Параметры урока |
Содержание параметров |
Программа, учебник, особенности |
Образовательная система “Школа России” Программа “Русский язык” (Т.Г. Рамзаева) Деятельностный подход – основной способ получения знаний. В основе курса лежит проблемно-диалогическая технология, технология оценивания достижений. |
Тема урока |
Неопределённая форма глагола |
Место урока в системе уроков |
Урок 148 в разделе “Глагол”. |
Форма и тип урока |
Урок открытия нового знания (ОНЗ) Форма проведения – деловая игра. |
Образовательная цель и задачи |
цель: сформировать понятие о неопределённой форме глагола. Задачи: Обучающие: - обобщить знания обучающихся о глаголе; - научить отличать глаголы в неопределенной форме от других глаголов по вопросам; - обучать делать выводы по теме; Развивающие: - развивать познавательную активность, внимание, наблюдательность; - развивать умение самостоятельно получать информацию; Воспитательные: - воспитывать коммуникативные качества, самоконтроль. |
Ресурсы урока |
Компьютер, видеопроектор, экран, презентация |
Предметные результаты |
Обучающиеся имеют возможность научиться: - отличать глаголы в неопределённой форме от других глаголов по вопросам; - по окончанию находить глаголы в неопределённой форме; - правильно записывать глаголы в неопределённой форме. |
Метапредметные результаты |
Регулятивные УУД - определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; - проговаривать последовательность действий на уроке; - учиться работать по предложенному учителем плану. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на уроках открытия новых знаний. - учиться отличать верно выполненное задание от неверного; - учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке. Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) Познавательные УУД - отличать новое от уже известного с помощью учителя; - ориентироваться в учебнике; - находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - делать выводы в результате совместной работы класса. Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника. Коммуникативные УУД. - донести свою позицию до других; оформлять свою мысль в устной форме; - слушать и понимать друг друга. Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога. |
Личностные результаты |
Является формирование следующих умений: -определять и высказывать под руководством педагога самые простые, общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве; - в предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, делать выбор, как поступить. Средством достижения этих результатов является парно-групповая работа. |
Структура урока(ОНЗ, проблемно-диалогическая технология) |
I этап. Мотивация к учебной деятельности. II этап. Словарная работа III этап. Актуализация опорных знаний. IV этап. Открытие нового и формулирование темы урока. V этап. Закрепление. VI этап. Рефлексия учебной деятельности. |
Ход урока
I. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- Мысленно скажите себе: я сосредоточен, внимателен, догадлив, сообразителен, уверен в себе. Сегодня мы проводим урок в форме деловой игры. Ребята, кто такой детектив? (Агент сыскной полиции; специалист по расследованию уголовных преступлений).
- А кто такой агент? (Человек, который действует в чьих-либо интересах; служит чьим-либо интересам).
- Какими качествами он должен обладать? (Высказывания детей.)
- Итак, ребята, представьте, что вы детективы, а наш кабинет “Детективное агентство” (слайд № 2)
1. Иметь зоркий глаз.
2. Уметь слушать и слышать.
3. Быть внимательным.
- В наше агентство поступило сообщение “Помогите определить форму слова” Что будем делать? (Собирать информацию)
- Что же должен уметь делать детектив? Читаем!
- Открыли тетради, записали число, классная работа.
II. Словарная работа.
Цель: зафиксировать представления о новых словарных словах.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- Перед вами слова: агент, детектив. (слайд №3)
Какие орфограммы встретились в данных словах? (Непроверяемые безударные гласные, парные согласные). Запишите данные слова в тетради, подчеркните орфограммы.
III. Актуализация опорных знаний.
Цель: актуализировать представления о глаголе; зафиксировать ситуацию демонстрирующую недостаточность имеющихся знаний.
Организация учебного процесса на данном этапе:
- Итак, с какой частью речи будем работать на уроке? (с глаголом).
- Чем занимаются детективы? (ищут, собирают информацию)
- Мы детективы, значит должны составить фоторобот
- Как вы думаете, о чём будем собирать информацию? (о глаголе)
- Соберём уже известную информацию о глаголе.
Проверка в виде теста.
Глагол – это служебная часть речи.
Глагол – обозначает предмет.
Глагол – изменяется по временам.
Глагол – отвечает на вопрос какой?
Глагол – в прошедшем времени изменяется по родам.
Глагол – изменяется по числам.
Глагол – изменяется по падежам.
Глагол – в будущем и настоящем времени изменяется по лицам.
Глаголы в предложении являются подлежащим.
Глаголы прошедшего времени в единственном числе имеют суффикс -л-.
Карточка взаимопроверки (нет, нет, да, нет, да, да, нет, да, нет, да.). (слайд №4)
- Что такое глагол? (Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? что сделать? что делает? что будет делать? что сделает? Что делал? что сделал? Например..).(слайд №5)
Как изменяются глаголы? (Глаголы изменяются по временам: прошедшее, настоящее, будущее.)
Как изменяются глаголы прошедшего времени? (Глаголы прошедшего времени изменяются по числам и по родам.)
Как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? (Глаголы настоящего и будущего времени изменяются по лицам и числам.)
IV. Открытие нового и формулирование темы урока (постановка проблемы).
Цель: согласовать и зафиксировать цель и тему урока; построить план и определить средства достижения цели.
Организация учебного процесса на данном этапе:
1. Словарная работа (самостоятельная работа): (слайд №6)
Ст_щил со стола
Хр_нишь тайну
В_сит на краю
Л_тят на юг
Прок_тить по дорожке
См_треть в окно
Запишите словосочетания, объяснить орфограммы на месте пропущенных букв.
- Определите падеж имен существительных.
