Методическая разработка классного часа "У войны не детское лицо"
Оценка 4.6

Методическая разработка классного часа "У войны не детское лицо"

Оценка 4.6
docx
08.04.2020
Методическая разработка классного часа  "У войны не детское лицо"
Классный час у войны не детское лицо.docx

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение Орловской области «Орловский технический колледж»

 

Методическая разработка
классного часа
«У войны не детское лицо»

Картинки по запросу классный час у войны не детское лицо методическая

 

 

 

Подготовил: преподаватель информатики

Марина Николаевна Черная

 

 

Стрелецкий – 2019

Методическая разработка к организации внеклассного мероприятия для обучающихся всех специальностей (п. Стрелецкий) – БПОУ ОО «Орловский технический колледж», 2019 – 32 с.

 

 

Методическая разработка может служить в качестве методического пособия для преподавателей, классных руководителей.

 

 

 

Разработчик: Черная М. Н., преподаватель БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

 

Рецензент:

____________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

Рассмотрено, одобрено и рекомендовано к использованию в работе на заседании предметно – цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин  БПОУ ОО «Орловский технический колледж»

Протокол №    от           201  г.

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка: Россия – большая страна с многовековой историей. Изучать прошлое и настоящее такой страны – занятие интересное и увлекательное. Но осознать ее историю, найти первоисточник ее силы и могущества невозможно, не изучив жизнь отдельного ее гражданина.

9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная Война. Война, которая принесла много горя и бед, война, унесшая 27 млн. человеческих жизней и оставившая неизгладимый след в сердцах и судьбах каждого человека.

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.

Систематическая работа по патриотическому воспитанию – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

2. Актуальность: Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен студентам, потому что реализует достаточно простую, ясную идею– идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

3. Новизна состоит в том, что чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы обучающиеся почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее. У В. П. Астафьева есть замечательные слова: «Если у человека нет матери, нет отца, но есть Родина - он ещё не сирота. Всё проходит: любовь, горечь утрат, даже боль от ран проходит, но никогда - никогда не проходит и не гаснет тоска по Родине».

Цели:

·     расширить представление о Великой Отечественной войне, познакомить учащихся с именами детей – героев Великой Отечественной войны;

·     способствовать расширению кругозора учащихся;

·     пробудить чувство гордости за свою Родину и за людей, которые спасали свою страну;

·     способствовать воспитанию чувства патриотизма, интересу поэтическому и музыкальному творчеству, посвящённому Великой Отечественной войне.

Задачи:

1. Расширить представления детей о Великой Отечественной войне и о жизни детей военного поколения.

2. Сформировать положительное отношение к таким качествам, как патриотизм, самоотверженность, желание защитить Родину, неприятие попыток исказить и очернить историю войны.

3. Способствовать формированию у детей чувства сопричастности к истории и ответственности за будущее страны.

4. Побудить детей к изучению истории страны, к участию в военно-патриотических мероприятиях.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация «У войны не детское лицо» (Приложение 1), мяч, расписанный под модель планеты Земля, зеленая лента, черное полотно, символизирующее космос.

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход мероприятия

«В те дни мы в войну не играли,

 мы просто дышали  войной».

( А.Иоффе )

Учитель: Добрый день уважаемые взрослые и дети! Сегодня наш  классный  час мы посвящаем  детям, чьё детство было опалено войной. Четыре долгих года, 1418 дней, шла на нашей земле самая кровопролитная и самая страшная в истории человечества война.

 Cлайд 1

 Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь, жизнь ребенка можно оборвать в печи крематория.  

Cлайд 2

Ведущий1: Война поглотила 13 миллионов детских жизней. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют сегодняшних 74- 79 - летних людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.  Война стала биографией целого поколения детей. У каждого ребенка была своя судьба в этой войне.

Ведущий2: Нет ничего дороже на Земле, чем улыбка ребенка. Ребенок улыбается, значит, светит солнце, мирно колосится поле, не звучат взрывы, не горят деревни и города. Что может быть страшнее смерти ребенка? Смерти бессмысленной и жестокой, смерти от руки взрослого, призванного самой природой защищать и растить дитя. Дети и война – понятия несовместимые. Мальчишки и девчонки, попавшие на войну, должны были расстаться с детством.

Объявление войны (видео – 45 сек)

Чтец 1

Его я узнала  не из книжки

 Жестокое слово – война!

 Прожекторами  яростной вспышкой

 К нам в детство ворвалась она,

 Смертельными тоннами стали,

 Сиреной тревоги ночной,

 В те дни мы в войну не играли,

 Мы просто дышали войной.

Cлайд 3

Чтец 2

Мальчик из села Поповка 
Среди сугробов и воронок
В селе, разрушенном дотла,
Стоит, зажмурившись ребёнок –
Последний гражданин села.
Испуганный котёнок белый,
Обломок печки и трубы –
И это всё, что уцелело
От прежней жизни и избы.
Стоит белоголовый Петя
И плачет, как старик без слёз,
Три года прожил он на свете,
А что узнал и перенёс.
При нём избу его спалили,
Угнали маму со двора,
И в наспех вырытой могиле
Лежит убитая сестра.
Не выпускай, боец, винтовки,
Пока не отомстишь врагу
За кровь, пролитую в Поповке,
И за ребёнка на снегу.

Видео  «Священная война» (  3 мин.  4 сек )

Cлайд 4

Ведущий 1:  Маленькие герои большой войны, они сражались повсюду. Четырём из них было присвоено Звание  Героя Советского Союза.

Cлайд 5

Валя Котик родился в 1930 в украинском селе Хмелёвка. К началу войны он только перешёл в 6 класс.   С 1942 года был связным  подпольной организации . С августа 1943 года  находился в партизанском отряде , участвовал в подрыве шести железнодорожных эшелонов и склада.В бою  16 февраля 1944 года был смертельно ранен и на следующий день скончался.  

