Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»
Методическая разработка для программы
«Начальное техническое конструирование»
Тема: «Волчки». Зубчатая передача
Выполнил:
Педагог дополнительного образования
Богданова Елена Юревна
Рассказово, 2023
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления нового материала.
Цель: Научить детей конструировать простой механизм «зубчатая передача движения» и использовать его в конструкции.
Задачи:
· Формировать умение анализировать, рассуждать и ставить эксперименты.
· Способствовать развитию навыков конструирования, развитие пространственного и логического мышления, мелкой моторики рук.
· Влиять на формированием коммуникативных навыков у детей.
· Воспитывать трудолюбие и аккуратность в работе по средствам конструктора Lego.
Понятийный аппарат: шестерёнка, ось, зубчатая передача, равновесие, устойчивый, неустойчивый, скорость, вращение, точка опоры.
Ожидаемые результаты:
Дети должны знать/понимать:
· названия деталей конструктора;
· способы крепления деталей друг к другу;
· механизм построения зубчатой передачи;
· меры безопасности при работе с оборудованием;
Дети должны уметь:
· быстро найти нужную деталь конструктора;
· скреплять детали конструктора между собой;
· выделять путь решения в зависимости от поставленной задачи;
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, наглядный, частично-поисковый, игровой, исследовательский
Формы организации обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая. Оборудование:Lego 9656 по количеству учащихся, мультимедийное оборудование.
Используемые учебники и учебные пособия:
LegoEducational «Первые механизмы: книга для учителя». – Институт новых технологий. – 2009656RM.
Время занятия: 30 минут
План занятия:
1. Организационный момент-1минута
2. Беседа -7 минут
3. Постановка цели и задач – 2 минуты
4. Физминутка – 2 минуты
5. Конструирование- 12 минут
6. Проведение исследования - 4 минут
7. Рефлексия - 2 минуты
Ход занятия:
1.Организационный момент (установление взаимосвязей)
(2 слайд) Здравствуйте, ребята!
Ну, ребята, чур, молчок,
Начинается урок.
Будем вместе мы опять
Думать, строить, сочинять.
Будем дружно отвечать ,
Дисциплину соблюдать!
-Мы продолжаем работать с набором наши «Первые механизмы» (3 слайд). Кто из вас хочет подружиться с очень весёлой и дружелюбной деталькойLego? Тогда посмотрите внимательно на экран (4слайд).
2.Беседа.(перед детьми стоят наборы Lego №9656)
-Скажите, пожалуйста, у нас с вами есть в наборах такая деталь? Найдите её и покажите мне. Какого цвета эта деталь? Какой формы? (круглой)
- Какие предметы вы знаете круглой формы? (дети перечисляют варианты)
-Так вот на самом деле эта деталь
называется – колесо. Но оно не простое, чем это колесо отличается от обычного
колеса? (зубчиками) Поэтому это колесо мы назовём «зубчатое колесо» или
второе название шестерёнка.
- У этого зубчатого колеса есть друзья, которые очень похожи на него.
Посмотрите в коробочку и найдите там другие зубчатые колёса. Покажите их
мне. (5 слайд) Вот такие Зубчатые колёса у нас есть. А чем они
отличаются?
- Возьмите в руки любое зубчатое колесо, рассмотрите его, потрогайте, прокатите их. Эта деталь не так проста и у неё есть своя история.
Сказка о шестеренке.
Жила-была шестеренка. Так, не большая, не маленькая, нормальная, в общем. Любила эта шестеренка вращаться. Не так, словно бездумная юла, а в каком-нибудь полезном механизме. Это было здорово, весело и приятно. Бывало, приходилось и постоять без движения, но всегда была уверенность, что сцепление с зубчиками других шестеренок имело смысл. Тысячи, миллионы оборотов, но её тело звенело от напряжения и удовольствия. Это была настоящая жизнь. Однажды шестеренкой заинтересовался инженер-исследователь. Посмотрел он на шестеренку и решил использовать её в различных механизмах, чтобы приносила она пользу людям.
Вот такая интересная деталь есть в конструкторе.
- Ребята, вы знаете, как зубчатые
колеса приветствуют друг друга?
Скажите, как здороваются люди при встрече? (перечисляют варианты)Жмут друг
другу руку (6 слайд).
- А у зубчатых колёс нет рук у них есть зубчики. И если шестеренки стоят рядышком, так что их зубчики соприкасаются – это значит, что они здороваются. Такое приветствие зубчатых колёс по-научному называется зубчатая передача движения (7слайд).
- Если одну из шестерёнок начать двигать в зубчатой передаче, то вторая тоже начнёт двигаться, и чем быстрее двигается одна, тем быстрее двигается и вторая шестерёнка. Вот такие дружные детальки.
- При помощи шестерёнки можно сделать замечательную игрушку, которая будет долго крутиться на одной ножке. Кто догадался, о чём идет речь? (варианты детей) Волчок (8 слайд).
3.Постановка цели и задач
- Как вы думаете, сможем ли мы сейчас с вами такую игрушку сделать? Да ещё и такой волчок, который бы крутился быстро- быстро? Предлагаю поставить цель нашего сегодняшнего занятия. (Дети ставят цель)
Цель: Сконструировать при помощи шестерёнок быстрый волчок.
Для того чтобы достичь нашу цель, чтобы у нас всё получилось, как мы с вами должны работать?
Задачи:
· Работать дружно, сообща, помогать друг другу
· Быть внимательными
· Использовать в конструкции зубчатую передачу
4.Физминутка
Лего - умная игра, (пальчики сжимаем)
Завлекательна, хитра (руки в стороны).
Интересно здесь играть, (круговорот рук)
Строить, составлять, искать! (лесенка, хлопок, очки)
Приглашаю всех друзей (руками зовем к себе)
«Лего» собирать скорей.
- Теперь мы с вами готовы к работе. Приступаем к конструированию.
5.Конструирование по схеме (слайд 9)
6.Игра с волчками, проведение эксперимента.
- Покрутите волчок без помощи рукоятки. У кого дольше прокрутится волчок?
- А теперь сделайте зубчатую передачу и раскрутите волчок при помощи ручки. Конструкция должна стоять ровно, ось будет выполнять роль точки опоры.
- Понаблюдайте за шестерёнкой, как она будет быстрее крутиться, если вы раскрутите её рукой или ручкой с зубчатой передачей? Если при раскручивании в зубчатой передаче будет участвовать маленькая и большая шестерёнка или средняя и большая? При каком раскручивании наш волчок будет устойчивым? Неустойчивым?
7. Рефлексия
- С какой деталью мы сегодня познакомились?
- Как сделать так чтобы одна шестерёнка раскручивала другую?
- Когда будет волчок более устойчив, при каком раскручивании?
- Всё ли у вас получилось сегодня на занятии? Что не получилось? Какие были трудности?
- Похлопайте себе в ладошки, вы сегодня молодцы! (10 слайд)
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.