Методическая разработка «Исследование познавательной деятельности детей дошкольного возраста»
Методика (например, методика Кооса) может быть использована как для исследования перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности (называемого часто конструктивным праксисом), так и для оценки особенностей личностного развития (в варианте исследования уровня притязаний), и, в то же время, для оценки сформированности тонкой моторики и т. д. Столь же широки и возможности многих других диагностических методик. Именно это обстоятельство лежит в основе принципа полифункциональности методических средств диагностики. Таким образом, предполагаемая в настоящем издании «группировка» методик сделана для определенной систематизации диагностических средств. При анализе выполнения того или иного задания, направленного на исследование познавательной сферы, с точки зрения, необходима оценка следующих показателей:
1. Адекватность поведения — в первую очередь, в самой ситуации обследования (один из основных неспецифических критериев оценки развития ребенка).
2. Мотивационный аспект выполнения задания — принятие задания, формы, в которой происходит его подача, для того чтобы ребенок это задание «принял».
3. Целенаправленность деятельности - возможность удержания задания на протяжении всей работы или, наоборот, импульсивность при его выполнении. Также необходимо учитывать динамику изменения характера деятельности в зависимости от различных условий обследования, в том числе и его длительности, а также степени мотивированности ребенка. По сути дела, речь идет о сформированности произвольного компонента деятельности, необходимого для продуктивной работы.
В данном случае можно говорить о прямой оценке сформированности одного из уровней произвольности психической активности, а именно-произвольной регуляции психических функций процессов.
4. Доступность задания в целом – в том числе и собственно понимания инструкций. Как раз трудности понимания инструкций могут возникать, не только у детей с тотальным недоразвитием в силу специфики интеллектуальной деятельности. Очень часто задание не понимается из – за длинной и сложной формулировки самой инструкции. Именно поэтому в телнологии проведения обследования (изучение обёма слухоречевой памяти выносится в начало работы с ребенком в качестве одного из ключевых моментов. Точно также препятствием для понимания задания может стать сложность описывающей его речевой конструкции, что, в свою очередь, является показателем недостаточной сформированности одного из компонентов (уровней) пространственных представлений, а именно-квазипространственных (представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов) представлений. Реже трудности понимания инструкции могут быть обусловлены грубыми нарушениями фонематического восприятия или снижением остроты слухового восприятия в целом.
5.Доступный уровень сложности задания, которое выполняет ребенок, должен соотноситься со средними возрастными результатами выполнение то есть оцениваться с точки зрения соответствия возрасту.
6. Обшяя результативностъ выполнения предъявляемых заданий и её соответствие возрастным нормативам.
7. Стратегия деятельности ребенка является не менее важным показателем при опенке и анализе выполнения заданий интеллектуального плана. В этой связи могут быть выделены и проанализированы следующие виды деятельности:
-хаотическая, то есть деятельность без учета результативности выполнения собственных попыток, ошибок, проб;
действия методом «проб и ошибок», то есть достаточно целенаправленные действия (может, даже и неверные), но с частичным учетом проведенных проб и сделанных ошибок;
-целенаправленное выполнение задания (с предварительными пробами - примериваниями в перцептивно-действенном плане);
-целенаправленное выполнение с собственным «упреждающим» программированием и контролем деятельности (например, с предварительным зрительным соотнесением).
8. Критичность к результатам собственной деятельности. Этот показатель также является одним из наиболее важных «неспецифических» критериев оценки состояния ребенка, который трудно переоценить при про- ведении дифференциальной диагностики и постановке психологического диагноза.
Неоспоримой представляется также и важность оценки потенциала познавательной деятельности ребенка. Анализ необходимых и достаточных для выполнения тех или иных заданий видов помощи, ее объема и степени развернутости является наиболее важным, с точки зрения оценки специфики психического развития в целом. Подобный потенциал рассматривается обучаемость ребенка во всех се аспектах.
Все вышеперечисленные показатели должны быть в той или иной степени учтены при анализе выполнения ребенком любой из предлагаемых психодиагностических методик.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.