 В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Cлайд 6

Марат Казей родился 10 октября 1929, деревня Станьково Дзержинского района . Когда война обрушилась на белорусскую землю, Марат вместе с мамой уходит в партизанский отряд.  Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске. Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их..и себя.
За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

Cлайд 7

Ведущий 2: Зина Портнова родилась 20 февраля 1926 года в городе Ленинграде. Окончила 7 классов. С 1942 года член подпольной организации «Юные мстители».Участвовала в распространении листовок среди населения и диверсиях против захватчиков. Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров, по указанию подполья отравила пищу.  В декабре 1943 года, возвращаясь с задания  схвачена фашистами. На одном из допросов , схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, но была схвачена. После пыток расстреляна.   1 июля 1958 года Зинаиде Портновой было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Cлайд 8

Лёня Голиков родился 17 июня 1926 г. в деревне Лукино. Окончил 5 классов.  Разведчик- партизан.  Участвовал в 27 боевых операциях. Всего им уничтожено: 78 немцев, 14  мостов, два  склада и 10 автомашин с боеприпасами. Награждён орденами Ленина, Отечественной войны 1 степени, медалями. 3 августа 1942 года в штаб  доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза. 24 января 1943 года в неравном бою  Леонид Голиков погиб.

Cлайд 9

Ведущий1:  Брест первым принял на себя удар фашистской армии. Три с половиной тысячи человек против целой вражеской дивизии, усиленной танками, самолётами, артиллерией. 28 дней длилась героическая оборона Брестской крепости, почти все её защитники пали смертью храбрых. Оборона крепости – это поистине подвиг воинов-патриотов. Юным защитником  Брестской крепости был Петр Клыпа

Cлайд 10

Ведущий 2:  Петя Клыпа родился 23 сентября 1926 года в Брянске в семье железнодорожника. Он рано потерял отца, и на воспитание к себе мальчика взял старший брат Николай Клыпа, офицер Красной армии. В 11 лет Петя Клыпа стал воспитанником музыкантского взвода 333-го стрелкового полка. Командовал взводом его брат, лейтенант Николай Клыпа.

 Ведущий1:  В 1939 году 333-й стрелковый полк участвовал в освободительном походе Красной Армии в Западную Белоруссию, после чего местом его дислокации стала Брестская крепость. 21 июня 1941 года Петя встретился с другим воспитанником музыкантского взвода,  Колей Новиковым и мальчишки договорились на следующее утро отправиться на рыбалку.

 Ведущий 2: Однако этим планам не суждено было сбыться. Разбудил Петра грохот взрывов. Казарма рушилась под огнем противника, вокруг лежали раненые и убитые солдаты. Несмотря на контузию, подросток схватил винтовку и вместе с другими бойцами готовился встретить врага.

 Ведущий1: Ему поручали то, с чем мог справиться только он — маленький, юркий, шустрый, менее заметный для врагов. Он ходил в разведку, был связным между разрозненными подразделениями защитников крепости.

 Ведущий 2: Защитников крепости мучила жажда, а добраться до Буга взрослые не могли из-за перекрестного огня противника. Отчаянный Петька раз за разом прорывался к воде и приносил во фляжке живительную влагу.

 Ведущий1: Когда положение 333-го стрелкового полка стало безнадежным, командир, спасая жизни женщин и детей, приказал им сдаться в плен. То же предложили Пете. Но мальчишка возмутился — он воспитанник музыкантского взвода, боец Красной Армии, он никуда не уйдет и будет сражаться до конца.

Ведущий 2: В первых числах июля у защитников крепости подходили к концу патроны, и командование решило предпринять отчаянную попытку прорыва в сторону Западного острова с тем, чтобы пробраться в окрестности Бреста.

Прорыв завершился неудачей, большинство его участников погибли, но Петя оказался в числе тех немногих, кому удалось добраться до окрестностей Бреста. Но здесь, в лесу, он с несколькими товарищами был взят в плен.

Ведущий1: Его загнали в колонну военнопленных, которую уводили за Буг. Через некоторое время рядом с колонной появилась машина с операторами немецкой кинохроники. Они снимали понурых, израненных пленных солдат, и вдруг шедший в колонне мальчишка погрозил кулаком прямо в объектив камеры.

Хроникеров это привело в ярость — еще бы, маленький негодяй портит отличный сюжет. Петю Клыпу (а именно он был этим смельчаком) конвоиры избили до полусмерти. Потерявшего сознание мальчика пленные несли на руках.

 Ведущий 2: Так Петя Клыпа оказался в лагере для военнопленных в польском городе Бяла Подляска . Придя в себя, он нашел там закадычного приятеля Колю Новикова и других мальчишек из Брестской крепости. Спустя некоторое время они сбежали из лагеря. Они прошли несколько сот километров по оккупированной немцами территории, но во время ночевки в одной из деревень их схватили полицаи.

Ведущий1: Через несколько дней мальчишек вместе с местной молодежью погрузили в вагоны и отправили на принудительные работы в Германию. Так Петя Клыпа стал батраком у немецкого крестьянина в Эльзасе. Из неволи его освободили в 1945 году.

Пережитые испытания не могли не сказаться на его здоровье. Он ушел из жизни в декабре 1983 года, в возрасте 57 лет.

Картинки по запросу Майор привез мальчишку на лафете, Погибла мать, сын не простился с ней. За десять лет на том и этом светеЧтец 3

Майор привез мальчишку на лафете,
Погибла мать, сын не простился с ней.
За десять лет на том и этом свете
Ему зачтутся эти десять дней.
Его везли из крепости, из Бреста
Был исцарапан пулями лафет
Отцу казалось, что надежней места
Отныне в мире для ребенка нет.
Отец был ранен, и разбита пушка
Привязанный к щиту, чтоб не упал,
Прижав к груди заснувшую игрушку
Седой мальчишка на лафете спал.
Мы шли ему навстречу из России.
Проснувшись, он махал войскам рукой...
Ты говоришь, что есть еще другие,
Что я там был и мне пора домой...
Ты это горе знаешь понаслышке,
А нам оно оборвалО сердца.
Кто раз увидел этого мальчишку
Домой прийти не сможет до конца.
Я должен видеть теми же глазами
Которыми я плакал там, в пыли,
Как тот мальчишка возвратится с нами
И поцелует горсть своей земли.
За все, чем мы с тобою дорожили,
Призвал нас к бою воинский закон.
Теперь мой дом не там, где прежде жили,
А там, где отнят у мальчишки он.
1941. Константин Симонов. 

