Дата:
Класс: 10
Учитель:
Предмет: История
Тема: «СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.»
1. Контролируемые элементы содержания
· СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.
2. Контролируемые умения
· Развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации о событиях прошлого и настоящего
· Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах
· Развитие умений анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего
3. Предметные умения
· Определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов)
· Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения
· Определять в тексте источника основную и второстепенную информацию
4. Личностные результаты
· Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России
· Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране
5. Функциональная грамотность
· Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)
· Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью
· Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста
· Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста
· Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста
· Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста
Тип урока: Комбинированный урок
Библиотека ЦОК:
БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
1.1 Мотивация на учебную деятельность
Эпиграф урока «Войну начинают не военные. Войну начинают политики». (У. Уэстморланд.)
1.2 Актуализация опорных знаний
К концу 30-х. гг. XX в. в мире сложилась напряжённая обстановка, связанная с мировым экономическим кризисом, усилившая соперничество ведущих капиталистических стран. Правительства ряда государств, стремясь выйти из кризиса, перешли к агрессивной внешней политике. Как вы думаете, было ли начало Второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе её можно было предотвратить?
Опрос домашнего задания (в разных формах)
1.3 Целеполагание
Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?
2. Освоение нового материала
2.1 Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
1. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него.
2. Попытка создания системы коллективной безопасности.
3. Усиления угрозы мировой войны.
4. Укрепление безопасности на Дальнем Востоке.
5. СССР в международной политике накануне Второй мировой войны. Советско–германские переговоры.
Тезаурус:
Фашизм - обобщённое название крайне правых политических движений, идеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа.
КВЖД - Китайско-Восточная железная дорога
Политика умиротворения - это политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов
Аншлюс - включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12—13 марта 1938 года.
Мюнхенское соглашение – соглашение 1938 г. об отторжении части территории, Чехословакии, подписанное главами правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии.
Система коллективной безопасности в Европе - состояние международных отношений, при котором совместные усилия государств исключают нарушение всеобщего мира в мировом или региональном масштабе
В 1929 году начался мировой экономический кризис, в который были втянуты все страны, но наиболее остро он коснулся таких стран как Соединенные Штаты Америки и Германия. Европейские страны столкнулись с проблемой преодоления экономического кризиса, которая решалась по-разному, например, в США был принят «новый курс» американского президента Рузвельта, носивший либерально-реформистский характер. Франция сделала акцент на принятии социальных реформ, в Германии кризис стал одной из причин прихода к власти национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером, что привело к милитаризации экономики.
При такой нестабильности Советский Союз для западных стран приобрёл особое значение как место сбыта продукции и источник сырья. Стало ясно о провале Версальско - Вашингтонской системы, не достигшей своих целей. Внешнеполитический курс Советского Союза претерпевает изменения, идея всеобщей социалистической революции пала. В условиях мирового экономического кризиса Советское правительство было ориентировано на улучшение отношений со странами Западной Европы. В 1933 году СССР установил дипломатические отношения с США, а в 1934 году стал членом Лиги Наций.
В таких условиях нарком иностранных дел СССР Максим Максимович Литвинов выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Европе, предполагалось, что её участники смогут оказать помощь друг другу. Но эта идея не принесла результатов, хотя и в мае 1935 года, Советский Союз подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией.
В 1935 году усиливается внешнеполитический агрессивный характер Германии, Италии и Японии. В октябре 1935 года Италия начала военные действия против Эфиопии, захвату которой не смогла помешать Лига Наций, в 1935 году Германия ввела всеобщую воинскую повинность. В 1936 году немецкие войска вошли в Демилитаризованную зону на правом берегу Рейна, где Германии было запрещено иметь войска.
