Конструирование
метафоры как способ развития креативности
личности в процессе литературного образования лицеиста.
Метафора творит волшебство,
преображает обыкновенное и привычное
в чудо, создаёт сказку…
В новом ФГОС отмечена необходимость привести школьное образование в соответствие с потребностями времени, современного об-щества, которое характеризуется изменчивостью, многообразием существу-ющих в нем связей, широким внедрением инновационных технологий. Важной целью образования в этих условиях становится подготовка учеников к решению проблем в широком круге проблемных ситуаций, к овладению исследовательской деятельностью, направленной на развитие креативных способностей и познавательных интересов учащихся, с учетом их психологических особенностей развития.
Сегодня, когда в науке все более популярны идеи самоорганизации непредсказуемых процессов, в эпоху стремительно наступающих перемен, метафоризация (т. е. процесс образования метафор) как динамический аспект не только языка, но и мышления, как синтетический метод познания занимает едва ли не центральное место среди способов активно отвечать на вызовы информационного общества. Более того, ученые установили, что существует генетическая связь метафоры и новизны: креативная метафора представляет собой пусть маленькое, но открытие.
Анализ функций метафор (номинативной, познавательной и др.), показывает, что мышление обращается к метафоре в проблемно-когнитивной ситуации, когда нет готовых средств обозначения, объяснения, создания образов и смыслов. Метафора, являясь образной аналогией, создает в языке новые понятия, концепты, образы и таким образом фиксирует творческий характер интеллектуальной человеческой деятельности.
О метафорической способности – возможности создавать метафоры – как творческой способности говорил еще Аристотель: «…а всего важнее – быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого; это – признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры значит подмечать сходство»
Преподавателя при исследовании творческого процесса школьников интересует, когда индивидуальные различия между детьми перерастают в самостоятельность, отсутствие подражательности, в результате чего появляются оригинальные, т. е. незаимствованные, подлинные продукты креативной деятельности. Креативность как способность порождать необычные идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем и быстро разрешать проблемные ситуации требует от ученика наличия определенного комплекса мыслительных и личностных качеств. В структуре креативных способностей учащихся способность к созданию метафор является самостоятельным компонентом. М. А. Холодная рассматривает показатель креативности «метафоричность» как комплекс интеллектуальных свойств, проявляющихся в готовности работать в фантастическом, «невозможном» контексте, как склонность использовать символические, ассоциативные средства для выражения своих мыслей, умение в простом видеть сложное, в сложном — простое .
Важность моделирующей роли метафоры, дающей толчок развитию творческой мысли и наводящей ученика-исследователя на новые аналогии, отмечалась Е. О. Опариной, которая трактовала метафору как «один из основных приемов познания объектов действительности, создания художественных образов и порождения новых значений, когда метафора выполняет познавательную, номинативную, художественную и смыслообразующую функции». Одним из наиболее значимых факторов, обеспечивающих развитие креативности обучающихся, является метафорическое творчество, цель которого — решение с помощью метафор проблемных и познавательных ситуаций, позволяющих рассматривать конструирование метафоры как креативный процесс. Процесс создания метафоры состоит из последовательности творческих этапов и в целом требует от ребенка наличия комплекса качеств, являющихся компонентами креативного мышления. Таким образом, процесс метафоризации, опираясь на воображение, посредством оригинального и независимого мышления формирует образы, в реальности не существующие, и, следовательно, при решении «образной» и/или «смысловой» проблемы является интел-лектуальной творческой деятельностью. Механизм конструирования ме-тафоры можно представить. « Всего важнее быть искусным в метафорах. Это признак таланта, потому что слагать хорошие метафоры – значит подмечать сходство» Аристотель «Поэтика». «Метафора – своеобразный рычаг, приводящий в движение ум и душу читателя» К. Паустовский.
Склонность к творчеству, в соответствии с концепцией креативности С. Медника, определяется способностью преодолевать стереотипы на конечном этапе мыслительного синтеза и широтой поля ассоциаций. Фор-мирование новых ассоциаций по смыслу рассматривается как креативный мыслительный процесс, а показателем креативности испытуемого может служить величина отдаленности ассоциаций от стереотипа, т. е. уровень оригинальности ассоциаций [Mednick S.A., 1969]. Была выдвинута гипотеза, что в направленном ассоциативном эксперименте – генерировании ассоциаций по сходству – оригинальность проявится не в ассоциациях-сравнениях, отражающих прямое, реально существующее и зримо наблюдаемое сходство, а в ассоциациях-метафорах, при конструировании которых человек не столько открывает сходство, сколько создает его [Шрагина Л. И., 2000].
