Методическая разработка к уроку истории в 10 классе на тему: «СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.»
Оценка 4.7

Методическая разработка к уроку истории в 10 классе на тему: «СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.»

Оценка 4.7
docx
07.03.2024
Методическая разработка к уроку истории в 10 классе на тему: «СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.»
10_51_СССР_и_мировое_сообщество_в_1929_–_1939_гг_.docx

Дата:

Класс: 10

Учитель:

Предмет: История

 

Тема: «СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.»

 

1.        Контролируемые элементы содержания

 

·           СССР и мировое сообщество в 1929 – 1939 гг.

 

2.        Контролируемые умения

 

·           Развитие способностей определять и аргументировать своё отношение к информации о событиях прошлого и настоящего

·           Овладение базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества в социальной, экономической, политической, научной и культурной сферах

·           Развитие умений анализировать и сопоставлять содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего

 

3.        Предметные умения

 

·           Определять на основе информации, представленной в письменном историческом источнике, характерные признаки описываемых событий (явлений, процессов)

·           Различать в исторической информации события, явления, процессы; факты и мнения

·           Определять в тексте источника основную и второстепенную информацию

 

4.        Личностные результаты

 

·           Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

·           Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране

 

5.        Функциональная грамотность

 

·           Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.)

·           Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью

·           Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста

·           Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста

·           Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста

·           Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста

 

Тип урока: Комбинированный урок

Библиотека ЦОК:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

1.        Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

 

1.1    Мотивация на учебную деятельность

Эпиграф урока «Войну начинают не военные. Войну начинают политики». (У. Уэстморланд.)

 

1.2    Актуализация опорных знаний

К концу 30-х. гг. XX в. в мире сложилась напряжённая обстановка, связанная с мировым экономическим кризисом, усилившая соперничество ведущих капиталистических стран. Правительства ряда государств, стремясь выйти из кризиса, перешли к агрессивной внешней политике. Как вы думаете, было ли начало Второй мировой войны неизбежным или на каком-то этапе её можно было предотвратить?

Опрос домашнего задания (в разных формах)

 

1.3    Целеполагание

 

Как вы думаете, чем мы сегодня займемся? Какая цель у нашего урока? Достигнем ли мы ее?

 

 

2.        Освоение нового материала

 

2.1    Осуществление учебных действий по освоению нового материала

 

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

1.         Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. и пути выхода из него.

2.         Попытка создания системы коллективной безопасности.

3.         Усиления угрозы мировой войны.

4.         Укрепление безопасности на Дальнем Востоке.

5.         СССР в международной политике накануне Второй мировой войны. Советско–германские переговоры.

Тезаурус:

Фашизм - обобщённое название крайне правых политических движенийидеологий и соответствующая им форма правления диктаторского типа.

КВЖД - Китайско-Восточная железная дорога

Политика умиротворения - это политика урегулирования международных споров и разрешения конфликтов посредством переговоров и нахождения компромисса во избежание вооружённых столкновений и насильственного пути решения проблемных вопросов

Аншлюс - включение Австрии в состав Германии, состоявшееся 12—13 марта 1938 года.

Мюнхенское соглашение – соглашение 1938 г. об отторжении части территории, Чехословакии, подписанное главами правительств Великобритании, Франции, Германии и Италии.

Система коллективной безопасности в Европе - состояние международных отношений, при котором совместные усилия государств исключают нарушение всеобщего мира в мировом или региональном масштабе

 

В 1929 году начался мировой экономический кризис, в который были втянуты все страны, но наиболее остро он коснулся таких стран как Соединенные Штаты Америки и Германия. Европейские страны столкнулись с проблемой преодоления экономического кризиса, которая решалась по-разному, например, в США был принят «новый курс» американского президента Рузвельта, носивший либерально-реформистский характер. Франция сделала акцент на принятии социальных реформ, в Германии кризис стал одной из причин прихода к власти национал-социалистов во главе с Адольфом Гитлером, что привело к милитаризации экономики.

При такой нестабильности Советский Союз для западных стран приобрёл особое значение как место сбыта продукции и источник сырья. Стало ясно о провале Версальско - Вашингтонской системы, не достигшей своих целей. Внешнеполитический курс Советского Союза претерпевает изменения, идея всеобщей социалистической революции пала. В условиях мирового экономического кризиса Советское правительство было ориентировано на улучшение отношений со странами Западной Европы. В 1933 году СССР установил дипломатические отношения с США, а в 1934 году стал членом Лиги Наций.

В таких условиях нарком иностранных дел СССР Максим Максимович Литвинов выдвинул идею создания системы коллективной безопасности в Европе, предполагалось, что её участники смогут оказать помощь друг другу. Но эта идея не принесла результатов, хотя и в мае 1935 года, Советский Союз подписал договоры о взаимной помощи с Францией и Чехословакией.

В 1935 году усиливается внешнеполитический агрессивный характер Германии, Италии и Японии. В октябре 1935 года Италия начала военные действия против Эфиопии, захвату которой не смогла помешать Лига Наций, в 1935 году Германия ввела всеобщую воинскую повинность. В 1936 году немецкие войска вошли в Демилитаризованную зону на правом берегу Рейна, где Германии было запрещено иметь войска.

