«Давайте знакомиться!»
(Занятие, направленное на сплочение коллектива
1 курс)
Цель: знакомство, создание эмоционально благоприятной обстановки в группе, создание условий для сплочения коллектива.
Материалы: таблички (бэйджики), листы и ручки для упражнения «Интервью», веревка.
Группа: 104-с
1.Вступительная часть (15 мин.)
- Ребята подготавливают бейджики, на которых пишут свое имя.
- Знакомство с ведущим, с целью занятия.
Приветственное слово преподавателя.
- Правила (говорить по очереди, без оценок, конфиденциальность и т.д.) на плакате.
«Знакомство» (7 - 10 мин)
Цель: познакомиться с участниками занятия, настроить на положительное общение (Задача: создать благоприятные психолого–педагогические условия для общения участников)
Участникам предлагается по очереди назвать своё имя и сказать, что он любит, а что нет. Например: «Я люблю мороженое и конфеты», «Я не люблю дождливую погоду» или «Я люблю гулять и смотреть весёлые фильмы», «не люблю делать уборку дома и грустную музыку» (при этом каждый из ребят до начала занятия одевает заранее подготовленый бейджик). Одно из условий занятия – участник может написать любое имя, как бы он хотел, чтобы к нему обращались и написать его.
2. Упражнение «Так же, как и я» (5 – 7 мин.)
Цель: сплочение коллектива, установление доверительных отношений в классе, больше узнать о каждом из ребят.
Один из стульев убирают, чтобы тот, кто не успеет занять место, стал новым ведущим.
Ведущий говорит «сейчас меняются те, у кого...» Брюки, длинные волосы, голубые глаза, есть дома питомец, есть младший брат или сестра и т.д.
3. Упражнение «В ритме танца» (5 - 7)
Цель: развитие умения работать в команде, сплочение группы, развитие внимания.
Участники садятся теснее друг к другу и кладут руки определённым образов друг другу на колени. Задача: быть внимательным и под счет ведущего отстучать различные ритмы (обычно счет на 3 или 4 четверти)
Каждый счет, сопровождается легких хлопком. Вся трудность в том, что руки перепутаны и нужно быть очень внимательным, чтобы не пропустить момент, когда дойдёт очередь и вовремя отбить ритм танца.
4. Работа по группам. Разбор и обыгрывание ситуаций.
5 групп. (с примерно равным количеством участников)
Ситуация 1. Представьте, что студент опоздал на урок и очень сильно. В ситуации участвуют: студенты, преподаватель и директор, который вот-вот зайдёт в кабинет. Что делать и как быть? Как вы решите эту ситуацию?
Ситуация 2 Представьте, что студент очень долго болел и когда пришел в колледж, в первый же день попал на контрольную. При этом вы практически ничего не знаете, а учитель настроен вам поставить двойку, так как вы не готовы. В ситуации принимают участие: студенты, куратор, возможно, родители ученика.
Ситуация 3 Представьте, что преподаватель был в колледже, но почему-то уже прозвенел звонок, а он до сих пор не пришёл. Ваши действия?
В ситуации принимают участие: студенты, преподаватель и директор. Возможно, классный руководитель.
Ситуация 4. Студент стоит у доски и ничего не может ответить. Как поступит преподаватель? В ситуации принимают участие: студенты, преподаватель, куратор. Возможно родители.
Ситуация 5. Ваш друг очень заболел, но до этого он постоянно обманывал преподавателя и просился выйти. Теперь ему не верят. Как поступить и помочь другу при этом не поссориться с учителем? Так же от этого урока зависит какую оценку вы получите за контрольную работу. Преподаватель думает, что ваш друг просто врет и не хочет писать контрольную. В ситуации принимают участие: преподаватель, студенты. По желанию медики или классный руководитель.
Ситуации разыгрываются и обсуждаются детьми. В начале вариант решения предлагает и комментирует каждая группа. С решением могут не согласиться окружающие и тогда, нужно доказать (аргументированно отстоять) свою точку зрения.
5. Упражнение «Атомы и молекулы» (5 – 7 мин)
Цель: сплочение коллектива, установление доверительных отношений в группе.
Необходима небольшая первичная настройка: группу просят закрыть глаза и представить, что каждый человек – маленький атом, а атомы, как известно, способны соединяться и образовывать молекулы, которые представляют собой достаточно устойчивые соединения. Далее следуют слова ведущего: «Сейчас вы откроете глаза и начнете беспорядочное движение в пространстве. По моему сигналу (сигнал оговаривается) вы объединитесь в молекулы, число атомов в которых я также назову. Когда будете готовы, откройте глаза». Участники начинают свободное перемещение в пространстве и, услышав сигнал ведущего, объединяются в молекулы. Подвигавшись, некоторое время цельным соединением, молекулы вновь распадаются на отдельные атомы. Затем ведущий снова дает сигнал, участники снова объединяются и т.п.
Если последним числом атомов в молекуле будет два, то упражнение служит хорошим способом деления группы на пары для последующей работы.
Завершающее число должно быть по количеству учеников. Что бы объединились все участники.
Вопросы для обсуждения: Трудно ли было выполнять задание? Что мешало выполнить, что помогало?
6. Упражнение «Подарок» (5 мин.)
Цель: положительное завершение тренинга, рефлексия.
Ход упражнения: Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе или человеку, кто сидит рядом с вами? Сейчас представьте этот подарок, скажите почему вы дарите именно его и передайте человеку, сидящему рядом с Вами. (Пример: я дарю тебе сердечко (изобразить руками или нарисовать в воздухе) что бы ты был счастливым, я дарю тебе цветок, чтобы у тебя было отличное настроение и тд.) Можно сказать, что каждый из нас дарит группе. Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить.
Ребята! Мне было с Вами очень приятно работать. Вы все молодцы и я желаю вам вместе преодолевать любые трудности! Помогать друг другу! Чтобы у нас было взаимопонимание в группе! С преподавателями и классным руководителем! Всем удачи и спасибо за занятие. Поаплодируем себе за такое чудесное занятие!
Психологический смысл упражнения: ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.