Cлайд 11

Ведущий 2:  В июле 1941 года, в самом начале Великой Отечественной войны,  из Ленинграда началась эвакуация мирного населения. В первую очередь, в тыл отправлялись дети. Невозможно было тогда предусмотреть ход военных действий... Детей вывозили из Ленинграда, чтобы спасти, подальше от смерти и страданий. Но как оказалось, их везли прямо навстречу войне.

Cлайд 12

Ведущий1: С тех пор на гражданском кладбище в Лычково появилась могила. Могила, в которой покоится прах безвинно погибших детей. В 2003 году на месте захоронения установили  небольшой памятник - бронзовую скульптуру, которая  состоит из нескольких частей. На гранитной плите установлено отлитое из бронзы пламя взрыва, подбросившего в воздух ребенка. У подножия плиты – оброненные им игрушки. 

Ведущий 2:  Памятник установлен на привокзальной площади, неподалеку от места трагедии. Здесь всегда будет жива память о страшной трагедии, унесшей детские жизни….

Чтец  4

Памяти ленинградских детей, погибших на станции Лычково 

https://i.novgorod.ru/www/images/42/12/1242.jpg
Есть места на земле, чьи названия, словно оковы,
Держат в памяти то, что осталось в печальной дали.
Вот таким местом скорби и братства нам стало Лычково –
Небольшое село на краю новгородской земли.
Здесь в июльский безоблачный день сорок первого года
Враг, нагрянув с небес, разбомбил пассажирский состав –
Целый поезд детей Ленинграда, двенадцать вагонов,
Тех, что город хотел уберечь в этих тихих местах.
Кто же мог в Ленинграде в тревожном июне представить,
Что фашисты так быстро окажутся в той стороне,
Что детей отправляют не в тыл, а навстречу войне,
И над их поездами нависнут машины с крестами?..
Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки,
только дети бегут от вагонов – десятки детей!..
Но пилоты спокойно и точно бомбили теплушки,
Ухмыляясь злорадной арийской усмешкой своей.
И метались по станции в страхе мальчишки, девчонки,
И зловеще чернели над ними на крыльях кресты,
И мелькали средь пламени платьица и рубашонки,
И кровавились детскою плотью земля и кусты.
Глохли крики и плач в рёве, грохоте, "юнкерсов" гуде,
Кто-то, сам погибая, пытался другого спасти...
Мы трагедию эту вовек не забудем.
И фашистских пилотов-убийц никогда не простим.
Разве можно забыть, как детей по частям собирали,
Чтобы в братской могиле, как павших солдат, схоронить?
как над ними, не стыдясь, и мужчины рыдали
И клялись отомстить... Разве можно всё это простить!

Чтец 5 

На Руси нету горя чужого, беды постороннее,
И беду ленинградцев лычковцы считали своей.
Да кого же убийство детей беззащитных не тронет?
Нету боли страшнее, чем видеть страданья детей.
Вечным сном спят в Лычкове на кладбище
в скромной могиле  Ленинградские дети –

далёко от дома и мам.
Но лычковские женщины им матерей заменили.
Отдавая заботы тепло их остывшим телам,
Убирая могилу невинных страдальцев цветами,
Горько плача над ними в дни скорби и славы страны
И храня всем селом дорогую и горькую память
О совсем незнакомых, безвестных, но всё же родных.
И воздвигли в Лычкове на площади, возле вокзала,
Скорбный памятник детям, погибшим в проклятой войне:
Перед рваною глыбою – девочка,
словно средь взрывов, в огне,
В смертном ужасе к сердцу дрожащую руку прижала...
(Говорят, при отливе её капля бронзы слезой побежала
И осталась на левой щеке – до скончания дней.)
А по рельсам бегут поезда. Остановка – Лычково.
пассажиры спешат поглядеть монумент, расспросить,
Врезать в сердце своё страшной повести каждое слово,
Чтоб лычковскую боль всей страной не забыть, не простить
(А. Молчанов)

Ведущий1: Погибали дети и в оккупированных фашистами городах и в блокадном Ленинграде, который немцы пытались захватить и разрушить.  Блокада Ленинграда  продолжалась  900 дней.

Cлайд 13

Ведущий2:  

Да, мы не скроем: в эти дни

Мы ели землю, клей, ремни;

Но, съев похлёбку из ремней,

Вставал к станку упрямый мастер,

Чтобы точить орудий части,

Необходимые  войне.

Но он точил, пока рука

Могла производить движенья.

И если падал – у станка,

Как падает солдат в сраженье.

Блокадный хлеб. Блокадная вода.

Блокадный путь под вьюгой ледяною.

Какой бессмертье куплено ценою-

Мой город не забудет никогда…

Cлайд 14

Ведущий1:   Что чувствовали и переживали дети? Об этом расскажут записи ленинградской девочки Тани Савичевой. Таня Савичева…она не стреляла в фашистов, не была разведчиком у партизан. Она просто жила в родном городе. Фашисты виноваты в том, что обрекли ее и тысячи детей на муки голода, на медленное умирание в ледяной квартире, наполненной трупами родных и соседей:

Cлайд 15

«Женя умерла 25 января, в 12 часов 30 минут утра 1941 года.

Бабушка умерла 25 января, в 3 часа дня 1942 года.

Лека умер 17 марта, в 6 часов утра 1942 года.

Дядя Вася умер 13 апреля, в 2 часа ночи 1942 года.

Мама – 13 мая. В 7 часов 30 минут утра 1942 года.

Умерли все. Осталась одна Таня».

