Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение казачья средняя общеобразовательная школа № 16 им. Л.Н. Толстого муниципального образования Тимашевский район
Методическая разработка Конспект урока биологии по ФГОС
Составитель: учитель биологии МБОУ казачья СОШ № 16
Камышников Роман Сергеевич
г. Тимашевск 2022 г.
Тип урока: урок-обобщения и систематизации знаний.
Класс: 9 «А»
Цель урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Опорнодвигательная система» и умение использовать полученные знания на практике.
Задачи урока:
- образовательные – обобщить знания научной терминологии в области опорно-двигательной системы человека, выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций в организме;
- развивающие – развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации;
- воспитательные – воспитывать научное мировоззрение,
формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности и необходимость ведения здорового образа жизни.
Планируемые результаты урока по формированию УУД:
Предметные: закрепить и обобщить знания обучающихся:
- терминологии по теме;
- о строениях и функциях скелета, как основной составляющей опорнодвигательной системы;
- о гигиене опорно-двигательной системы.
Метапредметные:
- научится устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
- искать и отбирать источники необходимой информации,
систематизировать полученную информацию по изучаемой теме и разделу;
- научится принимать участие в групповой работе, получить возможность научиться принимать мнение и позицию других;
- формирование умения взаимодействовать с учителем и сверстниками в учебной деятельности;
- формирование умения четко формулировать свою мысль на уроке;
- адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач урока.
Личностные:
- формировать учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения задач на уроке;
- анализировать и оценивать результаты собственной учебной деятельности, понимать предложения учителя;
- осознавать значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры;
- следовать в своей деятельности нормам здоровьесберегающего поведения.
Этапы урока (рассчитан на 40 минут) I. Организационный этап (3 мин.).
Приветствие обучающихся.
II. Мотивационно-целевой этап (2 мин.).
Объявление темы и постановка цели урока.
III. Этап актуализации знаний (10 мин.).
IV. Решение практических задач на уроке (17 мин.). V. Физкультминутка (2 мин.).
VI. Заключительный этап (6 мин.).
Подведение итогов урока.
Объяснение выполнения домашнего задания.
Рефлексия урока.
Методы и методики, применяемые на уроке.
- словесные методы (беседа, диалог);
- наглядные (работа с дидактическими карточками по анатомии человека «Кости туловища и конечностей», «Кости черепа», «Синдесмология» авторы:
Гайворонский И.В., Гайворонский А.И., Ничипорук Г.И., Сапин М.Р.); - практические (показ на макете различных частей скелета человека); - дедуктивные (анализ, применение знаний, обобщение).
На уроке использованы элементы методики системно-деятельностного подхода к обучению (автор: Л.С. Выготский).
Оборудование: учебный макет скелета человека, дидактические карточки по анатомии человека с изображением различных частей опорнодвигательной системы: кости и мышцы, различные соединения костей: швы, суставы и хрящи.
Используемые технические средства обучения:
- ноутбук,
- мультимедийное оборудование (проектор, мультимедийный экран),
- колонки для усиления звука,
- фрагмент видеоурока «Опорно-двигательный аппарат».
Ход урока
I. Организационный этап
Контроль готовности учащихся к уроку. Приветствие учителем учащихся.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Рад видеть вас вновь на моем уроке. Ребята, подарите улыбки мне, соседу по парте, ясному солнцу за окном. Помогать вам сегодня будут ваше внимание, сообразительность и дружная работа. Итак, начинаем урок биологии. Для начала отметим отсутствующих и продолжим урок (идет перекличка учащихся по журналу).
II. Мотивационно-целевой этап
Учитель: ребята, на прошлом уроке мы с вами завершили раздел «Опорно-двигательная система». Мы много говорили о строении и функциях опорно-двигательного аппарата, о значении данной системы в деятельности организма человека. Сегодня проводим обобщающий урок, на котором должны закрепить и систематизировать знания, полученные ранее в ходе изучения данного раздела.