-Обратите внимание на глаголы в словарной работе. Можно ли определить, кто действующее лицо, когда происходит действие?
- Можно ли определить число, время, лицо у этих глаголов? Подпишите.
- Какие глаголы «лишние»? Почему? ( прокатить, смотреть)
2. Назовите тему урока. (Тема: «Неопределенная форма глагола») (слайд №7)
3.Сформулируйте цель сегодняшнего урока. (Цель: формировать понятие о неопределенной форме глагола.)
3. На какие вопросы отвечают глаголы в неопределённой форме? (слайд №8)
- Поставьте вопросы к этим глаголам. (Что делать? Что сделать?)
- Значит, это глаголы в неопределённой форме.
Можно у данных глаголов определить время и число? (нет)
- Откройте учебник с.130. Прочитайте правило.
- Какую дополнительную информацию вы получили о глаголах неопределённой формы?. (Имеют суффиксы –ть, -ти)
- Ребята, в настоящее время, в русском языке среди учёных нет общего мнения: являются –ти и –ть суффиксами или окончаниями, поэтому давайте просто будем говорит: “Оканчиваются на –ть и –ти)
- Глядя на наш фоторобот, сделайте полный вывод.
(Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? стоят в неопределённой форме. Эти глаголы оканчиваются на -ть и –ти. Неопределённая форма не указывает на время и число глагола.)
4.Упражнения для глаз.
V. Закрепление.
Цель: зафиксировать во внешней речи знания .
Организация учебного процесса на данном этапе:
(слайд №9)
1. Образуйте от данных глаголов неопределенную форму
-Как будете действовать? Составьте алгоритм. (Сначала задать вопрос к глаголу, затем изменить по вопросу неопределенной формы).
- Почему это необходимо делать? ( вопрос может содержать или не содержать приставку с-)
живешь – жить
поплывешь – поплыть
бежишь – бежать
глядим – глядеть
жду – ждать
машешь – махать
несёшь – нести
сидит – сидеть
2. Замените одним словом. (слайд №10)
Исполнять роль в спектакле - играть
Чувствовать холод – мерзнуть
Не разрешать что-либо делать – запрещать
Находить решение – решать
Подвергаться опасности, риску – рисковать
Обнести изгородью, забором - загородить
3.Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы (устная фронтальная работа).
Дать слово- (слайд №11)
Держать язык за зубами –
Зарубить на носу –
Вешать нос –
Мозолить глаза –
4.. Физкультминутка
Внимание на меня: “Повернуть голову направо, налево, поднять руки вверх, опустить на парту, сесть правильно”.
- Какие слова я использовала? (Глаголы в неопределённой форме).(слайд №12)
- Глагол в неопределённой форме называют “инфинитив”,что в переводе с греческого языка как раз и обозначает – неопределённая форма глагола. Глаголы в этой форме отвечают на вопросы? (Что делать? Что сделать?)
- Кроме того, инфинитив легко узнать, т.к. показателем его является (-ть и ти).
- Легко вам по фотороботу определить форму глагола?
- Мы собрали информацию?
- А какую?
5. Индивидуальная работа (слайд №13)
1. Индивидуальная работа у доски.
Карточка с заданиями
1. Прочитай.
2. Сколько предложений записано?
3. Подумай, какие это предложения по цели высказывания?
4. Расставь знаки препинания.
5. Найди глаголы, подчеркни их.
6. Попробуй определить время, лицо, число этих глаголов.
7. Что о них можно сказать?
Нужно обязательно читать книги! Для чего? Чтобы больше знать, понимать, чувствовать.
Рубрика “Это интересно”.
Цель: расширить понятие о глаголах неопределенной формы.
– А все ли мы узнали о глаголах неопределенной формы?
– Послушайте, какой разговор состоялся между 2-мя
мальчиками-спортсменами:
– В этом году на соревнованиях области я обязательно победю … нет побежу….а
может побежду– замялся Влад.
– Эх ты, еще не знаешь, как сказать, а хочешь победить,– засмеялся Саша.
– А как же правильно сказать? Подумайте.
Попробуйте изменить глагол “победить” по лицам.
Глагол “победить” в 1-м лице не употребляется. Действительно, в русском языке некоторые глаголы в 1-м лице не могут употребляться. Однако ситуация не безвыходная. Можно сказать: одержу победу, стану победителем, смогу победить (глагольное словосочетание)
Составьте предложение устно с этим словом.
Например: Я должен победить….
(слайд №14)
К списку аналогичных глаголов относятся также: убедить, дерзить, лебезить, бороздить, пылесосить, голосить, шелестеть и некоторые другие.
Давайте будем работать на уроках так, чтобы все смогли справиться с заданиями и одержать победу.
VI. Рефлексия учебной деятельности.
Цели: зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; оценить свою работу и работу класса на уроке; обсудить домашнее задание; наметить направление будущей деятельности.
Организация учебного процесса на данном этапе:
1. Подведение итогов.
- Подведём итог работы нашего агентства.
- На какие вопросы отвечает глагол в неопределённой форме? (что делать? что сделать?)
- Что является показателем неопределённой формы? (Глаголы в неопределённой форме оканчиваются на -ть, -ти)
- Какие трудности остались?
2. Обсуждение домашнего задания (упр. 415 стр.181).
3. Оценивание работы на уроке.
- Вы, молодцы! Все хорошо работали.
- Оцените свою работу в дневниках.
- Поднимите кружок, который соответствует вашему настроению.
(слайд №15)
Прозвенел
опять звонок,
И закончился урок.
Вы, ребятки, отдохните,
Силы новой наберите.
Это нужно детворе
Для здоровья при игре.
- Спасибо за работу на уроке.
Верно.
Директор МБО СОШ №3 Афанасьева Т.Г.
14.09.2023
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.