Тема урока: Большая буква в именах, фамилиях людей и кличках животных.
Тип урока: повторения, систематизации, обобщения знаний и закрепления умений.
Цель урока: закрепить правописание заглавной буквы в именах, фамилиях людей и кличках животных.
Задачи урока: 1)закрепить навык написания слов с заглавной буквой;
2)развивать умение распознавать имена собственные и писать их с заглавной буквы;
3)развивать внимание, память, речь учащихся;
4)воспитывать усидчивость, интерес к знаниям, опираясь на занимательный материал, аккуратность в работе.
Ход урока.
Организационный момент |
Здравствуйте, ребята. Проверьте свои рабочие места. Садитесь. Начинаем урок русского языка. Откройте тетради, запишите число, классная работа. |
Сообщение темы урока |
К нам на урок пришла кукла Маша, она поможет мне вести урок, даст вам разные задания и посмотрит как вы с ними справитесь. Маша предлагает вам посмотреть на буквы, записанные на доске и найти среди них лишнюю букву: к а л у М ш Объясните, почему эта буква лишняя? (Буква М - большая, а остальные буквы маленькие.) А как по-другому мы можем назвать большие буквы? (Заглавные буквы.) Сегодня, ребята, мы обобщим ваши знания о правописании заглавных (больших) букв в словах. |
Минутка чистописания |
А сейчас Маша предлагает вам записать слова кукла Маша в тетрадях (показ учителя на доске). Объясните, почему слово кукла мы записали с маленькой буквы, а Маша – с большой? (Кукла это предмет, поэтому пишется с маленькой буквы, а Маша это имя девочки, пишется с большой буквы.) А какие еще слова пишутся с большой буквы? (С большой буквы пишутся имена и фамилии людей, клички животных и начало предложения.) |
Работа по теме урока |
Следующее задание на внимание: я буду читать слова, которые приготовила Маша, а вы, когда услышите имя, фамилию человека или кличку животного, хлопайте в ладоши. Окно, Дружок, солнце, Ольга, лист, парта, Лебедев, часы, Мурка, слон, Алёна. Молодцы те ребята, кто правильно услышал слова и хлопнул. Давайте еще раз повторим, когда пишется большая буква и какие слова вы напишите с большой буквы (из названных). А теперь Маша предлагает вам выполнить задание на карточках. В начале каждого слова вам необходимо выбрать и подчеркнуть правильную букву, а затем объяснить свой выбор: (Ш, ш)арик (П, п)ушок (С, с)обака (Д, д)оска (Г, г)уськов (Б, б)рат (К, к)апуста (Д, д)аша (Дима) объясни, как ты написал слово (Пушок)? Почему? (Спрашиваю 2-3 человек, у которых допущены ошибки). |
Физкультминутка |
Давайте, мы сейчас немножко отдохнем.
Раз нагнулся, два нагнулся, Руки в стороны развел Видно ключик не нашел. Чтобы ключик нам достать Надо на носочки встать. Тихонько садитесь. Ребята, а с какой буквы вы бы написали слово Буратино? Почему? (Слово Буратино пишется с большой буквы, потому что это имя сказочного героя.) |
Работа по учебнику |
Откройте учебник на странице 119 упражнение 3.
(Читают задание). Что нужно сделать в этом упражнении? 2. Чтение текста упражнения. - О чем говорится в тексте упражнения? (В тексте упражнения говорится о девочке и ее игрушках). - Какие игрушки есть у девочки? (У девочки есть матрешка, жирафик и медвежонок.) - Давайте придумаем имя девочке и её игрушкам, а затем запишем на доске и в тетрадях как их зовут. (Например: Хозяйка Даша, матрешка Варя, жирафик Шалун, медвежонок Миша.) 3. Запись в тетрадях и на доске. |
Объяснение домашнего задания |
На дом вам будет предложено упр. 2 на стр. 118. - Прочитайте задание к упражнению. (читает задание сильный ученик.) - Повторите, что нужно сделать в этом упражнении. (Повторяет задание учащийся по выбору учителя.) - Назовите детей, которые изображены на рисунке, по имени и фамилии. Придумайте клички их животным. (Дает имена детям и клички животным.) - Вставьте имена, фамилии и клички в предложения под картинкой. (Читает упражнение и вставляет слова.) - Закройте учебники, отложите их на край стола. |
Проверка знаний |
Кукла Маша заготовила для вас задание на ромашке. (Учитель показывает большую бумажную ромашку.) На ее лепестках написаны слова, ваша задача проверить их написание и исправить ошибки, если они есть. (Каждому достается лепесток.) Давайте проверим, получилось ли у вас найти ошибки и исправить их. (При проверке дети еще раз повторяют в каких случаях слова пишутся с заглавной буквы.) |
Подведение итогов урока. Выставление оценок |
Что мы повторяли с вами на уроке? Какое правило вы знаете? Кукла Маша решила вам выставить следующие оценки за урок… (выставление оценок за урок). |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.