Цель нашего урока: систематизация и обобщение знаний по теме «Опорно-двигательная система» и умение использовать полученные знания на практике.
III. Этап актуализации знаний
Учитель предлагает вспомнить, что учащиеся изучали и делали на прошлых занятиях, и что стало результатом их труда.
Учитель: предлагаю вам повторить ранее изученный материал в форме устного экспресс-опроса.
Ученики, из числа желающих, выходят к доске и работая с учебным оборудованием (макетом скелета и скелетом отдельных частей тела: верхних и нижних конечностей), отвечают на вопросы учителя. Устный опрос учащихся по теме: «Опорно-двигательная система» 1. Что составляет опорно-двигательную систему человека? 2. Назовите и покажите на макете отделы скелета. 3. Что является основой скелета туловища? 4. Из чего состоит позвоночник? 5. Какой тип соединения костей характерен для позвоночника? 6. Из каких отделов и костей состоит скелет верхних конечностей? 7. Из каких отделов и костей состоит скелет нижних конечностей? 8. Назовите пояса верхней и нижней конечности, какие кости они в себя включают? 9. Из каких отделов состоит скелет головы? 10. Покажите на макете кости мозгового отдела скелета головы. 11. Покажите на макете кости лицевого отдела скелета головы. 12. Опишите и покажите на макете строение грудной клетки. За каждый правильный ответ учащимся выставляется 1 балл. |
Учитель быстро подсчитывает баллы, заработанные при устном опросе и озвучивает их учащимся.
IV. Решение практических задач на уроке
Учитель: предлагаю вам небольшой видеоурок по теме: «Опорнодвигательный аппарат». Посмотрите его внимательно. Он пригодится вам при выполнении практического задания.
С помощью мультимедийного оборудования учитель демонстрирует учащимся фрагмент видеоурока (на 5 минут).
После просмотра видеоурока учитель продолжает работу с классом.
Учитель: ребята, сегодня на уроке мы проведем небольшое практическое занятие, помогут нам в этом ваши знания и наглядные пособия – дидактические карточки по анатомии человека из раздела «Остеология» (учение о костях) и «Синдесмология» (учение о соединении костей). Они помогут нам в закрепления пройденного материала.
Учитель: для работы нам нужно разделиться на 2 команды. Команда «Практикующих врачей» и команда «Ученых-анатомов». Давайте вместе с вами определим кто более сообразительный: практики или теоретики. От вас потребуется зрительная память, внимание и оперативность мышления.
Учитель наглядно демонстрирует учащимся ярко оформленные и ламинированные карточки, на которых изображены различные кости черепа, туловища, верхних и нижних конечностей и различные соединения костей: швы, суставы и хрящи. С помощью данных карточек участники команд называют части скелета человека и зарабатывают баллы на уроке. Учитель поощряет активность учеников, подбадривает, хвалит за правильно названные ответы.
V. Физкультминутка
Учитель: вспомним фразу Вальтера «движение – жизнь». Ребята, предлагаю вам встать из-за своих парт и немного подвигаться. Проведем небольшую физкультминутку. Встаньте так, чтобы не мешать друг другу.
Итак, поставьте ноги на ширине плеч. Начинаем упражнения:
- круговыми движениями, плавно поднимайте вверх и опускайте поочередно вниз левую и правую руку,
- сгибайте и разгибайте попеременно руки в области локтя,
- аккуратно, без резких движений покрутите кисти обоих рук, - поочередно сжимайте и разжимайте пальцы рук в кулак.
Повторите все упражнения 2-3 раза. Посмотрите, какие суставы верхних конечностей у вас работают в данный момент: плечевые, локтевые, лучезапястные, межфаланговые. Спасибо, вы большие молодцы, присаживайтесь на свои места.
VI. Заключительный этап
Подведение итогов урока. Учитель озвучивает отметки за урок исходя из полученных ранее баллов, кратко комментирует выставление отметок.
