Методическая разработка «Использование шахматных задач при изучении тактических приемов для юных шахматистов»

  • docx
  • 09.11.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Методическая разработка Царукян.docx

Методическая разработка

«Использование шахматных задач при изучении тактических приемов для юных шахматистов»

Царукян Элис Варужанович

педагог дополнительного образования

МОАУ ДО «ЦРТДЮ г. Кирова»

Цель:

Формирование у юных шахматистов навыков решения шахматных задач, развитие тактического мышления и умения применять тактические приемы в практической игре.

Задачи:

1.     Познакомить обучающихся с основными тактическими приемами в шахматах.

2.     Научить детей решать шахматные задачи, направленные на развитие тактического мышления.

3.     Развить аналитические способности и умение предвидеть ходы соперника.

4.     Повысить интерес детей к шахматам через решение увлекательных задач.

Возрастная категория:

Дети 7-12 лет.

Оборудование и материалы:

  • Шахматные доски и фигуры.
  • Демонстрационная доска.
  • Раздаточный материал с шахматными задачами.
  • Проектор (при необходимости).

План занятия:

1.     Введение (5 минут):

·         Приветствие обучающихся.

·         Краткое объяснение темы занятия и его целей.

·         Мотивация детей, рассказ о важности тактических приемов в шахматах.

2.     Объяснение тактических приемов (15 минут):

·         Рассказ о наиболее распространенных тактических приемах: вилка, связка, двойной удар, отвлечение, заманивание, вскрытый шах и т.д.

·         Примеры на демонстрационной доске с объяснением каждого приема.

·         Вопросы и ответы для проверки понимания.

3.     Решение шахматных задач (20 минут):

·         Раздача шахматных задач, соответствующих изученным тактическим приемам.

·         Объяснение правил решения задач.

·         Индивидуальная работа детей над задачами.

·         Обход педагога по классу, помощь детям в решении задач.

4.     Разбор решений (15 минут):

·         Совместный разбор решений задач на демонстрационной доске.

·         Обсуждение различных вариантов решений и возможных ошибок.

·         Поощрение детей за правильные ответы и активное участие.

5.     Практическая игра (30 минут):

·         Разделение детей на пары для игры в шахматы.

·         Задание: применить изученные тактические приемы в игре.

·         Наблюдение педагога за играми, помощь и советы.

6.     Подведение итогов (5 минут):

·         Обсуждение результатов занятия.

·         Выделение наиболее активных и успешных учеников.

·         Домашнее задание: найти и решить несколько шахматных задач самостоятельно.

·         Ответы на вопросы детей.

Рекомендации педагогу:

1.     Использовать разнообразные методы обучения:

·         Комбинировать теоретические объяснения с практическими упражнениями.

·         Включать в занятия интерактивные элементы, такие как игры и соревнования.

2.     Индивидуальный подход:

·         Учитывать уровень подготовки каждого ребенка.

·         Помогать детям, испытывающим трудности, и поощрять тех, кто быстро усваивает материал.

3.     Создание мотивации:

·         Поддерживать интерес детей к шахматам через проведение турниров и награждение победителей.

·         Рассказывать о знаменитых шахматистах и их достижениях.

4.     Регулярное повторение:

·         Периодически повторять пройденные тактические приемы для закрепления знаний.

·         Включать задачи на повторение в каждое занятие.

Примеры шахматных задач направленных на изучение тактических приемов достаточно широко представлены в специальной литературе, и на многочисленных шахматных сайтах. Банк задач педагогу целесообразно накапливать, оформлять в виде шахматных диаграмм и использовать в качестве раздаточного материала. Эти задачи помогут юным шахматистам лучше понять и использовать тактические приемы в практических партиях.

Использование шахматных задач при изучении тактических приемов способствует развитию у детей аналитического мышления, умения планировать свои действия и предвидеть ходы соперника. Регулярное решение задач и применение тактических приемов в практических играх помогает юным шахматистам совершенствовать свои навыки и достигать успехов в шахматах.