпка», а также такие значки, как «ловушка».
Панель диагностики расположена на каждом слайде урока справа и слева и имеет вертикально расположенные кружки — смайлики. Их количество равно количеству заданий в уроке. От задания к заданию можно переходить, щелкая по этим кружкам. Смайлик, выделенный белой окружностью, обо- значает тот слайд, который в данный момент находится на экране. Кружки отличаются цветом. Если за- дание выполнено верно, кружочек с его номером станет зеленого цвета, если неверно — то красного. Серые смайлики — еще не пройденные задания, а желтые — это знаки слайдов анимации или медиалек- ций, на них нет никаких заданий, а расположены материалы, объясняющие правила или просто предна- значенные для прослушивания.
После того, как ученик выполнил предложенное задание, он дол- жен нажать на кнопку «проверить». На уроках математики эта кнопка вы- глядит как «зеленая галочка»
На уроках русского языка — как пенек.
После нажатия на кнопку проверки дети слышат словесную оценку выполнению задания: похвалу, если все сделано вер- но, или предложение подумать еще, если была допущена ошибка.
Если в процессе выполнения задания ребенок решил, что хочет все «стереть» и начать сначала, он должен нажать на кнопку повтора. На уроках математики эта кнопка выглядит как дверь, на уроках русского языка - как указатель со стрелками.
В некоторых заданиях ученикам предлагается раскра- сить картинку или закрасить выражение. Чтобы закрасить что- то, нужно сначала взять кисточку, щелкнув по ней. Потом об- макнуть кисточку в краску, щелкнув по нужной краске. Кончик кисточки изменит цвет. После этого можно закрашивать то, что
требуется. После выполнения задания, нужно положить кисточку на место.
На уроках математики есть задания, в которых нужно расставлять объекты на доске. Если ученик допустил ошибку, он может стереть все записи на доске при помо- щи чудо-тряпки или губки и выполнить задание еще раз.
На уроках математики среди цифр и знаков есть значок «ловушки».
Значок «ловушки» ставится в том случае, ес- ли задача не имеет решения, на то место, где должен быть ответ.
Анализ занятий с применением ИКТ показал, что у
детей увеличивается познавательная мотивация, облегчается овладение сложным мате- риалом, обеспечивается объективный контроль знаний, качество усвоения материала
учащимися.
Кроме того, фрагменты уроков, на которых используются презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип привлекательности.
Благодаря презентациям, дети, которые обычно не отличались высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать.
Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном ис- пользовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес учащихся к при- обретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.
Современные школьники быстрее и с большим интересом усваивают информацию с экрана компьютера, чем со слов учителя.
В заключение хочется привести высказывание известного педагога К.Д. Ушинского: “Дитя тре- бует деятельности беспрестанно, а утомляется не деятельностью, а ее однообразием”. Думаю, что если учитель активен в творческом поиске, то результат не заставит долго ждать.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.