В июне 1916 года Испания всколыхнулась военным мятежом, возглавленный генералом Франко, помощь ему оказала Германия и Италия. Несмотря на содействие СССР, Франко одержал победу, установив авторитарный режим. В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт о совместной борьбе с коммунистами, через год к ним присоединилась Италия, лице Бенито Муссолини. Западноевропейские страны не смогли остановить агрессивную политику Германии, в марте 1938 года Германия силой захватила (аншлюс) Австрию, это вошло в историю как "политика умиротворения Германии".
Но кульминацией всех событий стало Мюнхенское соглашение о передаче Германии Судетской области Чехословакии, в нём приняли участие главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Германия приближалась к границам СССР, что говорило о провале политики коллективной безопасности.
Важные события происходили также и на Дальнем Востоке. Осенью 1929 года разразился военный конфликт в Северной Маньчжурии из-за Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Советские войска разгромили на китайской территории пограничные отряды китайцев, которые начали боевые действия.
Отношения с Китаем улучшились после вторжения Японии в начале 30-ых годов в Маньчжурию. Летом 1938 года произошёл вооруженный конфликт с Японией на территории СССР в районе озера Хасан. Советскими войсками командовал Василий Константинович Блюхер.
В мае 1939 года японцы вторглись в Монголию, части Красной Армии под командованием Георгия Константиновича Жукова, разгромили их в районе реки Халхин-Гол. Таким образом в случае войны Советскому государству пришлось бы вести боевые действия как в Европе так и в Азии.
Мюнхенское соглашение развязало руки Германии для дальнейших действий.
В 1939 году Германия оккупировала Чехословакию, ликвидировав её самостоятельность.
Летом 1939 года Советский Союз предпринял последнюю попытку сблизиться с Англией и Францией, перед лицом угрозы Германии, в Москве начались переговоры, зашедшие в тупик. В то же время Гитлер, опасаясь создания антигерманского блока ведущих держав, стремился заключить с СССР договор о ненападении.
Советское руководство принимает решение сблизиться с Германией, заключив соглашение о ненападении.
23 августа 1939 года Германия и СССР подписали договор о ненападении сроком на 10 лет. (пакт Молотова-Риббентропа). Германии гарантировалось невмешательство Советского Союза в назревающую европейскую войну, а СССР получил гарантию временной мирной передышки. Договор сопровождался секретными протоколами, согласно им Западная Украина и Западная Беларусь (входившие в состав Польши), Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия (входившие в состав Румынии) были объявлены сферой влияния СССР, а Литва - сферой интересов Германии.
Таким образом, в 30-е годы в результате изменений политической ситуации в мире изменилась внешняя политика СССР. Не находя согласия с европейскими государствами на образование системы коллективной безопасности, Советское правительство было вынуждено заключить союз с нацистской Германией.
3. Применение изученного материала.
3.1 Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Расположите в хронологическом порядке следующие события:
1) Признание СССР со стороны США;
2) Договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией;
3) Бои у озера Хасан;
4) Вступление СССР в Лигу Наций;
5) Конфликт из-за КВЖД;
6) Заключение советско-германского пакта о ненападении.
3.2 Систематизация знаний и умений
Составьте хронологическую таблицу «Внешняя политика СССР в 1930-е гг.»
4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
4.1 Диагностика/самодиагностика
1.С какими европейскими странами в мае 1935 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи.
Варианты ответов:
1. США, Италия.
2. Франция, Чехословакия.
3. Англия, Испания.
4. Германия, Франция.
2. Установите хронологическую последовательность событий
Варианты ответов:
1. Принятие СССР в Лигу Наций;
2. Установление дипломатических отношений с США;
3. Мюнхенское соглашение;
4. Вооруженный конфликт с Японией в районе реки Халхин-Гол
3.Какие их страны подписали договор о ненападении в 1939 г.
Варианты ответов:
1) США;
2) Англия;
3)Германия;
4) Италия;
5) СССР.
5. Подведение итогов, домашнее задание
5.1 Рефлексия
· сегодня я узнал…
· было интересно…
· было трудно…
· я выполнял задания…
· я понял, что…
5.2 Домашнее задание. Параграф 27, стр. 273-284
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.