В июне 1916 года Испания всколыхнулась военным мятежом, возглавленный генералом Франко, помощь ему оказала Германия и Италия. Несмотря на содействие СССР, Франко одержал победу, установив авторитарный режим. В ноябре 1936 года Германия и Япония подписали Антикоминтерновский пакт о совместной борьбе с коммунистами, через год к ним присоединилась Италия, лице Бенито Муссолини. Западноевропейские страны не смогли остановить агрессивную политику Германии, в марте 1938 года Германия силой захватила (аншлюс) Австрию, это вошло в историю как "политика умиротворения Германии".

Но кульминацией всех событий стало Мюнхенское соглашение о передаче Германии Судетской области Чехословакии, в нём приняли участие главы правительств Германии, Италии, Англии и Франции. Германия приближалась к границам СССР, что говорило о провале политики коллективной безопасности.

Важные события происходили также и на Дальнем Востоке. Осенью 1929 года разразился военный конфликт в Северной Маньчжурии из-за Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Советские войска разгромили на китайской территории пограничные отряды китайцев, которые начали боевые действия.

Отношения с Китаем улучшились после вторжения Японии в начале 30-ых годов в Маньчжурию. Летом 1938 года произошёл вооруженный конфликт с Японией на территории СССР в районе озера Хасан. Советскими войсками командовал Василий Константинович Блюхер.

В мае 1939 года японцы вторглись в Монголию, части Красной Армии под командованием Георгия Константиновича Жукова, разгромили их в районе реки Халхин-Гол. Таким образом в случае войны Советскому государству пришлось бы вести боевые действия как в Европе так и в Азии.

Мюнхенское соглашение развязало руки Германии для дальнейших действий.

В 1939 году Германия оккупировала Чехословакию, ликвидировав её самостоятельность.

Летом 1939 года Советский Союз предпринял последнюю попытку сблизиться с Англией и Францией, перед лицом угрозы Германии, в Москве начались переговоры, зашедшие в тупик. В то же время Гитлер, опасаясь создания антигерманского блока ведущих держав, стремился заключить с СССР договор о ненападении.

Советское руководство принимает решение сблизиться с Германией, заключив соглашение о ненападении.

23 августа 1939 года Германия и СССР подписали договор о ненападении сроком на 10 лет. (пакт Молотова-Риббентропа). Германии гарантировалось невмешательство Советского Союза в назревающую европейскую войну, а СССР получил гарантию временной мирной передышки. Договор сопровождался секретными протоколами, согласно им Западная Украина и Западная Беларусь (входившие в состав Польши), Эстония, Латвия, Финляндия, Бессарабия (входившие в состав Румынии) были объявлены сферой влияния СССР, а Литва - сферой интересов Германии.

Таким образом, в 30-е годы в результате изменений политической ситуации в мире изменилась внешняя политика СССР. Не находя согласия с европейскими государствами на образование системы коллективной безопасности, Советское правительство было вынуждено заключить союз с нацистской Германией.

3.        Применение изученного материала.

 

3.1    Выполнение заданий в форме ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

 

Расположите в хронологическом порядке следующие события:

 

1)        Признание СССР со стороны США;

2)        Договоры о взаимопомощи между СССР, Францией и Чехословакией;

3)        Бои у озера Хасан;

4)        Вступление СССР в Лигу Наций;

5)         Конфликт из-за КВЖД;

6)        Заключение советско-германского пакта о ненападении.

 

3.2    Систематизация знаний и умений

 

Составьте хронологическую таблицу «Внешняя политика СССР в 1930-е гг.»

 

4.        Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

4.1 Диагностика/самодиагностика

1.С какими европейскими странами в мае 1935 г. СССР заключил договоры о взаимопомощи.

Варианты ответов:

1.         США, Италия.

2.         Франция, Чехословакия.

3.         Англия, Испания.

4.         Германия, Франция.

 

2. Установите хронологическую последовательность событий

Варианты ответов:

1.         Принятие СССР в Лигу Наций;

2.         Установление дипломатических отношений с США;

3.         Мюнхенское соглашение;

4.         Вооруженный конфликт с Японией в районе реки Халхин-Гол

3.Какие их страны подписали договор о ненападении в 1939 г.

Варианты ответов:

1) США;

2) Англия;

3)Германия;

4) Италия;

5) СССР.

 

5.        Подведение итогов, домашнее задание

 

5.1    Рефлексия

·           сегодня я узнал…

·           было интересно…

·           было трудно…

·           я выполнял задания…

·           я понял, что…

5.2    Домашнее задание. Параграф 27, стр. 273-284

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Дата: Класс: 10 Учитель:

Дата: Класс: 10 Учитель:

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА 1

США был принят «новый курс» американского президента

США был принят «новый курс» американского президента

Германия и СССР подписали договор о ненападении сроком на 10 лет

Германия и СССР подписали договор о ненападении сроком на 10 лет

Англия; 3)Германия; 4) Италия; 5)

Англия; 3)Германия; 4) Италия; 5)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.03.2024