Ведущий2:   Это написано одиннадцатилетней школьницей, которая не намного пережила своих  близких. Оставшиеся в живых дети до сих пор  с ужасом вспоминают блокаду. Зимой 1941-1942 года не стало отопления, света, воды, и стены дома промерзали на 20-30 см, блокадный паёк – 120 граммов хлеба из смеси опилок и муки. Чувство голода не проходило никогда.

Чтец  7

Cлайд 16

Цветок жизни

Картинки по запросу цветок жизни памятник

По Дороге Жизни – сглаженной, спрямлённой,
Залитой асфальтом - мчит машин поток.
Слева, на кургане, к солнцу устремлённый
Их встречает белый каменный Цветок.
Памятью нетленной о блокадных детях
На земле священной он навек взращён,
И к сердцам горячим всех детей на свете
Он призывом к Дружбе, к Миру обращён.
Тормозни, водитель! Задержитесь, люди!
Подойдите ближе, головы  склоня.
Вспомните о тех, кто взрослыми не будет,
Тех, кто детским сердцем город заслонял.
У Дороги Жизни шепчутся берёзы,
Седины лохматит дерзкий ветерок.
Не стыдитесь, люди, и не прячьте слезы,
Плачет вместе с вами каменный Цветок.
Сколько их погибло – юных ленинградцев?
Сколько не услышит грома мирных гроз?
Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться.
Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз.
Их похоронили в братские могилы.
Был обряд блокадный, как война, жесток.
И цветов тогда мы им не приносили.
Пусть теперь в их память здесь цветёт Цветок.
Он пророс сквозь камни, что сильней столетий,
Поднял выше леса белый лепесток.
Всей земле Российской, всей земной планете
Виден этот белый каменный Цветок.
(А. Молчанов)

Ведущий1:   Дети войны, они сражались на трудовом фронте, работая по 12-14 часов, недоедая и  недосыпая.  И когда их рост не позволял встать  к станку, они вставали на ящики и работали. Их враг был не  в каске и с автоматом, он чаще всего безлик, как , например, всегда безликим бывает голод, и незрим, как всегда бывает незримой подступающая смерть. 

Ведущий2:  Все для фронта – все для Победы! Это они собирали металлом для строительства танков и самолетов. Собирали теплые вещи, вязали варежки и шили одежду. Выступали в госпиталях, ухаживали за ранеными.  

Видео Дети войны (3 мин.14 сек.)

 Cлайд 17

Ведущий1:    Но самыми обездоленными детьми войны были малолетние узники фашистских концлагерей и гетто. Несмотря на зимнюю стужу, привезённых детей голыми и босыми полкилометра гнали в барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем таким же порядком детей, старший из которых не достигал ещё 12-ти-летнего возраста, гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток.

Cлайд 18

Ведущий2:   Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно. За грудными младенцами присматривали 5–8 летние девочки. Грязь, вшивость, вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей. Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы, сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.

Чтец  8

Cлайд 19

Детский ботинок

Занесенный в графу 
С аккуратностью чисто немецкой, 
Он на складе лежал 
Среди обуви взрослой и детской. 
Его номер по книге: 
"Три тысячи двести девятый". 
"Обувь детская. Ношена. 
Правый ботинок. С заплатой..." 
Кто чинил его? Где? 
В Мелитополе? В Кракове? В Вене? 
Кто носил его? Владек? 
Или русская девочка Женя?.. 
Как попал он сюда, в этот склад, 
В этот список проклятый, 
Под порядковый номер 
"Три тысячи двести девятый"? 
Неужели другой не нашлось 
В целом мире дороги, 
Кроме той, по которой 
Пришли эти детские ноги 
В это страшное место, 
Где вешали, жгли и пытали, 
А потом хладнокровно 
Одежду убитых считали? 
Здесь на всех языках 
О спасенье пытались молиться: 
Чехи, греки, евреи, 
Французы, австрийцы, бельгийцы. 
Здесь впитала земля 
Запах тлена и пролитой крови 
Сотен тысяч людей 
Разных наций и разных сословий... 
Час расплаты пришел! 
Палачей и убийц – на колени! 
Суд народов идет 
По кровавым следам преступлений. 
Среди сотен улик – 
Этот детский ботинок с заплатой. 
Снятый Гитлером с жертвы 
Три тысячи двести девятой.

Видео « Саласпилс»   (2 минуты  под видео говорят ведущие  и видео 2 мин.50 сек.  )

Ведущий1:  Это раздается в Саласпилсе ...

Массовую беспрерывную смертность детей вызывали те эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие мученики Саласпилса. Немецкие врачи – детоубийцы с докторскими дипломами больным детям делают инъекции – впрыскивают разнообразные жидкости, заставляют принимать вовнутрь разные средства…

Ведущий2:   Рассказывает свидетель Бринкмане М.Г., содержавшаяся в концлагере Саласпилс: «В Саласпилсе происходила неслыханная в истории человечества трагедия матерей и детей. Перед комендатурой были поставлены столы, были вызваны все матери с детьми, и самодовольные отъевшиеся коменданты, не знавшие в своей жестокости границ, выстроились у стола. Из рук матерей они силой выхватывали детей. Воздух был наполнен душераздирающими криками матерей и плачем детей».

Ведущий1   Судебно-медицинская комиссия, обследовав территорию гарнизонного кладбища в Саласпилсе, установила, что часть кладбища площадью в 2 500 кв.м сплошь покрыта холмиками с промежутками 0,2 до 0,5 метров. При раскопке только одной пятой части этой территории в 54 могилах обнаружено 632 детских трупа в возрасте от 5 до 9 лет, в большинстве могил трупы расположены в два-три слоя. На основании материалов расследования, свидетельских показаний, данных эксгумации, установлено, что за три года существования лагеря Саласпилс немцы загубили не менее 7 000 детей, частью сожженных, а частью захороненных на гарнизонном кладбище. 

Cлайд 20

Это раздается в Бухенвальде...

