Методическая разработка «Исследование познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

  • docx
  • 14.11.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Исследование познавательной деятельности детей дошкольного возраста.docx

Методическая разработка «Исследование познавательной деятельности детей дошкольного возраста»

         Методика (например, методика Кооса) может быть использована как для исследования перцептивно-действенного компонента познавательной деятельности (называемого часто конструктивным праксисом), так и для оценки особенностей личностного развития (в варианте исследования уровня притязаний), и, в то же время, для оценки сформированности тонкой моторики и т. д. Столь же широки и возможности многих других диагностических методик. Именно это обстоятельство лежит в основе принципа полифункциональности методических средств диагностики. Таким образом, предполагаемая в настоящем издании «группировка» методик сделана для определенной систематизации диагностических средств. При анализе выполнения того или иного задания, направленного на исследование познавательной сферы, с  точки зрения, необходима оценка следующих показателей:

1. Адекватность поведения — в первую очередь, в самой ситуации обследования (один из основных неспецифических критериев оценки развития ребенка).

 2. Мотивационный аспект выполнения задания — принятие задания, формы, в которой происходит его подача, для того чтобы ребенок это задание «принял».

3. Целенаправленность деятельности - возможность удержания задания на протяжении всей работы или, наоборот, импульсивность при его выполнении. Также необходимо учитывать динамику изменения характера деятельности в зависимости от различных условий обследования, в том числе и его длительности, а также степени мотивированности ребенка. По сути дела, речь идет о сформированности произвольного компонента деятельности, необходимого для продуктивной работы.

В данном случае можно говорить о прямой оценке сформированности одного из уровней произвольности психической активности, а именно-произвольной регуляции психических функций процессов.

4. Доступность задания в целом – в том числе и собственно понимания инструкций. Как раз трудности понимания инструкций могут возникать, не только у детей с тотальным недоразвитием в силу специфики  интеллектуальной деятельности. Очень часто задание не понимается из – за длинной и сложной формулировки самой инструкции. Именно поэтому в телнологии проведения обследования (изучение обёма слухоречевой памяти выносится в начало работы с ребенком в качестве одного из ключевых моментов. Точно также препятствием для понимания задания может стать сложность описывающей его речевой конструкции, что, в свою очередь, является показателем недостаточной  сформированности одного из компонентов (уровней) пространственных представлений, а именно-квазипространственных (представления о пространственных и пространственно-временных свойствах и отношениях, величине, форме, относительном расположении объектов) представлений. Реже трудности понимания инструкции могут быть обусловлены грубыми нарушениями фонематического восприятия или снижением остроты слухового восприятия в целом.

5.Доступный уровень сложности задания, которое выполняет ребенок, должен соотноситься со средними возрастными результатами выполнение то есть оцениваться с точки зрения соответствия возрасту.

6. Обшяя результативностъ выполнения предъявляемых заданий и её соответствие возрастным нормативам.

 7. Стратегия деятельности ребенка является не менее важным показателем при опенке и анализе выполнения заданий интеллектуального плана. В этой связи могут быть выделены и проанализированы следующие виды деятельности:

-хаотическая, то есть деятельность без учета результативности выполнения собственных попыток, ошибок, проб;

действия методом «проб и ошибок», то есть достаточно целенаправленные действия (может, даже и неверные), но с частичным учетом проведенных проб и сделанных ошибок;

-целенаправленное выполнение задания (с предварительными пробами - примериваниями в перцептивно-действенном плане);

-целенаправленное выполнение с собственным «упреждающим» программированием и контролем деятельности (например, с предварительным зрительным соотнесением).

 8. Критичность к результатам собственной деятельности. Этот показатель также является одним из наиболее важных «неспецифических» критериев оценки состояния ребенка, который трудно переоценить при про- ведении дифференциальной диагностики и постановке психологического диагноза.

 Неоспоримой представляется также и важность оценки потенциала познавательной деятельности ребенка. Анализ необходимых и достаточных для выполнения тех или иных заданий видов помощи, ее объема и степени развернутости является наиболее важным, с точки зрения оценки специфики психического развития в целом. Подобный потенциал рассматривается обучаемость ребенка во всех се аспектах.

Все вышеперечисленные показатели должны быть в той или иной степени учтены при анализе выполнения ребенком любой из предлагаемых психодиагностических  методик.