Объяснение выполнения домашнего задания.
В качестве домашнего задания учитель предлагает ребятам подготовить 2 кроссворда (из участников 2 команд, работающих на уроке) по разделу «Опорно-двигательная система». Также для закрепления пройденных тем необходимо повторить ранее изученные параграфы по учебнику (§18-20).
Рефлексия урока.
На мультимедийный экран учитель выводит незавершенные фразы для рефлексии урока. Учащиеся по очереди выбирают начало фразы и продолжают её.
1. Сегодня на уроке я ...
2. Для меня было сложно ...
3. Я научился ...
4. В повседневной жизни я буду использовать знания о …
5. Хотел бы еще узнать о ...
Учитель: ребята, вот и подошел к концу наш урок. Вы поработали активно и дружно. Спасибо, молодцы! Всего вам доброго.
Самоанализ урока биологии
Учитель: Камышников Роман Сергеевич
Класс: 9 «А»
Предмет: Биология.
Тема: «Опорно-двигательная система».
Тип урока: урок-обобщения и систематизации знаний.
Данный урок является заключительным в разделе «Опорнодвигательная система». Специфика урока состояла в организации работы учащихся на основе системно-деятельностного подхода. Урок опирался на знания, полученные учащимися на предыдущих занятиях по биологии и другим предметам: химии, физической культуре.
Класс состоит из учащихся различного уровня подготовки, поэтому на уроке осуществляется дифференцированный подход к различным видам деятельности учащихся.
Цель данного урока соответствуют требованиям образовательного стандарта и связана с предыдущими учебными темами.
Перед уроком была поставлена триединая дидактическая задача, которая реализовывалась через следующие аспекты:
- образовательные – обобщить знания научной терминологии в области опорно-двигательной системы человека, выявить взаимосвязь строения костей и выполняемых ими функций в организме;
- развивающие – развивать умение анализировать и обобщать; развивать внимание, наблюдательность; продолжить развивать навыки работы с различными источниками информации;
- воспитательные – воспитывать научное мировоззрение, формировать бережное отношение к своему здоровью; воспитывать чувства уверенности, дисциплинированности и необходимость ведения здорового образа жизни.
Урок был направлен на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов:
- предметные: знания о строении скелета, его значении, составе, типах соединения костей, классификации костей по форме;
- метапредметные: умение работать с текстом и дополнительным материалом, умение наблюдать, делать выводы;
- личностные: умение работать в команде, у доски, аргументировать свою точку зрения, готовить необходимый материал для сообщения по теме.
Выбранная структура урока рациональна для реализации поставленных целей. Оптимально подобрано время для каждого этапа урока. Была обеспечена логическая связь между ними. Основные формы обучения – фронтальная (устный опрос), и групповая.
Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосферы. Общение учащихся и учителя доброжелательное, доверительное.
Использованное соответствовало поставленным теме, целям и задачам урока.
На занятии были использованы разнообразные методы обучения: словесные, наглядные, практические. Для активизации познавательной активности, повышения качества образования учащихся использовались информационно-компьютерные средства обучения. Использовались элементы системно-деятельностного подхода в работе с учениками.
Проводимый урок биологии был 2 по счету в расписании. Дети не были уставшими и эмоционально истощенными, что способствовало активности на уроке. Материалы урока соответствовали возрасту детей, мною как учителем учитывались психологические особенности обучающихся.
Урок начался с непродолжительного организационного момента, который позволил быстро включить учащихся в ход урока, активизировать внимание, мотивировать. Приведенные во время физкультминутки слова Вольтера «Движение – это жизнь» способствовали снятию тревожности и положительному настрою на дальнейшую работу.