Ведущий2: К концу войны Бухенвальд являлся крупнейшим концентрационным лагерем на территории Германии. С 1937 по 1945 сюда было депортировано около 250 тысяч  человек со всей Европы. Когда американцы заняли  Бухенвальд, им удалось освободить 21 тысячу заключенных, среди них 904 ребенка, самому младшему узнику не было 4-х лет. 

Ведущий1: В августе 1944 года Интернациональный комитет Бухенвальда решил найти среди узников-подпольщиков учителей, которые будут вести уроки в детском бараке. Николай Федорович Кюнг , историк рассказывал:

 Ведущий2: «Однажды вечером меня вызвали из барака и передали, чтоб я подошел в условленное место. Там меня ждал связной. Он сказал, что подпольный комитет дает мне задание – вести уроки в детском бараке. Когда я отправился на первый урок, то волновался до слез. Ведь у меня самого было двое детей. Что с ними? Я не знал. В бараке меня уже ждали. Дети сидели на нарах, на полу. Лица исхудавшие: огромные торчащие уши, глаза с выражением привычного испуга. Весь смысл наших занятий был в том, чтобы попытаться отвлечь детей от страха, в котором они жили, помочь им поверить, что не вечно будет длиться каторга. Придет наша Победа. Когда стал говорить, то увидел по глазам ребят – как трудно отвлечься им от горестных дум».

Ведущий1: «Перед бараками стоял деревянный «козел» для порки. Экзекуции шли каждый день, - вспоминал в разговоре со мной И. П. Николенко (когда он попал в концлагерь, ему было 14 лет). За что охранники могли наказать, в том числе и детей? Даже за то, что им показалось, будто ты недостаточно быстро сдернул свою полосатую шапку, приблизившись к нему, или посмотрел слишком дерзко. Могли тебя тут же стукнуть рукояткой пистолета, или огреть хлыстом. Со мной не раз проделывали такую «забаву»: спускали на меня собаку, на пасть которой был надет намордник. Громадная собака сваливала меня с ног, катала по земле. Стоявшие вокруг охранники смеялись».

Ведущий 2: Другой узник из детского барака И.А. Борисов рассказывал:

«Нам в концлагере охранники говорили, что выйти из Бухенвальда можно только через трубу крематория. Что бы ты ни делал – получал ли миску баланды, тащился в шеренге на перекличку, - отовсюду было видно, как выходит дымок из трубы. Сгорает чья-то жизнь. А кто туда попадет завтра? С этой мыслью жили».

Cлайд 21

Ведущий 1: И все-таки подпольная школа работала. Учителя знали, что детям надо не просто выжить, но и сохранить свое психическое здоровье. Они не должны от перенесенных страданий стать озлобленными зверьками , если дети увидят, что к ним пришли с добром, то, возможно, смогут сохранить доверие к человеку.

Ведущий 2: Подпольщики работали и на вещевом складе, и в канцелярии. Так, по листочку, собрали для детей бумагу, карандаши. Нашли кусок фанеры, которую вывешивали как классную доску. Когда стали спрашивать детей, то оказалось, что от повседневного страха некоторые забыли, как слова пишутся. И каждый, приходя на урок, начинал с азов. Но вот что осталось у учителей в памяти: они чувствовали – дети хотят учиться! 

Чтец  9 -

Война

В бараке очень холодно,
На перо дышу,
Опускаю голову
И пишу, пишу.
Первое склонение —
Женский род на «а»,
Сразу, без сомнения,
Вывожу — «война».
Что всего существенней
Нынче для страны?
В падеже родительном:
Нет — чего?— «войны».
А за словом воющим —
Мама умерла...
И далекий бой еще,
Чтобы я жила.
Шлю «войне» проклятия,
Помню лишь «войну»...
Может, для примера мне
Выбрать «тишину»?
Но «войною» меряем
Нынче жизнь и смерть,
Получу «отлично» я —
Это тоже месть...

О «войне» тот горестный,
Гордый тот урок,
И его запомнила
Я на вечный срок.

(Людмила Миланич)

Ведущий 1: После уроков, по ночам, сгрудившись на нарах, они вспоминали о книгах, которые успели прочесть до войны. О том, что учиться было опасно, понимали все обитатели детского барака. Всегда у входа и на подступах к сараю сидели дети, будто играя, передавали друг другу сигналы. Они были зоркими стражами и умели молчать. Не было ни одного случая, чтобы кто-нибудь из них, донес или проговорился о том, что в бараке идут уроки. А потому никогда их не застали врасплох.

Ведущий 2:  Дети оказались хорошими конспираторами. Они по-своему понимали, что подпольные уроки – это тоже сопротивление фашистам. Однажды подпольщики решили устроить ребятам праздник. Под Новый год привезли  ёлку в один из бараков: ее срубили в лесу и спрятали на дне лагерной тележки. Из бумаги смастерили игрушки. На ёлку пришли только те дети, кто был способен скрытно, по-пластунски, проползти ночью между бараками. Здесь каждого ждал необычайный подарок. В пакетиках, где были картошка и морковь, они нашли такие вот письма:

«Здравствуй, сынок! Я знаю, как тебе тяжело. Но ты терпи. Скоро придет Красная Армия. И тогда мы встретимся. Я тебя найду! Твоя мама». Письма, конечно же, написали сами узники. Но дети были потрясены, читая их строки. Разве под Новый год не происходят чудеса?

Ведущий1:  Милосердие всегда сопровождалось угрозой смертельной расправы. Как-то в лагерной бане дежурил подпольщик Федор Дрябкин. В тот день через Бухенвальд прогоняли колонну узников в другой лагерь.  Их пригнали из загонов, чтобы помыть в бане. Один из них ни за что не хотел оставлять свой чемодан. Плакал, прижимал его к себе. И все-таки, в конце концов , он доверился Федору Дрябкину. Оказалось, что в чемодане спрятан… его сын Стефан. Он был маленький, лет 5-ти от роду. Федор Дрябкин убедил отца, что надо оставить мальчика в лагере на попечение подпольщиков.