Одной из эффективных технологий в развитии креативности, является технология ТРИЗ, разработанная Г.С. Альтшуллером. ТРИЗ – технология преимущественно игровая, которая предполагает реализацию дифференцированного и индивидуального подхода. Благодаря этому каждый ребенок выполняет задание на своем уровне развития, а значит, чувствует себя комфортно и развивается в соответствии со своими возможностями. Многие модели ТРИЗ – технологии в виде игр хорошо ложатся на программный материал по основным предметам. Технология ТРИЗ включает в себя огромное количество чудесных методов и приемов в том числе приемы по конструированию метафор, помогающих не просто развивать в детях фантазию, логическое мышление, а желание мыслить системно, понимать суть происходящих процессов.
Хотелось бы обратить внимание на ещё один способ развития креативности у детей- метод синектики. Синектика — один из методов психологической активизации изобретательского творчества — разработана У. Гордоном в 50-х годах. В числе рабочих механизмов творчества, введенных автором, были 4 аналогии: прямая, личная (эмпатия), символическая и фантастическая. По мнению У. Гордона для творческого процесса очень важно умение превращать непривычное в привычное и, наоборот, привычное в непривычное, что лучше всего выполняет символическая аналогия (СА).
Чтобы получить СА, У. Гордон предлагает найти сочетание двух слов, обычно прилагательного и существительного, которые в краткой парадоксальной форме или в виде яркой метафоры охарактеризовали бы суть задачи или объекта. Например, мрамор — это “радужное постоянство”; ядро атома — “энергетическая незначительность” .
Старшим братом СА можно назвать ОКСЮМОРОН (О) — стилистическую фигуру, состоящую из парадоксального объединения понятий, относящихся к одному объекту. Такие конструкции очень распространены в публицистических и художественных текстах, они передают мысль автора глубоко, ярко и сильно (“Живой труп”, “Оптимистическая трагедия”, “Горячий снег” и так далее).
Общность средств, применяемых в техническом творчестве и в литературе, еще раз подтверждает гипотезу, что психические механизмы творческого процесса в любой сфере человеческой деятельности одинаковы. Поэтому совершенствование этих механизмов является важной и актуальной задачей педагогического процесса. Однако, необходимо отметить, что никаких правил или приемов построения СА ни сам У. Гордон, ни другие авторы и разработчики методов технического творчества не предлагают. Нет также правил конструирования О. Опыт работы автора показывает, что выявление скрытых внутренних свойств объекта с помощью СА или О, как правило, вызывает у учащихся серьезные затруднения, особенно на первых занятиях. Конструирование таких форм требует развитого воображения и связано со всем разнообразием операций мышления, как анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и абстрагирование.
Исходя из определения, что парадокс — это утверждение и отрицание одного и того же понятия, обладающего множеством существенных признаков, предлагается следующая методика конструирования СА и О:
1. Выберите понятие, дайте ему краткую характеристику.
2. Определите его существенные признаки (в их число могут входить и функция объекта, и его принцип действия), запишите их в столбик.
3. Подберите к существенным признакам антонимы (понятия, противоположные по смыслу. Для ряда признаков это могут быть антисистемы, то есть объекты, выполняющие противоположные действия).
4. Подберите антонимы, которые дают парадоксальную конструкцию с самим выбранным понятием.
5. Из полученного списка противоположных по смыслу пар выберите те сочетания, которые дают красивое парадоксальное определение выбранного понятия.
6. Методом перебора вариантов создайте несколько сочетаний существенных признаков и антонимов, подберите объекты, которые определяются такими сочетаниями.
7. Используя цепочку ассоциаций, подберите к выбранному понятию, его существенным признакам и их антонимам несколько ярких метафор.
Анализ литературы по исследованию метафоры показал, что практически все исследователи считают метафору продуктом деятельности воображения, создающего новые образы. Между тем в психологии познавательных процессов единого взгляда на природу воображения еще нет, соответственно отсутствует и единый взгляд на структуру воображения. Метафорическая способность, т. е. способность субъекта конструировать и использовать метафоры различного уровня «образности» в процессе своей деятельности, позволяет выявить, когда же эти индивидуальные различия переходят на тот новый качественный уровень, который и оценивается как креативность.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.