Занятие прошло на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили большое удовольствие от общения, чувствовалась динамика и темп урока. Особенным вниманием у учащихся пользовались работа с макетом скелета и командная работа с использованием дидактических карточек по анатомии человека, активно прошла устная работа. Ребята участвовали в подведении итогов урока. Отметки за урок выставлены и прокомментированы, получено домашнее задание и пояснения по его выполнению в группе. Рефлексивный этап был эмоциональным и содержательным. Ребята высказали свое мнение по усвоению материала, осознали важность сохранения и укрепления здоровья и организма в целом.
Приложение 1
Карточки по анатомии человека, используемые с учащимися на уроке
Приложение 2
Фотоматериалы
«Использование учебного оборудования учителем на уроке биологии»
Приложение 3 Описание современной методики обучения биологии
«Дидактические карточки как средство наглядно-образного обучения»
В век информационных и коммуникационных технологий существует многочисленное количество различных методов обучения. Но среди средств наглядности по биологии важное место занимает дидактический материал, а именно дидактические карточки. Ведь главная задача, которая стоит как перед школой, так и перед учителем – это
совершенствование урока как основной формы учебно-воспитательного процесса.
Актуальность данной технологии заключается в том, что в современной школе сложно сформировать познавательный интерес у учащегося в изучении того или иного школьного предмета, а именно биологии, и чтобы проявить интерес, учителю нужно приложить немало усилий. Дидактические (обучающие) карточки могут оказать огромную роль в данном процессе.
Дидактическая карточка – это рациональное средство наглядности с частью научной информации, заданий, вопросов, а также с организационными указаниями. В ней содержатся основные сведения, задачи и вспомогательные решения в описательной форме, с помощью которых учащиеся индивидуально, группами или же с классом на уроке или во время практической работы выполняют задания для накопления, а также контроля учителем знаний и умений. Задания к карточкам содержит в себе упражнения, которые обеспечивают учеником усвоение материала.
Если педагог целесообразно подобрал и смог правильно включить в процесс обучения использование дидактических карточек, то он смог реализовать принцип наглядности.
Дидактические карточки реализуют следующие функции:
- познавательную: являются предметом познания некоторых фрагментов действительности;
- формирующую: являются средством, через которую происходит развитие познавательных способностей, а также чувств и силы воли;
- дидактическую: являются важным источником знаний, умений и навыков, упрощают закрепление изученного материала, контроль пройденного материала и степень владения знаниями и умениями [1, с. 23].
Можно выделить следующие требования к дидактическим карточкам:
1. Доступность – материалы должны подбираться учителем учитывая уровень знаний у обучающегося.
2. Логичность.
3. Самостоятельная деятельность – обучающийся должен работать с карточкой в большей части самостоятельно, без посторонней помощи.
4. Индивидуальная направленность – сложность и вид дидактической карточки может подбираться для каждого обучающегося в индивидуальном порядке.
5. Наглядность и моделирование, так как наглядно-образные компоненты мышления играют немаловажную роль в жизни обучающегося.
6. Познавательная мотивация.
Активно используются дидактические карточки на уроках биологии в 9 классе при изучении курса «Человек и его здоровье», в частности, при изучении раздела «Опорнодвигательная система». Знание анатомии человека невозможно без понимания местоположения отдельных органов и их образований. С этой целью учителем применяются на практике карточки с цветными рисунками и указанием наиболее важных структур в составе частей тела или органов. Карточки являются иллюстрированным опорным конспектом, позволяющим в достаточно сжатые сроки качественно подготовиться к практическим занятиям или повторить ранее изученный материал. На лицевой стороне размещены анатомические рисунки с цифровыми указателями, на обороте представлено краткое описание с соответствующими русскими и латинскими терминами.
Это очень удобно для запоминания сложного и объёмного материала.
Значение дидактических карточек в процессе обучения:
1. Самостоятельное овладение учащимися необходимым материалом и формирование умений работать с различными источниками информации.
2. Формирование у обучающихся познавательной деятельности.
3. Формирование умений самостоятельно осмысливать и усваивать новый материал.