Ведущий 2:  Заботу о маленьком Стефане взял на себя Интернациональный подпольный комитет лагеря. Мальчика нельзя было отвести в детский барак – все дети были на учете. Сначала его прятали на вещевом складе за стопками одежды. Потом перевели в лагерную санчасть. Здесь Стефана укрывали в бачке, в который бросали окровавленные бинты. Потом перевели его в свинарник. И этот ребенок ни разу не вскрикнул, не заплакал. Он уже понимал – что такое опасность. Стефан выжил. Своего отца он нашел через двадцать лет.

Ведущий1: Дети не знали, что во многих бараках создаются боевые группы. Узники готовились к восстанию. Многие из них работали на военных заводах. Детали пистолетов приносили с заводов в лагерь в пайке хлеба, в подошвах деревянных колодок. Детали автоматов укрывали на повозках с углем. Оружие собирали и прятали под полом бараков. Узники детского барака, уже чувствовали – что-то готовится, - рассказывал И.П. Николенко. – Вдруг нас, самых старших, стали учить делать перевозки. Зачем это? Мы не спрашивали».

Ведущий 2: Так же скрытно, как собирали оружие, в концлагере вели разведку: где проход к складам с оружием, как можно отключить ток, который пропускался по проволоке. Подготовку восстания вели опытные офицеры.

«Однажды к нам вбежал Володя  Холопцев  – он тоже опекал наш детский барак, - продолжал И.П. Николенко. – Он сказал, чтобы все дети легли на пол, спрятались под нары. Он ничего не объяснял, но мы, старшие, выбежали из барака, бросились за ним».

Ведущий1: Это было 11 апреля 1945 года. Накануне подпольный комитет вынес решение о начале восстания. В те дни из Бухенвальда вывезли большую группу узников. Сопровождать их уехала и часть охраны.

     Удар лагерного колокола – сигнал к началу восстания. Следом за вооруженными подпольщиками из бараков бросились тысячи заключенных. Это было отчаяние людей, которые привыкли каждый день видеть смерть.

 Ведущий 2: Изможденные, изголодавшиеся они стреляли по вышкам, проламывали проходы в ограждении. Бухенвальд восстал и победил. Еще до подхода фронтовых частей узники сами заперли в бараки своих охранников. А тех, из них, кто разбежался, выловили в лесах.

Видео Бухенвальдский набат  ( 3 мин.50 сек )

Ведущий 1: Это раздается в Освенциме …по немецки Аушвиц

Освенцимский лагерь был построен в 1939 году по приказу рейхсфюрера СС Гиммлера. По степени продуманности, технической организованности, по массовости и жестокости истребления людей этот лагерь оставляет за собой далеко позади все известные  немецкие «лагеря смерти».

Ведущий 2: В Освенцимском лагере немцы ежедневно умерщвляли и сжигали от 10 до 12 тысячи людей. Путем расстрелов, голода, отравлений и чудовищных истязаний немцы истребили в Освенцимском лагере свыше 4 миллион граждан Советского Союза, Польши, Франции, Бельгии, Голландии, Чехословакии, Югославии, Румынии, Венгрии и других стран.

  Ведущий 1:  На территории концлагеря Освенцим есть большой пруд, куда сбрасывался невостребованный пепел узников, сжигаемых в печах крематория. Остальной пепел вывозился вагонами в Германию, где использовался в качестве удобрений для почвы. В этих же вагонах везли новых заключенных для Освенцима, которых по прибытии лично встречал высокий улыбающийся молодой человек, которому едва исполнилось 32 года .

 Ведущий 2:  Это был новый врач Освенцима Йозеф Менгеле . Он появлялся со своей свитой перед вновь прибывшими узниками, чтобы отобрать 'материал' для своих чудовищных опытов . 

Ведущий 1: Заключенных раздевали догола и выстраивали в ряд, вдоль которого шел  Менгеле, то и дело указывая на подходящих людей своим неизменным стеком. Он же решал, кого сразу отправить в газовую камеру, а кто еще может потрудиться на благо Третьего рейха. Смерть — налево, жизнь — направо. 

Ведущий 2: Болезненного вида люди, старики, женщины с грудными детьми — их  Менгеле, как правило, отправлял налево небрежным движением сжимаемого в руке стека. Одна из узниц Освенцима Кристина Живульская напишет позже: 'Он был похож на киноактера — холёное, приятное лицо с правильными чертами. Высокий, стройный...'

Cлайд 22

Ведущий 1: За его улыбку и приятные обходительные манеры, которые никак не вязались с его нечеловеческими опытами, заключенные прозвали Менгеле 'Ангелом Смерти'. Он проводил свои опыты над людьми в блоке №10. 'Никто никогда не выходил оттуда живым', - рассказывает бывший заключенный Игорь Федорович Малицкий, попавший в Освенцим в возрасте 16 лет.

Ведущий 2: Свою деятельность в Освенциме молодой доктор начал с того, что остановил эпидемию тифа, который обнаружил у нескольких цыган. Чтобы болезнь не распространилась на других заключенных, он отправил весь барак (более тысячи человек) в газовую камеру. Как по-другому бороться с тифом в таких условиях, Менгеле  не смог придумать.

Ведущий 1 : Особый интерес для него представляла генетика, а в Освенциме наибольшую степень заинтересованности он проявлял к близнецам. Он ставил опыты, не прибегая к анестетикам, и анатомировал живых младенцев. Он пытался сшивать близнецов, изменять им цвет глаз с помощью химических препаратов; он вырывал зубы, вживлял их и наращивал новые.

Ведущий 2: Интерес  Менгеле к близнецам не был случайным. Третий рейх поставил перед учеными задачу увеличения рождаемости, вследствие чего искусственное увеличение появления на свет двойни и тройни стало основной задачей ученых. Однако у потомства арийской расы должны были быть непременно светлые волосы и голубые глаза — отсюда и попытки Менгеле изменять детям цвет глаз посредством различных химикатов. После войны он собирался стать профессором и ради науки был готов на все.

Ведущий 1: Близнецов тщательно замеряли помощники 'Ангела Смерти', чтобы зафиксировать общие признаки и различия, а затем в ход вступали эксперименты самого доктора. Детям ампутировали конечности и пересаживали различные органы, заражали тифом и переливали кровь. Затем подопытные умерщвлялись, после чего врач проводил тщательный анализ трупов, исследуя внутренние органы.

Ведущий 2:    Менгеле и его коллеги полагали, что голодные дети имеют очень чистую кровь, а это значит, что она может очень помочь раненым немецким солдатам, находящимся в госпиталях. Об этом вспоминал другой бывший узник Освенцима Иван Васильевич Чуприн. Вновь прибывших совсем маленьких детей, старшим из которых было по 5-6 лет, согнали в блок под номером 19, из которого еще некоторое время доносились крики и плач, но вскоре наступила тишина. Кровь из юных узников выкачивали полностью.

 Ведущий 1: А вечером возвращавшиеся с работы заключенные увидели груды детских тел, которых позже сожгли в вырытых ямах, пламя из которых вырывалось вверх на несколько метров.

Ведущий 2: Врачи, работавшие с Менгеле, отмечали, что ненавидели свою работу, и чтобы хоть как-то снять напряжение, вдрызг напивались после рабочего дня, чего нельзя было сказать о самом докторе 'Смерть'. Казалось, что работа его ничуть не утомляет.

Ведущий 1: После войны Йозеф Менгеле был объявлен военным преступником, но ему удалось скрыться. Остаток жизни он провел в Бразилии, а 7 февраля 1979 года стал его последним днем — во время купания он получил инсульт и утонул. Йозеф Менгеле, заработал себе репутацию одного из самых страшных и опасных нацистов.

Чтец 10 

Cлайд 23

Дети в Освенциме

Мужчины мучили детей.
Умно. Намеренно. Умело.
Творили будничное дело,
Трудились – мучили детей.
И это каждый день опять:
Кляня, ругаясь без причины...
А детям было не понять,
Чего хотят от них мужчины.
За что – обидные слова,
Побои, голод, псов рычанье?
И дети думали  сперва,
Что это за непослушанье.
Они представить не могли
Того, что было всем открыто:
По древней логике земли,
От взрослых дети ждут защиты.
А дни всё шли, как смерть страшны,
И дети стали образцовы.
Но их всё били.
Так же.
Снова.
И не снимали с них вины.
Они хватались за людей.
Они молили. И любили.
Но у мужчин "идеи" были,
Мужчины мучили детей.
Я жив. Дышу. Люблю людей.
Но жизнь бывает  мне постыла,
Как только вспомню: это – было!
Мужчины мучили детей!        (Наум Коржавин)

Ведущий 2: Можно много и долго перечислять зверства фашистов в Великой Отечественной войне, но наша задача напомнить детям о той цене, которую заплатили за то, чтобы они могли учиться, играть, любить . Ценить жизнь и мирное небо. Мы рассказали об учителях в Бухенвальде и детях, желающих учиться, даже ценой своей жизни.  Даже в нечеловеческих условиях они оставались верными Родине,  пытались  бороться и погибали в неравной борьбе.

Скоро 9 мая и мы все пойдем на митинг. Возлагая венки,  мы вспомним  13 миллионов  детей, погибших в годы войны. Вечная им память.

Cлайд 24

Чтец 11

Памяти 13 миллионов детей, погибших во  Второй мировой войне

Тринадцать миллионов детских жизней
Сгорело в адском пламени войны.
Их смех фонтанов радости не брызнет
На мирное цветение весны.
Мечты их не взлетят волшебной стаей
Над взрослыми серьезными людьми,
И в чём-то человечество отстанет,
И в чём-то обеднеет целый мир.
Без них Европа сразу постарела,
На много поколений недород
И грусть с надеждой, как в лесу горелом:
Когда ж подлесок новый станет в рост?
Им скорбный монумент воздвигнут в Польше,
А в Ленинграде – каменный Цветок,

Чтоб в памяти людей остался дольше
Прошедших войн трагический итог.
Тринадцать миллионов детских жизней -
Кровавый след коричневой чумы.
Их мертвые глазёнки с укоризной
Глядят нам в душу из могильной тьмы,
Из пепла Бухенвальда и Хатыни,
Из бликов пискаревского огня:
"Неужто память жгучая остынет?
Неужто люди мир не сохранят?"
Их губы запеклись в последнем крике,
В предсмертном зове милых мам своих...
О, матери стран малых и великих!
Услышьте их и помните о них!
(А. Молчанов)

А сейчас объявляется МИНУТА МОЛЧАНИЯ

Cлайд 25

Чтец 12 
Памятник ÐšÐ°Ñ€Ñ‚инки по запросу Это было в мае на рассвете, Нарастал у стен рейхстага бой.

Это было в мае на рассвете, 
Нарастал  у стен рейхстага бой. 
Девочку немецкую заметил 
Наш солдат на пыльной мостовой. 
У столба, дрожа, она стояла, 
В голубых глазах застыл испуг. 
А куски свистящего металла 
Смерть и муку сеяли вокруг. 
Тут он вспомнил, как, прощаясь летом, 
Он свою дочурку целовал, 
Может быть, отец девчонки этой 
Дочь его родную расстрелял... 
Но сейчас, в Берлине, под обстрелом, 
Полз боец и, телом  заслоня, 
Девочку в коротком платье белом 
Осторожно вынес из огня. 
Скольким детям возвратили детство, 
Подарили радость и весну. 
Рядовые Армии советской, 
Люди, победившие войну! 
И в Берлине в праздничную дату 
Был воздвигнут, чтоб стоять в веках, 
Памятник советскому солдату 
С девочкой спасенной на руках.

 Он стоит как символ нашей славы, 
Как маяк, светящийся во мгле. 
Это он, солдат моей державы, 
Охраняет мир на всей земле! 
(Г. Рублёв) 1972

Видео Великая ПОБЕДА ( 3 мин.20 сек )

 Cлайд 26

Ведущий 1: 

Играют дети всей земли в войну,

Но разве о войне мечтают дети?