4. Условные заменители, схемы и рисунки в дидактических карточках способствуют развитию творческого воображения у обучающегося.
5. Самоконтроль и самокоррекция.
6. Тренировка в процессе усвоения учебного материала.
7. Усиление мотивации обучения у обучающихся.
8. Развитие определенного вида мышления: наглядно-образного, теоретического, логического.
9. Формирование культуры учебной деятельности, информационной культуры общества [1, c. 54].
Большинство методистов и педагогов уверены, что для более успешного формирования биологических понятий нужно использовать дидактические карточки.
Работа учащегося под руководством учителя, может быть организована не только на уроках биологии, но и во внеурочной деятельности.
Использование учителем дидактических карточек на своих уроках поможет ему решить одну очень важную школьную задачу – «шире практиковать активные формы занятий».
Применение и работа с карточками – сугубо гибкая форма, которая предоставляет возможность школьникам и учителям выбрать нужный материал для каждого отдельного случая, сэкономить время, развернуть работу сразу с несколькими группами обучающихся по разным темам [5, c. 43].
Для выработки интереса у школьников дидактические карточки используются:
1. В ходе проведения самостоятельной работы. На занятии каждому школьнику выдается свой индивидуальный вариант дидактических карточек с определенными заданиями и вопросами, на решение которых дано определенное количество времени.
2. При преподавании нового материала. Учитель предоставляет для каждого ученика дидактический материал в виде карты, которая, как и другие картинки, таблицы, экранные пособия и рисунки учителя наглядно дополняет рассказ. Со своей стороны, ученики должны понять рассказ учителя и выполнить задания карты, применяя графическое изображение (например, дорисовать). Данная форма использования дидактических карточек не требует от школьника творческой деятельности, но все же учебный процесс становится более понятным и интересным.
3. В процессе проверки и закрепления знаний. Для этого требуется описание или графическое изображение отдельных фактов, которые обсуждались уже на предыдущих уроках. Такие виды уроков, требуют применения полученных ранее знаний.
4. Применение на практических занятиях. Школьники приписывают в свои карточки результаты наблюдений опытов [4, c.18].
Учитель, применяя на своих уроках дидактические карточки разных уровней сложности дифференцированно подходит к своим учащимся.
Дидактические карточки учеников, которые менее подготовлены, нуждаются в вопросах менее сложного фактологического уровня и по пару вопросов понятийного уровня. Для школьников среднеуспевающих, лучше всего подготовить после фактологических вопросов, еще два-три вопроса творческого уровня.
Применение дидактических карточек всех видов есть весьма эффективное средство оптимального проведения индивидуальной, групповой и фронтальной проверки и оценки знаний учащихся [4, c. 65].
Чтобы провести анализ исходной ситуации и определить цели обучения учителю нужно ознакомиться с основными нормативными документами, которые регламентируют обучение биологии в школе: базисным учебным планом общеобразовательных учреждений РФ, проектом стандарта биологического образования в школе, альтернативными программами и учебниками. Это объясняется тем, что в средних общеобразовательных учреждениях России формируется система вариативного, личностно-ориентированного обучения.
Использование карточек на личностно-ориентированном уроке начинается с выбора задания детьми. Следует сказать, что на процесс выбора карточки школьником учитель не оказывает никакого влияния. Кроме выбора карточки, школьник так же должен выбрать и форму работы с дидактической карточкой (групповая или же индивидуальная).
Еще одно достоинство, использования дидактических карточек учителем на уроке – это реальная помощь в осуществлении индивидуального подхода к каждому школьнику на обычных уроках в условиях массовой школы. В тот момент, когда все остальные занимаются одной общей работой, ученики с карточками решают свои индивидуальные задания. На дидактических карточках ничего не указывается кроме самого задания и его номера. Но бывает исключение, когда учитель делит все задания по уровни сложности и, иногда, помечает их соответствующим значком. При этом учитель сам решает какую карточку дать ребенку, делая акцент на свои представления о возможности того или иного школьника. После окончания работы учеников с карточками учитель сам проверяет их выполнение, может вызвать к доске или просмотреть записи в тетради.