Пусть только смех взрывает тишину

На радостной безоблачной планете!

Над вьюгами и стужами седыми

Вновь торжествует юная весна

И как огонь с водой

Несовместимы,

Несовместимы

Дети и война!

Ведущий 2: 

Мы пушки сохраним, чтоб дать салют,

Стволы их станут трубами органа,

И в дружном хоре голоса сольют

Под мирным небом в песне мира страны!

Чтоб без войны все в мире жить могли,

Пусть льдины злобы и вражды растают!

Дружить давайте, дети всей земли!

Пусть наша дружба с нами вырастает!

Cлайд 27  Всем спасибо!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рецензия

 

Россия – большая страна с многовековой историей. Изучать прошлое и настоящее такой страны – занятие интересное и увлекательное. Но осознать ее историю, найти первоисточник ее силы и могущества невозможно, не изучив жизнь отдельного ее гражданина.

9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная Война. Война, которая принесла много горя и бед, война, унесшая 27 млн. человеческих жизней и оставившая неизгладимый след в сердцах и судьбах каждого человека.

9 Мая! Великий праздник для нашего народа. День радости и вместе с тем день печали. В этот праздник мы поздравляем ветеранов и чтим память погибших. Многие десятилетия эта традиция передается из поколения к поколению.

Систематическая работа по патриотическому воспитанию – это попытка движения от воспитания простых чувств к достижению наивысшей цели – воспитанию чувств патриотических, любви и гордости за свою Родину.

Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению, сплочению нашего народа. День Победы близок и понятен студентам, потому что реализует достаточно простую, ясную идею– идею противостояния добра и зла и финальной победы добра.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы обучающиеся почувствовали личную ответственность за родную землю и ее будущее. Рецензент

__________________________________________________________________

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Методическая разработка к организации внеклассного мероприятия для обучающихся всех специальностей (п

Методическая разработка к организации внеклассного мероприятия для обучающихся всех специальностей (п

Пояснительная записка: Россия – большая страна с многовековой историей

Пояснительная записка: Россия – большая страна с многовековой историей

Великой Отечественной войне, познакомить учащихся с именами детей – героев

Великой Отечественной войне, познакомить учащихся с именами детей – героев

Ход мероприятия «В те дни мы в войну не играли, мы просто дышали войной»

Ход мероприятия «В те дни мы в войну не играли, мы просто дышали войной»

Жестокое слово – война! Прожекторами яростной вспышкой

Жестокое слово – война! Прожекторами яростной вспышкой

Видео «Священная война» ( 3 мин

Видео «Священная война» ( 3 мин

После пыток расстреляна. 1 июля 1958 года

После пыток расстреляна. 1 июля 1958 года

Новиковым и мальчишки договорились на следующее утро отправиться на рыбалку

Новиковым и мальчишки договорились на следующее утро отправиться на рыбалку

Хроникеров это привело в ярость — еще бы, маленький негодяй портит отличный сюжет

Хроникеров это привело в ярость — еще бы, маленький негодяй портит отличный сюжет

Мы шли ему навстречу из России

Мы шли ему навстречу из России

Ведущий 2: Памятник установлен на привокзальной площади, неподалеку от места трагедии

Ведущий 2: Памятник установлен на привокзальной площади, неподалеку от места трагедии

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки, только дети бегут от вагонов – десятки детей!

Им в прицел было видно, что там не солдаты, не пушки, только дети бегут от вагонов – десятки детей!

И воздвигли в Лычкове на площади, возле вокзала,

И воздвигли в Лычкове на площади, возле вокзала,

Мой город не забудет никогда…

Мой город не забудет никогда…

По Дороге Жизни – сглаженной, спрямлённой,

По Дороге Жизни – сглаженной, спрямлённой,

Сколько их погибло – юных ленинградцев?

Сколько их погибло – юных ленинградцев?

Cлайд 18 Ведущий2: Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно

Cлайд 18 Ведущий2: Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго изолированно

В целом мире дороги, Кроме той, по которой

В целом мире дороги, Кроме той, по которой

Ведущий2: Рассказывает свидетель

Ведущий2: Рассказывает свидетель

Ведущий2: «Однажды вечером меня вызвали из барака и передали, чтоб я подошел в условленное место

Ведущий2: «Однажды вечером меня вызвали из барака и передали, чтоб я подошел в условленное место

Ведущий 2: Подпольщики работали и на вещевом складе, и в канцелярии

Ведущий 2: Подпольщики работали и на вещевом складе, и в канцелярии

Но «войною» меряем Нынче жизнь и смерть,

Но «войною» меряем Нынче жизнь и смерть,

Бухенвальд прогоняли колонну узников в другой лагерь

Бухенвальд прогоняли колонну узников в другой лагерь

Ведущий1: Это было 11 апреля 1945 года

Ведущий1: Это было 11 апреля 1945 года

Ведущий 1 : Заключенных раздевали догола и выстраивали в ряд, вдоль которого шел

Ведущий 1 : Заключенных раздевали догола и выстраивали в ряд, вдоль которого шел

Однако у потомства арийской расы должны были быть непременно светлые волосы и голубые глаза — отсюда и попытки

Однако у потомства арийской расы должны были быть непременно светлые волосы и голубые глаза — отсюда и попытки

Чтец 10 Cлайд 23 Дети в Освенциме

Чтец 10 Cлайд 23 Дети в Освенциме

Но жизнь бывает мне постыла,

Но жизнь бывает мне постыла,

Чтоб в памяти людей остался дольше

Чтоб в памяти людей остался дольше

Дочь его родную расстрелял...

Дочь его родную расстрелял...

Дети и война! Ведущий 2:

Дети и война! Ведущий 2:

Рецензия Россия – большая страна с многовековой историей

Рецензия Россия – большая страна с многовековой историей
Скачать файл