Дидактические карточки, как правило, применяются в ходе индивидуальной работы учащихся. Задания, предназначенные для коллективной работы на карточках, в индивидуальной работе не используются. Все это помогает учителю с полной уверенностью говорить о дидактических карточках как об одной из форм реализации индивидуального подхода на уроке.
В стандартной системе образования учитель есть центральная фигура в классе. Он выполняет роль главного инициатора и контролера происходящего в ходе урока. Учитель находит все ответы на основные вопросы, которые связаны с процессом обучения. Сущность индивидуального подхода заключена в том, что индивидуальный подход к учащемуся происходит на основе профессиональной избирательности и активности самого учителя.
Но в современном образовании ученик на уроке выполняет более важную и активную роль. В этом случае не учитель, а сам ученик является центральной фигурой в классе. На уроке ученик сам принимает решения, имеет реальную возможность повлиять на то, что и как он изучает, может вполне самостоятельно делать выбор. Для реализации всего этого на современном уроке тоже применяют дидактические карточки, но здесь у них имеется важное отличие: эти дидактические карточки используются таким образом, что не учитель, а собственно сам ученик должен принять решение, что и как делать. Ученик сам делает свободный и самостоятельный выбор между предложенными ему вариантами.
Процесс обучения, в ходе применения дидактической карточки на уроках биологии, становится еще более интересным и занимательным, вызывает у обучающихся бодрое рабочее настроение и облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала.
Очень важно продумать поэтапное распределение дидактических карточек на уроке биологии. Однако на любом этапе урока дидактические карточки должны быть интересными, доступными, увлекательными и включать учеников в разные виды деятельности.
Применение дидактических карточек на уроках помогает учителю оживить учебный процесс, формирует познавательную активность, проницательность обучающихся, внимание, память, мышление, поддерживает интерес и помогает избавиться от утомляемости [2].
Проблема использования дидактических карточек на уроках биологии является весьма актуальной в методике обучения биологии.
Проанализировав и изучив психологическую, педагогическую и методическую литературу по своей теме, я пришел к выводу, что применение на уроках биологии дидактических карточек помогает учителю более полно раскрыть тему, развивает внутреннюю мотивацию у учащихся в учебной познавательной деятельности, способствует концентрации их внимания на учебном материале и оказывает содействие в усвоении биологических понятий. Однако в настоящее время не существует единой системы работы с дидактическими карточками.
Таким образом, исходя из опыта учителей биологии, можно сказать, что большинство из них положительно относятся к применению дидактических карточек на уроках. Более того, они сами пользуются ими, даже сами составляют эти дидактические карточки. Учителя часто используют дидактические карточки на уроках биологии с целью развить у обучающихся интерес к предмету, ведь когда обучающиеся видят у себя перед глазами наглядный пример того, что изучили или изучают у них, возникает
заинтересованность к тому, что изучается на уроке. Так же в ходе исследования я выявил такую закономерность, что дидактические карточки используются чаще на уроках, при выполнении домашних заданий и при проверки остаточных знаний у обучающихся.
Список использованных источников
1. Анастасова Л.П. Дидактический материал и методика его использования на уроках биологии, Москва: Просвещение, 2001. – 82 с.
2. Использование дидактических карточек как одно из средств наглядности на школьных уроках /Кузьмина К. В., Сорокина И. В. Емелево. – 2020.
3. Калинова Г.С., Кучмечко В.С. Настольная книга учителя биологии: пособие для учителя. Москва: ООО Издательство АСТ, 2002. – 158 с.
4. Комиссаров Б.Д. Методологические проблемы школьного биологического образования, Москва: Просвещение, 1999. – 74 с.
5. Якиманская И.С. Технология ориентированного образования. Москва. – 2000.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.